Похожие презентации:
Механизмы межгруппового восприятия
1. «Механизмы межгруппового восприятия»
2. Механизмы межгруппового восприятия
К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев относит:1.Внутригрупповой фаворитизм;
2.Физиогномическую редукцию;
3.Стереотипизацию;
4.Социальую казуальную атрибуцию;
3. Внутригрупповой фаворитизм
Заключается в тенденции благоприятствовать в социальномвосприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в
ущерб членам другой. Также В. С. Агеев в своей работе отмечал, что
данный механизм автоматически включается в широкий диапазон
социальных ситуаций, которые интерпретируются их участниками
как межгрупповые. Актуализация механизма внутригруппового
фаворитизма, по мнению ученого, возникает в ситуациях:
4. Внутригрупповой фаворитизм
– межгруппового соревнования (когда выигрыш (успех) однойстороны автоматически означает проигрыш (неуспех) другой);
– когда группа испытывает последовательные и стабильные
неудачи при межгрупповом взаимодействии;
– двойственности интерпретации критериев, на основании которых
выносится решение об успешности деятельности данной группы
внешними по отношениями к ней инстанциями;
– неопределенности данных критериев;
5. Социальная казуальная атрибуция
Теорию социальной атрибуции было обосновано европейскимипсихологами. М. Хьюстоном и. И. Ясперсом. Социальная (или
групповая) каузальная атрибуция - это интерпретация поведения и
результатов деятельности людей по признаку их групповой
принадлежностисти.
Такая атрибуция является социальной по происхождению, поскольку
появляется и развивается в результате социального взаимодействия
между индивидами или под влиянием социальной информации время
эта атрибуция является групповой: 1) как объект направленности (на
представителя конкретной социальной группе) и 2) ввиду сходство
членов социальной группы и межгрупповые различияй.
Основная функция социальной каузальной атрибуции состоит в
формировании, поддержании или усилении позитивной групповой
идентичности.
6. Физиогномическая редукция
Физиогномическая редукция – это восприятие внешностидругого человека с одновременной или последующей
интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются
специфические способы, своего рода «ключи» (Агеев В.С., 2000) для
восприятия («прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно
эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой
культуры, то есть позволяют быстро, нередко автоматически и
вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека.
Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при
восприятии представителей других культур, причем, чем более
значительны различия между культурами, тем в меньшей степени
применимы «ключи» одной культуры для свернутого и
автоматического «прочтения» представителей другой.
7. Стереотипизация
Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов,сущность которого заключается в тенденции
максимизировать воспринимаемое различие между группами и
минимизировать различия между членами одной и той же
группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного
предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе
ограниченной информации. Социальный стереотип – это 1)
устойчивое представление о явлении или людях, свойственной
представителям той или иной социальной группы 2) упрощенное
представление о каком-либо социальном объекте, связанное с
обобщением и обладающее повышенной устойчивостью.
8. Социальные стереотипы
Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом дляобозначения предвзятых представлений и мнений. Он также указал
на 2 основные причины склонности к стереотипам:
Принцип экономии умственных усилий;
Принцип защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов,
мнений.
9. Классификация стереотипов
Конституционально – антропологические проявляются во влиянииантропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку
личности, психологических особенностей человека. Несмотря, на очевидную не
научность данных описаний, американский учёный Secord установил, что
тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у
которых можно было найти общие конституционально-антропологические
признаки имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица
действительно оказались похожими между собой и по личностным
характеристикам.
Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные,
эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо
этнической группы или общности или национальности, легко переносимые на
всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные
анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т.д.
Статусные- проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью
восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко
известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного
положения человека (лаборант, доцент, профессор).
10. Классификация стереотипов
Социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия иоценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей,
которые выполняет этот человек, например, военный –
дисциплинированный, строгий и т.д. Отметим, что статусные,
социально – ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи.
Вербально – поведенческие характеризуют зависимость восприятия
другого человека от особенностей его поведения и речи.
Эмоционально – эстетические стереотипы связаны с зависимостью
восприятия и оценки другого человека от его внешней
привлекательности – непривлекательности.
Профессиональные-в данном случае, имеется ввиду
персонифицированный образ профессии, т.е. обобщённый образ
типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался
отечественный учёный В.Ф. Петренко, который выявил, что - это
сложный, умный, интересный, организованный, гордый,
принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.