Культурология Лекция 4
Тема Понятие о структуре культуры
Структурные элементы культуры
Спасибо за внимание
863.89K
Категория: КультурологияКультурология

Культурология

1. Культурология Лекция 4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ 4
Преподаватель
Минина-Бриллер Ольга Николаевна

2. Тема Понятие о структуре культуры

ТЕМА
ПОНЯТИЕ О СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ

3.

Для того, чтобы понять сущность культуры, концепцию ее бытия,
необходим философский анализ феномена культуры. Прежде всего,
определим, что такое «сущность», в чем смысл этой категории.
Феномен (греч. - являющийся) - то же, что явление; в философии - понятие,
означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Сущность - это та категория мысли, которая показывает изучаемое
явление изнутри, дает возможность понять, что это, в чем его
самобытность.

4.

Сущность и явление неразрывно связаны. Сущность более
устойчива, чем конкретные явления, но и она не является
неизменной, неподвижной. Наука лишь тогда достигает зрелости,
когда она раскрывает сущность изучаемых ею явлений.

5.

Существуют два ракурса рассмотрения сущности культуры:
религиозный и светский.
В контексте религиозной трактовки сам термин «культура»
восходит к понятию «культ», т. е. к вере, традициям.
Иной подход к выявлению сущности культуры - светский,
который строится на основах рационалистического
размышления, достижений науки.

6.

Начиная с 60-х годов XX века ведутся дискуссии вокруг определения сущности
культуры, форм ее проявления, ее логической структуры. И в попытке
определения культуры выделяются следующие направления:
Описательные
Антропологические
Ценностные
Нормативные
Адаптивные
Исторические
Функциональные
Семиотические
Символические
Герменевтические
Психологические
Дидактические
Социологические

7.

Сущность культуры как предельно фундаментальной
категории можно определить таким образом:
культура есть специфическое содержание общества, не
культура - все, что вне общества.

8.

При всем разнообразии культур отмечается ряд общих черт,
имеющих фундаментальный характер и присущих культурам
различных социумов:
- речь;
- материальные черты;
- искусство;
- мифология и научное знание;
- религиозная практика;
- семья и социальная система;
- собственность;
- правительство;
- война. (Кравченко А. Культурология).

9.

В культурологии выделяются две основные части, дающие
возможность выявить ее специфику: культурная статика,
описывающая культуру в состоянии покоя, культурная
динамика, раскрывающая особенности ее движения, развития.

10.

Сложнейшее явление - культура имеет свои исходные элементы материальные и нематериальные.
Совокупность материальных ценностей принято называть
материальной культурой.
Совокупность духовных ценностей принято называть духовной
культурой.

11. Структурные элементы культуры

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
К
у
л
ь
т
у
р
а
нравственная
эстетическая, художественная
религиозная
духовная
политическая
культура межнациональных
отношении
правовая
курсовая
материальное производство
материальная
техническая
экономическая

12.

Возникновение электронной техники в XX веке привело к
появлению невиданной ранее глобальной культуры,
объединившей как материальные, так и духовные результаты
деятельности всего человечества.

13.

Духовная культура
Духовный мир каждого человека
и его деятельность по созданию
«продуктов» (творчество ученых,
писателей, художников,
законодателей и т.д.)
Сами продукты духовной
деятельности, т.е. духовные
ценности, научные результаты,
книги, полотна, законы, обычаи и
т.д.

14.

Деятельность есть целенаправленное, активное
преобразование мира и человека
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
репродуктивные
творческие
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметнопрактическая
духовно-практическая
духовнотеоретическая
создание второй
природы
преобразование человека
теоретический
уровень сознания

15.

Каган рассматривает своеобразный «круг культуры», в который
входят не только процесс «опредмечивания», т. е. предметное
бытие культуры, создание материальных ценностей, но и
«распредмечивания», в ходе которого человек растет,
обогащается, меняется и сам становится предметом культуры.

16.

Деятельность
опредмечивания и
общения
Человек как
носитель
культуры, ее
творец и ее
творение
Предметное
бытие
культуры
Деятельность
распредмечивания
и общения

17.

Деятельность
опредмечивания и общения
Человек как
носитель культуры,
ее творец и ее
творение
Человек как творец
культуры
Предметное бытие
культуры
Деятельность
распредмечивания и
общения

18.

По определению Моисей Кагана, «культура предстает перед
нами, следовательно, как особый облик природы,
неизвестный ей самой, но реализующий заключенные в ней
возможности, способ ее существования...»

19.

Сложно и многообразно соотношение природы и культуры в
человеческом бытии, в индивидуальном развитии каждого
конкретного человека, что обусловливает поливариативиость
проявлений человеческой личности. Соотношение этих
феноменов отражено в следующей схеме.

20.

Культура в системе бытия

21.

Необходимо рассмотреть культуру и с точки зрения
потребностей человека и общества, определяемых иерархией
ценностей. Культура в конечном итоге служит средством
удовлетворения потребностей.
Потребность - это необходимость в чем-либо, т. е. внутренне
обусловленное состояние человека или просто чувства, которые
он осознает как необходимость удовлетворения.

22.

Особой проблемой является роль художественной культуры в
жизни культуры как целостной системы. Выделение
художественной культуры в самостоятельную подсистему
разрушает традиционную дихотомию «материальное/духовное».

23.

Моисей Каган делает вывод об особой роли искусства в системе
культуры: если научное познание доставляет культуре
необходимую информацию и является сознанием культуры, то
«функция искусства - быть самосознанием культуры», первое
сообщает ей информацию о среде, в которой функционирует
система, а другое - о ее собственных внутренних состояниях». Роль
«самосознания» культуры играет искусство.

24.

25.

Историческая типология культуры - одна из важнейших проблем
культурологии. Современная наука датирует начало процесса
антропогенеза108 (а вместе с ним - социогенгеза человеческой
культуры) временем в 2,5-1,7 млн лет назад.
Существуют периодизация и выделение исторических типов
культуры в связи с возникновением и развитием философии:
доосевые (дофилософские) и осевые (философские) культуры.
Хронологическая граиь, разделяющая их, - середина I тыс. до п. э.

26. Спасибо за внимание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила