Похожие презентации:
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
2. Композиция романа
ПреступлениеНаказание
(1 часть)
(2-6 части и эпилог)
3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА:
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЕ4. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?
СОЦИАЛЬНЫЕИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
Собственная крайняя нищета (носитлохмотья, живет в каморке, похожей на гроб);
2. Видит жизнь «униженных и оскорбленных»
людей, бесправных, беззащитных (именно
за них у него болит душа, не за себя!):
История Мармеладова и его дочери Сони;
Письмо матери об оскорблении его сестры
Дуни Свидригайловым и вынужденном браке с
подлецом Лужиным;
Случай с пьяной девушкой на бульваре.
1.
6. Жизнь «униженных и оскорбленных» людей
ИсторияМармеладовых
История
Дуни
7. Раскольников об основных причинах преступления:
"...не был я так голоден… я действительнохотел помочь матери, но… и это не совсем
верно…",
"... если б только я зарезал из того, что
голоден был, …то я бы теперь… счастлив был!"
Социальные
причины
второстепенны!
8. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Антигуманная теорияРаскольникова о разделении
людей на разряды «тварях
дрожащих» и тех, кто «право
имеет»
Из разговора студента с офицером:
Студент: «За одну жизнь — тысячи жизней,
спасенных от гниения и разложения. Одна
смерть и сто жизней взамен — да ведь тут
арифметика!»
9. Главная причина – теория о 2-х разрядах людей!
Люди обыкновенныеЛюди необыкновенные
• "собственно
люди",
«…вошь ли я, как
все, или
• выдающиеся личности,
человек? Тварь ли«имеющие
я дрожащая
дар или
талант сказать в среде
или право имею?»
своей новое слово».
• "низшие люди",
«материал для
зарождения себе
подобных»,
• обычные, заурядные
люди
• Они послушны («это их
назначение») и
консервативны.
которые двигают мир,
им разрешено больше,
чем остальным,
• они сами определяют,
что можно, а что нельзя.
10. Тем, кто «ПРАВО ИМЕЮТ», разрешено пролить «кровь по совести»
«…если ему надо, для своей идеи, перешагнутьхотя бы и через труп, через кровь, то он внутри
себя, по совести, может, по-моему, дать себе
разрешение перешагнуть через кровь, — смотря,
впрочем, по идее и по размерам ее, — это
заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей
статье об их праве на преступление."
11. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЖДЕНИЯ ТЕОРИИ
За полгода до убийства - статьяРаскольникова о праве «сильного»
преступать закон.
За три месяца до убийства - Раскольников
слышит разговор студента с офицером о
старухе-процентщице и о «праве» на
убийство.
Через две недели у Раскольникова созревает
решение: убить старуху.
12. Статья Раскольникова «О преступлении»
«Первый разряд всегда —господин настоящего, второй
разряд — господин будущего.
Первые сохраняют мир и
приумножают его численно;
вторые двигают мир и ведут
его к цели. И те, и другие
имеют совершенно
одинаковое право
существовать. Одним словом,
у меня все равносильное
право имеют»
13.
Причиныпреступления
Осознание
несправедливости
мира,
сострадание к
«униженным и
оскорбленным»
Намерение
проверить себя,
свою теорию
14. ТЕОРИЯ ЗАВЛАДЕЛА СОЗНАНИЕМ
«вдруг почувствовал, что нет унего более ни свободы рассудка,
ни воли и что все вдруг решено
окончательно» (ч. 1, гл. 5)
Точно он попал клочком одежды
в колесо машины, и его начало в
нее втягивать» (ч. 1, гл. 6)
15.
страхСостояние
Раскольникова
сразу после
преступления
отвращение
рассеянность
раздумье
ужас
16. жизнь всегда опровергает любую теорию
Писатель изображает столкновение теории с логикойжизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает
любую теорию = и самую передовую, революционную,
и преступную.
Задача Достоевского – показать, какую власть над
человеком может иметь идея и какой страшной и
преступной она может оказаться. Философские
вопросы, над которыми мучился Раскольников,
занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ
Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому все
позволено. Позднее она послужила основой для
создания фашистской идеологии, которая принесла
неисчислимые бедствия всему человечеству.
17. Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»
Теория Раскольникова о праве сильного на преступлениеоказалась абсурдной. Она построена на антигуманном
делении людей на разряды, на избранности одних и
унижении других. Раскольников понимает, что он не
Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно
жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в
состоянии справиться с чувствами после убийства одной
«гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип
убил!». Принцип этот – его совесть. Стать властелином ему
мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая
теория Раскольникова противится нечеловеческой,
безнравственной теорией.
18. Созданная теория оказалась безнравственной
На каторге Раскольников все еще уверен, что еготеория правильна, просто он себя не к тому
разряду отнес.
Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию
побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и
отказаться от теории. Он постепенно приходит к
христианским моральным ценностям.
В финале этого романа «начинается новая история,
история постепенного обновления человека». В
этом новом мире христианской праведности для
теории «двух разрядов людей» уже нет места.
19. НАКАЗАНИЕ
Достоевский опровергает теориюРаскольникова 3 путями:
1 – столкновение антигуманной идеи
Раскольникова с его доброй натурой.
2 – СИСТЕМА АНТИПОДОВ - столкновение
теорий (диспут) на философском уровне
(Порфирий Петрович, Разумихин) и
нравственном (Соня)
3 – СИСТЕМА ДВОЙНИКОВ (Лужин,
Свидригайлов), которые доводят идею до
логического конца.