Похожие презентации:
Направления современной русской «массовой литературы» (лекция № 13)
1.
Лекция № 13Направления современной
русской «массовой
литературы». Детективный
роман и его разновидности.
2.
План:1. «Массовая литература» в
современной культуре.
2. Разновидности
современного детектива.
3. Концепты новой женской
прозы
3.
В массовой литературевыработаны жесткие жанровотематические каноны,
являющие собой формальносодержательные модели
прозаических произведений,
предлагающие определенную
сюжетную схему и обладающие
общностью тематики,
устоявшимся набором
действующих лиц и типов
героев.
4.
Каноническое начало итиповые шаблоны лежат в
основе всех жанровотематических
разновидностей массовой
литературы (детектив,
триллер, боевик,
мелодрама, фантастика,
фэнтези, костюмноисторический роман и др.),
именно они формируют
«жанровое ожидание»
читателя и «серийность»
издательских проектов.
5.
Поле массовой литературы XX векашироко и разнообразно. Стремительная
смена имен на поле массовой литературы
связана с тем, что, пытаясь выжить и
доминировать, масскульт создает эрзацкрасоту и эрзац-героев. Для этих
произведений характерна легкость
усвоения, не требующая особого
литературно-художественного вкуса и
эстетического восприятия, и доступность
разным возрастам и слоям населения,
независимо от их образования.
6.
В XIX веке детективы,приключенческие
романы и мелодрамы
называли «вагонной
беллетристикой»,
«железнодорожным
чтивом»,
«одноразовой
литературой».
7.
Критик С. Чупринин предложил следующую системулитературной иерархии новейшей литературы:
1) качественная литература;
2) актуальная литература, ориентированная на
эксперимент и инновационность;
3) массовая литература (“чтиво”, рыночная, низкая,
“трэш-литература”), отличающаяся агрессивной
тотальностью, готовностью не только занимать
пустующие или плохо обжитые ниши в литературном
пространстве, но и вытеснять конкурентные виды
словесности с привычных позиций;
4) мидл-литература (тип словесности,
располагающийся между высокой, элитарной и
массовой, развлекательной литературами,
порожденный их динамичным взаимодействием)»
8.
Общеизвестно, что для получения гарантированногокоммерческого успеха (который является главным
свойством качественной беллетристики), автор
должен учитывать запросы читающей публики,
«поэтому современный автор должен угадать язык
той, второй, литературной системы, овладеть им в
совершенстве и заговорить на нём так, чтобы
заинтересовать читателя. При таком подходе к
творческому процессу трудно ждать от авторов какихто новых философских идей и концепций истории ведь он должен писать о серьёзных проблемах легко
и позитивно, тем не менее за внешней
формой развлекательного чтива всё равно
просматривается «авторская позиция» -концепция
жизни и действительности» [5]. Спрос рождает
предложение. Читатель ищет -писатель даёт ему
искомое. Таким образом, ценность таких
произведений заключается в том, что по ним можно
судить о состоянии общественного сознания, в том
числе и исторического.
9.
Симптоматично, что в ходе исследованияэтой проблемы многие авторы (критики и
культурологи, главным образом) вместо
термина «беллетристика» всё чаще
используют понятие «миддл-литература»
(от англ. middle - середина). По своим
содержательным характеристикам оно
мало отличается от той же беллетристики.
10.
В какой-то степени массовуюлитературу можно сопоставить со
средствами массовой
информации: детективы,
мелодрамы, фэнтези и др.
прочитываются и
пересказываются друг другу,
подобно свежей газете или
глянцевому журналу, потому что
работа над текстом, как правило,
идет не больше 4-5 месяцев.
11.
Детективный жанр можно назватьсамым популярным среди всех
остальных. Запутанные сюжеты,
расследования и различные
авантюры полностью захватывают
читателя и увлекают в таинственный
мир. К тому же, детектив можно
выбрать на любой вкус – будь то
исторический, романтический,
ироничный или политический.
12.
Большинство книг данного жанраиздаются сериями. Например, истории про
Перри Мейсона, Эркюля Пуаро, мисс
Марпл и многие другие. Они увлекают
читателя в мир, полный неожиданностей,
переживаний и новых приключений.
13.
Зарубежный детектив представляют такиеизвестные авторы, как Агата Кристи, Артур
Конан Дойль, Эрл Стенли Гарднер и
многие другие. Среди русских писателей
можно назвать Александру Маринину,
Дарью Донцову, Бориса Акунина, братьев
Вайнеров.
14.
Основным признаком детективного жанраявляется какое-либо загадочное
происшествие, обстоятельства которого
неизвестны, но должны быть выяснены. В
основном, описываемое происшествие
является преступлением.
15.
Отличительной чертой детективаявляется то, что читатель не знает
настоящих обстоятельств преступления
до завершения расследования. Автор
проводит его через весь процесс
раскрытия происшествия, давая
возможность самому делать
определённые умозаключения. Если же
все факты описаны в начале книги, то
произведение можно отнести к какомулибо родственному жанру, но не к
детективу в чистом виде.
16.
Ещё одним важным свойством описываемогонаправления литературы можно назвать полноту
фактов. Результат расследования обязательно
строится на тех сведениях, которые читатель
знает. К моменту завершения произведения вся
информация должна быть подана в полной
мере. Таким образом, читатель может сам найти
разгадку. Скрытыми могут остаться только
небольшие подробности, которые не влияют на
результат раскрытия тайны. В конце все
вопросы должны найти ответ, а все загадки
разгаданы.
17.
ВИДЫ ДЕТЕКТИВОВДетектив закрытого типа. Поджанр, обычно наиболее
строго соответствующий канонам классического
детектива. Сюжет строится на расследовании
преступления, совершённого в уединённом месте, где
присутствует строго ограниченный набор персонажей.
Никого постороннего в данном месте быть не может, так
что преступление могло быть совершено только кем-то из
присутствующих и расследование ведётся кем-то из
находящихся в месте совершения преступления с
помощью остальных героев.
Примеры детективов закрытого типа: Агата Кристи
«Убийство в «Восточном экспрессе», «Десять негритят»;
Борис Акунин «Левиафан»; Дарья Донцова «Летучий
самозванец»; Владимир Кузьмин «Конверт из Шанхая»
(серия «Приключения Даши Бестужевой»).
18.
Психологический детектив. Данный виддетектива может несколько отступать от
классических канонов в части требования
стереотипного поведения и типичной
психологии героев. Обычно расследуется
преступление, совершённое по личным
мотивам (зависть, месть), и основным
элементом расследования становится изучение
личностных особенностей подозреваемых, их
привязанностей, болевых точек, убеждений,
предрассудков, выяснение прошлого.
Примеры психологического детектива: Чарльз
Диккенс «Тайна Эдвина Друда»; Фёдор
Достоевский «Преступление и наказание».
19.
Исторический детектив – это историческоепроизведение с детективной интригой.
Действие происходит в прошлом, или же в
настоящем расследуется старинное
преступление.
Пример: Гилберт Кийт Честертон «Отец
Браун»; Борис Акунин литературный проект
«Приключения Эраста Фандорина»; Хенри
Винтерфельд «Детективы в тогах»; Елена
Артамонова «Царство ожившей мумии».
20.
Иронический детектив. Детективноерасследование описывается с юмористической
точки зрения. Зачастую, произведения,
написанные в таком ключе, пародируют и
высмеивают штампы детективного романа.
Примеры: Дарья Донцова (все произведения);
Александр Казачинский «Зелёный фургон»;
Иоанна Хмелевская «Дом с приведениями»,
«Сокровища», «Особые заслуги» и др.; серия
«Смешной детектив», в которую входят
произведения разных авторов.
21.
Фантастический детектив. Произведения настыке фантастики и детектива. Действие
может происходить в будущем,
альтернативном настоящем или прошлом, в
полностью вымышленном мире.
Примеры: Станислав Лем «Расследование»,
«Дознание»; Кир Булычёв цикл
«Интергалактическая полиция» («Интергпол»);
Братья Стругацкие «Отель «У Погибшего
Альпиниста»; Кирстен Миллер «Кики Страйк
девочка-детектив».
22.
Политический детектив. Основная интрига строитсявокруг политических событий и соперничества между
различными политическими или бизнес-деятелями и
силами. Часто бывает, что главный герой далёк от
политики, однако, расследуя дело, натыкается на
препятствие со стороны «власть имущих» или
раскрывает заговор. Отличительная особенность
политического детектива отсутствие полностью
положительных героев, кроме главного. Данный
жанр нечасто встречается в чистом виде, однако
может являться составляющей частью произведения.
Классический пример этого вида произведение
Бориса Акунина «Статский советник»; Евгениос
Тривизас «Последний чёрный кот».
23.
Шпионский детектив. Основывается наповествовании о деятельности разведчиков,
шпионов и диверсантов как в военное, так и в
мирное время на «невидимом фронте». По
стилистическим границам очень близок к
политическим и конспирологическим детективам,
часто совмещается в одном и том же произведении.
Основное отличие шпионского детектива от
политического состоит в том, что в политическом
детективе наиболее важную позицию занимает
политическая основа расследуемого дела, а в
шпионском внимание заостряется на
разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.).
24.
Детектив - признанный лидер среди жанровсовременной литературы. И хотя со всех сторон
его теснят фэнтези и «виртуальные»
приключения, детектив продолжает жить и бурно
развиваться, несмотря на свой солидный
возраст.
25.
«Исчезнувшая», Гиллиан ФлиннОпубликованная в 2012 году, книга Флинн молниеносно
стала сенсационным бестселлером и попала в списки
самых захватывающих детективных романов о
женщинах. Интересна подача сюжета с позиции двух
разных героев. Супруга Ника – Эми – считает мужа
настоящим жестоким тираном. Сам же Ник полагает, что
его жена капризная и бессердечная.
Кто же прав? Истина поможет понять причину
исчезновения Эми.
26.
«Девушка в поезде», Пола ХокинсПола Хокинс долгое время не могла добиться признания на
литературном поприще, но ситуация кардинально изменилась в 2015
году. Именно тогда свет увидел роман «Девушка в поезде», который
молниеносно принес Поле всемирную известность. Психологическая
драма с детективными мотивами показывает трагедию жизни
брошенной женщины. Главная героиня жила своей депрессией, пока
не увидела из окна поезда то, чего лучше было не видеть… Фильм,
созданный по мотивам книги, вошел в списки лучших премьер октября
2016 года.
27.
«Зов кукушки», Роберт ГэлбрейтПод псевдонимом Роберт Гэлбрейт скрывается одна из самых
востребованных писательниц современности – Джоан К. Роулинг.
В 2017-ом начался показ сериала «Страйк», посвященного циклу
писательницы. Продюсером выступила сама Роулинг. Остросюжетный
роман «Зов кукушки» открыл собою уже ставший популярным цикл
криминальных историй о Корморане Страйке. Роулинг выбрала
классический типаж для своего героя. Корморан суров, мрачен, у него
острый ум и непростое прошлое. Ветеран войны навидался ужасов и
теперь трудится во имя добра в качестве частного сыщика. Роман
начинается с дела о загадочной смерти известной модели. Хотя все
уверены в том, что Лулу Лэнди свела счеты с жизнью, ее брат не верит
в суицид и нанимает Страйка для расследования дела. Сперва
Корморан не хотел заниматься следствием, поскольку и сам был
уверен в самоубийстве Лулу, однако острая нужда в деньгах вынудила
его взяться за дело. Тщательно изучая улики, Страйк начинает
понимать сомнения брата погибшей.
Похоже, девушку столкнули с балкона. Но чем и кому не угодила
бедняжка?
28.
29.
«Женщина в окне», А. Дж. ФиннА. Дж. Финн – литературный псевдоним Дэна Мэллори.
Данный роман рекомендуют поклонникам работ Хичкока,
отсылки к творчеству которого замечаешь с первых
страниц. И сам сюжет напоминает о культовой ленте
«Окно во двор». Данную книгу Финна уже экранизировали.
Одноименная лента должна была выйти на экраны осенью
2019-го, однако показ перенесли на весну 2020-го. Это
захватывающая детективная история о женщине, невольно
увидевшей из окна дерзкое преступление.
30.
Основная литература1.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литературы.
Пособие для студ.высш.учеб.заведений: В 2 т. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
2.История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под
редакцией Кормилова С. И. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - 480с.
3.История русской литературы XX века: в 2 ч.: учебник для бакалавров / под
общ. ред. В.В. Агеносова. - М.: Юрайт, 2013.
Дополнительная литература
Апухтина В. Современная советская проза. 60 – 70-е годы. М., 1984.
Белая Г. Закономерности стилевого развития советской поэзии двадцатых
годов. М., 1979.
Бочаров А. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60 – 80-х годов.
М., 1989.
Зайцев В. Идеи гуманизма в русской литературе ХХ века: 20 – 90-е гг. М.,
1994.
Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин,
Ремизов, Шмелев. М., 1991.
История русской литературы. В 4-х тт. Т. 4. Литература конца ХIX – начала
ХХ века. Л., 1984.
Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.
Ресурсы Интернет
1. www.lib.aldebaran.ru.
2. www.fictionbook.ru.