Старобрянцы и петровския церковь
Старобрянцы и петровская церковь
Краткая история
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался
Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе
Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»
Старообрядцы — носители старой веры
Что такое русское старообрядчество?
4.22M
Категория: ИсторияИстория

Старобрянцы и петровския церковь

1. Старобрянцы и петровския церковь

Для урока истории.
Сделал ученик 8А класса Луцин Иван

2. Старобрянцы и петровская церковь

3. Краткая история

Сам по себе термин «старообрядчество» возник вынужденно.
Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы
называли сторонников дораскольного, дониконовского
православия не иначе, как раскольниками и еретиками. Делалось
это потому, что древнерусские старообрядческие церковные
традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на
новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны
неправославными, раскольнич
ескими и еретическими.
Фактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий
Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный
глубокий протест у верующих.

4.

Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и
пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения
старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за
своего твердого нежелания принимать церковную реформу,
которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и
продолжили в той или иной степени его последователи, включая
императора Петра I.
На этом основании всех, не принимающих реформы,
назвали раскольниками, переложив на них ответственность за
раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До
начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой
господствующей церковью, христиане, исповедующие
дораскольные церковные традиции, именовались
«раскольниками», а само духовное движение русского народа в
защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».

5. В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX
века термин «старообрядческий» не использовался
И большая часть русского народа, сама того не желая, стала
именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на
голову суть старообрядчества, термином. При этом внутренне с
этим не соглашаясь, верующие — сторонники дораскольного
православия — искренне стремились добиться того, чтобы
официально именоваться иначе. Для самоидентификации они
взяли термин «древлеправославные христиане» — отсюда и
именование каждого старообрядческого согласия своей
Церкви: Древлеправославной. Также использовались термины
«правоверие» и «истинное православие». В сочинениях
старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся
термин «истинно православная церковь».

6.

Немаловажно, что среди верующих
«по-старому» термин
«старообрядчество» долгое время
не использовался потому, что сами
верующие так себя не называли. В
церковных документах, переписке,
бытовом общении они
предпочитали именовать себя
«христианами», иногда
«староверами». Термин
«старообрядчество»,
легализованный светскими
авторами либерального и
славянофильского направления во
второй половине XIX века,
считался не вполне корректными.
Смысл термина
«старообрядчество» как такового
указывал на сугубое главенство
обрядов, тогда как в реальности
старообрядцы считали, что Старая
Вера — это не только старые
обряды, но и совокупность
церковных догматов,
мировоззренческих истин, особых
традиций духовности, культуры и
быта.

7. Изменение отношения к термину «старообрядчество» в обществе

Однако к концу XIX века ситуация в обществе и Российской империи начинает меняться.
Правительство с большим вниманием стало относиться к нуждам и запросам
древлеправославных христиан, понадобился некий обобщающий термин для
цивилизованного диалога, нормативных актов и законодательства. По этой причине термины
«старообрядчество», «старообрядцы» приобретает все большее распространение. При этом
старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго
говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому
признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства. Для
старообрядцев внутренняя противоречивость этого термина в том и состояла, что, используя
его, они объединяли в одном понятии истинно Православную Церковь (т.е. своё собственное
старообрядческое согласие) с еретиками (т.е. старообрядцами других согласий).
Тем не менее старообрядцы в начале XX века позитивно восприняли, что в официальной
прессе термины «раскольники» и «раскольничий» стали постепенно заменяться на
«старообрядцы» и «старообрядческий». Новая терминология не носила негативной окраски, а
потому старообрядческие согласия стали активно использовать её в общественной и
публичной сфере. Слово «старообрядчество» принимается не только верующими. Светские и
старообрядческие публицисты и писатели, общественные и государственные деятели все
активнее используют его в литературе и официальных документах. В то же время
консервативные представители синодальной церкви в дореволюционное время продолжают
настаивать на том, что термин «старообрядчество» неверен.

8.

По мнению новообрядческих миссионеров, такого саморазоблачения
нельзя было никак допустить. И все же слова «старообрядцы»,
«старообрядчество» со временем все прочнее укоренялись в
литературе и в повседневной речи, вытесняя и из разговорного
оборота подавляющего большинства сторонников «официального»
православия термин «раскольники».

9. Старообрядческие начетчики, синодальные богословы и светские ученые о термине «старообрядчество»

Размышляя над понятием «старообрядчество»,
писатели, богословы и публицисты давали разные
оценки. До сих пор авторы не могут придти к
одному мнению.
Не случайно поэтому даже в популярной книге, словаре
«Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы» (М., 1996),
увидевший свет в издательстве Русской Православной старообрядческой
Церкви, не имеется отдельной статьи «старообрядчество», которая бы
объясняла суть этого явления в отечественной истории. Единственное,
здесь лишь замечается о том, что это «сложное явление, объединяющее
под одним названием и истинную Церковь Христову, и тьму
заблуждений».

10.

11.

Заметно усложняет восприятие термина
«старообрядчество» наличие в среде старообрядцев
разделений на «согласия» (старообрядческие церкви),
которые делятся на сторонников иерархического
устройства со старообрядческими священниками и
епископами (отсюда и именование: поповцы —
Русская Православная Старообрядческая
Церковь, Русская Древлеправославная Церковь) и
на тех, кто не принимает священников и епископов —
беспоповцев (Древлеправославная Поморская
церковь, Часовенное согласие, бегуны
(странническое согласие), федосеевское согласие).

12. Старообрядцы — носители старой веры

Старообрядцы — носители старой веры
Некоторые старообрядческие авторы считают, что
далеко не только разница в обрядах отделяет
старообрядчество от новообрядчества и других
конфессий. Есть, например, и некоторые
догматические различия в отношении к церковным
таинствам, глубокие культурологические различия в
отношении к церковному пению, иконописи,
церковно-канонические отличия в церковном
управлении, проведении соборов, в отношении к
церковным правилам. Такие авторы утверждают, что
старообрядчество содержит не только старые обряды,
но и Старую Веру

13.

14.

Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки
зрения здравого смысла, использовать термин «староверие», негласно
подразумевающий собой все то, что является для принявших
дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что
первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники
беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в
других согласиях.
Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют
старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как
в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако
новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества
кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от
дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и
других новообрядческих церквей не видят опасности в применении
терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению,
возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет
никакого значения.

15.

16.

Собор Русской Православной Церкви 1971 года
признал старые и новые обряды абсолютно
равноправными, равночестными и
равноспасительными. Таким образом, в РПЦ
форме обряда ныне придается второстепенное
значение. Вместе с тем новообрядческие авторы
продолжают наставить, что старообрядцы,
староверы — это часть
верующих, отделившихся от Русской
Православной Церкви, а следовательно, и от всего
православия, после реформ патриарха Никона

17. Что такое русское старообрядчество?

Так какое же толкование термина «старообрядчество» наиболее
приемлемо сегодня как для самих старообрядцев, так и для светского
общества, включая ученых, изучающих историю и культуру
старообрядчества и жизнь современных старообрядческих церквей?
Итак, во-первых, поскольку в момент церковного раскола XVII века
старообрядцы не вносили никаких нововведений, а остались верными
древней православной церковной традиции, то нельзя назвать их
«отделившимися» от православия. Они никуда не уходили. Наоборот, они
отстаивали православные традиции в их неизменном виде и отказались
от реформ и нововведений.
Во-вторых, старообрядцы представляли собой значительную группу
верующих древнерусской Церкви, состоящую как из мирян, так и из
духовенства.
И, в-третьих, несмотря на разделения внутри старообрядчества, которые
произошли по причине жестоких гонений и невозможности на
протяжении столетий организовать полноценную церковную жизнь,
старообрядцы сохранили общие родовые церковно-общественные
признаки.
English     Русский Правила