Похожие презентации:
Начало реформации в Европе. Обновление христианства
1.
2. Начало реформации в Европе. Обновление христианства
3.
• Великие географические открытия и идеигуманизма изменили жизнь европейского
общества. В XVI в. происходит ещё одно
крупнейшее явление европейской и
всемирной истории, связанное с появлением
новых христианских вероучений и отходом
от католицизма большой части верующих.
• Происходит раскол римско-католической
церкви и образование новых христианских
церквей.
4.
• Этот процесс называется Реформацией(от слова «реформа» — преобразование,
переустройство).
• В данном случае Реформация — это
движение за переустройство церкви.
• Термин «Реформация» пишется с большой
буквы (так же как и Возрождение) и
обозначает целую эпоху.
5. Причины религиозной революции.
Причины религиозной революции.• Реформацию часто называют религиозной
революцией. Революции бывают в разных
сферах жизни…
• Реформация стала революцией в сфере
сознания.
6. Причины религиозной революции.
Причины религиозной революции.• В XVI в. католическая церковь переживала
кризис. Под влиянием идей гуманистов,
признающих в человеке единство телесного
и духовного начал, шёл процесс
обмирщения сознания: ???
• В человеке проснулась жажда познания,
активной деятельности.
7. Причины религиозной революции.
Причины религиозной революции.• Менялся мир, менялся человек, а
католическая церковь оставалась прежней.
• Публичные молитвы, посты, культы святых и
мощей, строгое соблюдение обрядов вместо
истинной веры — это уже не удовлетворяло
многих верующих и толкало их к поиску
другой церкви, более простой и искренней.
• Католической церкви всё труднее становилось
сохранить своё монопольное влияние на души
и умы верующих.
8. Причины религиозной революции.
Причины религиозной революции.• Невежество и безграмотность в среде духовенства,
противоречия между тем, что проповедовалось на
словах и свершалось на деле, вызвали нарастание
антицерковных настроений во всех слоях общества.
• Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в
их дела (они были не прочь присвоить себе часть
церковных земель), города на поборы монастырей,
расположенных в городской округе, крестьяне — на
увеличение церковных владений и огромные поборы.
• Недоверие к церкви усиливалось невежеством и
безнравственностью части священнослужителей,
разочаровывал и сам папа римский.
9. Причины религиозной революции.
Причины религиозной революции.10. «Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием».
«Тремя вещами подчиняет себеРим: насилием, хитростью и
лицемерием».
• Увидеть папу римского, получить его
благословение — не было большего желания у
верующего человека.
• Сотни тысяч людей отправлялись в далёкую
Италию, чтобы исполнить свою мечту… Но
зачастую это путешествие верующих
разочаровывало.
• Останавливаясь на ночлег, паломники с
огорчением и возмущением рассказывали о той
роскоши, в которой живут папа и кардиналы…
11.
• И вправду, было чем возмущаться!Любимым развлечением многих
священнослужителей были пиры и
охота. Очень любил охотиться и папа
Лев X…
• Приблизившись к папе римскому, все
католики в знак почтения должны были
целовать папскую туфлю. А тут вместо
сафьяновой туфли — облепленный
грязью сапог. И целовали, но это
вызывало совсем не религиозные
чувства.
12.
• Дух наживы и предпринимательства коснулся икатолической церкви. Её попытки приспособиться
к возрастающей роли денежных отношений и
увеличить свои огромные богатства привели к
росту в ней жажды наживы
• Все католики, от простого крестьянина до
могущественного князя, должны были платить
десятую часть своих доходов церкви.
• Бесконечная армия папских чиновников
занималась бесстыдным вымогательством. Без
подкупа папских властей и чиновников нельзя
было оформить в папской канцелярии ни одного
документа.
13.
• В первом десятилетии XVI в. по приказу папыЮлия II в Ватикане шло строительство не
знающего себе равных по величию собора
Святого Петра, что требовало огромных денег.
Средства добывали продажей индульгенций,
принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их
продавали на каждом углу…
• Особое возмущение политика католической
церкви вызывала в раздробленной Германии, где
во главе некоторых земель стояли духовные
владыки и не было сильной центральной власти,
способной защитить своих подданных, как,
например, во Франции.
14.
15.
• В результате в обществе сталираспространяться различные
религиозные течения, где основной
акцент делался не на внешнее
обрядовое выражение религиозности, а
на внутреннее индивидуальное
устремление человека к Богу.
• Родиной Реформации стала Германия,
где это движение поддержали часть
князей, горожане, крестьянство.
16. Мартин Лютер.
• На развитиеРеформации в
Европе повлияло
учение Мартина
Лютера (1483—
1546).
17. Борьба за Реформацию началась.
Борьба за Реформацию началась.• В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по
Германии с ворохом индульгенций, предлагая свой
товар в городах и деревнях. «Гоните монету, —
спасайте ваших близких! Как только монета
окажется в моей кружке, душа грешника попадёт
в рай!»
• 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к
дверям церкви несколько листков бумаги. Это были
знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они
всколыхнули всю Германию.
• Ещё через 3 года, в 1520 г., Лютер в присутствии
своих студентов сжёг папское послание об отлучении
его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали
на императорский суд в Вормс.
18. «На этом я стою. И не могу иначе».
• По дороге к Вормсу Лютеру устраивалиторжественные встречи, собирались толпы народа, и
он проповедовал им своё учение.
• Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди
запрудили улицы и площади средневекового города,
солдаты силой расталкивали народ, чтобы
проложить Лютеру путь к ратуше, где происходило
заседание.
• Император Священной Римской империи
германской нации Карл V потребовал, чтобы Лютер
отрёкся от своего учения и подчинился папе, но
получил отказ. Обращаясь к собранию, Лютер
произнёс свои знаменитые слова…
19. «На этом я стою. И не могу иначе».
• Саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрылв одном из своих замков, где Лютер жил под
именем рыцаря Георга и переводил на немецкий
язык Библию и другие религиозные тексты.
• А в это время в немецких землях началось
ниспровержение католицизма. По дорогам
Германии передвигались бродячие проповедники,
призывая народ сбросить власть не только папы
римского, по и светских князей.
• Лютер не мог принять этих призывов. Он резко
выступил против своих вчерашних сторонников и
призвал князей установить над церковью свою
власть.
20. «Спасение верой»
«Спасение верой»• как достичь спасения души?
• Лютер не только осуждал отпущение грехов за плату,
считая это злоупотреблением со стороны церкви и
папства, но отвергал учение церкви о возможности
спасения души лишь при посредстве
священнослужителей.
• В душе каждого верующего существует Божий глас — это
собственная совесть, моральные принципы.
Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам
принимает решения и совершает поступки и сам несёт за
них ответственность.
• Отличие от учения католической церкви: добрые дела
служат цели всеобщего спасения в католичестве, спасение
верующего — это его индивидуальное дело в лютеранстве
21.
• Учение Лютера можно свести к трём главнымположениям: человек спасается только верой; вера
обретается только через милость Бога и не зависит
ни от каких заслуг человека; только Священное
Писание, слово Божье, является авторитетом в
делах веры.
• Основанная на учении Лютера церковь стала
называться лютеранской. Учение Лютера было
связано с распадом традиционного общества и
постепенным превращением человека в
индивидуальность.
• Дальнейшее развитие событий показало, что
учение Лютера нашло широкий отклик в народе.
Некоторые из его последователей призывали к
немедленному выступлению против церкви,
уничтожению господ и имущественного
неравенства.
22.
• Города и деревни заволновались.Население изгоняло католических
священников и закрывало церкви.
• В 1524—1525 гг. в центральных и южных
районах Германии вспыхнула
Крестьянская война.
• Лютер выступления народа не
поддержал и заклеймил их, назвав
«разбойничьими шайками».
23. «Чья страна, того и вера...
• После разгрома Крестьянской войны началаськняжеская, или умеренная, Реформация.
Князья захватывали монастырские земли,
некоторые духовные князья отказывались от
своего сана и объявляли себя государями
своих бывших духовных княжеств. Часть
князей, напуганная Крестьянской войной и
считавшая её причиной движение за реформу
церкви, сохранила верность католицизму. Вся
Германия оказалась ввергнутой в вооружённое
противостояние, князья и дворяне
раскололись на два лагеря.
24. «Чья страна, того и вера...
• В 1529 г. император Карл V подтвердилрешение Вормского рейхстага о запрете
лютеранства и запретил присвоение князьями
монастырского и церковного имущества. Тогда
сторонники Лютера заявили ему протест. Так
родилось слово протестант. Сторонников
Реформации церкви стали называть
протестантами. В Германии начались
религиозные войны между католиками и
протестантами.
25. «Чья страна, того и вера...
• Боязнь потерять власть всполошила всех германскихкнязей — и протестантов, и католиков
• Карл V в 1555 г. заключил с князьями в Аугсбурге
религиозный мир, по которому устанавливалось
равноправие католиков и протестантов, князья
получили право определять религию своих подданных.
• Главой церкви в каждом немецком княжестве
признавался князь; ему было подчинено особое
ведомство, распоряжавшееся церковными делами.
Протестантские проповедники — пасторы —
находились на государственной службе. Лютеранская
церковь стала учреждением, подчинённым князю.
26.
• Северные и северо-восточные землиГермании, а также некоторые княжества в
центральной Германии приняли
лютеранство, юг остался католическим.
• Князья заставили императора
подчиниться своей воле. Аугсбургский
религиозный мир закрепил политическую
раздробленность Германии, что надолго
затормозило процесс создания единого
национального государства.