Психология объектных отношений
Хайнц Ко́хут (03.05.1913-08.10.1981)  американский психоаналитик австрийского происхождения  
Общие положения
120.64K
Категория: ПсихологияПсихология

Психология объектных отношений

1. Психология объектных отношений

Объектные отношения - в современном психоанализе
отношение субъекта к миру как сложный и цельный итог
определенной организации личности, как результат
определенного восприятия объектов, в той или иной мере
связанного с фантазированием, и выбираемых способов
зашиты.

2. Хайнц Ко́хут (03.05.1913-08.10.1981)  американский психоаналитик австрийского происхождения  

Хайнц Ко́хут
(03.05.1913-08.10.1981)
американский психоаналитик австрийского
происхождения
Родился и вырос в Вене, в еврейской семье,
принадлежащей к высшему слою среднего класса.
Получил блестящее и разностороннее общее
образование (искусство, иностранные языки),
Продолжил образование на медицинском
отделении
Венского
университета,
специализировался в неврологии.
Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс
лечения психоанализом) образование получил в Чикаго.
В 50-е годы получил широкое признание
С 1957 года Кохут — профессор психиатрии, член правления Чикагского
института психоанализа
В 1964—1965 годы Кохут один срок являлся президентом Американской
психоаналитической ассоциации.

3.

С середины 60-х годов и до самой смерти в 1981 году Кохут был
предан писательской работе и преподаванию.
монография 1971 года «Анализ самости: системный
подход к лечению нарциссических нарушений личности».
В
1977
году
вышла
«Восстановление самости».
вторая
книга
Кохута
В 1978 году появились первые два тома его работы
«Поиски самости», под редакцией Пола Орнштейна.
К моменту смерти его последняя книга «Как лечит
анализ?» была практически завершена. Но свет она
увидела лишь в 1984 году, подготовленная к печати
коллегой Кохута Арнольдом Гольдбергом.

4.

1959 года Х.Кохут начал развивать свою психологическую теорию «Я»
(«Селф»), что было инициировано работой с пациентами, имевшими
«нарциссические
расстройства»
(неадекватная,
заниженная
самооценка,
внутренняя
неуравновешенность,
трудности
саморегуляции, потеря смысла бытия) и не поддававшимися
традиционному психоанализу.
Х.Кохут обнаружил, что основная проблема таких пациентов
заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении
и причастности к другим.
В основе лежат представления о здоровой самости и ее
патологических состояниях.
Х. Кохут под самостью подразумевает нечто вроде «чувства
собственной идентичности».
Самость представляется ему «сердцевиной личности»

5. Общие положения

Нормальное психическое развитие ребенка строится на
благоприятных отношениях с ближайшим окружением. Интроекция
образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство,
величие, состоятельность.
Травматические недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может
приводить к серьезным нарушениям личности, таковыми являются люди с
нарциссическим типом характера.
1. Нарциссизм – не патологический феномен, но любое обращение к
поддержанию переживаний Я.
2. Детский нарциссизм со временем переходит в более зрелые
формы – творчество, эмпатию, юмор, мудрость и многое другое.
3. Зрелый нарциссизм требует для поддержания внутреннего
баланса удовлетворения трех потребностей:
в признании своей грандиозности,
в идеализации кого-то сильного и мудрого,
в идентификации с кем-то похожим;
4. Неудовлетворение нарциссических потребностей, напротив, ведет
к различным проявлениям психопатологии.

6.

Структура Самости представляет собой напряженную
биполярную конфигурацию, на одном полюсе которой находятся
полюс амбиций, а на другом – полюс идеалов.
полюс амбиций
(претензии Я;
потребность в
достижениях,
признании,
господстве)
полюс идеалов
(идеализирован
ный образ
родителей)

7.

Чтобы защитить свой безмятежный мир, младенец создаёт две
новых системы «нарциссического совершенства».
1.«идеализированное
имаго или образ+
родителя» —
является попыткой
защитить
благополучие
младенца путём
наделения внешнего
объекта безграничной
властью и благостью.
2.«нарциссическое „я“»
— представляет собой
фантазию, что всё
хорошее содержится
внутри самого
младенца, а всё плохое
вне его.
Позже Кохут изменил
«нарциссическое „я“»
на «грандиозное „я“».

8.

РАЗВИТИЕ
Каждая из двух форм нарциссизма — грандиозность и
идеализация — следует своей собственной траектории развития.
Идеализированное родительское
имаго — образ который будет служить
источником бесконечной силы,
совершенной доброты и безграничной
власти — неизбежно подвергается
разочаровывающим сравнениям с
реальным родителем.
если эти разочарования
не оказываются чересчур
внезапными
или
травматичными,
имаго
медленно,
но
верно
превращается в идеалы
Грандиозное «я» ребёнка,
способным достичь всего без
каких-либо ограничений, —
жаждет получить от родителей
или других важных опекунов
признание его совершенства и
восхищение его
поразительными силами.
если ребёнок получает
адекватное восхищение,
его архаическая
грандиозность взрослеет,
превращаясь в
реалистичные амбиции

9.

ПАТОЛОГИИ
• Основная психопатология при нарциссических нарушениях
личности определяется тем, что самость этих личностей не была
надежно сформирована в раннем детстве;
• В отсутствии эмпатии со стороны родительского объекта самости
или в случае его утраты происходило ослабление самости ребенка,
сопровождавшееся разнообразными регрессиями и
фрагментацией;
• Основная генетическая травма ребенка уходит своими корнями в
психопатологию родителей, в их собственные нарциссические
фиксации

10.

КЛАССИФИКАЦИЯ
Архаическая Самость - проявления младенчески грандиозного Я
у взрослых людей.
Фрагментированная Самость - нарушение связности, чреватое
распадом Самости на отдельные части.
Опустошенная Самость - связана с более длительной
депрессией, при которой человек уже не способен радоваться
развитию и утверждению собственного Я.
Перегруженная/перевозбужденная Самость - неспособность
человека облегчить свои страдания (воссоединиться со
всемогущим селф-объектом и успокоиться) через фрустрацию
эмоциональных потребностей.
Несбалансированная, неупорядоченная Самость - результат
дисгармоничного развития объектных отношений в раннем детстве
и, в свою очередь, порождает множество проблем в
межличностном общении и взаимодействии.

11.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Х. Кохут фокусировал свое внимание на двух нормальных нарциссических
процессах, которые являются решающими в развитии Самости.
1. отражение, при котором младенец смотрит на мать и видит свое «я»
отраженным в ее радостном взгляде. («Ты видишь меня чудесным.
Значит, я чудесен») под «отзеркаливанием» понимается не только
отражение грандиозности, но и надежность, забота, эмоциональная
адекватность, эмпатическое отношение в целом. Наблюдая собственные
положительные качества в сиянии материнских глаз, ребенок чувствует
всю свою самоценность.
2. идеализация, начинается с узнавания ребенком своего родителя или
другого любимого человека. В этом случае качества собственного «я» доброта, совершенство, всесилие, значимость, чувство реальности и т. д.
проецируются на этого человека («Я вижу тебя чудесной и нахожусь рядом
с тобой; значит, я существую и тоже чудесен»)
В объектных отношениях отражения и идеализации ребенок узнает свое «я»
с помощью другого человека.

12.

Цель психотерапии – не в проработке конфликта, а в оказании
помощи по формированию новой психической структуры Самости
пациента.
Главный терапевтический фактор - эмпатия, а главное
терапевтическое действие – возмещение раннего дефицита .
Исцеления происходит в результате трёхшагового процесса:
1)анализ защитных проявлений пациента;
2) развёртывание переносов (перенос и взаимоотношения,
которые он порождает, принимаются и понимаются аналитиком, и
в результате пациент может постепенно интернализовать
личность аналитика);
3) эмпатия.
Таким образом психическая организация, которую пациент не
смог
осуществить
с
родителями,
теперь
успешно
структурирована, а его здоровье восстановлено

13.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению
нарциссических нарушений личности / Х. Кохут. – М. : КогитоЦентр. – 2003. – 308 с.
2. Кохут, Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М. : Когито-Центр.
– 2017. – 316 с.
3. Лейбин, В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В.
Лейбин. – М. : Территория будущего, 2006. – 568 с.
4. Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития / Р. Тайсон, Ф.
Тайсон. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 528 с.

14.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила