Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
Поздравляем!
План
Литература
И.П. Павлов
Экология
Экологическая культура
Содержание воспитания по формированию экологической культуры
Учет возрастных особенностей
Учащиеся младших классов
Учащиеся 5-9 классов
Учащиеся 10-11 классов
Студенчество
З д о р о в ь е
Устав Всемирной организации здравоохранения
Четырехмерная модель здоровья
Физический компонент
Духовный компонент здоровья
Психический компонент
Социальный компонент
понятие «здоровье школьника»
5 групп здоровья детей:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Аспекты здорового образа жизни
Продолжение
Валеология
Задачи валеологии
Принципы здоровьезберегающего воспитания
Возрастные особенности формирования ЗОЖ
Учащиеся 1-4 классов
Учащиеся 5-9 классов
Учащиеся 10-11 классов
студенчество
Внешний вид девушки
Вредные привычки
Притягательная сила алкоголя
Признаки алкоголизма
по данным Всемирной организации здравоохранения
Технологии ЗОЖ
Формы организации воспитательной работы ЗОЖ
Форум-театр
Основная идея форум-театра
История создания
Преимущества технологии «Форум-театр» по сравнению с классической театральной постановкой
Первый этап связан с выбором проблемы, набором участников
Второй этап - разработка сценария и написания мизансцен
Взаимодействие в группе
Особенности сценария форум-театра
третий этап: подготовка и репетиция спектакля
Творческая работа над образами героев заключается в:
2.Настройке на роль
Работа с ведущим
3.64M
Категория: ЭкологияЭкология

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

1. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

2. Поздравляем!

3. План

1.Экологическая культура как
специфический способ организации и
совершенствования экологической
деятельности человека
2. Здоровый образ жизни как условие
успешности многостороннего
личностного развития.
. 3. Основные направления работы
школы по формированию здорового
образа жизни.

4. Литература

Концепция непрерывного воспитания детей и
учащейся молодежи в Республике Беларусь. 2015
год.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999.
Сивашинская Е.Ф., Журлова И.В. Педагогика
современной школы для студентов педагогических
специальностей. Минск 2011. с. 153- 168.
Сластенин В.А. Педагогика М., 2002. с. 314-315, 322323, 325- 328.
Степаненков Н.К. Педагогика школы: учебн.пособие
Минск, 2007. с. 329-360.

5. И.П. Павлов

“Жизнь перестает привязывать к
себе, как только исчезает цель.”
«Если корабль не знает куда
плыть, ни один ветер не будет
попутным!»

6. Экология

Oikos – греч. дом, родина +
Logia логия – наука =
взаимоотношения животных,
растений, микроорганизмов
между собой и окружающей
средой.
Рассматривает проблемы
взаимоотношения человека и
среды

7. Экологическая культура

Определяется универсальным
значением природы для
человека и общества и включает
в себя:
знания о взаимосвязях в системе
«человек - общество - природа»,
нравственное и эстетическое
отношение к природе.

8. Содержание воспитания по формированию экологической культуры

Усвоение знаний о природных и
социальных процессах и
явлениях,
приобщение к ценностным
ориентациям экологического
характера, радиоэкологической
культуре

9. Учет возрастных особенностей

дошкольники – овладение
первоначальными знаниями о
природе, о взаимосвязи человека
с окружающей средой,
формирование гуманного
отношения к природе,
представления об уникальности
всего живого

10. Учащиеся младших классов

Накопление
знаний об
окружающем
мире, становление
научнонравственного
отношения к
окружающей
среде

11. Учащиеся 5-9 классов

Использование знаний
экологического характера,
формирование опыта
социального взаимодействия
и ответственного отношения
к окружающей среде во всех
видах деятельности

12. Учащиеся 10-11 классов

Систематизация знаний о
природе, а также об
экологических проблемах
индустриального общества.
Дальнейшее развитие
ценностных ориентаций,
определяющих отношение к
природе.
Реализация экологических
знаний в общественно-полезной

13. Студенчество

Формирование знаний о воздействии
производства на природную среду и
научных основах ее охраны.
Формирование экологической
компетентности как составной части
профессиональной подготовки
Культура безопасной
жизнедеятельности

14. З д о р о в ь е

Здоровье
состояние организма
человека, когда функции
всех органов и систем
уравновешены с внешней
средой и отсутствуют
какие-либо болезненные
изменения.

15. Устав Всемирной организации здравоохранения

«Здоровье - это состояние
полного физического,
духовного и социального
благополучия, а не только
отсутствие болезни или
дефектов»

16. Четырехмерная модель здоровья

17. Физический компонент

характеризуется уровнем
физического развития,
степенью саморегуляции
органов и систем, наличием
резервных возможностей
организма.

18. Духовный компонент здоровья

определяет его личностный
уровень, который строится в
соответствии с основными
целями и ценностями жизни,
характеризуется
нравственной ориентацией
личности, ее менталитетом
по отношению к себе,
природе и обществу.

19. Психический компонент

определяется уровнем
развития психических
процессов,
степенью регуляции
деятельности эмоциональноволевой сферой

20. Социальный компонент

характеризуется степенью
социальной адаптации
человека в обществе,
наличием предпосылок для
всесторонней и
долговременной активности
в социуме.

21. понятие «здоровье школьника»

- соответствующий возрасту уровень
жизнеобеспечивающих систем (нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, костномышечной);
- гармоничное физическое развитие (рост,
масса тела, окружность груди, жизненная
ёмкость лёгких, сила кисти) среднего или
выше среднего уровня;
- быстрое приспособление организма
(адаптация) к новым условиям (занятия в
школе, отдых в походе и т.д.);
- высокая умственная и физическая
работоспособность;
- отсутствие болезней в течение года либо
кратковременная болезнь (5-7 дней) с
полным выздоровлением.

22. 5 групп здоровья детей:

1.
2.
3.
4.
5.
Здоровые дети;
Дети, имеющие некоторые
функциональные и морфологические
отклонения, а также пониженную
сопротивляемость заболеваниям,
повышенную утомляемость;
Дети с наличием хронических
заболеваний;
Дети, имеющие хронические
заболевания, которые проявляются
частыми обострениями;
Дети-инвалиды 1 - 2-й групп.

23. Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

– это стиль повседневной
деятельности, направленный на
сохранение и развитие здоровья в
целях максимальной реализации
возможностей организма, развития
качества и количества предстоящей
жизни.
ЗОЖ – это комплекс мотивированных
для каждого возрастного этапа
действий, позволяющих
совершенствовать организм.

24. Аспекты здорового образа жизни

- отказ от вредных привычек;
- регулярная физическая и
двигательная активность,
оптимальный двигательный режим;
- рациональное и сбалансированное
питание;
- закаливание организма;
- личная и общественная гигиена;
- положительные эмоции, избегание
конфликтов и умелое разрешение
стрессовых ситуаций;

25. Продолжение

- правильный режим труда, учёбы,
полноценный отдых;
- психологический комфорт и
психофизиологическая
удовлетворённость;
- высокая медицинская активность;
- активная жизненная позиция;
- экономическая и материальная
независимость;
- удовлетворённость работой, учёбой.

26.

27. Валеология

интегративная наука о
формировании, сбережении,
укреплении и реабилитации
здоровья, о факторах, его
определяющих и
разрушающих.

28. Задачи валеологии

- сформировать знания о здоровье, о факторах, его
формирующих, сберегающих, укрепляющих и
разрушающих;
- раскрыть закономерности развития организма в
тесной связи с окружающей средой (природной и
социальной);
- усвоить правила школьной и личной гигиены;
- раскрыть принципы здорового образа жизни детей;
- разработать рекомендации по оптимизации и
коррекции режима труда и отдыха школьников, дать
количественную и качественную оценку их
здоровью;
- сформировать у школьников и их родителей
мотивацию к здоровому образу жизни, вовлечь
родителей детей в здравосозидательную
деятельность;
- сформировать знания о методах сбережения и
укрепления здоровья, о путях создания резервов
здоровья;

29. Принципы здоровьезберегающего воспитания

Повторения;
правдивости;
доверия;
поддержки и стимулирования
ответственного поведения;
инициативы и опережения;
выработки индивидуальных и
социальных установок
оздоровительной направленности.

30. Возрастные особенности формирования ЗОЖ

Дошкольники
формирование
навыков
личной
гигиены,
приобщение к
занятием
физической
культуры

31. Учащиеся 1-4 классов

Формирование представлений об
основных способах сохранения
здоровья
Занятия в спортивных кружках и
секциях
Участие в спортивных
соревнованиях, формирование
культуры здорового питания

32. Учащиеся 5-9 классов

Освоение основных
способов сохранения и
укрепления здоровья.
Занятия в спортивных
секциях, кружках с
учетом особенностей
растущего организма
Неприятие
табакокурения и
употребления
алкоголесодержащих
веществ

33. Учащиеся 10-11 классов

Осознание здоровья как ценности.
Формирование положительных
установок ЗОЖ,
Неприятие табакокурения,
употребления алкоголесодержащих,
психоактивных веществ
Совершенствование физических
умений и навыков
Осознание ценности своей и чужой
жизни

34. студенчество

Выбор и реализация
приемлемых для
личности
здоровьесберегающих
технологий
Осознание важности
сохранения
репродуктивного
здоровья для создания
полноценной семьи

35. Внешний вид девушки

- хорошая осанка (достигается
тренажерными залами);
- легкая походка (в танцевальных студиях );
- приятное выражение лица;
- грамотный макияж;
- опрятная одежда, которая ей идет;
- ухоженные руки и ноги;
- аккуратная прическа.
А не – бутылка пива в руке, тусклый, глупый
взгляд, вызывающий макияж, вульгарная
одежда и сгорбленная спина.

36. Вредные привычки

“ С чего все это началось? –
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга “ уважают”
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность
провожают”. (П. Соколов)

37. Притягательная сила алкоголя

способен действовать на настроение
человека. Хорошо, когда настроение
прекрасное, когда чувствуешь легкость и
веселость.
Вдруг становится уверенным не уверенный
в себе, скованность исчезает, беседа
делается более оживленной, что
немаловажно в компании молодых людей.
Исчезают неприятные переживания.
Алкоголь избавляет от скуки, связанной с
эмоциональным голодом, дает чувство
свободы, у подростков – мнимое чувство
взрослости

38. Признаки алкоголизма

полное отвращение к пище.
утрата контроля за количеством
выпиваемого.
появление состояния похмелья, не покидает
тоскливое настроение, чувство угнетённости
и безысходности.
Облегчение приносит новая доза спиртного,
но не надолго. Так изо дня в день мечется
человек, погибающий от собственной
слабости.
алкоголь пагубно влияет на мозг,
сердце, печень, поджелудочную
железу, нервную систему.

39. по данным Всемирной организации здравоохранения

алкоголизм ежегодно уносит 6 млн.
человеческих жизней.
Для подавляющего большинства из
них необходимы реанимационные
меры в течение 2,5 дней, в среднем, и
27 дней лечения.
По материалам Института скорой
помощи таких людей к ним попадает
около 700 чел. за год.

40. Технологии ЗОЖ

Медико-гигиенические
Физкультурно-оздоровительные
Экологические
Обеспечение безопасности
жизнедеятельности
Здоровьесберегающие учебновоспитательные

41. Формы организации воспитательной работы ЗОЖ

Беседа, мужской разговор,
девичьи посиделки, круглые
столы, разброс мнений
Ток-шоу, встречи со
специалистами, шокотерапия,
напалм, прожектор, конкурс
плакатов, спортивные
состязания, спортландии,
турпоходы, секции, форум-театр

42. Форум-театр

Постановка «Форум - театра»
наиболее приближена к жизни, к
быту. Она имеет профилактически воспитательную направленность,
развивает умение фантазировать,
думать, оценивать психологическое
состояние людей, придумывать
различные модели поведения.

43. Основная идея форум-театра

Основная идея форумтеатра
- показать обществу
необходимость участия каждого
человека в построении лучшего
будущего, объяснить людям, что
в большинстве случаев
улучшение их жизни и
изменение социальной ситуации
в стране зависит от них самих.

44. История создания

Основоположником «Форум-театра»
является бразильский режиссер Августо
Боаль.
В 60-х годах 20 столетия создал «газетный
театр», то сен, сю труппа занималась
инсценировкой газетных статей.
Эти спектакли демонстрировались бедным
слоям населения. На одном из таких
представлений, рассказывающем о бунте на
фабрике, в момент проигрывания
мизансцены, кто-то из зрителей крикнул
«СТОП».

45.

-—Вы неправильно рассказываете, я там
был, я знаю! - ответил мужчина. —Тогда
покажите, как было дело на самом деле!
И мужчина вышел из толпы, встал на место
актера и, проигрывая, изменил ситуацию.
Когда труппа начала играть заново,
мужчина вновь выкрикнул «СТОП» и снова
вышел заменять актеров.
Так и появился «Форум-театр» или «Театр
угнетенных». Главной темой его спектаклей
стала ситуация угнетения и насилия.

46. Преимущества технологии «Форум-театр» по сравнению с классической театральной постановкой

. например, в профилактике ВИЧ-инфекции:
-хорошая форма для усвоения информации
по профилактике ВИЧ-инфекции;
-постоянный контакт со зрителем;
-профилактическая информация передаётся
ненавязчиво;
-информация лучше усваивается зрителем;
-игровая форма проведения;
-возможность экспериментировать и искать
новые решения проблемы;
-возможность почувствовать себя в роли
актёра.

47. Первый этап связан с выбором проблемы, набором участников

учитываться особенности аудитории, для
которой готовится постановка: возраст,
социальный статус, род занятий, интересы.
Дать задание писать сценарии о
сверстниках, чтобы участник процесса
заинтересовался проблемой, понял, что
выбранная проблема близка, может
произойти с кем-либо из его круга общения,
а он сможет помочь разрешить ее,
естественно написание сценария проходит
вместе с куратором (преподавателем).
Важным в этом этапе является доступность
и узнаваемость ситуации, ничего
надуманного или фантастического в ней не
должно быть, она должна соответствовать
реальной жизни.

48. Второй этап - разработка сценария и написания мизансцен

актеры — участники «Форумспектакля», обучены основам
актерского мастерства,
интерактивной технике
«Форум/театр», а также владеют
информацией по проблеме
ВИЧ/СПИДа

49. Взаимодействие в группе

Правильно построенный сценарий
для «Форум-театра» можно написать
только совместными усилиями,
постоянно импровизированно
проигрывая ситуацию и при этом
записывая диалоги. В этом случае
нарастание конфликта в постановке
будет эмоциональным и
естественным.

50.

Обязательным является разделение
персонажей-героев на угнетенных и
угнетателей и четкое написание им текста.
В постановке могут участвовать
от 4 до 6 человек:
из них 1 — стопроцентный угнетатель,
1 — стопроцентный угнетенный,
1 — семидесятипроцентный к угнетателю,
1 — семидесятипроцентный к угнетенному

51.

Сценарий — это записанный на носителе
спектакль (КВН, концерт, любое
мероприятие, принятое к постановке), с
порядком действий, сцен, репликами
действующих лиц и, что часто очень
помогает в постановке, авторскими
ремарками.
Сценарии спектаклей, делятся на действия
(акты), которые, заключают в себя эпизоды
(явления).
В каждом явлении - какое-либо событие.
Сначала идет завязка.
Далее по ходу акта действие нарастает от
эпизода к эпизоду, приходя к кульминации,
после чего наступает развязка, где
драматург показывает, к чему пришел
каждый персонаж в ходе спектакля.

52. Особенности сценария форум-театра

В постановке «Форум-театра» завязка
должна раскрываться в первых
эпизодах, далее очень напряженное
развитие действия, кульминация, и —
СТОП!
Развязки никто не знает

53.

Сценарий должен содержать 4—6
мизансцен, которые по мере действия
раскрывают причины, ведущие
главного героя к трагедии:
заражению ВИЧ, началу приема
наркотиков и др. (в зависимости от
выбранной тематики спектакля). При
этом действие занимает 15—20 минут,
идет по нарастающей, и обрывается
на кульминации, в момент личного …

54.

Выбор его
неизвестен,
зрителю
предлагается
самому
додумать, что
сделает
персонаж в
следующее
мгновение

55.

Сценарий должен быть наиболее
приближен к действительности, к
реальности. Один из лучших вариантов —
когда в основу сценария взят реальный
случай из жизни кого-то из сценаристов или
их близких.
Диалоги должны быть написаны бытовым
языком, места действия должны быть
«живыми». В «Форум-театре» должна
присутствовать жизненная правда, чтобы
задеть, спровоцировать зрителя на
активность

56.

В сценарии изначально должна
присутствовать конфликтная ситуация в
начале сюжета, а кульминация должна
заканчиваться трагедией. Зритель должен
почувствовать, что эта сцена может
закончиться иначе. В сценарии должны
быть заложены моменты «бомбы», в
которых в последующем зритель сможет
сделать «СТОП» и изменить ситуацию, то
есть действия, которые призваны
провоцировать зрителя на действие по
разрешению и предотвращению конфликта

57. третий этап: подготовка и репетиция спектакля

На данном этапе происходит
работа над мизансценами,
репетиция всех мизансцен.
Детально прорабатываются
диалоги персонажей, идет
работа над образами, вносятся
необходимые ремарки,
помогающие в процессе
постановки

58. Творческая работа над образами героев заключается в:

Написании дневника. Каждый участник
должен написать страничку дневника
своего героя за день до трагедии. Это
необходимо для более детального
прочувствования образа и определения
его основных качеств. Каждый участник
должен хорошо представить себе характер
героя, социальное положение, возраст,
окружение, образование, интересы и т.д.

59. 2.Настройке на роль

определение походки, привычек, голоса героя согласно его
статуса.
Для этого участники ходят по комнате, концентрируясь на
своем образе, затем вырабатывают походку своего героя,
движение рук, взгляд, голос (тембр, интонацию)
проговаривая определенную фразу.
В какой-то момент все должны замереть в образе своего
героя и после этого придумать нечто, что отличало бы его
от других (непроизвольные действия).
Кроме этого разыгрываются жизненные ситуации для
закрепления образа героев.
Таким образом, участники действия создают характер,
последовательно переходя от физического к
эмоциональному и психологическому состоянию.

60.

3.Интервьюировании героя. Участники
группы опрашивают друг друга касательно
жизни героя (его любимые блюда, хобби,
родственники и т.д.). Все ответы должны
быть с особым мировоззрением, присущим
герою. Все это настраивает участника на
роль, делает его игру перед зрителем
намного легче.

61. Работа с ведущим

должен провоцировать зрителя на обсуждение, начинать
дискуссию, вести ее, контролировать ситуацию внутри группы.
На начальном этапе ведущий внимательно следит за работой
внутри группы по написанию сценария и вникает во все
подробности.
Он присматривается к героям, когда они вырабатывают походку,
голос, движения, оценивает их поведение в конкретных ситуациях.
Перед зрителем ведущий должен четко формулировать свои
вопросы и наталкивать зрителя на размышление, кроме этого он
должен принимать все мнения и не критиковать и не давать
оценку мнению выступающего.
Внимательно следя за ходом спектакля, если зрители не сделали
«СТОП» в ключевом моменте, он останавливает действие и
концентрирует внимание именно на этом месте
English     Русский Правила