Летописи, былины и сказки как памятники русской культуры
Введение
Терминология
Сказка Древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение
Летопись Историческое произведение XI-XVII вв., в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в
История возникновения былин
Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: Теория мифологическая видит в былинах рассказы о
Основные былинные герои
Происхождение русских сказок
Персонажи сказок
Летописи
Вывод
Интернет-ресурсы
8.82M
Категория: ЛитератураЛитература

Летописи, былины и сказки как памятники русской культуры

1. Летописи, былины и сказки как памятники русской культуры

СПб ГУТ))) Кафедра истории и регионоведения
Дисциплина: Культурология.
ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ И СКАЗКИ
КАК ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Группа: ИБ-12вп
Выполнил: Тарасов О.В.
Преподаватель: Цигоняева А.Ю.
Санкт-Петербург
2022

2.

План
1
Введение
2
Терминология
3
История возникновения былин
4
Основные былинные герои
5
Происхождение русских сказок
6
Персонажи сказок
7
Летописи
8
Выводы
9
Интернет-ресурсы

3. Введение

Былины и сказки - замечательные явления русской народной
словесности; по эпическому спокойствию, богатству
подробностей, живости колорита, отчетливости характеров
изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических
и бытовых элементов они не уступают немецкому
богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям
всех других народов.
Летопись можно назвать оригинальным жанром
древнерусской литературы. Люди стали фиксировать важные
события в летописях со времен появления письменности.

4. Терминология

Былина
Фольклорная эпическая песня, жанр,
характерный для русской традиции. Основой
сюжета былины является какое-либо
героическое событие, либо примечательный
эпизод русской истории (отсюда народное
название былины - «старина», «старинушка»,
подразумевающее, что действие, о котором
идет речь, имело место в прошлом).

5. Сказка Древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение

волшебного,
авантюрного или бытового характера. Как и все
народное искусство, сказка глубоко национальна,
но в то же время большинство сказочных
сюжетов встречается у многих народов мира.

6. Летопись Историческое произведение XI-XVII вв., в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в

летописях
обычно начинался словами: “в лето” — отсюда
название — летопись. Слова “летопись” и
“летописец” равнозначны, но летописцем мог
называться также и составитель такого
произведения. Летописи — важнейшие
исторические источники, самые значительные
памятники общественной мысли и культуры
Древней Руси.

7. История возникновения былин

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси
появились эпические песни. Одни относят их
возникновение к 9-11 вв., другие - к 11-13 вв.
Несомненно одно - просуществовав столь долго,
передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас
в своем первоначальном виде, они претерпели
множество изменений, поскольку менялся и
государственный строй, и внутри- и
внешнеполитическая обстановка, мировоззрение
слушателей и исполнителей. Практически невозможно
сказать, в каком веке создана та или иная былина,
некоторые отражают более ранний, некоторые - более
поздний этап развития русского эпоса, а в иных
былинах исследователи различают под позднейшими
наслоениями весьма древние сюжеты.

8. Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: Теория мифологическая видит в былинах рассказы о

стихийных явлениях, в богатырях -- олицетворение этих
явлений и отождествление их с богами древних славян.
Теория историческая объясняет былины как след
исторических событий, спутанных порой в народной
памяти.
Теория заимствований указывает на литературное
происхождение былин, причём одни склонны видеть
заимствования через влияние Востока , другие Запада.

9. Основные былинные герои

Представители русской «мифологической школы»
делили героев былин на «старших» и «младших»
богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор,
Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением
стихийных сил, былины о них своеобразно отражали
мифологические воззрения, бытовавшие в Древней
Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша
Попович, Добрыня Никитич) - обыкновенные
смертные, герои новой исторической эпохи, а потому
в минимальной степени наделены мифологическими
чертами.

10.

Святогор
Относится к древнейшим и популярнейшим
былинным героям. Само его имя указывает на
связь с природой. Он велик ростом и могуч, с
трудом носит его земля. Этот образ родился еще в
докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел
изменения.

11.

Илья Муромец
Несомненно, самый популярный герой былин,
могучий богатырь. Эпос не знает его молодым,
он - старик с седой бородой. Как ни странно,
Илья Муромец появился позже своих былинных
младших товарищей Добрыни Никитича и
Алеши Поповича. Родина его - город Муром,
село Карачарово. Крестьянский сын, больной
Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года».
Однажды в дом пришли странники, «калики
перехожие». Они исцелили Илью, наделив его
богатырской силой. Отныне он - герой,
которому предначертано служить городу Киеву
и князю Владимиру.

12.

Добрыня Никитич
Популярный герой былин киевского цикла.
Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он
самый вежливый и воспитанный из русских
богатырей, недаром именно Добрыня всегда
выступает послом и переговорщиком в
сложных ситуациях. Основные былины,
связанные с именем Добрыни: Добрыня и
змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой
Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка,
Добрыня и Алеша.

13.

Алеша Попович
Родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из
знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен,
склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к
исторической школе, полагали, что этот былинный герой
ведет свое происхождение от Александра Поповича,
погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал,
что в действительности имел место обратный процесс, имя
вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее
известный подвиг Алеши Поповича - победа его над
Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя
достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди
былин о нем - Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и
сестра Петровичей.

14. Происхождение русских сказок

Сравнение по содержанию русских сказок с
сказками других народов показало чрезвычайное
сходство их. Так, например, в русской сказке об
«Одноглазом великане» рассказывается почти то
же самое, что известно нам из «Одиссеи» Гомера
о циклопе Полифеме, Одиссее и его спутниках;
таким образом, русская сказка чрезвычайно
похожа по сюжету на древнегреческий миф.
Замечательно, что сходны сказки не только у
народов ариоевропейских: многие сказки,
различаясь в подробностях, сходны между собой
по существу у народов самых разнооборазных
рас: ариоевропейской, монгольской, даже черной.

15. Персонажи сказок

Традиционно героев можно разделить на
положительных и отрицательных. Положительные
герои русских сказок олицетворяют собой такие
нравственные добродетели, как храбрость,
добросердечие, отзывчивость и благородство. В
русских народных сказках добро, пользуясь этими
качествами, всегда побеждает зло. Положительным
героем в русской сказке может быть, как и простой
крестьянин, так и царевич.

16.

Баба-Яга
Баба-Яга - вещая ведьма: она знает прошедшее и
будущее, она обладает способностью производить
чары. Она знает, где скрыты красавицы, которых
ищут герои сказок, как достать те диковинки,
которые им нужны. Во многих сказках она дает
герою советы и прямо помогает ему. Баба-яга дает
герою клубочек, который может докатиться, если
его бросить, до того места, которое герою нужно;
иногда, при помощи этого клубочка, можно
спастись от преследования врага: если его
бросить, он превращается в огромную гору,
мешающую врагу догнать героя.

17.

Кащей-бессмертный
Образ чудовища, похищающего красавицу. Герой
сказки пытается освободить ее и часто гибнет.
Иногда с помощью самой красавицы герою
удается узнать, как можно погубить Кащеябессмертного; оказывается, на море-океане
находится осров, на острове растет дуб, под
дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в
зайце -- утка, в утке -- яйцо, а в яйце
заключается смерть Кащея. Герой добывает
яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в
лоб, и Кащей умирает. Яйцо, как символ жизни,
играет важную роль у тюрко-финских народов.
Так, у чуваш, когда умирает человек, разбивают
сырое куриное яйцо.

18.

Змей Горыныч
Многоголовый огнедышащий дракон,
представитель злого начала в русских
народных сказках и славянских былинах.
Многоголовость змея -- непременная его
черта. В разных сказках количество голов
змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12.
Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. В
большинстве случаев у змея отмечается
способность к полёту. Еще одной важной
особенностью змея является его огневая
природа, однако как именно извергается
огонь, сказки не описывают.

19.

Леший
Хозяин леса в мифологических представлениях
славянских народов . Частый персонаж русских
народных сказок . Другие названия: лесовик, лесник,
лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и
даже лес. Место жительства духа - глухая лесная
чащоба, но иногда и пустырь.
Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его
хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится
хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим
- плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет
голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет,
плачет.
Леший - властитель над лесными зверями. Больше всего
он любит медведя , и когда сам пьёт вино , до которого
большой охотник, то потчует непременно и медведя.
Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет
спать, и оберегает его от нападения водяных .

20.

Иван-дурак
Один из главных прототипических персонажей
русских народных сказок . По некоторым
версиям, имя с эпитетом “дурак” является
именем-оберегом, предотвращающим сглаз .
Воплощает особую сказочную стратегию,
исходящую не из стандартных постулатов
практического разума, а опирающуюся на поиск
собственных решений, часто противоречащих
здравому смыслу, но, в конечном счете,
приносящих успех .
Как правило, его социальный статус в русской
народной сказке низкий -- крестьянский сын или
сын старика со старухой. В семье часто являлся
третьим, младшим сыном. Не женат.

21. Летописи

На Западе подобные письменные свидетельства о
событиях истории назывались хрониками.
Летописанием занимались монахи, так как монастырские
школы были единственными центрами письменной
культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт
дошедших до нас летописных документов датируется 14-17
веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым
относится первая киевская летопись «Повесть временных
лет» (11-12 века).
События последней восходят к временам сотворения мира,
исчисляют начало русской государственности от 862 года и
завершаются 1117 годом.
Нестор – первый русский летописец.

22.

Наиболее известными среди источников, дошедших
до наших дней, считается Лаврентьевская
летопись. Она датируется 1377 годом и
приписывается монаху Лаврентию.
Более двух столетий этот ценнейший документ
хранился в Рождественском монастыре г.Владимира,
затем перешёл в частную коллекцию русских
древностей, откуда был выкуплен графом МусинымПушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую
летопись иногда называют Пушкинской, но к великому
русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения
не имеет.
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору
Александру I, который отправил её на хранение в
Публичную библиотеку (ныне – Российскую
национальную библиотеку). Там она находится и
сегодня

23. Вывод

Значительная часть былин и сказок посвящена борьбе героя с
чудищем или вражеской силой. Герои, как правило, действует в
одиночку, идут навстречу страшной опасности и всегда в итоге
побеждают. Героями движет желание постоять за людей и за
веру. Их противники несут беду людям - похищают, убивают - и
ведут себя нечестиво. Большое число врагов имеют параллель
с историческими врагами Руси. Татарами, Половцами.
Былины и сказки показывают нам жизнь и быт людей того
времени. Во что они верили и кем вдохновлялись.
Благодаря летописцам и их летописям, которые были написаны
много веков назад, мы можем узнать много нового о прошлом и
восстановить хронологию каких-либо исторических событий.

24. Интернет-ресурсы

http://www.hrono.ru/dokum/1000d
ok/letopisi.php
https://revolution.allbest.ru/literatur
e/00672278_0.html
https://ktonanovenkogo.ru/vopros
y-i-otvety/chto-takoe-letopis.html
http://lukoshko.net/storyList/byliny.
html
http://www.byliny.ru/
https://yandex.ru/images/

25.

БлагоДарю
За внимание!
English     Русский Правила