Похожие презентации:
Политические установки и стереотипы
1. Политические установки и стереотипы
ПОЛИТИЧЕСКИЕУСТАНОВКИ И
СТЕРЕОТИПЫ
Сафаров Маис 175r
2. Принципиально важную роль в формировании и функционировании политической психики вообще и, особенно, политического мышления
Человека без стереотипов не бывает… Нов то же время стереотипы сковывают наши мысли
и поступки. Они ограничивают нашу свободу, рушат шкалу
приоритетов, а порой и деформируют логику.
Х. Мураками
ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХИКИ ВООБЩЕ И, ОСОБЕННО,
ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ИГРАЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И
СТЕРЕОТИПЫ, А ТАКЖЕ ИНЕРЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И
ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
3. Установка — это внутреннее качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре.
Огромную роль в формировании политического мышленияиграют политические установки и стереотипы. Понятие
«установка» относится к наиболее сложным и размытым в
политической психологии.В общем виде, это предготовность
субъекта реагировать тем или иным конкретным способом
на то или иное политическое событие или явление.
УСТАНОВКА — ЭТО ВНУТРЕННЕЕ КАЧЕСТВО СУБЪЕКТА
ПОЛИТИКИ, БАЗИРУЮЩЕЕСЯ НА ЕГО ПРЕДШЕСТВУЮЩЕМ
ОПЫТЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЯСНЫМ
И РАЗРАБОТАННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКОГО
СТЕРЕОТИПА».
4.
По мнению Р.А. Лубского, политические установки можно такжеразделить на смысловые, целевые и операциональные в
зависимости от того, на какой фактор политической
деятельности направлена установка (мотив, цель, условие
деятельности).
Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности
личности отношение ее к тем политическим объектам, которые
имеют личностный смысл. Смысловые установки содержат:
– информационный компонент (взгляды человека на политическую реальность
и образ того, к чему человек стремится);
– эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению
к значимым политическим объектам);
– поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к
политическому объекту).
5.
Понятие «стереотип» происходит отдух греческих слов: stereos(твердый) + typos (отпечаток). Политологическая трактовка
стереотипа исходит из синтеза двух его общепринятых значений.
Во-первых, в полиграфии стереотип — монолитная печатная
форма-копия с набора или клише, используемая при печатании
многотиражных и повторных изданий.
Во-вторых, в физиологии и психологии динамический стереотип
— форма целостной деятельности мозга, отражающаяся в
сознании и поведении в виде фиксированного (стереотипного)
порядка условно-рефлекторных действий. На стыке этих значений
появилось понятие стереотипа социального, определяющего
понимание стереотипа в политике.
6.
Стереотипы – это обобщения, касающиеся некоторойгруппы людей, всем членам которой приписываются
одинаковые характеристики. Термин «стереотип», больше
характеризующийся с социологической точки зрения, ввел в
1922 году американский социолог У. Липпман. В его
понимании социальный стереотип – устойчивое,
категоричное и крайне упрощенное представление (мнение,
суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической
личности, распространенное в данной социальной среде
(синоним «социальный штамп»); усваивается индивидом в
процессе социализации.
7. Известны два основных истока формирования стереотипов.
С одной стороны, это достаточно ограниченныйиндивидуальный или групповой прошлый опыт и
ограниченная информация, которыми
располагают люди в повседневной обыденной
жизни, а также некоторые специфические
явления, возникающие в сфере межличностного
общения и взаимодействия — субъективная
избирательность, влияние установок, слухов,
эффектов «ореола», первичности, новизны и т. п.
Отсюда второстепенность, случайность
некоторых аспектов стереотипов. В этом
отношении стереотипы представляют собой
аккумулированные сгустки разрозненного
индивидуального и группового опыта, отражающие
относительно общие, повторяющиеся в нем
свойства и особенности социально-политических
явлений. Очевидная информационноаналитическая недостаточность данного опыта
является как бы вынужденной, необходимой
основой для формирования и использования
стереотипа, а также служит истоком их
эмоционально-чувственного, «жизненного»
насыщения.
С другой стороны, важным источником
формирования стереотипа является
целенаправленная деятельность средств
массовой информации и политической
пропаганды. Законы массовой
коммуникации требуют усредненнообобщенного, стереотипизированного
общения: сам акт трансляции, например,
некой политической идеи на массовое
сознание возможен только в форме
определенных стереотипов.
ИЗВЕСТНЫ ДВА ОСНОВНЫХ ИСТОКА ФОРМИРОВАНИЯ
СТЕРЕОТИПОВ.
8.
Обычно структура стереотипа включает центр, «стержень» и«периферию».
Как правило, в центре такого образа располагаются один-два
наиболее заметных, ярких, эмоционально воспринимаемых
признака (например, для этно-политических стереотипов это
черты внешности — цвет кожи, форма глаз, размер носа, цвет
волос, или одежды (тюбетейка, халат, кепи-«аэродром»);
для социально-политических — символы: флаг, герб, значок,
отлитый в лозунг девиз, афоризм, программная фраза, с
которыми напрямую связывается «периферия» — те или иные
черты характера и поведения (стереотип человека), свойства
явления, истоки и последствия события или процесса.
9.
В достаточно общем, политико-психологическом виде, человеческаяпсихика может быть представлена как состоящая из четырех основных
блоков.
Во-первых, блок политического восприятия — восприятия политики как таковой и, в
частности, восприятие политической информации.
Во-вторых, блок политического мышления — переработки воспринятой политической
информации, ее осмысления и принятия политического решения.
В-третьих, блок политических эмоций, чувств и аффектов — эмоционального
оценивания выводов политического мышления. Итоговым, и уже выходящим за
пределы собственно психики, является блок политического поведения — конкретных
действий, основанных на воспринятой, переработанной и оцененной информации.
Одним из важнейших проявлений политической психики в реальной политики
является инерция психики — восприятия, эмоций и, особенно, мышления.
Принципиально важную роль в формировании политической психики
вообще и, особенно, политического мышления играют политические
установки и стереотипы. Понятие «установка» относится к наиболее
сложным в политической психологии. В общем видбг это предготовность
субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное
политическое событие или явление. Установка — это внутреннее качество
субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и
политической культуре.
10.
По оценке С. Кара-Мурзы, события в нашем обществе показали, что знаястереотипы активных социальных групп можно заставить их действовать в
нужном направлении через очень краткосрочное воздействие сигналами.
Красноречивый, почти модельный пример – программирование событий 3
октября 1993 года. Задача режима состояла в том, чтобы спровоцировать
сторонников Верховного Совета РСФСР на активные действия с элементами
насилия или хотя бы «беспорядков» для того, чтобы ликвидировать парламент
вооруженным путем, но при поддержке или хотя бы нейтралитете армии.
«Как мишень для манипуляции были использованы не политические или
идеологические установки, а чувства. Прежде всего, чувство оскорбленного
достоинства. Для их мобилизации режим в течение недели предпринимал ряд
странных, необъяснимо подлых действий (отключал свет и воду в здании
Дома Советов, то разрешал, то запрещал проход к зданию, ставил
громкоговорители и оглашал окрестности похабными песенками). Затем в
течение недели в разных точках Москвы шли немотивированные,
вызывающие всеобщее возмущение избиения людей… По завершении этих
подготовительных действий было делом техники вывести 3 октября огромную
демонстрацию и провести ее к Дому Советов, а затем послать на захват
пустой мэрии, а потом и здания телецентра в Останкине, где и был
подготовлен первый акт побоища