Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
Зарождение марксизма
МАРКСИЗМ – ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
СОБСТВЕННО СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА по К. Марксу - ЕСТЬ СОЧЕТАНИЕ БАЗИСА И НАДСТРОЙКИ.
Социально-экономические формации по К.Марксу
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ
1.14M
Категория: ФилософияФилософия

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

1. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

2. Зарождение марксизма

«Манифест Коммунистической
Партии» (1848)
«Капитал» (1867)

3. МАРКСИЗМ – ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

К. Маркс: «Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в том,
чтобы изменять его»
МАРКСИЗМ рассматривает ОБЩЕСТВО КАК
СИСТЕМУ, обусловленную уровнем развития
производительных сил.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС есть последовательная
и закономерная смена общественноэкономических формаций, обусловленная
ростом и совершенствованием
производительных сил.

4. СОБСТВЕННО СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА по К. Марксу - ЕСТЬ СОЧЕТАНИЕ БАЗИСА И НАДСТРОЙКИ.

БАЗИС — совокупность производственных отношений, которые составляют
экономическую структуру общества. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СОЧЕТАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (трудящейся массы людей и средств
производства, которыми те пользуются) и ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
(общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с
производством).
• Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе.
Надстройка — СОВОКУПНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ, ПРАВОВЫХ, РЕЛИГИОЗНЫХ
ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА, А ТАКЖЕ НРАВСТВЕННЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ,
ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В НЕМ.
• Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной
самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так
и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или
тормозя развитие общества.
По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются 2
«основных», антагонистических класса — трудящиеся-производители и
собственники средств производства.
Постоянная КЛАССОВАЯ БОРЬБА между ними – причина всех прогрессивных
изменений в обществе

5. Социально-экономические формации по К.Марксу

Первобытное
общество
Рабовладельче
ское общество
(Древний мир)
Феодализм
(Средние
века)
Капитализм
(Новое
время)
Коммунизм (в
будущем)

6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ

1.ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО (БЕСКЛАССОВОЕ) -Уровень экономического
развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет
возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение
отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности.
Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.
2.РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (Древность) - Непосредственным трудом
занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в
собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия».
Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства.
Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.
3. ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО(СРЕДНЕВЕКОВЬЕ) - В обществе выделяются классы
феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от
феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом,
сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых
феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом
правления и сословной социальной структурой

7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ

4. КАПИТАЛИЗМ (НОВОЕ ВРЕМЯ, XIX-XX вв.)
Имеется всеобщее право частной собственности на средства
производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств
производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами
производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты
организуют производство и присваивают прибавочный продукт,
производимый рабочими.
Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое
принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою
жизнь иным способом, чем получением заработной платы за
выполняемую работу.
5. КОММУНИЗМ (В БУДУЩЕМ)
частная собственность на средства производства полностью устранена.
Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует.
Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести
обществу наибольшую пользу, без внешнего принуждения, в том числе
экономического.
При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому
человеку.
English     Русский Правила