Механизмы межгруппового восприятия
1. Проблемы формирования образов различных этносов.
2. Влияние на формирование представлений о других народностях социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности,
1.08M
Категория: ПсихологияПсихология

Механизмы межгруппового восприятия

1. Механизмы межгруппового восприятия

МЕХАНИЗМЫ МЕЖГРУППОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ
ВЫПОЛНИЛА: МОСКВИНА О.И.
ГРУППА: 19НППМ1

2. 1. Проблемы формирования образов различных этносов.

1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ
РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ.
ПОНЯТИЕ СТЕРЕОТИПА ПОВЕДЕНИЯ БЛИЗКО К ПОНЯТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ - ИСТОРИЧЕСКИ
СЛОЖИВШЕГОСЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА (ПЛОХО - ХОРОШО). НО В ОТЛИЧИЕ
ОТ НОРМЫ СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАНДАРТИЗИРУЮТ ТАКЖЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
ПРИМЕРОМ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОГУТ СЛУЖИТЬ КАРНАВАЛЫ В
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ.

3.

• СТЕРЕОТИП ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙСЯ В
КОНКРЕТНЫХ ОБРЯДАХ, ОБЫЧАЯХ, ЭТИКЕТЕ, ТРУДЕ, ИГРЕ, МОДЕ, ОТДЫХЕ, ПРАЗДНИКАХ,
СПОСОБАХ ВОСПИТАНИЯ, УХАЖИВАНИЯ, ОСКОРБЛЕНИЯ, НАКАЗАНИЯ И Т.Д. В ИДЕАЛЕ
СТЕРЕОТИП И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ, НО РЕАЛЬНО МЕЖДУ НИМИ
ВСЕГДА ЕСТЬ РАСХОЖДЕНИЕ, ПРИЧЕМ КАЖДОЕ ОБЩЕСТВО ВЫРАБАТЫВАЕТ СВОИ
СТАНДАРТЫ СТРОГОСТИ И ТЕРПИМОСТИ К НАРУШЕНИЯМ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ПОВЕДЕНИЯ.
ПОСКОЛЬКУ СТЕРЕОТИПЫ НЕ НАВЯЗАНЫ СВЕРХУ, А ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ,
КРОМЕ ВНЕШНИХ РЕГУЛЯТОРОВ БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ВНУТРЕННИЕ -СТЫД, СТРАХ,
ВИНА, ЧЕСТЬ.
• С ПОМОЩЬЮ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ФОРМИРУЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗНЫХ НАРОДАХ.

4.

• КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ, ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП МОЖЕТ БЫТЬ ПО
СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ АВТОСТЕРЕОТИПОМ (Т.Е. ОПИСЫВАЮЩИМ СОБСТВЕННУЮ ГРУППУ) ИЛИ
ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОМ (Т.Е. ОПИСЫВАЮЩИМ ДРУГУЮ ЭТНИЧЕСКУЮ ГРУППУ). ОСОБЕННОСТЬЮ
АВТОСТЕРЕОТИПОВ ЯВЛЯЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ВНЕСТИ В ИХ СОДЕРЖАНИЕ ЧЕРТЫ
ИДЕАЛА СОБСТВЕННОГО ЭТНОСА, ПОДЧЕРКНУТЬ НАИБОЛЕЕ САМОБЫТНЫЕ КАЧЕСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА.
• ОСНОВОЙ ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЕ СВОЙСТВО ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ, КАК
АНТРОПОСТЕРЕОТИПИЧНОСТЬ, Т.Е. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТЕРЕОТИПА ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ ИНДИВИДА.
ВНЕШНОСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧАСТО ВЫСТУПАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ПРИЗНАКОМ, НЕСУЩИМ В СЕБЕ
ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СУБЪЕКТА. ПРИЗНАКИ, ИЗ КОТОРЫХ СЛАГАЮТСЯ
ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОВЕДЕНИЕ, МОГУТ ИМЕТЬ ОСВЕДОМИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ВЫПОЛНЯТЬ
РЕГУЛЯТИВНУЮ ФУНКЦИЮ. В ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПАХ НА УРОВНЕ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ ВНЕШНИЙ
ОБЛИК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ЧАЩЕ ВСЕГО СВЯЗЫВАЕТСЯ С
ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ ЧЕЛОВЕКА. НА ОСНОВЕ ЭТИХ СТЕРЕОТИПОВ
НЕИЗБЕЖНО СОЗДАЮТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.
• НЕСКОЛЬКО ИНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ.

5.

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЯВЛЯЮТСЯ ТИПИЧНЫМИ, УСТОЙЧИВЫМИ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. ОНИ СОСТАВЛЯЮТ ЧАСТЬ
САМОСОЗНАНИЯ ЭТНОСА, ЯВЛЯЮТСЯ ЭЛЕМЕНТОМ ЕГО МЕНТАЛЬНОСТИ, ПЕРЕДАЮТСЯ ИЗ
ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ, ЭТИМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ТРУДНОСТЬ ИХ РАЗРУШЕНИЯ.
ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, КАК ОТМЕЧАЕТ Н.В. СОРОКИНА, ИМЕЕТ «СТЕРЕОТИПНЫЙ ХАРАКТЕР И
ВБИРАЕТ В СЕБЯ ОЦЕНОЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ О ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТАХ ЭТНОСА».

6.

• ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, АКЦЕНТИРУЯ ВНИМАНИЕ НА КАКОЙ-ЛИБО СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЧЕРТЕ ВНЕШНЕГО
ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДА, ФОРМИРУЕТ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЛИКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТОГО ИЛИ
ИНОГО ЭТНОСА В ЦЕЛОМ.
• КОГДА МЫ ПРОИЗНОСИМ СЛОВА «НЕМЕЦ», «АНГЛИЧАНИН», «АМЕРИКАНЕЦ», МЫ ВКЛАДЫВАЕМ В НИХ
НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО НАЗВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КАКОГО-ЛИБО НАРОДА. МЫ
ПОДРАЗУМЕВАЕМ КАКИЕ-ТО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ВНЕШНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С РАСОВЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ТЕМПЕРАМЕНТА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ
КОНФЕССИИ. В СВОЕМ СОЗНАНИИ МЫ ОБЫЧНО СВЯЗЫВАЕМ ВСЕ ЭТИ СВОЙСТВА С ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ
ЛАНДШАФТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ МЕСТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОСА. ЛЕГКО УБЕДИТЬСЯ, ЧТО
ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОВОЛЬНО СЛОЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ,
ПОСКОЛЬКУ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ТИПЕ ЧЕЛОВЕКА ОБОБЩАЮТСЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ,
ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ЦЕЛОГО ЭТНОСА. ИНЫМИ
СЛОВАМИ, В КОНКРЕТНОМ ЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ПРОИСХОДИТ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОДНОВРЕМЕННО И
НАРОДА, И СТРАНЫ ЕГО ПРОЖИВАНИЯ. ПРИ ЭТОМ ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ИГРАЮТ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ, СОМАТИЧЕСКИЕ (ВНЕШНИЙ ОБЛИК) И
ВЕЩЕВЫЕ ФАКТОРЫ, ФИКСИРУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОГО ЭТНОСА, И СОВСЕМ НЕЗНАЧИТЕЛЬНА В
ЭТОМ РОЛЬ ЯЗЫКА.

7.

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЗАНИМАЕТ НРАВ ХАРАКТЕР ОГРАНИЧЕНИЯ СВОЕВОЛЬНЫХ ИМПУЛЬСОВ ЛИЧНОСТИ (ЗОНА
НЕНОРМИРОВАННЫХ, НЕСТЕРЕОТИПИЗИРОВАННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: ЛЮБВИ, НЕНАВИСТИ, РЕВНОСТИ И Т.Д.). ЭТО СОЦИАЛЬНО
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА, СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОПСИХИЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ. ОН ИГРАЕТ ОСОБУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ТИПИЧНОГО ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА: ЧОПОРНЫЙ АНГЛИЧАНИН, ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ ФРАНЦУЗ, ГОРДЫЙ ИСПАНЕЦ И Т.Д.
ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СЛУЖИТ СВОЕГО РОДА ЭТАЛОНОМ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ
ЧЕЛОВЕК МОТИВИРУЕТ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОЖИДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОГО
ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ОТ РЕАЛЬНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ПРООБРАЗОВ

8.

ПОМИМО ЭТНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ДРУГИХ НАРОДОВ У КАЖДОГО НАРОДА ЕСТЬ И
СОБСТВЕННЫЙ ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ АВТОСТЕРЕОТИПОМ.

9.

КАЖДОМУ ЭТНОСУ, КАК И КАЖДОМУ ОТДЕЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, СВОЙСТВЕН ПОЛНЫЙ НАБОР
СОЦИАЛЬНЫХ, ЭТНИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК. ДРУГОЕ ДЕЛО, ЧТО
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ КАЧЕСТВ У РАЗНЫХ ЭТНОСОВ РАЗЛИЧНА. ЭТО И
ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА
КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО НАРОДА.

10. 2. Влияние на формирование представлений о других народностях социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности,

2. ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУГИХ
НАРОДНОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
МЕЖГРУППОВОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ, ВНУТРИГРУППОВОГО
ФАВОРИТИЗМА И КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ.
МЕЖГРУППОВАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ. ВПЕРВЫЕ ОПИСАНА 3. ФРЕЙДОМ, КОТОРЫЙ ОПИРАЛСЯ НА
РАБОТЫ Г. ЛЕБОНА И У. МАК-ДУГАЛЛА. 3. ФРЕЙД ПОСТУЛИРОВАЛ ФАКТ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
МЕЖГРУППОВОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ В ЛЮБОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГРУПП. ОН ОПРЕДЕЛИЛ
ФУНКЦИЮ ЭТОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ, ОБЪЯСНИВ ЕЕ КАК ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПОДДЕРЖАНИЯ
СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ. 3. ФРЕЙД ВЫЯВИЛ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВРАЖДЕБНОСТИ К
«ЧУЖИМ» В ПРИВЯЗАННОСТИ К «СВОИМ».
ДАННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОЛУЧИЛ РАЗВИТИЕ В РАБОТАХ Д. ДОЛЛАРДА, Н. МИЛЛЕРА И Л.
БЕРКОВИТЦА_ ТАК, Л. БЕРКОВИТЦ ОБОСНОВАЛ НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ЧЕЛОВЕКОМ
АГРЕССИИ НА ВСЕХ «ДРУГИХ», «ПОХОЖИХ» НА ТЕХ, КТО ОКАЗАЛ НА НЕГО ФРУСТРИРУЮШЕЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛОМ, В ПРОЦЕССЕ «СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ». ЗДЕСЬ ВНОВЬ
ПОСТУЛИРУЕТСЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ МЕЖГРУППОВОЙ АГРЕССИИ.

11.

ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ. ЕГО СУТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТЕНДЕНЦИИ
БЛАГОПРИЯТСТВОВАТЬ ЧЛЕНАМ СОБСТВЕННОЙ ГРУППЫ В ПРОТИВОВЕС ЧЛЕНАМ ДРУГОЙ
ГРУППЫ. ОН МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ КАК ВО ВНЕШНЕ НАБЛЮДАЕМОМ ПОВЕДЕНИИ, ТАК И
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МНЕНИЙ, СУЖДЕНИЙ, ОЦЕНОК, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЧЛЕНАМ
СОБСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ГРУПП. ЭТИ ЭФФЕКТЫ МОГУТ ДЕЙСТВОВАТЬ В РАЗЛИЧНЫХ
СИТУАЦИЯХ, НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КАК БЫ
УСТАНАВЛИВАЯ «ДЕМАРКАЦИОННУЮ ЛИНИЮ» МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЕ ПО КАКИМЛИБО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК «СВОИ», И ТЕМИ, КТО ПО ДАННЫМ КРИТЕРИЯМ
ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК «ЧУЖИЕ».

12.

• КОГДА СТАТУСНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ГРУППАМИ ПРИЗНАЮТСЯ СПРАВЕДЛИВЫМИ И
ВЫСОКОСТАТУСНОЙ И НИЗКОСТАТУСНОЙ ГРУППАМИ, ЭФФЕКТЫ ВНУТРИГРУППОВОГО
ФАВОРИТИЗМА ВЫРАЖЕНЫ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО. КАК ТОЛЬКО ВОЗНИКАЕТ СОМНЕНИЕ В
СПРАВЕДЛИВОСТИ СТАТУСНЫХ РАЗЛИЧИЙ, ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ ВОЗРАСТАЕТ,
ПРИЧЕМ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ У ЧЛЕНОВ ГРУППЫ, ОБЛАДАЮЩЕЙ БОЛЕЕ ВЫСОКИМ
СТАТУСОМ (Д. ТЭРНЕР, Р. БРАУН). ОСОЗНАНИЕ НЕЗАКОННОСТИ (ИЛИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ)
СТАТУСНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПОРОЖДАЕТ СТРЕМЛЕНИЕ ИХ ИЗМЕНИТЬ, УВЕЛИЧИВАЕТ ВНУТРИ
ГРУППОВУЮ ПОДДЕРЖКУ И МЕЖГРУППОВОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО.
• ДАННЫЙ МЕХАНИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ. ОДНАКО НА ФОНЕ ГЛУБОКИХ
ОБЪЕКТИВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ГРУППАМИ — КЛАССОВЫХ, ЭТНИЧЕСКИХ,
РЕГИОНАЛЬНЫХ, ВОЗРАСТНЫХ И Т.Д. — ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ВНУТРИГРУППОВОГО
ФАВОРИТИЗМА ЧРЕВАТА ДЕСТРУКТИВНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ. КОНФЛИКТЫ
МЕЖДУ ГРУППАМИ УСИЛИВАЮТ СТЕПЕНЬ ВНУТРИГРУППОВОГО ФАВОРИТИЗМА И
МЕЖГРУППОВОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ.

13.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ СВЯЗАНА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ СУБЪЕКТА И ВОЗНИКАЕТ В
ХОДЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЭТОТ ФЕНОМЕН ОТНОСИТСЯ ЕЩЁ И К МЫШЛЕНИЮ, А
НЕ ТОЛЬКО К ВОСПРИЯТИЮ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ. СУТЬ ЭТОГО ФЕНОМЕНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
«ДОСТРАИВАНИИ» НЕДОСТАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКУ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЛНОГО И
СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАКОМ-ЛИБО ОБЪЕКТЕ. ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЭМОЦИИ, ПОЭТОМУ НАИБОЛЕЕ ЯРКО ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ. РЕЗУЛЬТАТОМ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ ЯВЛЯЕТСКАУЗАЛЬНОЙ
АТРИБУЦИИ БУДУТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ТОГДА, КОГДА ЭМОЦИИ БЛОКИРУЮТ ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ
ПО ЗАКОНАМ ЛОГИКИ. ОТСЮДА ОНА ОСОБЕННО ЯРКО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ПРИЧИН УСПЕХОВ И НЕУДАЧ, КАК СВОИХ, ТАК И ЧУЖИХ, ПОСКОЛЬКУ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕГДА ИМЕЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОКРАСКУ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОЦЕСС КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ,
ХОТЯ И ИМЕЮТ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ, ЯВЛЯЮТСЯ В ОСНОВНОМ Я ОТНЕСЕНИЕ ПРИЧИН
КАКОГО-ЛИБО АКТА К ВНЕШНИМ ИЛИ ВНУТРЕННИМ ИСТОЧНИКАМ. ПРИЧИНЫ ВНЕШНИХ
СОБЫТИЙ В ОСНОВНОМ ПРИПИСЫВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, А ПРИЧИНЫ
ВНУТРЕННИХ СОБЫТИЙ ПРИПИСЫВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯМ ЛЮДЕЙ.

14.

ИТАК, АТРИБУЦИЯ — ЭТО ПРИПИСЫВАНИЕ ВОСПРИНИМАЕМОМУ И ОЦЕНИВАЕМОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ ОБЪЕКТУ ХАРАКТЕРИСТИК, СВОЙСТВ, КАЧЕСТВ, КОТОРЫЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
НЕПОСРЕДСТВЕННО В АКТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ И НЕ ПРОЯВИЛИСЬ В
ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ В ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СЛУЧАЯХ КОНТАКТА. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ
— ПРИПИСЫВАНИЕ ОБЪЕКТУ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРИЧИН ПОВЕДЕНИЯ.

15.

ХАРАКТЕР КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ ЗАВИСИТ ОТ УНИКАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ПОСТУПКА. ЧЕМ БОЛЕЕ ТИПИЧНО ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ТЕМ ЛЕГЧЕ ОНО
ПОДДАЕТСЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. МОТИВЫ НЕТИПИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕЕ ЯСНЫ,
НЕЗАУРЯДНЫЕ ПОСТУПКИ ВОЗБУЖДАЮТ ИНТЕРЕС ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ
ПОНЯТЬ, ЧЕМ ОНИ ВЫЗВАНЫ. ПРИЧИНЫ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОПУСКАЮТ МНОЖЕСТВО
РАЗЛИЧНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ. СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ
СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДОВОЛЬНО ЛЕГКО
ОБЪЯСНЯЕТСЯ. ПРИ СОЦИАЛЬНО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ НОРМЫ НАРУШАЮТСЯ, А
КОЛИЧЕСТВО ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ.

16.

СТОИТ ПЕРЕЧИСЛИТЬ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРВЫМ
ВОСПРИЯТИЕМ, ИМЕЮЩИЕ ПЕРВОСТЕПЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ В КОММУНИКАЦИИ, ВО МНОГОМ
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, СТЕРЕОТИПОВ:
• ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ: ФОКУСИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПЕРВОМ ВПЕЧАТЛЕНИИ, КОТОРОЕ
ПРОИЗВЕЛ НА НАС ЧЕЛОВЕК, И ИГНОРИРОВАНИЕ (В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ) ИНФОРМАЦИИ,
КОТОРУЮ МЫ УСПЕЛИ ПОЛУЧИТЬ О НЕМ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ. ПОСКОЛЬКУ ЭТО ДОВОЛЬНО
РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, СЛЕДУЕТ ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМЫВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПЕРВОЙ
ВСТРЕЧЕ С ЧЕЛОВЕКОМ (ЕСЛИ, КОНЕЧНО, НАМ ВАЖНО ПРОИЗВЕСТИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА
СОБЕСЕДНИКА).
• ЭФФЕКТ КРАЯ: ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ТОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРУЮ МЫ
ПОЛУЧАЕМ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ КОММУНИКАЦИИ (КОММУНИКАТИВНОГО АКТА, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ПР.).
• ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ: ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПРИОРИТЕТЕ НАХОДИТСЯ ТА
ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОЛУЧАЕМ РАНЬШЕ. ВСЯ ПОСЛЕДУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ УЖЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ, ОНА КАК БЫ ВТОРИЧНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОМУ, ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ.

17.

ВСЕ ЭТИ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВМЕСТЕ С КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИЕЙ ПРИВОДЯТ К
СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ, Т. Е. СОЗДАНИЮ СТЕРЕОТИПОВ. ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ ОТРАЖАЕТ
ТЕНДЕНЦИЮ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОЕГО УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗА КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ
ИЛИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТИМ УСТОЙЧИВЫМ ОБРАЗОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ КАК КЛИШЕ ПРИ
ВОСПРИЯТИИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ДРУГИМ.

18.

СТРАТЕГИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ СОХРАНИТЬ ПОЗИТИВНУЮ ГРУППОВУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ,
СОСТОИТ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТНОЦЕНТРИСТСКИХ АТРИБУЦИЙ, ПРИ КОТОРЫХ
ПОЗИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (УСПЕХ) СВОЕЙ ГРУППЫ И НЕГАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (НЕУДАЧА)
ЧУЖОЙ ГРУППЫ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ВНУТРЕННИМИ ПРИЧИНАМИ, А НЕГАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(НЕУДАЧА) СВОЕЙ ГРУППЫ И ПОЗИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (УСПЕХ) ЧУЖОЙ ГРУППЫ –
ВНЕШНИМИ ПРИЧИНАМИ.

19.

• САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НА РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ССЫЛАЮТСЯ
ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ АВТОРЫ БОЛЕЕ ПОЗДНИХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ, БЫЛО ПРОВЕДЕНО В
НАЧАЛЕ 70-Х ГГ. В ЮЖНОЙ ИНДИИ. ИСПЫТУЕМЫМ-ИНДУИСТАМ ПРЕДЛАГАЛИСЬ ОПИСАНИЯ ЧЕТЫРЕХ
СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ИНДУИСТ ИЛИ МУСУЛЬМАНИН СОВЕРШАЕТ СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ И
СОЦИАЛЬНО НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ (ЛАВОЧНИК ПРОЯВЛЯЕТ ЩЕДРОСТЬ ИЛИ ОБМАНЫВАЕТ
ПОКУПАТЕЛЯ, УЧИТЕЛЬ ХВАЛИТ ИЛИ НАКАЗЫВАЕТ УЧЕНИКА, ДОМОВЛАДЕЛЕЦ ПРИГЛАШАЕТ В ДОМ ИЛИ
НЕ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЯ НА ПОПАВШЕГО ПОД ЛИВЕНЬ ПРОХОЖЕГО И Т.П.). ИСПЫТУЕМЫХ ПРОСИЛИ
ОБЪЯСНИТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНОВ ДВУХ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ОДНОЙ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
ПРИЧИН: ВНЕШНИХ (СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ В ОБЩЕСТВЕ)
ИЛИ ВНУТРЕННИХ (ЩЕДРОСТЬ ИЛИ ЖАДНОСТЬ ТОРГОВЦА, ПЛОХОЙ ИЛИ ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР УЧИТЕЛЯ).
• ВЫДВИНУТАЯ ГИПОТЕЗА ПОДТВЕРДИЛАСЬ ПОЛНОСТЬЮ: ИСПЫТУЕМЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ
ЭТНОЦЕНТРИСТСКИЕ АТРИБУЦИИ – ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ПРИПИСЫВАЛИСЬ СОЦИАЛЬНО
ЖЕЛАТЕЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЧЛЕНОВ СВОЕЙ ГРУППЫ И НЕГАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ МУСУЛЬМАН И
НАОБОРОТ. ПОДОБНЫЕ АТРИБУЦИИ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ И В РЯДЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, В КОТОРЫХ
ИСПЫТУЕМЫМИ ВЫСТУПАЛИ ЧЛЕНЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ. А ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОЦЕНТРИСТСКИХ
АТРИБУЦИЙ СТАЛО РАССМАТРИВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ОШИБКИ АТРИБУЦИИ.
English     Русский Правила