Дом Рылеева в Петербурге
Образование
Создатель жанра
Цель – «Литературных памятников /Думы»
Дума –славянское изобретение
Исторические мотивы в думах
Рылеев-«Планщик»
Оценка Пушкина
Думы – «Боян»
История без истории
История без истории
«Олег Вещий»
Иван Сусанин
Образ автора на пути к Сенатской площади
«Думы Рылеева»
Декбристы- «Союз благоденствия»
Программная дума «Державин»
«Державин»
«Я не поэт, а гражданин»
К.Ф Рылеев
Использованные материалы: Думы” К.Ф.Рылеева как художественное единство//
6.65M
Категория: ЛитератураЛитература

«Кондратий Рылеев: куда приводят думы…»

1.

Межпоселенческая
центральная библиотека
«Кондратий Рылеев: куда
приводят думы…»
Кондратий Рылеев: куда приводят думы
Виртуальная выставка
225 –лет со дня рождения
Кондратия Рылеева
2020

2. Дом Рылеева в Петербурге

Кондра́тий
Фёдорович
Рыле́ев
общественный деятель,
казнённых руководителей
-
русский
поэт,
декабрист, один из пяти
декабрьского
восстания
1825 г.
Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое
имение в Санкт-Петербургской губернии.

3. Образование

Рылеев получил образование в I
Кадетском корпусе в Петербурге.
Поступил учится 1801 году и
выпущен был в 1814г.
Морской кадетский корпус СанктПетербург

4. Создатель жанра

Дума — лиро-эпическое
произведение, сходное с балладой,
основанное на реальных
исторических событиях, но без
фантастического элемента,
характерного, например, для той же
баллады. Наиболее полно
своеобразие декабристской поэзии
проявилось в творчестве Кондратия
Фёдоровича Рылеева (1795-1826).
Он создал “поэзию действенную,
поэзию высочайшего накала,
героического пафоса. Изображению
различных (высоких и низких)
образцов национального характера
посвящены “Думы” Рылеева.

5. Цель – «Литературных памятников /Думы»

«Напоминать юношеству о подвигах
предков, знакомить его со
светлейшими эпохами народной
истории, сдружить любовь к
отечеству с первыми впечатлениями
памяти - вот верный способ для
привития народу сильной
привязанности к родине: Они
крепнут с летами и творят храбрых
для бою ратников, мужей
доблестных для совета».
(Немцевич).
Эту самую цель имел и я, сочиняя
думы. Желание славить подвиги
добродетельных или славных
предков для русских не ново; не
новы самый вид и название думы.
(К. Рылеев)
Дмитрий Донской
Вещий Олег
Иван Сусанин
Ермак Тимофеевич

6. Дума –славянское изобретение

В своем предисловии к своему
сборнику «Думы» (отдельные
публикации: 1821 — 1825; сборник:
1825) Рылеев акцентировал
внимание читателей на том, что
дума — это совершенно славянское
изобретение и что как жанр
фольклора она издавна бытовала в
Украине и Польше
Обложка и титульный лист
первого прижизненного
издания сборника
«Думы» К. Ф. Рылеева
1825 г.

7. Исторические мотивы в думах

Впрочем, на структуру и содержание
думы повлияли не только
фольклорные мотивы. В думе
явственно видны признаки
историко-эпической элегии, оды,
гимнов. Исторические события в
думах Рылеева так или иначе
давались в лирическом ключе: поэта
интересовало выражение
внутренней жизни исторической
личности, причем, как правило, в
кульминационный момент истории.

8. Рылеев-«Планщик»

Композиционно дума состоит из
двух частей — жизнеописания
героя и нравственного урока,
который выводится из этого
жизнеописания. Иными словами,
в думе объединены два начала
— эпическое (как у басни или
гимна) и лирическое (как у
элегии). Акцент делается именно
на лирической составляющей,
жизнеописание и мораль играют
второстепенную роль.
Рисунки Пушкина (начало 1826 года):
сверху Пущин, под ним левее
Дельвиг, потом пять портретов
Кюхельбекера разного возраста и
справа внизу Рылеев.

9. Оценка Пушкина

Пушкин отмечал, что большинство
дум выстраивались по единому
плану. Зачин и завязка — пейзаж,
местности или исторический, что
подготавливает читателя к
появлению героя.
Из-за того что композиция почти
всех дум была идентичной, Пушкин
полушутя-полусерьезно называл
Рылеева «планщиком», имея в виду
холодную рациональность и
творческую слабость
художественного изобретения. И
продолжал в шутку: по мнению
«нашего всего», все думы
произошли от немецкого слова
dumm (глупый).

10. Думы – «Боян»

Герои обычно сидят, и даже перед
казнью они тут же садятся.
Пространством героя могла быть
темница, берег реки или даже
княжеские палаты, но он всегда
отделен от других, словно некая
«эпическая» глыба:
«Беспечнее веселый круг шумел,
Звучнее гусли раздавались.
Один задумчиво Боян сидел;
В нем думы думами сменялись.
(«Боян»)
Боян Вещий- певец и
сказитель

11. История без истории

Однако целью Рылеева было не
рассказать историю героя, а
возбудить высоким примером и
анализом душевных переживаний
персонажей патриотизм и
свободолюбие современников. При
этом достоверные подробности
истории и жизни героев для него
действительно были второстепенны.
И потому Рылеев использовал
высокий книжный стиль,
характерный для гражданской
поэзии XVIII — начала XIX в., а для
передачи чувств и мыслей героя
использовал поэтическую
стилистику Жуковского.

12. История без истории

Разумеется, Рылеев вовсе не хотел,
как бы сегодня сказали,
переписывать историю. Для работы
он использовал «Историю
государства Российского» Н. М.
Карамзина и привлек к свои трудам
эксперта — историка П. М. Строева,
который стал автором предисловий
и комментариев к думам. Но даже
такая массированная академическая
подготовка не спасла поэта от
чересчур вольного изложения
истории, от оригинального, пусть и
непреднамеренного,
декабристского антиисторизма.
Рылеев и Пушкин- художник
иллюстратор П. Бунин

13. «Олег Вещий»

Пушкин тоже обращал внимание на
отсутствие историзма в думах
Рылеева, для которого история была
всего лишь иллюстрацией,
собранием позитивных или
негативных примеров, носящих
откровенный агитационный смысл.
Лишь в отдельных произведениях
Рылеев приблизился к исторической
достоверности при передаче
характеров героев и обстоятельств.
Хотя даже в его «Олеге Вещем»
были досадные ошибки, на одну из
которых совершенно справедливо
указал Пушкин, сделав отметку на
полях черновика своей баллады
«Песнь о вещем Олеге» — «Россия в
то время еще не имела герба»:
Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам.
(«Олег Вещий»)
Вещий Олег

14. Иван Сусанин

Но, справедливости ради, Пушкин
отмечал и проблески развившегося
дарования в поэме Рылеева
«Войнаровский» и высоко ценил
думу «Иван Сусанин»:
«Давно уж за полночь!.. Сном
крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам
сарматы.
Все в дымной избушке вкушают
покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..
(«Иван Сусанин»)
Иван Сусанин

15. Образ автора на пути к Сенатской площади

Образ автора в думах являлся
непременным спутником исторических
героев. И именно в образе автора,
поэта и гражданина, создателе и
проводнике своего творчества, в том
образе, который объединяет весь цикл
дум в единое целое, заключались
основной интерес и значение дум. В
монологе Дмитрия Донского,
говорящего о «святой свободе
праотцев» и даже в речах Волынского
явственно слышится голос самого поэта
с его патриотическими призывами,
чаяниями и надеждами:
«Летим — и возвратим народу
Залог блаженства чуждых стран:
Святую праотцев свободу
И древние права граждан.
Туда! за Дон!.. настало время!
Надежда наша — Бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!»
(«Димитрий Донской»)
Дмитрий Донской

16. «Думы Рылеева»

Тем не менее, «Думы» Рылеева
сыграли значительную роль: они
содействовали укреплению в
литературе интереса к историческим
сюжетам, а выраженные в них идеи
соответствовали целям
декабристской пропаганды.
Городская усадьба Нарышкиных на Гоголевском
бульваре- где Рылеев читал свои «Думы». В
январе 1826 года М.М. Нарышкина и декабриста
И. И. Пущина арестовали прямо в этом доме.
Поэтому на барельефе лавровая ветвь
соседствует с кандалами

17. Декбристы- «Союз благоденствия»

Декабристы буквально веровали в
то, что признание должно быть
только у тех стихов, дух и пафос
которых непосредственно
соотносится с жизнью и участвует в
ее реконструкции:
Описание предмета или изложение
чувства, не возбуждающего, но
ослабляющего высокие
помышления, как бы оно прелестно
ни было, всегда недостойно дара
поэзии». (§51 «Законоположения
Союза благоденствия»).
Рисунок Пушкина, 1827 год: Кюхельбекер
и Рылеев 14 декабря 1825

18. Программная дума «Державин»

С этой же целью они обращались к
историческому прошлому,
стремясь «возбуждать доблести
сограждан подвигами предков». А
представление о поэте, как об
избраннике — гражданине, учителе
и бойце, еще до вступления в
«Северное тайное общество» в 1823
году, определяло и специфические
принципы творчества Рылеева, чему
подтверждение его «программная»
дума 1822 года «Державин»
Державин Г.Р

19. «Державин»

О так! нет выше ничего
Предназначения Поэта:
Святая правда — долг его;
Предмет — полезным быть для
света.
К неправде он кипит враждой,
Ярмо граждан его тревожит;
Как вольный славянин душой.
Он раболепствовать не может.
Повсюду тверд, где б ни был он —
Наперекор судьбе и Року;
Повсюду честь — ему закон,
Везде он явный враг пороку.
Греметь грозой противу зла
Он чтит святым себе законом
С спокойной важностью чела
На эшафоте и пред троном.
Ему неведом низкий страх,
На смерть с презрением взирает
И доблесть в молодых сердцах
Стихом свободным зажигает.
(«Державин»)

20. «Я не поэт, а гражданин»

Пушкин признал в Рылееве
истинного поэта. Относительно
художественного достоинства своих
произведений не обольщался и сам
Рылеев. «Я не поэт, а гражданин»,заявлял он. И на свою литературную
деятельность смотрел как на
гражданское служение. Целью
которого должно быть
«общественное благо»

21. К.Ф Рылеев

«Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан…»
«Исповедь Наливайки» (отрывок из
поэмы)
«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа Судьба меня уж обрекла,
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?»

22. Использованные материалы: Думы” К.Ф.Рылеева как художественное единство//

https://studopedia.ru/16_88993_dumikfrileeva-kak-hudozhestvennoe-edinstvo.html
English     Русский Правила