Тексты военной философии 兵家
План лекции:
孙武 (公元前545年-公元前470年)
«Искусство войны» 《孙子兵法》
«Пять дел» 五事
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ "ИСКУССТВА ВОЙНЫ"
Основные концепции
Основные концепции
孙子兵法。第一篇
吴子 (吴起)440-381 гг. до н.э.
《吴子兵法》
Содержание трактата «Уцзы бинфа»
Из первой главы
1
Реформы Уцзы в царстве Чу
36 стратагем 三十六计
三十六计
Вопросы к семинару и СРС:
Литература:
656.50K
Категория: ЛингвистикаЛингвистика

Тексты военной философии. Лекция 8

1. Тексты военной философии 兵家

Лекция 8.

2. План лекции:

• 1. «Суньцзы»
• 2. «Уцзы»
• 3. «36 стратагем»

3. 孙武 (公元前545年-公元前470年)

孙武 (公元前545年-公元前470年
• Сунь У, настоящее имя
Чжан Цин, уроженец
царства Ци,
библиографические
сведения очень скудны.

4.

5. «Искусство войны» 《孙子兵法》

• Трактат "Искусство войны" Суньцзы –
древнейший в мире трактат по военной
теории состоит из 13 глав различного объема.
• Идеология «Суньцзы бинфа» совмещает
конфуцианские устои поддержания
социального порядка с даосской диалектикой
вселенского дао, космическим циклизмом
школы Инь-ян, легистской политологией и
управленческим прагматизмом моистов.

6. «Пять дел» 五事

• Суньцзы считал важнейшей функцией
государства военное дело, основные
факторы победы – «пять дел»:
• Дао (политическая практика)
• Небо (высшие природные силы),
• Земля (географический фактор)
• Полководцы (их искусство и прерогативы)
• Законы (их соответствие целям укрепления
государства).
• Для осуществления пяти дел существуют
следующие концепции:

7. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ "ИСКУССТВА ВОЙНЫ"

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ "ИСКУССТВА ВОЙНЫ"
Мобилизация народа для войны и
введение в действие армии.
Дипломатические инициативы.
Подчинение других государств без
вступления в военный конфликт - идеал
полной победы без войны.
Самоконтроль. Избегание столкновений,
без глубокого анализа ситуации и
собственных возможностей.
Недопустимы спешка и страх или
трусость, а также гнев и ненависть, при
принятии решений в государстве и при
командовании.

8. Основные концепции

• Управление врагом, создающее
возможности легкой победы. Суньцзы
составил классификацию типов
местности и их использования;
выдвинул различные способы
распознавания, управления и
ослабления врага.

9.

• "Идти вперед туда, где не ждут;
атаковать там, где не подготовились."
Этот принцип может быть реализован
только благодаря секретности всех
действий, полному самоконтролю и
железной дисциплине в армии.
• Война — это путь обмана

10. Основные концепции

Искать и добывать сведения о враге,
активно задействовать шпионов.
Важнейшая цель командования:
создание четкой организации,
контролирующей дисциплинированные,
послушные войска.
Награды и наказания создают основу для
контроля за состоянием войск, но
необходимо прилагать все усилия для
поощрения желания сражаться и
самоотдачи.

11.

• В дальнейшем диалектика верности и
обмана, силы и слабости, воинственности и
миролюбия стала одной из основных
методологем традиционной китайской
культуры.

12. 孙子兵法。第一篇

孙子曰 兵者 国之大事 死生之地 存亡之道 不可不
察也。
故经之以五事 一曰道 二曰天 三曰地 四曰将 五曰
法。

13. 吴子 (吴起)440-381 гг. до н.э.

吴子 吴起 440-381 гг. до н.э.

14. 《吴子兵法》

• «Уцзы бинфа» «Уцзы о военном искусстве»
- один из основополагающих трактатов
древнекитайской школы бинцзя. Автор У Ци
государственный деятель, полководец,
мыслитель, один из основоположников
теории и практики легизма. Учился у
ученика Конфуция Цзэнцзы. Считал, что
правление должно основываться на четких
законах и строгих указах, которые должны
опираться на сильное войско.

15. Содержание трактата «Уцзы бинфа»


Глава I. Управление страной
Глава II. Оценка противника
Глава III. Управление войсками
Глава IV. Учение о полководце
Глава V. Принятие решения при различной
обстановке
• Глава VI. Поощрение командиров

16. Из первой главы

У-цзы сказал: в древние времена тот, кто управлял страной, прежде всего
просвещал «сто фамилий» и относился по-родственному ко всему населению
страны. Существуют четыре незнания:
незнание положения своей страны, в результате которого невозможно
послать войско в поход;незнание походного порядка войска, в результате
которого невозможно вывести его на боевые позиции;
незнание основ расположения войск на боевых позициях, в результате
которого невозможно вести наступательный бой;
незнание законов боя, в результате которого невозможно одержать
решительную победу.
Вот почему владыка, знающий Путь, прежде чем поднять свой народ, сначала
должен хорошо знать его и только потом браться за большое предприятие.
Он не решает полагаться лишь на свои личные замыслы и непременно
обсуждает их в Храме предков, раскрывает свои намерения перед
божественной черепахой, узнает, все ли соответствует времени неба, и, когда
все знамения благоприятны, только тогда он поднимает войско.
Когда народ знает, что государь дорожит его жизнью и горюет о погибших, в
трудные времена народ всегда будет с ним, а воины почтут за славу смерть
при наступлении и сочтут позором остаться в живых при отступлении.

17. 1

吴起儒服 以兵机见魏文侯。文侯曰 “寡人不好
军旅之事。”起曰 “臣以见占隐 以往察来 主君
何言与心违 今君四时 使斩离皮革 掩以朱漆 画
以丹青 炼以犀象 冬日衣之则不温 夏日衣之则不
凉。为长戟二丈四尺 短戟一丈二尺。革车掩户 缦
轮笼毂 观之于目则不丽 乘之于国则不轻 不识主
君安用此也 若以备进战退守 而不求能用者 譬犹
伏鸡之搏狸 乳犬之犯虎 虽有斗心 随之死矣。昔
承桑氏之君 修德废武 以灭其国。有扈氏之君 恃
众好勇 以丧其社稷。明主鉴兹 必内修文德 外治
武备。故当敌而不进 无逮于义矣。僵尸而哀之 无
逮于仁矣。”

18. Реформы Уцзы в царстве Чу

• Усиление единоначальной централизованной
власти и укрепление военной мощи;
• Ранги знатности и право сбора налогов с
пожалованной территории могли наследоваться
до третьего поколения
• Семьи аристократов насильственно переселялись
в пограничные районы, их владения переходили
под юрисдикцию государства
• Родственники правителя были удалены от двора
• Изгонялись «неспособные» и «бесполезные»
чиновники.

19. 36 стратагем 三十六计

• Тридцать шесть стратагем — древнекитайский военный трактат.
Собрание неявных стратегических приёмов и система непрямых
тактических ходов, используемая для достижения скрытой цели,
получения преимущества и перехвата инициативы.
• Стратагема (древнегреч — военная хитрость) — некий алгоритм
поведения, просчитанная последовательность действий,
направленных на достижение скрытой цели или решение
какой-либо задачи с обязательным учётом психологии объекта,
его положения, обстановки и других особенностей ситуации.
• Стратагема - 計 «цзи» (jì). Другие значения «расчёт», «план»,
«приём», «техника», «уловка».

20.

• Трактат представляет из себя список из 36 идиом (всего 138
иероглифов) и коротких пояснений к ним. Комментарий к
стратагемам составлен на примерах из китайской Книги
перемен и философии легистов.
Основной текст предваряет фраза: «六六三十六 数中有术
术中有数。阴阳变理 机在其中。机不可设 设则不中。»
(Шестью шесть равно тридцать шесть. В расчёте —
искусность, в искусности — расчёт. Инь и Ян сменяют друг
друга, на этом зиждется (военная) хитрость. Необходимую
уловку нельзя загодя предугадать, в негибком
планировании нет победы.)
Авторство не установлено, некоторые ученые в качестве
автора указывается Суньцзы.
36 стратагем делятся на шесть подгрупп по шесть стратагем
в каждой.

21. 三十六计


• 第一套 胜战计 стратагемы победителя
第一计 瞒天过海
备周则意怠① 常见则不疑。阴在阳之内
不在阳之对②。太 ③阳 太阴。
Обмануть императора, чтобы он переплыл
море.
Тот, кто старается всё предвидеть, теряет
бдительность.
То, что видишь ото дня в день, не вызывает
подозрений.
Ясный день скрывает лучше, чем тёмная ночь.
Всё раскрыть — значит всё утаить.

22.

• 第二计
• 围魏救赵 共敌不如分敌 敌阳不如敌阴。
• Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао. Лучше
врагов разделить, чем позволять им быть
вместе. Нападай там, где уступают, не
нападай там, где дают отпор.

23. Вопросы к семинару и СРС:

1. Философия войны по Суньцзы.
2. Стилистика языка «Суньцзы» (ф)
3. Философия «36 стратагем»
4. Реформы Уцзы
• Самостоятельная работа:
1. Элементы традиционной военной
доктрины в современной внешней и
внутренней политике Китая
2. Конспект одной из 36 стратагем

24. Литература:

• Суньцзы. Искусство войны. Пер. Н. Конрада.
М.: АСТ, 2012. 192 с.
• У-цзин. Семь военных трактатов Древнего
Китая. СПб.: Евразия-СПб., 1998. 334 с.
• Уцзы. Трактат о военном искусстве. Пер. Н.
Конрада. М.: АСТ, Астрель, 2011. 192 с.
English     Русский Правила