786.98K
Категория: ИскусствоИскусство

Концептуальный портрет слова «радость»

1.

Концептуальный портрет
слова «радость»
Исследовательская работа

2.

• Цель исследования – составление на основе
разработанного алгоритма концептуального
портрета слова «радость».
• Задачи исследования – выявить, какие
смыслы вбирает в себя данное слово-концепт,
понять, какую функцию выполняет концепт
«радость» в произведениях искусства и
культуры, в художественном тексте.

3.

Модель концептуального анализа слова
1. Создание словарного портрета слова (слово на уровне
Словаря)
2. Создание контекстуально- метафорического портрета
слова (слово на уровне словосочетания или микротекста)
3. Создание словесного портрета концепта (слово на
уровне Текста и в диалоге культур

4.

• Концепт «радость» встречается в названиях
церковных праздников:
Рождество Пресвятой Богородицы;
Рождество Христово;
Сретение;
Крещение Господне,
Пасха.

5.

6.

7.

Словарный портрет концепта
• Слово радость имеет три значения: великое чувство,
ощущение большого душевного удовлетворения, то, что
вызывает такое чувство, радостное, счастливое событие.
• Синонимы : беспечалие, веселость, веселье, восторг,
жизнерадостность, забава, ликование, отрада, потеха,
радостность, развлечение, увеселение, удовольствие,
упоение, услада, утеха.
• Антонимы: скорбь, тоска, грусть, горе, огорчение,
печаль.

8.

• Этимологически слово общеславянского происхождения
от прилагательного-архаизма «радый» (радостный),
корневой основы «ра» («Божественный Свет»);
• связано со значениями любовь (от слова «рад»), совет
(от слова «рада») и порядок (радеть – «работать», затем —
«стараться» и «заботиться»).
• Концепт «радость» сопрягается с концептами свет,
веселье, любовь, совет, порядок.

9.

• В Библии: радость от Благой Вести и радость служения
Богу.
• Радоваться – значит любить Бога, жить, не творя зла.
Человек, не умеющий радоваться, болеет.
• Апостол Павел из всех своих наказов ученикам радость
поставил на первое место:
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все
благодарите…»

10.

Контекстуально-метафорический портрет
слова «радость»
А. Фет «Это утро , радость эта…»,
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

11.

• Фет даёт эмоциональное определение весне, всё в мире
наполнено радостью: «синий свод», «говор вод», «зори без
затменья», «ивы», «березы», «мощь дня и света».
• В произведении состояние природы тесно связано с
переживаниями лирического героя: «Это утро, радость эта…».
• Весенняя ночь для лирического героя Фета – состояние «без
сна», героя переполняет волнение, счастье, когда он слышит
трели соловья, «жар постели» – аллюзия на предчувствие
любви.
• Последняя строка («Это всё – весна») – эмоциональный итог
всего произведения, провозглашающего радость жизни.
• Концепт «радость» в стихотворении сопряжён с концептами
света, счастья и любви.

12.

• Лирический герой в стихотворении Тютчева
открывает в природе высшее и божественное начало.
• Радость возникает оттого, что в мире царит гармония
жизни.
• Для Тютчева радость – это красота, могущество
природы.
• Последний катрен стихотворения открывает тайну
радости: гроза – божественная благодать (Геба на
пиршестве богов проливает нектар из кубка).
• Концепт радости сопряжён с концептами счастья,
благодарности.

13.

Словесный портрет концепта
Концептуальный анализ
фрагментов текста романа
И.С. Шмелёва «Лето Господне»»

14.

• Роман «Лето Господне», как благая весть, убеждает
читателя в том, что в жизни много источников радости,
учит открывать душу этой радости: «И радостное чтото копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь
уже «душа начнется», «Душу готовить надо…»
• Обычай – выпускать на волю птиц – символ дарения
радости.
• В Троицын день – ощущение радости в «священной
природе в день ее именин».
• В Яблочный Спас радости присущи ароматы едкой
крапивы и сладких яблок.
• Крестный ход в Праздник Воскресения Христова –
радость единения и сопричастности к великому
свершению.

15.

• Пища, приготовленная с радостью, в свою очередь
наполняет человека здоровой радостью.
• Великая радость – рождение человека («Какой у нас
свет, какая у нас радость!»)
• Нежная радость – в описании прихода лета.
• Добрая, заботливая радость – в обычае
благотворительности.

16.

• Восторженная радость – в описании Рождественской
ночи и колокольного звона Всенощной»: «Мороз, ночь,
ясные такие звезды, - и гу-ул… все будто небо звенит –
гудит, - колокола поют. До того радостно поют, будто
вся тварь играет: и дым над нами, и звезды играют,
сияние от них веселое».
• «Все люди божии» – постигает герой главную заповедь
сопричастности миру, Богу и учится вместе с народом
ощущать радость жизни.
• Рецепт рукотворной радости описан в Радунице : «… берем в
горстку пучок травы – только сжимать не нужно, а чуть-чуть
щелки, - и смотрим через нее на солнце: вот он и райский свет».

17.

• Концепт радости в романе является
одновременно и мотивом радости

18.

Этап речевого творчества
Эссе
English     Русский Правила