Социология
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (1798-1857)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК ПО КОНТУ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 – 1903)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПО СПЕНСЕРУ
ОДНОФАКТОРНЫЕ ШКОЛЫ
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858 – 1917)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА
КАРЛ МАРКС (1818 – 1883)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820 – 1895)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. ЭНГЕЛЬСА
МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА
344.27K
Категория: СоциологияСоциология

Становление социологии, как науки

1. Социология

Лекция 4

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

• Расцвет китайской политической мысли в VI -V веках
до н.э.
• Политическая мысль не питалась священными
писаниями, она рано выделилась в особый
предмет, которым занимались мудрецы и философы

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

• Появление Конфуцианства, в основе - принцип
добродеятельности
• До 1949 года конфуцианство оставалось официальной
идеологией Китая
• Появление легизма, в основе государство, которое превращается
в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования
общества

4. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Объективные предпосылки
Субъективные предпосылки
усложнение человеческих отношений, развитие сфер
общественной
жизни,
создание
сложных
организаций, вызвавшие потребность их изучения и
научного управления ими
осознание того факта, что нельзя волевым порядком
изменять общество (эффективное влияние на
общественные процессы возможно только при
наличии
научного
понимания
внутренних
механизмов
его
эволюции,
присущих
ему
социальных законов)
возрастающая
степень
упорядоченности,
повторяемости, закономерности в поступках людей,
создавшая объективную возможность для их
научного анализа и систематизации
осознание общественной потребности в поиске
социальных законов, управляющих поведением и
деятельностью людей, групп, общностей и
организаций.
Негативная социальная энергия
Развитие естествознания

5. Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт (1798-1857)

Основоположник
социологии как
самостоятельной науки.

6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА

• Три стадии человеческого познания:
- Теологическая (фетишизм, политеизм,
монотеизм);
- Метафизическая;
- Позитивная.
• Все науки проходят через три стадии

7. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК ПО КОНТУ

1. Движение от простого к сложному
2. Движение от абстрактного к конкретному
3. Движение от древнего к новому в
соответствии с ходом исторического
возникновения и развития наук

8.

9. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА

• Позитивная философия – не отдельная наука, а
синтез и систематическое упорядочивание
человеческого знания
• Социология, как и любая другая наука, изучает
неизменные естественные законы
• Социальная статика и социальная динамика

10. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

1.
2.
Социальная статика - понятие, обозначающее такой подход к
изучению социальных явлений, при котором основное
внимание уделяется исследованию устойчивых социальных
структур и их роли в сохранении общества как социального
целого.
Социальная динамика - исследование способности общества
реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь
дело с его механизмами регуляции.

11. ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ

Теологическая: люди
осваивают мир,
одушевляя природные
процессы и явления
Метафизическая:
абстрактное
отражение объектов
(причины,
необходимость и т.д.)
Позитивная:
достижение подлинно
научных знаний

12. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА

• Подлинный социологический элемент – семья
• Социальный консенсус - основная идея социальной
статики
• Разделяет мирскую и духовную власть
• Социальная реальность - часть всеобщей системы
мироздания
• Разрабатывает такие парадигмальные понятия, как
“социальный организм” и “социальная система”

13. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 – 1903)

14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА

Структурно-функциональный анализ - принцип исследования
социокультурных явлений и процессов как системы, каждый
элемент которой выполняет определенную функцию.
1. Функциональное единство общества
2. Универсальный функционализм
3. Функциональная необходимость

15. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА

«Каждый человек волен делать то, что желает, если не
нарушает при этом равную свободу любого другого
человека»

16. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

1. Сравнил общество с биологическими организмами, а отдельные
части общества – с частями организма, каждая из которых влияет
на функционирование целого.
2. Подобно биологическим организмам, общества развиваются от
простейших форм к более сложным.
3. Процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению
общественного устройства.
4. В сложном обществе одну часть нельзя заменить другой. В
результате части общества становятся взаимозависимыми.

17. ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

1. Поддерживающая
2. Распределительная
3. Регулирующая

18. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПО СПЕНСЕРУ

Шесть типов социальных институтов:
1. Родства
2. Образования
3. Политические
4. Церковные
5. Профессиональные
6. Промышленные

19. ОДНОФАКТОРНЫЕ ШКОЛЫ

1. Географическая школа
2. Социальный дарвинизм
3. Расово-антропологическая школа
4. Психологическая школа

20. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858 – 1917)

21. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА

Теория социального факта
*Социальные факты - нормативные аспекты социальной
реальности, регулирующие нашу деятельность, подобно тому, как
физические законы определяют поведение предметов природного
мира, их воздействие проявляется через социальные институты
(право, религия) они принудительны
Теория общественного разделения труда
*Механическая и органическая солидарность

22. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА

Аномия - это состояние общества, в котором разложение,
дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся
ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный
общественный порядок, отныне не соответствует новым
сформулированным и принятым государством идеалам.
Необходимое условие возникновения аномии в обществе —
расхождение между потребностями и интересами части его членов
и возможностями их удовлетворения.

23. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА

Аномия проявляется в виде следующих нарушений:
• расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностнонормативных предписаний и ориентаций, в частности,
расхождение между нормами, определяющими цели
деятельности, и нормами, регулирующими средства их
достижения;
• низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их
слабая эффективность в качестве средства нормативной
регуляции поведения;

24. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА

Аномия проявляется в виде следующих нарушений:
• частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в
кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система
ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась
как общепринятая.

25. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА

Самоубийство — главная работа Эмиля Дюркгейма, изданная в
1897 году. Книга стала образцом социологического исследования.

26. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА

Типы самоубийств:
1. Эгоистическое самоубийство
2. Альтруистическое самоубийство
3. Аномическое самоубийство
4. Фаталистическое самоубийство

27. КАРЛ МАРКС (1818 – 1883)

28. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА

• Социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе
звено которой является отрицанием первого, но само отрицается
третьим
• Бесклассовое (первичное) – классовое – бесклассовое
(коммунистическое)
• Двигателем социального развития является непрекращающаяся
борьба между антагонистическими классами

29. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА

• Общественно-экономическая формация — это конкретноисторический тип общества, главнейшей характеристикой
которого является тип господствующих в нем производственных
отношений.
• Рабовладение феодализм капитализм социализм
коммунизм

30. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА

31. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820 – 1895)

32. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. ЭНГЕЛЬСА

• Энгельс о сущности государства:
1. Государство существует не извечно
2. Государство – сила, произошедшая из общества, но ставящая
себя над ним
3. Отличается от родоплеменной организации разделением
подданных по территориальным делениям
4. Отличительная черта – утверждение публичной власти
5. Является государством самого могущественного класса
6. Государство — это организация имущего класса для защиты его
от неимущего

33. МАКС ВЕБЕР (1864-1920)

34. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА

• Ключевым аспектом социологии является изучение намерений,
ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе
человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер
обозначил категорией «понимание» (Verstehen)
• Подлинный субъект соц.действия – индивид, а не «коллективное
сознание»
• Идеальный тип -это теоретическая конструкция,
предназначенная для выделения основных характеристик
социального феномена.

35. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА

• Идеальные типы идеальных социальных действий:
1. Целерациональное
2. Ценностнорациональное
3. Традиционное
4. Аффективное

36. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА

• власть - это способность одного субъекта подчинять себе
поведение другого субъекта
• господство - это способность одного должностного лица отдавать
приказы другому человеку на основе властных полномочий
(законов), делегированных ему государством.

37. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРА

Важнейшим условием господства как отношения между
управляющим и подчиненным
является легитимность распоряжения.
Три типа легитимности:
1. Легально легитимный
2. Харизматический
3. Традиционный
English     Русский Правила