Информационный проект Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХ1 века
Введения
Понятие массовой литературы
Особенности:
Реалии сегодняшнего дня
Особенность массового читателя
Феномен Б. Акунина.
Основные черты массовой литературы:
Заключения
296.35K
Категория: ЛитератураЛитература

Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХI века

1. Информационный проект Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХ1 века

по предмету: Литература
Выполнил: Генералов Константин Андреевич
Обучающийся: на 1 курса
Группа: 9МСМП-111
Специальности: Мастер Столярного и Мебельного Производства
Руководитель: Ложникова Светлана Петровна
Преподаватель: Русского языка и Литературы

2. Введения

Актуальность: Я выбрал эту тему из-за того что считаю ее актуальной, в
наше время читатель должен знать особенности массовой литературы,
уметь ее отличать от других.
Цель: Используя различные источники информации, и с помощи методов
теоретического уровня (изучение и обобщения) выявить особенности
массовой литературы конца двадцатого века начала двадцать первого
века.
Задачи:
1)
2)
3)
4)
Изучить литературные данные о массовой литературы конца
двадцатого века начала двадцать первого века.
Найти понятия массовой литературы и особенности массовой
литературы конца двадцатого века начала двадцать первого века.
Выявить реалии сегодняшнего дня, и особенности массового читателя.
Изучить феномен Б. Акунина и выявить Основные черты массовой
литературы.

3. Понятие массовой литературы

Рубеж ХХ – XXI вв. – новый этап литературного
процесса, который является, без всяких оговорок,
всемирным. На этом этапе отчетливо обозначено
неуклонное движение литературы к поиску
универсального языка, синтезирующего все
средства, выработанные современным искусством.
В определение «массовая» вкладываются значения:
«популярная», «бульварная», «коммерческая», то
есть массовая литература – это всегда литература,
как минимум, вторичная по отношению к
«высокому», «серьезному», «элитарному»
искусству.

4. Особенности:

узнаваемый облик (визуальность);
широкая читательская аудитория: простота содержания +
отсутствие философских проблем;
«формульный» характер сюжета (история Золушки – любовный
роман);
нет смешения жанров (чтобы не затрачивать интеллектуальных
усилий).
В массовой литературе выработаны жёсткие жанровотематические каноны, являющие собой формальносодержательные модели прозаических произведений,
предлагающие определённую сюжетную схему и обладающие
общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и
типов героев. Произведения массовой литературы, как правило,
быстро теряют свою актуальность, они не предназначены для
перечитывания и хранения в домашних библиотеках.

5. Реалии сегодняшнего дня

сочетаются в массовой
литературе с явной сказочностью героя.
Конструирование положительного героя идёт по
принципу создания супермена. Яркая черта –
поэтика повседневности.
Лишая героев своей индивидуальной портретной
характеристики, делая их бесплотными и
условными капельками киногероев, «глянцевые
писатели» превращают их лишь в маркеры
определённых типов.

6. Особенность массового читателя

Особенностью массового читателя становится то,
что он не только отвыкает от умственных усилий,
но и часто предпочитает иллюзию –
действительности. Массовая литература заменяет
истинную картину мира его упрощенными
схемами. Такая картина мира отражает
тревожность современного человека и его
растерянность перед решением жизненных
проблем.

7. Феномен Б. Акунина.

Феномен плодовитого писателя Бориса Акунина:
пребывать в русской литературе одновременно в
двух ипостасях.

8.

«Понятие массовой литературы
подразумевает в качестве обязательной
антитезы некоторую вершинную культуру, т.е.
один и тот же текст должен восприниматься
читателем в двойном свете. «Он должен иметь
признаки принадлежности к высокой
культуре эпохи и в определенных
читательских кругах ей приравниваться.
Однако для другого читателя той же эпохи
этот же текст должен обладать признаками
включенности из какой-то системы:
господствующей, ценной или, по крайней
мере, официальной».

9.

Романы Бориса Акунина, оцениваемые в рамках
оппозиции «высокой» и «массовой» словесности,
выявляют свою парадоксальность. Они как бы
одновременно принадлежат и «серьезному», и
«массовому» искусству - для одного и того же
читателя. Сложная поэтика
аллюзий, интертекстуальных связей, включенность в
контекст литературной традиции роднят их с
«высокой» литературой; «установка на «стабильность
художественного языка, поэтику хорошего
конца», установка на сообщение, интерес к вопросу:
«Чем кончилось?» - черты «массовой» литературы,
доминантные в нарративной поэтике акунинских
текстов

10. Основные черты массовой литературы:

Простота содержания, неуникальность,
неоригинальные замыслы, легкость усвоения,
доступность разным возрастам и слоям,
ограниченный круг выразительных средств;
повторяемость героев, действующих в узнаваемых
ситуациях и типовой обстановке; серийность;
жесткость жанрово-тематических канонов;
формульность (даже на уровне заглавий и
оформления книг); счастливый финал; деление
героев: плохой-хороший; размывание личности
автора.

11. Заключения

Результаты изучения материала показали, что: в рубеж
ХХ – XXI вв. был новый этап литературного процесса.
На этом этапе отчетливо обозначено неуклонное
движение литературы к поиску универсального языка.
Одним из которых стала массовая литература. Главную
роль в которой играет читательское восприятие.
Характерной тенденцией современности является
размывание границ между массовой и «серьезной»
литературой. Акунин одним из первых в этой
стране попытался соединить два жанра - высокий и
низкий. Массовая литература не претендует на
искусство. Массовой литературой обычно считают
даже не литературу, а низкопробное чтиво,
ориентированное исключительно на коммерческий
рынок.
English     Русский Правила