Похожие презентации:
Проблемы (вопросы) современной культуры
1. Проблемы (вопросы) современной культуры
Здесь немного отсебятины, потомучто в интернете написано не так
много.
2. Предыстория (конец ХХ века)
Один пункт следует из другого.- Борьба идеологий со всеми её последствиями привела в
конечной счете к искомому плюрализму мнений.
- Людям стало сложно верить какой-либо идеологии.
Для многих стерлись грани между религиозным, сектантским,
идеологическими становлениями.
- Случился постмодернизм.
Мысли постмодерна, характерные и для обывателя: разум не
всесилен. Это не источник добра. Разум может привести к плохим
вещам. И мы, обладающие разумом, обречены на выбор чеголибо, что также может привести к катастрофам
3. Историческое развитие. Искомый плюрализм?
Мнения разделились.• Глобализация и плюрализм – это в пололжительном
смысле возвращение к истокам?
- “Природа сама по себе многообразна и
целостна, как и человеческая культура”. Человек и ранее
был склонен к принятию существующих, чужих устоев окружающих.
Однако разве это не было обусловлено простым ‘богобоязненным’
чувством?
• Глобализация и плюрализм – это шизоидное начало
мышления? (далее – подробнее)
4. Отдельные примеры для понимания
• Возвращение к истокам (часто источник негативногоотношения) как обращение к фольклору в творчестве.
Люди часто связывают с этой тенденцией продолжение
развития язычества (..да)
• Интерес к истории может рассматриваться как простая
маскировка кризиса культуры, простое следствие того, что
современность менее привлекает творческие умы и их
современников в целом. Грубо говоря, всем уже приелась
слабая игра культурными отсылками.
5. Постиндустриальное общество. Технологии как фактор развития культуры
На всякий случай:Постиндустриа́льное о́ бщество —
общество, в экономике которого
преобладает инновационный
сектор с высокопроизводительной
промышленностью, индустрией
знаний, с высокой долей в ВВП
высококачественных и
инновационных услуг, с
конкуренцией во всех видах
экономической и иной
деятельности, а также более
высокой долей населения,
занятого в сфере услуг, нежели в
промышленном производстве.
..Рассмотрим проблемы/вопросы,
возникающие не без помощи
технологий
6. Раздельное мышление и игровая форма
(Прямиком из прошлого: постмодернистская литература,двойное мышление общества СССР в 80-е).
Разде́льное мышле́ние
(Компартментализа́ция)
— механизм
психологической защиты,
проявляющийся в том, что
противоречия между
какими-то мыслями,
идеями, отношениями
или формами поведения
упорно не осознаются.
7. Яркие примеры раздельного мышления в современности
Феномены (от частного к б.общему):
• националистических шуток
• пассивной агрессии
• хихикомори
• Массовое, элитарное и
“массово-элитарное”
искусство
8. Клиповое мышление
Клиповое мышление = быстрота обработки данных,преобладание визуального восприятия, проблемы с
восприятием длительной линейной последовательности и
однородной информации.
Разделение приложений на разные специализации (а не как
раньше - все в вк), появлений “временных” постов только
способствует его развитию.
Любопытная эволюция:
Текстовые шутки
.
.
Мемы (единицы информации!)
.
.
Культурные отсылки в tik-tok
9.
*Глобальностьи/или
американизированность?
Американская культура коррелируется с
современной глобальной культурой
(многонациональные традиции, ценности,
свободные от условно древних устаревших
устоев).
Многие не знают, кто такой Высоцкий, :/ но
знают Мадонну. Возникает вопрос: наша
культура интертекстуальна, потому что
глобальна или потому, что мы очень активно
воспринимаем американскую систему
ценностей?
10. Восточная культура
“Восток и Запад тянутся друг к другу”. Культурные ценноститакже смешиваются, порой порождают еще большее
количество стереотипов. Китае, напр., самобытных кофеен единицы.
По большому счету там лишь Starbucks coffee, в котором китайцы рады
почувствовать себя европейцами.
Современная японская культура
также отлично показывает, что
вложение денежных средств в
качество и количество контента
способствует его
распространению. В Японии
также очень показательны
шизоидное начало
раздельного мышления и
двоемыслия.
11. Субкультуры – часть шизоидного становления?
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура;подкультура) — понятие (термин) в социологии,
антропологии и культурологии, обозначающее часть
культуры общества, отличающейся своим поведением от
преобладающего большинства а также социальные группы
носителей этой культуры.
Из определения следует, что
субкультура отрицает
существующую культуру, но
все же является её частью.
12. Вопрос о массовости, элитарности и массово-элитарной культуры
• Массовой культурой называют такой вид продукции,которая ежедневно производится в больших объемах.
Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее)
может быть определена как субкультура(!)
привилегированных групп общества.
“Массово-элитарная” культура являет собой противоречие
в чистом виде. Но даже если мы придумаем этому
явлению другой термин, невозможно не задаться
вопросом, что же все-таки теперь элитарная культура.
13. В чем подвох?
“Массово-элитарная” вселенная Marvel:-Исключительная скрытая информация для фанбазы – тех же людей,
которые освоили большое количество информации, чтобы входить в
меньшинство, в субкультуру.
А кто такой А. С. Пушкин?
Писатель, произведения которого доступны и понятны обывателям
благодаря школьному образованию. Кто движет художественным
прогрессом?
14. Отдельная проблема “Массового” творчества – параллель раздельного мышления
В искусстве, художественном творчествемассовая культура выполняет следующие
социальные функции:
• приобщает человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грёз;
• пропагандирует господствующий образ
жизни;
• отвлекает широкие массы людей от
социальной активности, заставляет
приспосабливаться.
..и снова возвращаемся к двоемыслию, - хихикомори
становится своеобразным олицетворением человека 21 века
15. Общий кризис культуры как части творческого становления
“Узкопофильность порождает кризис взаимоотношений. Пониманиемежду людьми делается невозможным. И это не сюжет романа
Кафки, а сегодняшняя действительность”.
Как пример – современная литература в России. “Массово-элитарное”
творчество (Т. Толстая, В. Пелевин, Б. Акунин) исходя из вышесказанного
являет собой нечто напоминаеющее просто качественную массовую
литературу с культурными отсылками.
В последнее признанные русские авторы проявляют интерес к истории
своей страны (А. Иванов, Г. Яхина). Мистический/исторический реализм,
“пришедший на смену” постмодернизму, многими рассматривается как
очередная попытка не думать о том, что происходит в данный момент
времени. И кстати многие не прочитают этот сплошной текст, потому что
клиповое мышление, и вообще незачем читать о плохом)