Тренинг креативного мышления 5 класс
Занятие 1. Фантазировать – это классно! Основная идея занятия: фантазировать можно научиться.
Занятие 1. (второй урок)
Занятие 2. Урок творчества. Игра в ассоциации. Основная идея занятия: существуют приёмы придумывания того, на что похожи
Занятие 2. (второй урок)
Занятие 3. Загадки по ассоциации( на 2 занятия) Основная идея занятия: можно придумывать загадки, описывая, на что похож
Занятие 3. (второй урок)
Занятие 5. Метафоры Основная идея занятия: существуют правила придумывания метафор (образных сравнений).
Занятие 5. (второй урок)
Занятие 6. Цепочки ассоциаций Основная идея занятия: использование ассоциаций помогает лучше запоминать.
Занятие 6. (второй урок)
Занятие 7. Игра в да-нетки
Занятие 8. Прием «Объединение» С приемом «объединение» знакомы все дети. Это игры с кубиками или конструктором. Были разные
Занятие 8. (второй урок)
Занятие 9. Игры со словами От игры до искусства – один шаг», а чтобы сделать этот шаг, нужны вдохновение и удивление перед
Занятие 9. (второй урок)
Задание 10. Придумывание сказок
Занятие 10. (второй урок)
Занятие 11.Признаки объектов Основная мысль урока: Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета
Занятие 11. (второй урок)
Занятие 12.Действие объектов Основная мысль урока: Можно сочинять загадки, описывая действия предмета
Занятие 12. (второй урок)
Занятие 13.Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов – это  метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе
Занятие 13. (второй урок)
Занятие 14. Прием оживление
Занятие 14. (второй урок)
Занятие 15. Метод морфологических таблиц.
Занятие 16. Метод фантазирования Дж. Родари - "круги по воде"
Занятие 17. "А что потом?" (2 занятия)
Занятие 18. "Сказка-калька".
Занятие 19. Прием "увеличение-уменьшение".
Занятие 20. Ускорение-замедление.
Занятие 21.Метод Робинзона
Занятие 22. Прием фантазирования наоборот
Занятие 23. Прием фантазирования дробление-объединение
Занятие 24.Сказки про животных
Занятие 25.Фантазирование и прогнозирование
2.15M

Тренинг креативного мышления 5 класс

1. Тренинг креативного мышления 5 класс

Модуль 1
Психологическая инерция и
фантазирование,
основанное на ассоциациях

2. Занятие 1. Фантазировать – это классно! Основная идея занятия: фантазировать можно научиться.

1) Беседа «В мире фантазий»
•Урок начинается с краткого содержания из рассказа «Денискины рассказы» « Хитрый
способ» В. Драгунский
Мама Дениски возмущается тем, что ей постоянно приходится за всеми мыть посуду и
поэтому предлагает папе и Дениске придумать какой-нибудь способ, чтобы избавить ее
от мытья посуды. папа жалеет, что инженеры еще не изобрели в то время
посудомоечной машины и Дениска пытается сделать ее самостоятельно из бритвы и
электрополотера, но у него ничего не получается. Тогда он вспоминает слово конвейер.
Когда приходит время обеда, мальчик рассказывает о своем способе родителям. Он
заключается в том, чтобы есть по очереди из одной тарелки. Мама не согласна на
такой способ, потому что находит его не гигиеничным, а папа считает слишком
хитрым. Поэтому папа предлагает более простой способ - самим пойти и вымыть
посуду. А Дениска переживает, что сам не додумался до столь простого способа.
•Учитель предлагает детям ответить на вопрос: « А вы могли бы выдумать что-то
подобное»?(если что-то выдумать трудно, можно предложить что-то конкретное)

3.

2. Беседа о фантазировании
Как вы думаете зачем Дениска придумал такой способ? Многие люди любят
читать и смотреть о том, чего не бывает: дети – сказки, взрослые –
фантастику. Как вы думаете, почему?
Назовите известные вам сказки.
Как узнать, где сказка, а где рассказ – «не-сказка»?
Возможные варианты ответов: в сказках животные и предметы разговаривают; в
сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои…
•Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «не-сказки», учитель
рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Детям предлагается
узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли
сказка?»
Например:
– Закинул старик невод в море , поймал рыбку и сделал уху
– Бабка с дедкой замесили тесто и испекли пирожков
– Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за
ней приехали родители и забрали домой…

4.

Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него
волшебство (можно выполнять задание по группам). Желательно, чтобы
исходный сюжет давал учитель.
Например:
– Ребята играли в снежки и один из них…
– Девочка играла с собакой и вдруг…
– Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и не вернулась домой…
– Наступило лето, дети пошли купаться и тут…
•Возможны самые разнообразные варианты продолжения: введение сказочных
героев (навстречу ему Кощей…), оживление (а телевизор говорит: «Надоело,
что вы на меня всё время смотрите, я стесняюсь…»), изменение привычной
обстановки, обычной последовательности действий и др.
•Учитель спрашивает ребят чье продолжение сказки им понравилось больше
•После обсуждения предложенных вариантов делаются выводы: легко ли
придумать сказку, хотят ли дети этому научиться.

5. Занятие 1. (второй урок)

3. Самостоятельная работа
1) Детям дается описание предмета (большое, красное,вкусное) и они
должны нарисовать то, что представили по этому описанию
2) Кем вы видите себя в будущем?
3) Нарисуй фантастическое животное.
•Выполненные работы не анализируются, учитель сохраняет их до конца
учебного года.
5. Формулирование домашнего задания
Изобразить на рисунке как будет выглядеть для вас город мечты ?
6. Подведение итогов занятия
Можно обратить внимание детей на то, что для того, чтобы сделать свою
жизнь лучше, люди придумывают и пишут различные рассказы,
изобретают что-то новое, делают свою жизнь разнообразней и
интереснее

6. Занятие 2. Урок творчества. Игра в ассоциации. Основная идея занятия: существуют приёмы придумывания того, на что похожи

предметы и рисунки.
•В цифре Восемь - две катушки,
Две баранки, две ватрушки,
Две тарелки, блюдце, плюшка
И еще - одна матрешка
1.Проверка домашенго задания
• Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети представляют свои
рисунки перед классом и рассказывают о том, что изображено на рисунке.
Остальные дети задают интересующие вопросы, ведется беседа.

7.

2. Придумай название для картинки
•Придумай шесть названий для этой картинки. Главное, чтобы
название отражало её сюжет. Основной критерий оценки –
оригинальность названия. Попробуй обратить внимание на
каждую, даже незаметную на первый взгляд деталь.

8.

3. Ассоциативное мышление
•Ассоциации-это образы, возникающие в сознании человека в ответ
на какое-то воздействие, например в ответ на слово. То есть это то
первое, что приходит в вашу голову, когда вы слышите какое-то
слово или видите какой-то предмет.
• Каждая группа получает лист с заданием.(делим на группы
примерно по 5 человек)
Задание. Посмотри на картинку справа. На что это похоже? На
мяч, солнышко, арбуз, шайбу… А теперь подумай о совершенно
других объектах… и докажи, что они тоже похожи на
изображение картинки! Вот что получилось у нас:
Думай о другом
Доказательство!
Подзорная труба
Если повернуть ее торцом к нам , то получится круг
Тарелка
Если посмотреть на нее сверху получиться круг
Кот
Если свернется клубочком , будет похож на круг
Ручка
Если быстро вращать ручку, то получиться образ круга
Думай о
другом
Подзорная
труба
Тарелка
Кот
Ручка
Доказательство!
Если повернуть ее торцом
к нам , то получится круг
Если посмотреть на нее
сверху получиться круг
Если свернется клубочком
, будет похож на круг
Если быстро вращать
ручку, то получиться
образ круга
При оценке работы группы нужно учитывать креативность и индивидуальность работы.

9. Занятие 2. (второй урок)

4. Визуализация
•Какие бы предметы ты выбрал для урока творчества? Зачеркни те из
них, которые не подходят.
•Нарисуй свои предметы для урока творчества
•Придумайте символы для урока

10.

5. Домашнее задание
•Нарисовать рисунки-загадки в виде силуэта, чтобы в
дальнейшем представить рисунок перед классом для
отгадывания
6. Подведение итогов занятия
•Поблагодарить детей за их работу, раздать им небольшие
листочки, где они по 5 бальной шкале оценят понравилось ли
им занятие

11. Занятие 3. Загадки по ассоциации( на 2 занятия) Основная идея занятия: можно придумывать загадки, описывая, на что похож

объект.
1. Проверка домашнего задания
Ученики поочерёдно показывают классу рисунки, предлагая
отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не
только правильность, но и оригинальность ответа.
2. Игра «Отгадай-ка»
•Раздаточный материал: мешок со словами
• Ученик выходит к доске, вытягивает бумажку и должен описать
загаданное словами, при этом не называя этот предмет и не
описывая его однокоренными словами
По выбору учителя можно поиграть в более сложную игру
«Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но
загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса.
Ученик выходит к доске и 3 словами описывает этого человека.
Остальные в классе должны отгадать о ком идет речь.

12.

3. Сочинение загадок. Алгоритм первый
Цель данного этапа – научить пользоваться алгоритмом для
сочинения ассоциативных загадок.
На доске – таблица из двух столбцов (первый – «На что
похоже?», второй – «Чем отличается?»)
Последовательность работы:
1) выбрать объект (записывается перед таблицей), например,
яблоко;
2) заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что
похож объект?» (всего 3–4 сравнения), например, яблоко
похоже на мячик, на яйцо, на бисер…
3) заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?»,
например: чем яблоко отличается от мячика? – мячик прыгает;
чем яблоко отличается от яйца? – яйцо бьется; чем яблоко
отличается от бисера? – бисер очень мелкий;
4) вставить слова-связки «как…, но не…»;
5) прочитать готовую загадку, например: «Что это: как мячик, но
не прыгает, как яйцо, но не бьётся, как бисер, но не мелкий?»

13. Занятие 3. (второй урок)

4. Ситуация «Разные, но похожие». А вот и первая схема, позволяющая
составлять загадки. Например, загадаем яблоко. Изучи таблицу.
•А теперь составим загадку по схеме: как …, но не…
Вот такая загадка у нас получилась про яблоко:
Как мячик, но не прыгает, как яйцо, но не бьётся, как бисер, но не мелкий. Что это?
Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, В конце работы
учитель обращает внимание на то , что, пользуясь таблицей, можно придумать
множество различных загадок. Чтобы они были интересные, надо подбирать
оригинальные, необычные сравнения.

14.

5. Домашнее задание
• Учитель раздает каждому ученику по «кляксе» и он должен опираясь на свое
ассоциативное мышление дорисовать рисунок, чтобы получился какой-то
предмет, животное или что-то еще.
6. Подведение итогов занятия
•Учитель благодарит учеников за работу, за их активность на уроке. Ребята по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы , которые
написаны предварительно учителем на доске
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…

15. Занятие 5. Метафоры Основная идея занятия: существуют правила придумывания метафор (образных сравнений).

1.Проверка домашнего задания
•Учитель проходит по рядам и смотри выполненные учениками домашние работы. После просмотра учитель из
всего класса выделяет 3 самые оригинальные работы и хвалит весь класс за успешное выполнение домашней
работы.
2. Работа в группах «Превращения»
– Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть парты и шкафы, доска и кран, шторы и розетки… А давайте
представим себе, что наш класс заколдовали и превратили его, например, в лес. В лесу парт не бывает –
во что тогда превратятся наши парты, чтобы было всё как в лесу?
Каждая группа получает название места, в которое превращается класс. Нужно придумать соответствующие
превращения для предметов, находящихся в нём.
Например:
Если класс – это лес, то кран –…, стул –…., шкаф –…
Если класс – самолёт, то учитель –…, дети –…, портфели –…
Если класс – магазин, то ученики -…, шкаф-…, школьные принадлежности - …
•При подведении итогов выделим активных учеников и группу, которая дала больше всех ответов
3. Придумывание метафор
– Про лампочку можно придумать загадку, например: «Как груша, но не растет…», про пылесос: «Хобот
есть, а мышей не боится…» Сочинять загадки мы уже научились, а сегодня мы научимся придумывать
метафоры – интересные, красочные, необычные сравнения. Например, лампочка что делает? – светит.
Светит как что? – как солнце. А где это солнце находиться? – дома. И вместо обычного слова «лампочка»
можно сказать красивую метафору «домашнее солнце». Или пылесос – он засасывает воздух и выдувает
его, похоже на ветер, только этот ветер в комнате – вот и можно сказать не «пылесос», а «комнатный
ветер»…

16. Занятие 5. (второй урок)

4.Ситуация «Карманные грабли»
•В загадке про подсолнух можно встретить строчку: «Как солнышко, но не греет»,
которая определит метафору для подсолнуха – «огородное солнышко». А
звёзды можно сравнить с небесными фонариками. Составь новые метафоры
для расчёски, придерживаясь следующих шагов.
Шаг 1. Что?
Расчёска
Шаг 2. Что делает?
Причёсывает
Шаг 3. Какой объект делает то же самое?
Грабли (причёсывают траву)
Шаг 4. Где находится сам объект?
Карман
Шаг 4 + шаг 3
Карманные грабли
Получается, что расчёска – это «карманные грабли».
•Составь метафору для чайника.

17.

5. Домашнее задание
•Придумать метафоры , связанные со школой на основе той таблицы, по которой мы
делали задание в классе
6. Подведение итогов урока
•Обсудить с детьми, для чего нам нужны в жизни метафоры . Спросить изучали ли они
на уроке русского языка метафоры, если да, то провести опрос , что нового они могут
еще рассказать об этом.
Как итог урока можно прочитать стихотворение о сравнениях Андрея Усачева «На что
похожа Земля?»
Глаза, как озера,
И даже - моря...
Бывает, что слёзы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос - он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет
С портретом поэта.
И чтобы как следует знать
географию,
Вам
следует
знать
МОЮ
ФОТОГРАФИЮ!

18. Занятие 6. Цепочки ассоциаций Основная идея занятия: использование ассоциаций помогает лучше запоминать.

Проверяем домашнее задание
• Учитель проверят задание и выборочно просит его прочитать, а в это время остальные учащиеся
должны будут отгадать, о чем идет речь
2. Проверка памяти
– Сейчас я прочитаю пары слов, слушайте их внимательно и запоминайте; записывать ничего
нельзя. Затем я буду называть первое слово из пары, а вам надо будет хором назвать второе.
Начали!
•Примеры пар слов: бумага- ключ, кисточки – песня, карандаш - папа, боль- ребенок, собакабанан, яблоко-косточка , голос- банан, принтер-женщина.
Учитель при проверке на доске записывает количество правильных ответов. Потом задание
повторяется с другим набором слов, количество правильных ответов также записывается.
•Примеры пар слов второй группы: бумага- принтер, кисточки- краски, карандаш- ластик, больтаблетка, собака- косточка, яблоко- банан, женщина – ребенок, мама- папа, голос- песня,
дверь- ключ
Затем обсуждается, почему во второй раз слова запомнились лучше, чем вначале. Учитель может
«помочь» детям ответить на вопрос, предположив, что во второй раз было легче, потому что они
уже потренировались. На самом деле слова в парах первой группы никак не связаны друг с
другом, что затрудняет их запоминание. Для усиления впечатления и в первом, и во втором случае
использованы одни и те же слова, по-разному организованные в пары. В конце делается вывод,
что слова запоминаются лучше, если они связаны по смыслу между собой (в том числе они могут
иметь и противоположный смысл).
3. Игра на внимание «Пол – потолок» (физкульт - минутка)
По команде «Пол!» нужно хлопнуть в ладоши, по команде «Потолок!» – по коленям. Учитель
чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.

19. Занятие 6. (второй урок)

4. Упражнение «Цепочка ассоциаций»
– Получается, что лучше запоминаются слова, связанные по смыслу. Образуется как бы цепочка: потянешь за одно
звено, вытащишь остальные. Чтобы хорошо запоминать, надо уметь создавать такие цепочки. На доске
записаны слова, давайте попробуем их запомнить…
Учитель открывает доску со словами и через 30 секунд закрывает. Слова нужно называть в том же порядке, как они
записаны.
Примеры слов для запоминания: дед, черешня, дом, кофе, кресло, комар, погода, телефон, мусор, машина
– А теперь по пробуем по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от
одного слова к другому.
После того, как мультфильм придуман, доска закрывается, и ученики вспоминают слова по порядку.
5. Работа в группах «Словарные слова»
Учитель предлагает использовать прием создания ассоциаций для запоминания словарных слов. Для этого необходимо
связать исходное слово с графическим образом буквы, которую следует запомнить (оптимальный вариант нарисовать)Например:
В слове «собака» буква о – это ошейник, и вход в конуру.
В слове «пальто» в букве а есть хвостик – вешалка для пальто.
В слове «заяц» буква я похожа на зайца, который встал на уши…
• Группы( 5 групп) получают по 2–3 словарных слова и задание придумать картинку для запоминания.
Примеры словарных слов: автобус, аптека, горизонт, девочка,ботинки,восток,герой, животное,компот,лопата
6. Домашнее задание
•Придумать цепочку из небольшого количества звеньев от заданного первого к заданному последнему слову.( как в
задании №4)
•По желанию детей мультфильм можно нарисовать.
7. Подведение итогов урока
•Учитель подводит итоги урока и обращает внимание на то, чему дети научились за урок, спрашивает их , что они
узнали нового и что больше им всего понравилось, запомнилось.

20. Занятие 7. Игра в да-нетки

Проверяем домашнее задание
Учитель проверяет домашнее задание. Сначала спрашивает тех, кто проявил желание
нарисовать мультфильм по домашней работе. Если же таких не оказалось, то
спрашивают по желанию, а далее в выборочном порядке. В конце проверки
домашнего задания учеников хвалят за оригинальность и успешное выполнение
домашней работы.
2.Игра « Отгадай-ка»
Учитель задумывает животное и предлагает детям с помощью вопросов отгадать его.
Перед началом игры он подчеркивает, что животных очень много, и если пытаться
просто угадать название - будет долго и неинтересно. По этой причине лучше
задавать вопросы, указывающие на различные признаки(Летает? Домашнее? Рога
есть? Хищник? и т.д.)
Чтобы дети задавали только "сильные" вопросы, сужающие круг поиска,учитель
ограничивает их количество (например,не больше 15 вопросов).
Игру можно повторить два раза, при этом животные должны принадлежать к разным
видам (например, черепаха, олень, комар, акула и др.).

21.

Примеры задач «да-неток».
1. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит её порезать, но не поперёк, а вдоль. Продавщица спрашивает:
«Вы что, полицейский ?» – «Да». Как она догадалась? (Он был в форме полицейского .)
2. Мужчина собрался ехать на работу на автомобиле, но обнаружил, что одна из шин спущена. Ничего не
предпринимая, он сел в машину и проехал 20 километров до работы, а затем обратно до дома, без малейших
затруднений. Как?( Шина была спущена на запасном колесе, которое лежало в багажнике)
3. На березе росло 10 яблок, 4 яблока упало, сколько яблок осталось на дереве(на березе не растут яблоки)
4.У родителей было 5 дочерей. Первая играла на гитаре, вторая играла на скрипке, третья рисовала, четвертая играла в
шахматы, что делала пятая дочь?( играла с 4 дочерью в шахматы)
5. Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Но остался жив.( самолет стоял на земле)
6. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счётом 32:28. При этом ни один
из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские команды, и все мячи были
забиты баскетболистками.)
7. Лётчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся
помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить? (Самолёт ещё не взлетел.)
8. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда
он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок». Как такое может
быть? (Отец был лысым.)
9. Лев гулял по дорожкам парка. Вдруг он заметил маленькую девочку, но она его не испугалась. Почему? (Лев – это
имя человека).
10. В зоомагазине продавец уговаривал покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только
услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнёс ни слова. Тем
не менее продавец не врал. Как такое может быть? (Попугай был глухой.)
Домашнее задание
•Придумать 2-3 загадки- данетки или же загадку с подвохом.
Итоги занятия
•Учитель познакомил ребят с такими загадками как данетки. Теперь они поняли как их нужно решать, что к ним нужен
весьма не логический подход и теперь они могут задавать эти данетки друзьям, знакомым ,родственникам.

22. Занятие 8. Прием «Объединение» С приемом «объединение» знакомы все дети. Это игры с кубиками или конструктором. Были разные

детали, а соединили, объединили некоторые из них (или же все) – и получился
домик или машинка
1.Проверяем домашнее задание
• Учитель проходит по рядам и проверяет у учащихся наличие домашнего задания и в это же время читает написанные
ими данетки. Выбрав самые интересные, учитель просит ученика зачитать эту загадку всему классу, а тем временем
остальные будут е отгадывать.
2.Упраженение « Кто больше знает?»
• Учитель предлагает детям определенную тему, а они же в свою очередь должны называть то, что относится к
выбранной тематике (чтобы это упражнение вызвало больший интерес предлагается играть с мячом). Кто не знает
или повторяет уже сказанное — садится. В конце игры остаются трое учеников, которые ни разу не повторялись и
могут считаться «знатоками»
•Примеры тем: животные, растения, фрукты, исполнители песен, книги
3.Упражнение « Новые названия»
•Учитель обращается к классу: «Ребята, когда мы употребляем слова, которые относятся к неживым предметам , то
обычно сразу по названию понятно — что это за предмет, что он делает, зачем нужен. Например, машина – ездит,
кофемашина – варит кофе , фен – сушит волосы и т.д.Можете ли вы привести подобные примеры?»
— Учитель спрашивает детей по поднятой руке
— После ответа учеников, учитель вновь обращается к классу : «А замечали ли вы, что когда речь идет о живых ,
одушевленных предметах, то по названию нельзя определить , что оно делает, где живет, чем питается, что
интересного и необычного есть в нем. Возьмем, к примеру, животных .Вот если бы у животных были такие же
«говорящие названия», как и у предметов. И был бы тогда не «крокодил», а «плавучий острозуб»; не «жираф», а
«длинношеий листоед»; не «бегемот», а «гигантский толстопузик» и т. д. Давайте попробуем придумать новые
названия и другим животным.
•Для выполнения данного задания класс можно разбить на две группы: первая группа называет животное, вторая —
должна догадаться о каком животном идет речь. Затем — наоборот: вторая группа придумывает название , первая
должна догадаться, какое животное загадано.

23. Занятие 8. (второй урок)

4.Беседа « Сказочные животные»
• В предыдущем упражнении вы придумывали название уже существующим животным, сейчас
будет все наоборот .Обратимся к фантастическим, сказочным животным. Учитель задает
вопрос классу : « Каких фантастических существ вы знаете и что в них есть необычного?»
•Затем учитель анализирует ответы детей и подчеркивает то, что большинство фантастических
существ представляет собой разные варианты объединения уже реальных существ.
Например, русалка: человек + рыба.
5. Работа в группах «Новые животные»
• Учитель предлагает детям разделиться на 3 примерно одинаковые группы и выбрать из
каждой группы 1 человека, который будет представлять группу( рисовать на доске).
Избранные ученики подходят к доске. Сверху центральной доски написаны части животного,
которые они должны будут называть( каждая часть – это разное животное). Например, уши зайца, морда- кота. Остальные в группе по порядку называют животное, часть тела которого
выбранный ими ученик должен будет изобразить. В итоге дети разворачивают доску и весь
класс смотрит и оценивает какое животное в конечном счете у них получилось, а группа
придумывает название этому получившемуся фантастическому существу.
Пример частей животного: уши, шея, морда, нос, руки, ноги, тело, хвост
6. Домашнее задание
• Скрестить человека с каким-либо животным (например, человек+белочка), дать существу
название и нарисовать его на формате А4
Итоги занятия
•В конце занятия учитель хвалит учеников, говорит, что в каждом из них живет маленький
художник. Также учитель подмечает тот факт, что все они наделены огромной фантазией и
это им потом очень пригодиться в жизни.

24. Занятие 9. Игры со словами От игры до искусства – один шаг», а чтобы сделать этот шаг, нужны вдохновение и удивление перед

словом, которое представляет собой необъятный космос для открытий.
1. Проверяем домашнее задание
• Учитель собирает работы детей, развешивает на доске и дети
голосуют за понравившийся рисунок.
2. Игра « Снежный ком»
• Цель игры – запоминать с лова в определенном порядке.
Слова подбираются на определенную тему, например, названия
городов, названия растений или животных. Допустим, что тема
игры – названия животных. Дети встают круг и по часовой стрелке
начинается игра. Первый ученик называет какое-то животное,
второй должен повторить животное предыдущего и сказать свое,
третий человек называет животных предыдущих 2 людей и свое и
т.д. Это игра вырабатывает процесс запоминания.

25.

Игра “Птица – не птица”
• Учитель читаете вслух стишки. Задача ребенка – внимательно слушать и, если
прозвучит слово, обозначающее НЕ птицу, подать сигнал – пусть топает или хлопает
в ладоши.
Образцы стишков:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы,
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни, воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы..
***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!

26. Занятие 9. (второй урок)

Игра «Слова из слова»
• Слова из Слова - одна из лучших головоломок со словами. Правила игры просты и многим знакомы с детства. Вам
дается некоторое слово, необходимо составить все возможные комбинации из имеющихся букв. За составленные
слова вам начисляются баллы.
Игра “Найди слово”
• Цель – тренировки распределения избирательного внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова.
1 вариант:
- бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
- прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
-впгоркаретадыллощдомпрогомнлошадьернего
-лгоришгоралдоипгчайенаувгшждиакулахычаэ
-агмидлддятеллпдмжьподругаоригвпчеладлиьо
2 вариант:
- грнослоыукгжзработацщдотьсвкволкентапхг
-члботророботгкорбпомидорцыыйфзонтыжта
-ваегтарсиницавсеаблеванжукпгрракетаавылфодш
-зщлбщжызубосгнафеяропаребенокукенгамл
-дзщшавыстрелокинектаргивисакшляпарнувл
6.Домашнее задание
• По примеру задания "Слова из Слова". Слово, которое дается для выполнения задания – ЭКСПЕРИМЕНТ
Итоги занятия
•Благодаря проведенному уроку дети вспомнили много слов, развили память и мышление, также помимо этого узнали
много новых игр со ловами, в которые они могут играть в последующем с друзьями , весело и занимательно
проводить свободное время.

27. Задание 10. Придумывание сказок

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе
которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства,
они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки
наполнены невероятными событиями, фантастическими
приключениями, в сказках звери и птицы говорят и
поступают как люди, они рассуждают, обманывают,
ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
1.Проверяем домашнее задание
•Учительница просит класс говорить по порядку слова,
которое они составили из предложенного слова (
эксперимент) и при это ученики не должны повторяться.

28.

2.Игра на внимание « Персонажи сказок»
•Игра направлена на внимание учеников. Когда учитель
называет положительного сказочного героя, то ученики
должны хлопнуть в ладоши, если же учитель называет
отрицательного сказочного персонажа, то они должны
будут топнуть
Примеры положительных и отрицательных героев сказок
:Баба-Яга, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный,
Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Карабас Барабас,
Мальвина, Пьеро, Кот Базилио, Бармалей, старушкапакостница Шапокляк, Водяной, Кикимора, Буратино,
Белоснежка, Бременские музыканты, Дюймовочка, Емеля,
золушка, золотая рыбка, Иванушка – дурачок,почтальон
Печкин, Снежная королева, Спящая Красавица, ЦаревнаЛягушка, Муха Цокотуха ,Щелкунчик,Пират, красная
Шапочка, Волк и т.д.

29.

3.Беседа « Структура сказки»
• -Как вы ребята все знаете, в сказках есть как положительные, так и отрицательные герои.
Давайте подумаем, а нужны ли отрицательные герои вообще? И если да, то почему?
-...
-Итак, вы считаете, что отрицательные герои нужны, потому что без них мы бы не увидели
геройств положительных. И что без них, сказка была бы скучной и неинтересной, верно?
-...
-И так, значит как мы и говорили, в сказке есть герои и злодеи
Но также в сказках есть волшебство, волшебные места и предметы. Давайте вспомним
какие-нибудь волшебные предметы и что они могли совершать?
-...
-Также сказочные герои могут превращаться. А вы помните таких героев? Давайте я начнув сказке "Карлик Нос" мальчика превратили в карлика с большим носом
-...
-Как мы все знаем, действия в сказках происходят не в реальном мире, а в каких-нибудь
волшебных странах или даже мирах. А какие волшебные страны вы знаете?
-...
-А еще у героев и злодеев есть какая-то цель или быть может желание. Например, у
Буратино была цель найти ключик. А какие цели были у других героев, приведите пример
героя и его цель.
-...
-Таким образом, характерными признаками сказок являются:
1)герои;
2) злодеи;
3) цель, к которой стремится герой, а злодей мешает герою достичь ее ; 4)волшебные
предметы ;
5) волшебство,которое совершают эти предметы;
6)превращения героев;
7)волшебные места.
-А вы согласны с этим?
Учитель делает небольшой перерыв, после чего дети продолжают работать.

30. Занятие 10. (второй урок)

4. Работа в группах « Ваши варианты»
•Учитель делит класс на 3 группы (по рядам), чтобы было примерно
одинаковое количество человек. Все группы получают круги разного
диаметра, которые поделены на 8 секторов.
•Учитель рассказывает ученикам признаки сказки, а они должны
придумать, вспомнить какими вариантами может быть представлен
тот или иной признак.
Признаки, присущие сказкам:
1.Герои
2.Злодеи
3.Цель
4.Волшебные предметы
5.Волшебство, превращение
6.Место действия
•Группы записывают свои варианты по окружности

31.

У учителя есть круг – подставка с острием на подобие иглы, гвоздя,
кнопки по середине
1.Буратино
2. Кощей Бессмертный
3. Спасти
4.Волшебная палочка
5. В бабочку
6. Лес
Круги надеваются на острие большого круга – подставки от
наибольшего к наименьшему диаметру теперь они могут свободно
прокручиваться в разные стороны. Учитель произвольно вращает
круги и останавливает на любом месте. Так с помощью круга
создаются различные комбинации из основных характеристик сказки.
Далее по этим данным каждая группа должна сочинить небольшую
сказку по тем характеристикам, на которые указала стрелка

32.

5. Домашнее задание
•Учитель рассказывает о том, как писать сказки. И как их писать от
своего лица.
Домашним заданием будет следующее: вы должны придумать сказку от
своего лица размером с тетрадный лист.
Прежде всего, вы должны выбрать, кем вы будете в вашей сказке:
автором, злодеем или героем?
Дальше выберете где происходит действие?
И конечно же сказка всегда имеет смысл, нужно будет придумать мораль
вашей сказки!
Итоги занятия
•Поблагодарить детей за их активность и спросить их мнение о занятии.

33. Занятие 11.Признаки объектов Основная мысль урока: Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета

1. Проверяем домашнее задание
• Учитель спрашивает класс, кто желает рассказать свое домашнее задание. Если желающих
нет, то он спрашивает выборочно. После того, как ученик рассказал написанный им минирассказ, учитель оценивает его по своим критериям
2. Игра « Аукцион»
•Ученики выходят к доске и встают в полукруг вокруг учителя , который им будет показывать
картинки с изображением тех или иных предметов. В свою очередь дети должны по порядку
называть признаки предмета, который изображен на картинке( признаки не должны
повторяться) . Если человек не смог назвать признак, то он выбывает из игры. Игра
продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
3.Игра «Цепочка»
•Учитель бросает каждому игроку мяч и называет предмет( существительное). Ученик должен
поймать мяч и придумать признак( прилагательное ) к этому предмету. Дальше учитель
придумывает другой предмет и бросает мяч следующему человек. Таким образом ,
происходит взаимодействие со всем классом.
Например: сахар – белый, игрушка – мягкая, дом – деревянный.

34. Занятие 11. (второй урок)

4.Сочинение загадок
• А вы знали, что с помощью признаков предмета можно легко сочинять загадки?
Знаете ли вы такой предмет, про который нет ни одной загадки? Давайте придумаем!
•На доске заранее начерчена таблица с последовательностью сочинения загадки
Какой ?
Какой ?
Что такое же?
Что такое же?
1.Выбрать объект (бабочка)
2.Заполнить левую часть таблицы : «Какой?» ( Какая бабочка?- красивая, маленькая)
3. Заполнить правую часть таблицы « Что такое же?( красивым может быть закат,
маленьким может быть жук)
4.Вставить слова – связки « …но не…»
5. Готово. Прочитайте полученную загадку( Например, красивая , но не закат,
маленькая, но не жук)
• При заполнении таблицы лучше называть характерные признаки предмета, так будет
проще отгадать загадку и ребятам будет понятнее.
Так с помощью такой таблицы можно придумать множество загадок.

35.

5. Упражнение « А если бы…»
• Учитель предлагает детям пофантазировать и включить свое воображение. Что
было бы , если предметы и живые существа обладали совершенно другими
признаками? Что бы в них поменялось? Как складывалась бы жизнь людей?
•После небольшого размышления о том как бы все изменилось, если бы предмет
обладал совершенно другими признаками, учитель начинает спрашивать детей.
Например, что было бы , если люди стали деревянными, чем бы они питались, чем
занимались? Что было бы, если яблоко стало резиновым, если бы его люди, играли
бы с ним дети точно также, как играют в мяч и т.д.
•Данное упражнение можно повторять несколько раз, называя разные предметы и
признаки, а дети должны будут отвечать, фантазируя что было бы тогда.
Домашнее задание
• Так как основной темой урока были признаки предмета, то учитель задает детям
соответствующее задание. Детям предлагается загадать какой-либо предмет и
описать его признаки, используя для этого такую часть ручи как прилагательное.
Чем больше будет признаков предмета, тем быстрее можно будет понять, какой
предмет загадал ученик.
Итоги занятия
•Подведение итогов занятия можно провести в виде обсуждения, беседы. Учитель
спрашивает понравился ли детям урок, благодарит за их работу на уроке,
внимательность и активность. Можно спросить учеников какими признаками хотели
бы они обладать. Это могут как действительные признаки( быть умным,
ответственным), так и фантастические ( быть невидимым)

36. Занятие 12.Действие объектов Основная мысль урока: Можно сочинять загадки, описывая действия предмета

1. Проверяем домашнее задание
• Учитель как обычно проверяет у детей наличие домашнего задания и потом спрашивает либо
выборочно, либо по желанию. Также учитель может по своему желанию опросить и всех учеников,
если будет позволять время. Отвечающий ученик должен назвать признаки предмета, а
остальные ученики будут отгадывать о каком предмете идет речь.
2. Игра « Что делает предмет?»
•Дети выходят к доске и встают в полукруг . Учитель поочередно кидает каждому мяч и называет
предмет. Задача учащихся назвать признак этого предмета, при чем времени на обдумывание не
будет , надо мгновенно говорить ответ. Те, кто не знает что ответить, долго думают или называют
неверный ответ – выбывают. Например, кровать – стоит, лампочка – горит. Нельзя: на стуле –
сидят, книгу – читают, правильно стул – стоит. Книга – рассказывает.
3. Игра « Где были – не скажем, а что делали – покажем»
• Класс делится на 3 группы по рядам, где должно быть примерно равное количество человек. У
учителя приготовлены карточки, где написано действие предмета ( играть в мяч, подниматься в
горы, делать уроки) От каждой группы выбираются 5 человек. Поочередно они выходят к доске и
для свой команды изображают действие, которое написано на карточке, при этом время
ограниченно (1-2 минуты).Правильные ответы засчитываются и записываются в таблицу. Затем
также поочередно выходят к доске оставшиеся ученики, которые не поучаствовали в 1 раунде. Суть
второго раунда будет заключаться в том, что человек теперь изображает действие с воображаемым
предметом и остальным нужно будет отгадать какой объект был загадан ( мяч, ручка, кастрюля)

37. Занятие 12. (второй урок)

4.Упражнение « Составление загадок по действию»
•Благодаря предыдущим урокам вы уже поняли, что составлять и загадывать загадки – это очень просто,
увлекательно и интересно. Сегодня мы будет составлять загадки, используя действия предмета. Для того,
чтобы ученикам было понятнее , что от них требуется ,учитель приводит пример загадок.
Пример
Длинный, но не змея,
Гудит, но не паровоз,
Возит людей, но не автобус.
(Поезд)
•Детям предлагается порядок составления загадки:
1) Выбрать объект
2) Придумать пару действий , которые он выполняет
3)Придумать какие еще объекты выполняют точно такие же действия
4)Вставить слова – связки «… но, не …» и прочитать загадку
• Каждый в течение определенного времени составляет загадку согласно представленному алгоритму и после
истечения времени озвучивает. Учитель подчеркивает , что загадки по действиям, то рекомендуется
придумывать про объекты, которые сами выполняют какое-то действие .Остальные ученики же должны
будут догадаться о каком объекте идет речь.
5.Упражнение «Случайный порядок»
•Учитель делит класс на 2 примерно равные группы. Первая группа пишет на отдельных листочках
существительные, вторая группа пишет глаголы. В итоге получаются 2 стопки, каждую из которых учитель
тщательно перемешивает. Потом он берет листочек из первой группы, где написаны имена
существительные и затем из второй, где глаголы. Учитель произносит получившееся сочетание и задает
ребятам вопросы. Например сочетание « самолет плавает». Что случилось бы, если самолеты могли
плавать? Удобно ли это было бы или лучше, чтобы самолеты только летали? Объясните как такое может
быть в реальности.

38.

6.Упражнение «Стихи - перевертыши»
• Учитель говорит 6 « Собаки мяукают, кошки гавкают» Это называется стихи –
перевертыши, где привычные всем действия начинают выполняться другими
объектами. Такие стихи – перевертыши мы и попробуем сейчас с вами сочинить. Для
того, чтобы вам сочинить такое нужно взять любое предложение как , например, «
собака гуляет в лесу». Вам всего лишь надо поменять части предложения местами и
получиться стих – перевертыш.( лес гуляет по собаке)
•Учитель делит класс на 5 групп , чтобы было примерно одинаковое количество
человек и дает задание за определенное количество времени (2-3) минуты придумать
в группе как можно больше стихов – перевертышей. По истечении времени
подводятся итоги, будет учитываться оригинальность и количество придуманных
стихов.
7.Домашнее задание
• По типу упражнения №4 «Составление загадок по действию» составить согласно
алгоритму загадку по теме «явления природы».
Итоги занятия
• В конце занятия учитель подводит итоги, спрашивает понравилось ли им занятие и в
качестве заключительного момента предлагает ответить на вопрос « Какие действия
совершают ученики в школе, дома, на улице?» Ответ строится по принципу ученик
работает, ученик отвечает, ученик делает домашнее задание.( должен быть назван
объект и действие , которое он совершает в том или ином месте)

39. Занятие 13.Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов – это  метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе

Занятие 13.Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на
основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов.
1. Проверяем домашнее задание
•Учитель проверяет наличие домашнего задания и выборочно спрашивает загадки, которые
они составили для сегодняшнего урока.
2.Игра «Наоборот»
-У нас уже была подобная игра, но сейчас будет немного иначе.
•Дети встают в полукруг, и учитель поочередно кидает каждому мяч. Отвечать
нужно быстро, не задумываясь, кто не знает, что ответить или долго думает – выбывает.
Суть игра заключается в том, что учитель называет какое-либо существительное (объект) и
кидает ученику, тот должен поймать и быстро назвать признак или действие, которое не
свойственно этому предмету ( рыбы - кожаная, медведь – вышивает)
3.Упражнение , где можно это использовать?
•Ребята, представьте , что мы сейчас с вами придумали какое-то изобретение, которого еще не
изобрели и его нет в реальное время. Давайте сейчас с вами подумаем, пофантазируем для
чего могут понадобиться такие изобретения, предметы, как они могут помочь людям, как
будут работать и для чего использоваться? Например, бутылка – напоминалка. Она пищит
и в этот момент напоминает, что тебе нужно пополнить водный баланс, ведь для здоровья
необходимо выпивать 1,5 – 2 литра воды в день, а многие люди забывают про это. Теперь
попробуйте придумать что-то подобное, что будет необходимо народу ,что принесет пользу
и улучшит жизнь

40. Занятие 13. (второй урок)

4.Объяснение метода фокальных объектов
•План действий метода фокальных объектов или сокращенно МФО:
1) Выбрать объект , который будем усовершенствовать
2)Выбрать 3-4 случайных объекта ( если придумать сложно, то можно открыть книгу на любой
странице, ткнуть пальцем и какое слово попадется, то и использовать)
3)Выделить характерные, особенные свойства , признаки, действие предмета у случайных объектов
4)Перенести свойства случайных объектов на тот объект, который хотим усовершенствовать
5)Идет развитие идеи путем ассоциаций( Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это
может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать?)
•В конце данного упражнения можно обсудить получившиеся изобретения и спросить учеников какое
из изобретений они бы использовали в реальной жизни
5.Упражнение мастерим игрушку
•Используя МФО ребятам необходимо придумать новогоднюю елочную игрушку и в качестве
случайных объектов выбрать 1-2 слова. При оценивании обязательно будет учитываться
оригинальность идеи.
6.Домашнее задание
• На основе последнего упражнения смастерить, дома елочную игрушку по вашей задумке, которую
вы осуществили на сегодняшнем уроке.
Итоги занятия
•Учитель благодарит всех за отличную работу на уроке, за огромное количество идей, которые они
выдвигали на разных упражнениях. Также можно спросить учеников понравился ли им
сегодняшнее занятие, какое из упражнений им больше пришлось по душе? До конца занятия,
если не прозвенел звонок вести беседу о проведенном уроке.

41. Занятие 14. Прием оживление

1. Проверка домашнего задания
•Детям было задано смастерить новогоднюю игрушку, опираясь на метол
фокальных объектов. Ученики представляют свои изобретения. После того, как все
показали свои игрушки, класс выбирает 5 лучших, которые потом можно повесить на
елке, а остальные новогодние игрушки ребят можно повесить в классе.
2. Игра «Что я чувствую?»
•Детям дается задание, в котором нужно написать на пол страницы о чувствах
любого предмета, находящихся в аудитории, но при этом, не упоминая в описании
названия предмета.
Например: Каждый день по мне пишут и стирают. Мне очень грустно видеть, что ко
мне порой никто не хочет подходить. Я думаю, что им просто страшно.…На
выполнение задания дается 10 минут, после чего дети по одному читают свои
описания, а остальные должны догадаться о каком предмете идет речь.
3. Игра на внимание «Одушевленное - неодушевленное»
•Учитель перечисляет разные слова. Когда учитель произносит живой объект - дети
хлопают один раз, если неживой-два раза.
Примеры слов для игры:
стол, белка, человек, ноутбук, Снегурочка, окно, бабочка, кофта, Дед Мороз, мышь,
карандаш, тарелка, медведь, бегемот, голубь, сумка, солнце, снеговик

42. Занятие 14. (второй урок)

1) Беседа о приеме «Оживление»
-Ребята, почему же когда называлось слово «Снегурочка» вы хлопнули один раз, а когда «снеговик» - два раза? Разве это не одно и тоже?
-…
-Значит в сказках предметы, которые в реальной жизни неживые, могут оживать ? Оживает снеговик-получается Снегурочка.. Дети, а
сможете ли вы вспомнить еще примеры предметов, которые оживали в сказках?
-…
2) Сочинение сказки
-Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, какой жизнью бы жили предметы, которые вас окружают? Чем бы они занимались, что бы
любили, что бы думали?
Совместно с детьми выбирается предмет, то есть будущий герой сказки.
-В сказках всегда есть сюжет. Нам нужно подумать, какая цель будет у нашего героя? С чем или быть может с кем он столкнется, когда
будет идти к своей цели? Давайте подумаем, какая цель будет у …(Называется выбранный предмет.)
-…
-А теперь давайте попробуем сочинить сказку:
Однажды…
Пример сказки:
Карандаш потерялся. И попал он совсем в другой мир. В волшебный мир! Карандаш был испуган и его целью было найти свой дом!
- Эй ты!
Карандаш испуганно обернулся,но никого не увидел
-ЭЙ ТЫ,ГОВОРЮ!
Карандаш посмотрел вниз и увидел ластик!
-Ластик??? Ты? Я думал ты потерялся…
-Нет, меня бросил мой хозяин, прям как тебя!
Карандаш почувствовал тоску… Ему стало так обидно от этих слов. И он задумался.. «А что если это так?»
А ведь он очень любил быть полезным, очень любил свой дом и одна мысль о том, что его могли просто бросить доставляла ему боль…
И тут! Неожиданно стало темно!
Когда карандаш очнулся, он увидел мальчика! Того самого, его хозяина! Он выглядел таким счастливым, и все сомнения Карандаша
испарились! Ведь его очень любят и он полезный!
3) Домашнее задание
-Вы когда-нибудь хотела научиться читать мысли? Давайте пофантазируем и попытаемся сделать это! У вас у всех наверняка есть телефоны,
гаджеты. Предлагаю вам написать рассказ на страничку тетрадного листа «Что я чувствую каждый день?» Пишите рассказ от лица телефона.
Если же у вас нет телефона, можете выбрать любой другой предмет, который с вами каждый день.
Подводим итоги
• -Итак, ребята, спасибо вам за такую активную работу! Я надеюсь, вы получили много удовольствия на уроке! Это очень важно уметь ставить
себя на место других.

43. Занятие 15. Метод морфологических таблиц.

•Метод морфологического ящика (или морфологический анализ) основан на подборе
возможных решений для отдельных частей задачи и последующем их
комбинировании.
1. Проверка домашнего задания
•Ученики поочередно (и по желанию) представляют классу рассказы «о жизни своего
телефона». При необходимости – задаются вопросы и ведется обсуждение.
Учитель: Представим, что в класс сейчас зайдет незнакомый вам человек. Вы никогда
его раньше не видели – но попробуйте предположить, каким он будет.
Ученики дают разные варианты ответов, учитель дожидается, пока не наберется
несколько групп признаков оценки человека – по чертам внешности, характера и т.д.
При необходимости – направляет класс в нужное русло с помощью наводящих
вопросов.
Ученикам предлагается разбить озвученные характерные особенности на рупппы – и
постараться объяснить, по какому признаку они это сделали.
После этого идет объяснение учителем сути данного приема – о выделении
характерных групп признаков и подборе вариантов для каждого из них путем
перебора. Удачные варианты выделяются, неудачные – отбрасываются.
Суть данного метода заключается в том, что, комбинируя признаки по разным
категориям, можно создавать уникальные объекты.

44.

Составление таблицы
•Формулировка задания – «Создать уникальный торт».
Перед выполнением задания класс озвучивает варианты формулировки категорий
признаков (но их значения каждый придумывает сам). Примерами категорий могут
быть: размер, вид наполнителя, вид коржей и т.д.
Раздаточный материал: шаблон таблицы для заполнения
Категории признаков
Значение признаков
Категории признаков
Значение признаков
Затем из получившихся групп признаков каждый ученик создает собственный объект –
повторяющихся предметов быть не должно. Свои варианты тортов ученики
озвучивают по очереди.
4. Домашнее задание
•Учитель рассказывает о том, что данный метод может применяться, в том числе, при
создании оригинальных персонажей – для фильмов, рассказов, пьес. Ученикам
предлагается попробовать составить такую табличку для собственного героя –
подумать о том, где и в какую эпоху он живет, как выглядит, каков его род
деятельности. Затем получившиеся категории признаков и их значение предлагается
оформить в таблицу по уже известному ученикам плану.
5. Подведение итогов занятия
•Учитель благодарит учеников за креативность и хорошую работу на занятии – а также
предлагает задать вопросы насчет данного метода и работы с ним.

45. Занятие 16. Метод фантазирования Дж. Родари - "круги по воде"

Занятие 16. Метод фантазирования
Дж. Родари - "круги по воде"
•Занятие начинается с 2-3 минутного отрывка из мультфильма "Чипполино" 1961-го года
1. Затем следует вопрос к классу о том, кто такой Джанни Родари, какие его сказки они
знают.
Учитель: Джанни Родари писал не только сказки, он также автор книги о том, как их
можно писать. Сегодня мы познакомимся с его методом и попробуем его "в деле".
•Метод называется "круги на воде". Вы знаете, что происходит, если запустить плоским
камнем по поверхности воды "блинчик"? (она приходит в движение, вместе с ней
кувшинки, опавшие в воду листья и т.д.)
Точно так же целая история может начаться с одного слова.
•Вместе с учениками нужно придумать слово (5-7 букв, не должно содержать буквы "ы", "ь",
"ъ"), затем на каждую букву придумать произвольные слова, которые не обязательно
должны сочетаться по смыслу друг с другом.
Из получившихся слов следует всем вместе составить историю. Предварительно обсудить,
что из перечисленных слов может являться героем истории, местом и временем действия,
т.д.
2.Домашнее задание: на выбор ученикам предоставляются несколько слов ("кружка",
"облако", "листок"). Их задача - придумать к каждой букве выбранного слова
существительные или прилагательные, характеризующие его.

46. Занятие 17. "А что потом?" (2 занятия)

Занятие 17. "А что потом?" (2 занятия)
1. Проверяем домашнее задание
•Проверка домашнего задания с предыдущего занятия: ученики рассказывают, какие
слова-описания они придумали для слова-"камня". Ведется обсуждение, какие
истории можно придумать с получившимися описаниями.
Учитель: Истории - особенно, если это сказки - всегда имеют предсказуемый финал.
Герой побеждает злодея и воцаряется мир. А теперь давайте предположим, что
произойдет после финала рассказа.
Ученикам предлагается вспомнить самые известные сказки, из них выбирается 2-3
путем обсуждения.
После этого ученикам нужно вспомнить:
- Какие герои участвовали в произведении;
- Какое место действия и сюжет у сказки.
Совместно класс в формате "живого общения" придумывает, какие события могли
произойти после финала.
Домашнее задание: класс разбивается на пары. Задача - придумать "продолжение"
какой-либо сказки или другого известного литературного произведения. Следует
придумать диалог между его героями после окончания истории, чтобы затем
разыграть его по ролям в классе.
Следующее занятие посвящено просмотру получившихся сценок и обсуждению их.

47. Занятие 18. "Сказка-калька".

Занятие 18. "Сказка-калька".
•Учитель: на прошлом занятии мы с вами уже говорили, что все сюжеты сказок имеют нечто
общее - и даже попытались изменить это. Но что, если попробовать обратить известность
сказочного сюжета себе на пользу?
•Вспомним сюжет сказки "Морозко" (ученикам показывается короткий фрагмент из
фильма). А теперь попробуем упростить знакомый сюжет, сократим действия и обозначим
персонажей буквами.
Получается:
"А" воспитывает "Б" и "В", при этом относится к ним по-разному. Однажды "А" отправляет
"Б" в опасное место с опасным поручением. "Б", благодаря личным качествам,
возвращается оттуда, получив много хорошего сверх ожидаемого. "А", увидев это,
отправляет в то же место "В". "В", не обладая личными качествами "Б", не получает в этом
месте ничего хорошего.
Ученикам предлагается подумать, какими могли бы быть персонажи "А", "Б" и "В", а также
какие действия они могли бы совершать на протяжение всей получившейся истории.
Примечание: ученикам следует максимально абстрагироваться от изначального сюжета,
например - предлагать абсурдные места действия (космический лайнер, деревня индейцев
и т.д.)
Домашнее задание:
•В качестве дополнительного задания на дом (по желанию) ученикам предлагается выполнить
иллюстрации к получившейся истории (затем можно устроить выставку этих работ в
классе).

48. Занятие 19. Прием "увеличение-уменьшение".

Занятие 19. Прием "увеличение-уменьшение".
•Учитель: Давайте представим себе, что какой-то человек стал огромным-преогромным. Или
наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?
А если это будет не человек?
•Ученикам предоставляется список предметов - им нужно преобразовать их в
существующий предмет большего или меньшего размера, но со сходными признаками:
- Трубочка для сока - ...
- Теннисный мяч - ...
- Бублик - ...
- Самолет - ...
•А теперь представим, что самый обычный предмет превратился не в свой огромный или
маленький "аналог", а просто изменил свой размер. Как нам следует использовать
огромную лампочку? А книгу/наушники/стол... ?
Учитель: Кроме того, можно увеличивать или уменьшать не весь объект, а только его часть.
Или, если предмет состоит из нескольких частей, изменить количество его частей (машина
с десятью колесами, собака с шестью лапами и т.д.) Придумайте объекты, которые можно с
пользой для людей улучшить таким образом.
Домашнее задание:
•Придумать рассказ на тему "Что случится, если я уменьшусь/увеличусь в 10 раз?"

49. Занятие 20. Ускорение-замедление.

•К занятию нужен раздаточный материал - карточки с названиями мест.
На столе перед классом стоит макет часов с подвижными стрелками (или нерабочие
часы, на которых их можно крутить).
•Учитель (в ходе своей речи вращает стрелки часов быстрее или медленнее нужного):
Сколько часов в сутках? А сколько минут укладывается в час? (дожидается ответов на
вопросы) Теперь давайте представим, что время течет во много раз быстрее
положенного? Или значительно медленнее?
Предлагается подумать, что случится с объектами, если время будет идти для них
медленнее. А быстрее?
- молоко;
- человек;
- сезоны года;
- школьные перемены;
- праздники.
•Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа вытягивает, не
глядя, одно из мест. Задание - придумать, какие сказочные изменения произойдут с
этим местом, если время в нем замедлится или ускорится.
(Места: бассейн, библиотека, школьный коридор, больница, магазин, кинотеатр,
улица)

50. Занятие 21.Метод Робинзона

•Продолжу рассказ о приемах фантазирования. Сегодняшний метод получил имя известного персонажа
приключенческой литературы – Робинзона Крузо (сокращенно МРК). Чтобы воспользоваться этим
приемом, совсем не обязательно терпеть кораблекрушение, достаточно мысленного эксперимента.
Игра №1
•Суть игры хорошо схватывают детки от 6 лет. Поэтому, даже если еще не читали книжку, то
рассказываем кратко, кто такой Робинзон, чем он знаменит, и начинаем играть.
Учитель: Представим себе, что мы путем телепортации оказались на необитаемом острове, вот прямо
так, как были. С собой, конечно, ничего не успели взять – ни спичек, ни телефона, ни палатки. Шаг
№1
Учитель: определиться с потребностями: что самое необходимое, без чего не обойтись ни минуты на
необитаемом острове?
Неужели самое важное – это конфеты? Или все-таки сначала нужно подумать, как защитить себя от
хищников?
•После обсуждения составляем список, он может выглядеть приблизительно так:
1) Безопасность
2) Вода
3) Еда
4) Инструменты
5) Крыша над головой
6) Возможность подать сигнал
Учитель: расставив приоритеты, продолжаем путешествие по новой территории. И тут за поворотом
мы видим корабль, который недавно затонул у берегов нашего острова (нет, починить его и уплыть
нельзя, слишком поврежден). Людей на нем нет — команда спаслась, оставив трюмы, набитые до
отказа… шляпами.
Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки,
чайники и т.д.?

51.

Задание №2
•Учитель: как мы можем использовать этот ресурс, чтобы обеспечить себе безопасность,
добыть пищу и воду, а еще, подать сигнал о своем местоположении? Как можно
использовать размер, форму, физические и химические свойства наших объектов, их
составные части?
•Метод Робинзона Крузо хорош тем, что помогает обострить ситуацию необходимости до
предела. В этой мысленной игре можно посмотреть на объект с новой точки зрения и
увидеть скрытые возможности для его использования. Таким образом, получается
бороться с психологической инерцией (она пытается что-то бормотать на тему «так не
бывает»,«ничего не выйдет» — смело игнорируем такие мысли) и сделать несколько
шагов в сторону развития своей креативности.
Например, имея под рукой неограниченный запас головных уборов, можно вспомнить из
чего они сделаны, использовать нитки для плетения рыболовных сетей.
Задание №3
•Обсудить и оценить найденные способы, выделяя самые неожиданные и интересные.
Полученные идеи записать или зарисовать. Возможен более мягкий вариант игры, без
мысленного попадания в суровые условия необитаемых тропиков. Вспомним сказку
Джанни Родари «Шляпный дождь над Миланом» Учитель: у нас оказалось очень-очень
много чего-либо, допустим, снова шляп. Свалились с неба (как они туда попали можно
подумать позже). Что делать с этим богатством – не выбрасывать же?..

52. Занятие 22. Прием фантазирования наоборот

•Как следует из названия, суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта
изменить свойство или функцию на противоположные.К примеру, сделать неподвижное
подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д.
•Это один из любимых приемов в рекламе и дизайне.
•Его также легко заметить в детской и фантастической литературе: человек-невидимка Уэллса,
вредные советы Остера, нестрана с невещами (неножик, невешалка, непушка, нетруба) у
Родари.
•Можно выделить несколько подприемов из серии «наоборот»:
-Перевернуть с ног на голову.
- Сделать мягкое жестким и жестокое мягким.
-Перейти от симметрии к асимметрии.
•С помощью приема наоборот можно не только придумывать новые дизайнерские или
фантастические идеи, но и разрешать некоторые проблемные ситуации.
Классическая задача про конфету:
•Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого
начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает
шоколад и конфета портится. Как быть?
•Прием наоборот подсказывает, что в этой задаче можно сделать жидкое твердым, а твердое
жидким. То есть, сначала заморозить начинку для каждой конфеты, а затем окунуть ее в
горячий шоколад.

53. Занятие 23. Прием фантазирования дробление-объединение

•Представляю еще один интуитивно понятный парный
прием, помогающий придумывать новые
усовершенствования или просто забавные объекты.
•Дробление и объединение часто применяют в дизайне
для удобства, функциональности или для красоты.
Поясню, в чем суть.
Объединение
•Назначение приёма — добавить новые грани к образу,
сделать объект более выразительным или более
функциональным. Или то и другое вместе.

54.

Модели применения приема фантазирования
объединение:
-Когда соединяют одинаковые объекты
Из светофоров сотворен
арт-объект.
Дома наглядно
демонстрируют
суть приема
Несколько пеналов
объединены для
вместительности

55.

-Когда соединяют разные объекты
В случае объединения разнородных предметов, можно
говорить о повышении степени универсальности, потому
что объект стал выполнять дополнительные функции.
Зеркало-гладильная доска
Стул-фитбол

56.

-Когда один объект размещают внутри другого.
Здесь происходит объединение предметов с
одной функцией
Стол со «встроенной»
тарелкой

57.

Дробление.
•Учитель: Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если
разделить его на прутики?
Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие,
необходимо его раздробить, а потом нужное действие
выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают
раздельным для изолированного осуществления действий.
Модели применения приема фантазирования дробление:
Когда исходный объект разделяют на части:
- жестко
- мягко
- делая части способными перемещаться относительно друг
друга
•Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала
разделяют на части, а затем части снова собирают в
целое, оставляя исходный объект раздробленным.
«Объединение-дробление», как изобретательский
принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек
для устранения противоречия.

58. Занятие 24.Сказки про животных

1.Игра “Необычный зоопарк”.
•Учитель: Давайте сделаем так: я экскурсовод, а вы – “дети”. Я буду водить детей по зоопарку и
рассказывать о жизни зверей. А поможет мне рассказать о зверюшке мой рисунок. Итак,
проходите в наш зоопарк. В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. Я хочу вам
рассказать о зайце. Подойдите к клетке.
Зайцы живут в лесу. У зайца длинные ушки, которые могут очень хорошо слушать, длинные и
короткие лапки – вот почему зайчик скачет, маленький пушистый хвостик. Зайчик летом серый, а
зимой беленький. Питается зайчик овощами, травкой, ловит мышей. Живет он в норке. Норка
спасает его от хищников: волка, лисы. У него много врагов и спасают его быстрые и ловкие лапки,
цвет шерстки (лапки быстро бегают, а цвет шерстки совпадает с цветом снега). Когда зайчишка
бегает, то бежит он не прямо, а зигзагами – вправо, влево. И лисе и волку трудно понять, где заяц.
Весной в норке появляются маленькие зайчики. Мне очень нравится зайчишка. Он очень
симпатичный и не опасный зверек.
Затем учитель предлагает по очереди нескольким ученикам поменяться ролями: они – экскурсоводы, а
все остальные – “дети в зоопарке”.
Ученик-экскурсовод выбирает себе любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он
ведет рассказ о данном животном именно около клетки выбранного животного в зоопарке.
После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.

59.

2.Беседа «Сказки про животных»
•Учитель: чему учат сказки? Так ли просты эти
маленькие рассказы на самом деле? Оказывается,
нет. В каждой сказке о животных есть доброе
название, полноценный сюжет, колоритные
персонажи, которые отражают во многом суть
происходящего в действительности. Таким образом,
с каждой новой сказкой ребенок учится познавать
этот огромный мир.
•Рисование «Сказочные места»

60. Занятие 25.Фантазирование и прогнозирование

•Фантазирование — мечтание, выдумывание, «сочинение» фантазий
— чего-то невозможного, неправдоподобного, невероятного.
•Прогнозирование — определение тенденций и перспектив развития
тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и
нынешнем состоянии
1.Сказки от слова «Почему?»
•Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование
«Мировые загадки».
•Упражнение «Найди причину».
2.Правила прогнозирования
•Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования.
Практическая работа по прогнозированию.
English     Русский Правила