Органическая и расовая теория
Что такое органическая теория?
Что такое органическая теория?
Что такое органическая теория?
Герберт Спенсер (1820-1903) английский философ и социолог
Герберт Спенсер (1820-1903) английский философ и социолог
Общие черты государства и организма (по Г. Спенсеру)
Общие черты государства и организма (по Г. Спенсеру)
Н. Гумилёв (1886-1921) русский поэт Серебряного века, литературный критик
Н. Гумилёв (1886-1921) русский поэт Серебряного века, литературный критик
Представление о цикличности государственного развития
7.86M

Органическая и расовая теория

1. Органическая и расовая теория

ОРГАНИЧЕСКАЯ И РАСОВАЯ ТЕОРИЯ
Гафуров Айрат

2.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Международно-правовой факультет
Кафедра теории права и сравнительного правоведения
Гафуров Айрат Фаридович
Органическая и расовая теория
Семинарист:
к.юрид.н., доцент Трикоз Е.Н.

3. Что такое органическая теория?

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ?
Достоинства теории:
Недостатки теории:
Органическая теория исходит из уподобления общества
- Восприятие государства как - Отождествление гос-ва с
организму,
орган которого
выполняет
единого
целогокаждый
организма
организмом
умаляетсвою
функцию.
- Оригинальность определенную
теории
объективные социальные
Сторонники теории утверждают,
что общество подобно
факторы
- Выводы
из этой
теории
организму обладает жизненной
энергией,
развивается
в
представляют
собой
сторону усложнения своей структуры,
а возникновение
софистические
рассуждения,
новых функций и задач требует
появления
новых
удобные для оправдания
органов.
ГОСУДАРСТВО
ОРГАНИЗМ
тоталитарных режимов

4. Что такое органическая теория?

Органическая теория получила
широкое распространение во
второй половине XIX в. в
трудах Г. Спенсера, Вормса,
Прейса и др. Подобные
представления о строении
общества существовали и в
глубокой древности, но на
рубеже ХХ века они получили
дальнейшее развитие с
популяризацией теории
эволюции. Безусловно, теория
государства-организма
испытала на себе сильное
влияние идей Ч. Дарвина.
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 -1903)
А Н ГЛ И Й С К И Й Ф И Л О С О Ф И С О Ц И ОЛ О Г

5. Что такое органическая теория?

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРОЕНИИ
ГОСУДАРСТВА-ОРГАНИЗМА
Герберт Спенсер
Государство
уподоблял людей
клеткам организма,
Общественные
общественные
институты
институты – нервам и
сосудам, а государство
– мозгу, который
Человекуправляет всем в
организме.

6.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНИЗМА
( П О Г. С П Е Н С Е Р У )
Спенсер выделяет следующие их общие черты:
• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;
• они имеют свою внутреннюю структуру;
• эта структура усложняется по мере роста;
• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации
функций составляющих ее частей;
• это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

7. Герберт Спенсер (1820-1903) английский философ и социолог

Н. Г У МИЛЁВ ( 1 8 8 6 -1 921 )
РУССКИЙ ПОЭТ СЕРЕБРЯНОГО
В Е К А , Л И Т Е РАТ У Р Н Ы Й К Р И Т И К
Представления о цикличности государственного
развития нашли отражение в экстраполяции
этапов развития государства на периоды жизни
человека: детство, юность, зрелость и старость.
Активными проводниками данной концепции
являлись Н. Данилевский и Н. Гумилёв.
Логика рассуждения в рамках этого подхода
может быть аналогична логике описания
развития органической жизни в природе: как
ЦНС необходима организму для координации
движений, так и государству
Н . Д А Н И Л Енужны
В С К И Й ( 1институты.
822 - 1 8 8 5 )
Р У С С К И Й С О Ц И О Л О Г, П У Б Л И Ц И С Т И
Е С Т Е С Т В О И С П Ы ТАТ Е Л Ь , Г Е О П О Л И Т И К

8. Герберт Спенсер (1820-1903) английский философ и социолог

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦИКЛИЧНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Смерть - упадок
Рождение - основание
Детство, юношество, зрелость - развитие

9.

Согласно Огюсту Конту — общество (а
следовательно, и государство) —
органическое целое, строением,
функционированием и эволюцией
которого занимается. Социология при
этом опирается на законы биологии,
действие которых в обществе
претерпевает определённое
видоизменение в силу своеобразия
взаимодействия индивидов и воздействия
предшествующих поколений на
последующие. Основная задача
социологии как позитивной науки,
пришедшей на смену предшествующим
теологическим и метафизическим
воззрениям, состоит в обосновании путей
и средств гармонизации общества,
утверждения органической связи
«порядка» и «прогресса».
ОГЮЮСТ КОНТ (1798-1857)
Ф РА Н Ц У З С К И Й Ф И Л О С О Ф, Р ОДО Н АЧ А Л Ь Н И К П О З И Т И В И З М А

10.

Другой версией органического подход является
попытка, предпринятая немецким социологом
Фридрихом Ратцелем, увязать развитие государства
с развитием территории государства. Отвергая иные
варианты органического понимания государства,
Ратцель писал, что «для государства условием жизни
является его связь с землей, без земли немыслим ни
человек, ни величайшее его создание на земле –
государство… Государство живет только от земли
и владеет прочно только теми преимуществами,
которые даёт ему земля. Таким образом,
государство есть организм, в составе которого
известная часть земной поверхности играет
настолько существенную роль, что все свойства
государства определяются свойствами народа и его
территории».
ФРИДРИХ РАТЦЕЛЬ (1844-1904)
Н Е М Е Ц К И Й Г Е О Г РАФ, Г Е О П ОЛ И Т И К

11. Общие черты государства и организма (по Г. Спенсеру)

В «Политической географии» Ф. Ратцеля, легшей в основу
геополитики, приводится ряд основополагающих идей:
1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает;
2) рост государства как организма обусловлен «почвой»;
3) свойства государства составлены из свойств народа и территории;
4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства;
5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство»
(lebensraum).
В соответствии с этими идеями ученый дает такое определение:
«Государство складывается как организм, привязанный к
определенной части поверхности земли, а его характеристики
развиваются из характеристик народа и почвы».

12. Общие черты государства и организма (по Г. Спенсеру)

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ
Аналогично обстоит дело и с расовой теорией, которая
рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и
развития государства деление общества по расовому признаку
Согласно этой теории в мире существуют "высшие" расы, которые
призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой
предназначено находиться в подчинении у "высших" рас.
Появление государства, по логике сторонников этой теории,
необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас
над другими.

13. Н. Гумилёв (1886-1921) русский поэт Серебряного века, литературный критик

Расовая теория имеет долгую историю,
но наибольшего своего развития и даже
практического применения она достигла
в Средние века - в период расцвета
колониализма и в первой половине XX в.
- в период появления в Европе фашизма,
Сначала "цивилизованные" страны
широко использовали ее для оправдания жестокого
обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни
"цивилизованные" страны (фашистские Германия и Италия,
милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой
теории развязанную ими войну против других
"цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.

14. Н. Гумилёв (1886-1921) русский поэт Серебряного века, литературный критик

КРИТИКА
В настоящее время
Органический
подход
данные
к вопросу
теория
о происхождении
отвергается подавляющим
и сущности большинством
государства едва
учёных.
ли может считаться
полноценной теорией, так как кроме аллегорий здесь не создается новых методов понимания
происхождения
Н.
Н. Алексеев пишет,
государства.
что никакое
Хотя общение
эти аллегории
не может
за счет
быть
своей
организмом,
кажущейся
но простоты
некоторым
и убедительности
сложным отношением
могут
использоваться
между
социальными
для описания
единицами,
государства
монадами- мы
илиприменяем
душами. То,такие
что есть
термины
организм
«глава
или
государства»,
личность, не«органы
есть
государства»
общество,
такили
же как
«механизм
и общество
государства»,
никогда нерассуждаем
может бытьоорганизмом
здоровье государства,
или личностью.
о выжигание
Идеи этикаленым
могут быть
железом язвкна
применены
обществу
теле общества,
разве только
не замечая
фигурально
того, кили
курьезным
условно,выводами
но и при этом
можем
они
прийти,
принесут
дословно
более вреда,
будем чем
использовать
пользы,
так как
аналогию
привнесут
между
в социологию
живым организмом
неограниченное
и государством.
количество
К примеру,
чуждых ейпредлагая
понятий; лечить болезни
«государственного организма» теми же способами, которыми лечатся болезни живых существ. Но эти
курьезы
Ф.
Ф. Кокошкин
не стольписал,
опасны
чтопоотношения
сравнениювласти
с практическими
и подчинения,
выводами,
которыекоторые
существуют
могутв следовать
государстве
изиэтой теории
для статуса ичастей
зависимость
прав личности
организма
- если
от целого
есть лишь
— различные
орган, клетка
явления.
большого
Во втором
организма,
случаето—решения
это
за нее должен
принимать
явление
физиологическое,
мозг (государство),
имеющее
а различности
характерв безусловной
государственном
необходимости,
(общественном)
а в первом
механизме
— психологическое,
должна
свестись к функции,
взаимодействие
между
которую
индивидуальными
она в этом механизме
сознаниями,
выполняет,
такой необходимостью
но при этом никак
нене
обладающее;
участвует в принятии
политических решений - прямой путь к тоталитаризму, когда государство решит за своих граждан, их
единой воле, распоряжаясь
Немаловажным
пунктом критики
их свободой.
является статичность индивида. Согласно органической теории «Человекклетка» является неотчуждаемой частью «государства-организма», в то время как в реальности человек
Расовый
подход государственную
послужил в 20 в. основой
для обоснования претензий Германии на необходимое ей
может
поменять
принадлежность;
«жизненное пространство", а также как аргумент в спорах между колониальными державами. Жертвами
подобных концепций стали десятки миллионов человек

15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, органическая теория практически «уравнивает» государство с
биологическим организмом. Отрицать влияние биологических факторов на процесс
происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только
социальные, но и биологические существа. Однако нельзя механически
распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные
организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам
биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные
уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностями имеющие в своей
основе различные причины возникновения.
Работы по расовой теории не выдерживают критики и являются ненаучными, так как
они основаны на расистском предположении, не подкреплённом стоящими
доказательствами.

16. Представление о цикличности государственного развития

ЛИТЕРАТУРА
• Данилевский Н., «Дарвинизм», 1885—1889;
• Гумилёв. Н., Иванов К., «Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические
исследования», 1992;
• Дугин А., «Основы геополитики», 1997;
• Charles Darwin, «The Origin of Species», 1859 / Дарвин Ч., «Происхождение видов», 1859;
• Herbert Spencer, «First principles», 1862 / Спенсер Г., «Первые принципы», 1862;
• Herbert Spencer, «The Principles of Sociology», 1874-1896 / Спенсер Г., «Принципы социологии»,
1874-1896;
• Friedrich Ratzel, «Politische Geographic», 1897 / Ратцель Ф., «Политическая география», 1897.
• Friedrich Ratzel, «Völkerkunde», 1903 / Ратцель Ф., «Народоведение», 1903;
• Friedrich Ratzel, «Die Erde und das Leben», 1903—1906 / Ратцель Ф., «Земля и жизнь», 1903—1906.
English     Русский Правила