Русское искусство 1970-х – начала 1980 гг.
19.57M
Категория: ИскусствоИскусство

Русское искусство 1970-х – начала 1980 гг

1. Русское искусство 1970-х – начала 1980 гг.

Татьяна Григорьевна Назаренко
Ксения Васильевна Нечитайло
Наталья Игоревна Нестерова

2.

В искусстве 1970 - начала 1980 годов существенно расширяется
диапазон творческих исканий. Художники переосмысливают
классические традиции, приемы народного творчества, усложняется и
заостряется образное начало, пластические приемы живописи.
Новое поколение художников отказывается от жесткого единства
целей, характерного для 1960-х годов. Для творчества молодых
художников характерны тематическое разнообразие, стремление
охватить новые, традиционные пласты жизни, индивидуальность
позиции, творческий выбор. Возникает новая проблематика: искусство
и мироздание, человек и планета, художник и мир, жизнь и время.

3.

Назаренко Татьяна Григорьевна
(Род. 1944, Москва), живописец. Занимается
художественной
фотографией.
Портретист,
пейзажист, жанрист, мастер исторической картины.
В 1955–1962 училась в Московской средней
художественной
школе
при
Московском
государственном художественном институте имени
В.И. Сурикова, затем в 1962–1968 в Московском
государственном художественном институте имени
В.И. Сурикова у Д.Д. Жилинского. В настоящее
время преподает в этом же институте.
Лауреат
Государственной
премии
России,
действительный член РАХ.
Т.Г. Назаренко является одним из лидеров
художественной жизни 1970-х годов.
Т. Назаренко «Автопортрет с сыном». 1977 г.

4.

Назаренко Т.Г.
"Портрет цирковой актрисы"
1970 г. Холст, масло 110 x 90 см

5.

Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее
поколения, — время поисков жанра, манеры, темы. Художница пробует свои
силы и в примитивистской манере, и в системе строгой неоклассики, пишет
полотна романтически-декоративные и игровые. В эти годы ею были написаны
такие разные работы, как "Казнь народовольцев" (1969—1972), "Дерево в
Новом Афоне" (1969), "Воскресный день в лесу" (1970), "Портрет цирковой
актрисы" (1970), "Проводы зимы" (1973), "Новогоднее гуляние" (1973), "Утро.
Бабушка и Николка" (1972), "Молодые художники" (1968), "Мои современники"
(1973) и др.

6.

Назаренко Т.Г. "Новогоднее гулянье"1973 г. Холст, масло 100 x 135 см

7.

Назаренко Т.Г.
"Проводы зимы"
1973 г.
Холст, масло 130 х 170
Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург
Искусство
художницы
парадоксально: реальная сцена
передана натурно-достоверно,
но люди напоминают кукол,
сделанных
народным
мастером-примитивистом —
лица
статичны,
движение
обозначено,
но
динамика
отсутствует. Цветовая гамма
заменена условной раскраской.
Эстетика примитива входила
органической
частью
в
творчество Т. Назаренко.

8.

Назаренко Т.Г.
"Свидание"
1972 г.
Холст, масло
100 x 130 см
Государственная
Третьяковская
галерея

9.

Для творчества ее поколения характерны аналитичность, стремление к
многоплановому прочтению смысла произведения, акцент личностной интонации,
ирония.
Язык иносказаний был близок многим мастерам этого времени. Назаренко
вспоминает: "70-е годы заставили прибегнуть к иносказанию: двусмысленное
время, когда вроде бы многое разрешено, и вместе с тем снова нет, снова
закрыто".
Особую известность ей принесли картины на исторические темы ("Казнь
народовольцев", 1969–1972; "Декабристы", 1978). В них она сочетает
документальность, дух свидетельства, исторический взгляд и свое представление о
событии. Интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации и
прямого цитирования известных произведений - все это сближает искусство
Назаренко с эстетикой постмодернизма.

10.

Т. Г. Назаренко
«Казнь народовольцев»
1969 г.

11.

Картина Татьяны Назаренко "Казнь народовольцев" появилась на
Московской молодежной выставке в 1972 году. Картина была
замечена всеми, хотя и не всеми принята. В ней причудливо
соединялись приверженность образцам Ренессанса, склонность к
обобщенным размышлениям и трагическое чувство уязвимости
борцов за свободу, за духовные идеалы перед крушащей безликой
силой машины подавления. За картину "Казнь народовольцев"
Назаренко была удостоена премии Московского комсомола. В 1976
году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе
молодых живописцев в Софии (Болгария).

12.

Назаренко Татьяна Григорьевна
«Декабристы. Восстание
Черниговского полка» 1978 г.
Холст, масло160x180 см
Государственная Третьяковская
галерея, Москва

13.

Назаренко Т.Г.
"Партизаны пришли"
1975 г.
Холст, масло 160 x 120 см
Государственная
Третьяковская галерея

14.

Назаренко Т.Г.
"Портрет цирковой актрисы"
1970 г.
Холст, масло 110 x 90 см
Коллекция П. Людвига

15.

Т. Назаренко
«Я помню чудное
мгновенье…»

16.

Т. Назаренко
«Танцплощадка»
1977 г.

17.

Назаренко Т. Г.
«Московский вечер»
1978 г.
Холст, масло 160 x 180

18.

Картина Т.Г. Назаренко стала программной для многих мастеров поколения
"семидесятых". В мастерской собрались друзья и единомышленники; они вместе и в
то же время каждый герой погружен в собственные размышления. В композицию
введено множество предметов: "Журнал для хозяек", издававшийся на рубеже XIX–
XX веков, портрет Прасковьи Жемчуговой, старинные книги, словно переписанные
рукой гимназистки слова песни "Москва златоглавая"… Как будто нашли на чердаке
старый бабушкин сундук, из которого извлекли эти раритеты.
Не случайно здесь появляется и стилизованный портрет Е.П. Черевиной кисти
провинциального художника Г.С. Островского. В 1970-е годы в художественной среде
увлекались искусством примитива. В это время произошли крупные открытия в
области провинциального усадебного портрета XVIII–XIX веков, многие
произведения неизвестных или мало известных ранее мастеров обрели музейный
статус.
Назаренко размышляет об утраченной традиции, о разорванной нити истории и
культуры. Она ощущает себя преемницей лучших достижений русского искусства, а
не заветов социалистического реализма.

19.

Назаренко Т.Г.
"Цветы. Автопортрет"
1979 г.
Холст, масло 110 x 90 см
Государственная Третьяковская
галерея

20.

Назаренко Т.Г.
Диптих "Танец"
1980 г.
Холст, масло 180 x 240 см

21.

Назаренко Т.Г.
"Разорванный портрет"
1982 г. Холст, масло 100 x 82 см

22.

Назаренко Т.Г. Диптих "Пугачев« 1980 г.

23.

Назаренко Т.Г.
"Цветы и фрукты"
1982 г.
Холст, масло 100 x 80 см
Коллекция П. Людвига

24.

Назаренко Т.Г. «Первый снег» 1989 г. 100 x 130 см. Частная коллекция, Лондон

25.

Ксения Васильевна Нечитайло
(1942 - 2019)
Родилась Ксения Нечитайло в семье
известных
художников

Василия
Нечитайло и Марии Савченковой, с детства
была окружена творческими людьми.
Ксения Нечитайло - яркий представитель
живописи 1970-х гг., продолжатель линии
русского неопримитивизма в духе
Н. Гончаровой и М. Ларионова. При этом
обладала несомненно своим узнаваемым
почерком, пафосом откровения, глубиной
самоанализа, игрой с пространственными
эффектами. В центре ее Вселенной всегда
был человек, поэтому ее работы столь
автобиографичны, привлекательны особой
личной позицией автора и искренностью в
выборе лирических тем.

26.

Ксения Нечитайло окончила в 1967 году МГХИ им. В.И. Сурикова, где училась у
А. Грицая и Д. Жилинского. Вместе с другими яркими представительницами
молодежного искусства тех лет, склонными к разрушению традиционной линии в
живописи — Т. Назаренко, Н. Нестеровой, И. Старженецкой — буквально ворвалась
в московское выставочное пространство.
Произведения Ксении Нечитайло хранятся в ГТГ, ГРМ, в музеях Красноярска,
Вологды, Оренбурга, Перми, в собраниях и частных коллекциях в стране и за
рубежом, в США, Германии, Голландии, Франции.
Нечитайло К.В. «Белый натюрморт» 1984 г.

27.

Нечитайло К.В.
«Семья»

28.

29.

30.

Ксении Нечитайло
«Автопортрет с дочками Марией и Анастасией»
1976

31.

Нечитайло К.В. «За чаем»

32.

Нечитайло К.В. «Птичий рынок»

33.

34.

Наталья Игоревна Нестерова родилась в 1944
году в Москве в семье архитекторов. В 1962 году
окончила Московскую художественную школу
при Институте имени В. И. Сурикова. С 1962 по
1968 год училась в Московском государственном
художественном институте им. В. И. Сурикова
(мастерская проф. Д. Д. Жилинского). С 1969
года — член Союза художников СССР. С 1992 —
профессор кафедры сценографии Российской
Академии театрального искусства (РАТИ),
лауреат Государственной премии Российской
Федерации. В 2003 году — Лауреат премии
«Триумф». Является действительным членом
Российской Академии художеств. В настоящее
время живёт и работает в Москве и США (c 1988
года).

35.

В первой половине 1970-х годов завоевала известность
композициями, переиначивающими канон соцреалистической
фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда
и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного
царства, погружённого в оцепенение или абсурдную маету.
Ключевое значение для неё имели в ту пору образы крымских,
кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов
творчества». С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой
возобладали темы старинного города или парка. С годами на
первый план в её живописи выходят религиозные мотивы, тоже
получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего
привычные иконографические каноны.

36.

37.

38.

Нестерова Н.
«Эскалатор»
1988 г.
Холст, масло
140х160

39.

40.

41.

Нестерова Н.И.
«Тайная вечеря»
English     Русский Правила