7.59M
Категория: МузыкаМузыка

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»

1.

Людвиг ван Бетховен
Симфония № 3
«Героическая»

2.

Людвиг ван Бетховен родился в декабре
1770г. В Бонне.
Его отец, Иоганн, был певцом в
придворной капелле.
Мать, Мария-Магдалина, была кухаркой.
Они поженились в 1767г.
Дед был родом из Голландии, отсюда
приставка «ван» перед фамилией.
Отец композитора хотел сделать из сына
второго Моцарта и стал обучать игре на
клавесине и скрипке.
В 1778г. В Кёльне состоялось первое
выступление мальчика. Однако «чудомребёнком» он не стал, отец же
перепоручил мальчика своим коллегам и
приятелям.
Один обучал игре на органе, другой на
скрипке.
Вольфганг играл на органе, клавире,
альте

3.

Родился
Людвиг ванн
Бетховен
в 1770 году в
г.Бонне
в семье боннского
хориста.
Положение
довольно низкое.
Семья была бедная,
многодетная.
Много детей
умерли.
Отец Бетховена пил

4.

Отец Бетховена
вознамерился сделать из
сына музыкального гения –
вундеркинда наподобие
Моцарта и силой заставлял
его заниматься музыкой,
запирал в чулан, бил его.
Остается только
удивляться, что этот
мальчик стал музыкантом
несмотря на такое
обращение.
Мать сильно болела.

5.

В 8 лет маленький
Бетховен дал первый
Концерт в г.Кёльне.
В 10 лет был
вынужден покинуть
школу, чтобы
зарабатывать на
содержание семьи.
С 12 лет маленький
мальчик стал
работать в
придворной капелле
в качестве органиста

6.

Детство
Бетховена было
омрачено
заботами о хлебе
насущном,
необходимостью
зарабатывать
на пропитание

7.

Музыкальный наставник
Людвига Бетховена
Кристиан Готлиб
Неффе –
замечательный
боннский
органист,
к которому
Бетховен пришел
в 10-летнем
возрасте

8.

Антонио Сальери
итальянский
и австрийский композитор –
учитель Бетховена
Некоторое время
Бетховен брал уроки и у
Йозефа
Гайдна
(Австрийского
Композитора)

9.

Бетховен учился в Боннском университете

10.

11.

1789г 4 июля – 1этап
Французской буржуазной революции

12.

С этого момента вся юность
Бетховена прошла под
знамёнами французской
буржуазной революции.
Он свято верил в ее идеалы.
«Свобода.
Равенство.
Братство» было начертано на
знамёнах.
Кто, как не он, стремился к
социальному равенству, человек,
который вышел из низов.
Кто, как ни он, верил, что
свобода – самая главная
ценность человечества.

13.

Как смог капрал с Корсики,
затем генерал корсиканский
стать императором и
повелителем
огромной империи,
заставить себе подчиняться
многомиллионные армии,
заставить восхищаться собой
не только своих сторонников
(за Наполеона умирали без
раздумий,
французы считали самой
большой честью умереть за
Наполеона),
но и своих противников

14.

Луиджи Наполеон Бонапарт –
капрал с Корсики, затем генерал корсиканский, затем император Франции

15.

Бетховен был тем человеком, который создал свой собственный
культ Наполеона и который сам развенчал потом этот культ. И этот
культ воплощен в великом произведении –
это Третья симфония «Героическая»

16.

В 1802г Бетховен испытал один из
самых тяжелых ударов судьбы.
В самый разгар своей карьеры он,
блестящий пианист, очень модный
венский композитор, молодой
человек, который пребывает на взлёте
своей жизненной карьеры, который
нравится девушкам и подумывает
серьёзно о женитьбе на одной из них,
вдруг узнает от врачей, что он
неизличимо болен, что тот шум,
который он всё время слышит в ушах,
на самом деле является симптомом
серьёзного заболевания и итогом
будет глухота.
Для Бетховена это было крушение
всех жизненных надежд

17.

Для Бетховена это была совершенно ужасная вещь – этот вердикт врачей. Он долго
боролся и пока не потерял окончательно слух, а это произошло в 1817 году, он пробовал
самые различные методы лечения и самые различные приспособления. В доме-музее
Бетховена в Бонне хранятся эти приспособления, эти чудовищные трубки, тогда еще не
существовало слуховых аппаратов маленьких, меньше сережки, а тогда были гигантские
трубки и трубы, которые сопоставимы с духовыми инструментами. И вот при помощи
этих трубок и труб Бетховен пытался расслышать окружающие звуки. Постепенно они
становились для него всё более и более далёкими, всё более и более чужими. Последние
звуки, которые он слышал, были звуками верхнего регистра фортепиано.

18.

Спасаясь от столичного шума, Бетховен уединяется в тихом
селении Гейлигенштадт
и пишет прощальное письмо,
которое так никогда и не было отправлено:
«Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно — мое
искусство.

19.

Тем человеком, который удерживает Бетховена от самоубийства, был Луиджи
Бонапарте, который нарёк себя императором Наполеоном. Великий пример Наполеона
вдохновляет Бетховена на схватку с судьбой, на битву с своей собственной судьбой. В
1802 году наряду с Гейлигенштадтским завещанием, которое Бетховен пишет всему
человечеству и в котором содержатся совершенно потрясающие по отчаянию строки,
Бетховен начинает работать над Третьей симфонией

20.

Первая часть «Героической» симфонии
Грандиозное сражение

21.

1 часть симфонии пишется в форме
Сонатное аллегро
Сонатное аллегро состоит из 3-х разделов
Экспозиция
Разработка
Знакомство с
главными героямитемами
Развитие,
столкновение,
переосмысление
главных героев - тем
Реприза
Повторение тем,
но с изменениями,
вызванными
«событиями», которые
произошли
в разработке

22.

экспозиция
Экспозиция
В экспозиции показываются (экспонируются) основные музыкальные темы –
Появляются
(экспонируются) основные музыкальные темы:
главные герои, как в драматической пьесе.
Главная
– фанфарная,
победная
Главная тема
партия
– победная, фанфарная.
И
вдруг…врывается
нечто,тему
что врывается
тормозит, является
препятствием
на тормозит
её пути – всё
И вдруг
в эту фанфарную
необычный
ход, который
это Побочная партия.
действие, является препятствием на пути - это Побочная партия
Связующая партия - это множество мелодий, которые наслаиваются
Затем связующая партия – множество мелодий наслаивается, то слышим
мелодию конной поступи, кавалерии, то слышим тему, напоминающую схватку
сабельную. Перед нами разворачивается картина грандиозного сражения.
Главная тема
Связующая тема
Побочная тема
Заключительная тема

23.

Разработка
второй раздел сонатного аллегро
Бетховенскую разработку можно назвать бетховенским Аустерлицем.
Бетховен как полководец заводит войска то с правого, то с левого фланга,
рассчитывает силы и приводит всё к победе.
В разработке есть эпизод, когда в пылу
возникает тихая трогательная мелодия:
«Оставь герою сердце, что будет без него? –
Тиран».
И вот это сердце, это сочувствие,
оплакивающее поражение в схватке,
в битве эта трогательная мелодия

24.

Реприза
3-й раздел Сонатного Аллегро
Повторяются темы-главные герои экспозиции, но с изменениями, вызванными
«событиями», произошедшими в Разработке
Кода
Заключение, завершение
Окончательная точка в развитии музыки, итог развития действия
Кажется, как будто внезапная, не выдержавшая долгого ожидания битвы, конница
прорывается вперед – и звучит тема в другой тональности, затем полководец забирает эту
конницу под свое командование, и дружно все выступают, дружно начинается реприза.
Грандиозная зона коды. Таким образом, план сражения Аустерлица бетховенского
удивительно придуман. Большая экспозиция, большая разработка, превышающая
экспозицию в два раза со своей тихой зоной, затем внезапная опережающая мощная
реприза и большая кода – еще одно большое сражение. Столкновение тем и выведение
чего-то единого

25.

Когда заканчивается большая 1 часть, то нам кажется, что сражение выиграно и
даже хочется поаплодировать, хотя мы знаем, что аплодировать между частями
нельзя. Но во времена Бетховена вполне было принято играть одну часть, и
вполне было принято аплодировать. Солдаты наполеоновской армии, которые
присутствовали на премьерах симфоний Бетховена, не просто аплодировали, но
когда услышали победный марш, они вскочили со своих мест, стали палить из
своих оружий и кричать: «Да здравствует император!» по-французски, т.е.так
воспринимали призыв Бетховена к действию. Но мы аплодировать не будем, тем
более что после первой части начинается совершенно уникальная 2 часть
«Траурный марш».

26.

2 часть симфонии № 3«Героическая»
Траурный марш
поводом для сочинения этого траурного марша был конкретный случай – гибель
английского генерала Ральфа Эберкромби, который сражался против Наполеона. И вот к
гибели этого английского генерала Бетховен написал этот траурный марш, который он
намеревался исполнить в качестве прикладной музыки. Произошло это или нет – мы не
знаем, но мы знаем, что Бетховен возвысил этот траурный марш и из бытовой
прикладной музыки, сделал высокую патриотическую картину «Смерть героя и
прославление его»

27.

2 часть симфонии № 3 «Героическая»
Траурный марш
Способ развития - вариации
Кажется, что оплакивает Героя не только вся толпа, но по очереди каждый. И каждый из людей,
составляющих толпу, имеет какое-то своё соло. Все сердца бьются в унисон и вместе с тем каждое
отдельно. Здесь есть и воспоминания, и эпизоды, в которых как будто бы оратор, провожая героя в
последний путь, вспоминает о его былом величии. В некоторых вариациях есть картина битвы,
схватки, в которой, очевидно, герой и погиб, и очень воинственные кличи мы слышим в траурном
марше… В общем эта музыка объёмная. В ней происходит много событий, но все они подчинены
главной канве. Когда заканчивается этот траур, мы слышим, как тема истаивает, и как последние
удары, комья ударяются о крышку гроба, и всё затихает. После этого кажется, что музыка должна
остановиться. В общем ничего произойти уже не может. Кажется, что может произойти? - Герой-то
уже победил ценой своей смерти

28.

3-я часть симфонии «Героическая»
Скерцо
Скерцо – в переводе «шутка»
Бетховен изображает игру эльфов-призраков и каких-то духов другого потустороннего мира, в
который попадает герой после смерти.
Романтики считали, что Мир наполнен духами. Каждая стихия имеет своего покровителя. Эльфы –
духи воздуха, сильфы – духи огня, гномы – духи земли, ундины, дриады и прочее. Открыв этот
многомерный мир, можно чувствовать себя не одиноким и не переживать так от одиночества
человеческой жизни

29.

Прометей —в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов
Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде, предвидящий» (в противоположность имени его брата
Эпиметея, «думающего после»).
Прометей вылепил людей из глины, смешав с водой а Афина наделила их дыханием, духом. Прометей любил людей
И стал обучать людей всему, что он знал сам. Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб,
строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить
болезни. Научив людей строить корабли, Прометей показал им, как широк мир.
Когда боги спорили с людьми о жертвоприношениях, дерзкий Прометей помог людям. Он обманул Зевса, предложив
ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений
богам - ранее животное целиком сжигали, а теперь – лишь кости, вымазанные в жире. Прометей первым убил в
жертву быка, и люди позднее установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги
наслаждались их печенью вместо Прометеевой.
За этот обман Зевс лишил людей огня. На земле воцарились холод и голод. Но Прометей снова выручил людей. По
древнейшей версии мифа, он поднялся на небо с помощью Афины и поджег факел от солнцу. По другой версии - он
похитил божественный огонь из горна своего друга Гефеста, пока тот спал. Прометей принес людям огонь, скрыв его
в полом стебле тростника и показал людям, как его сохранять, присыпая золой, как готовить пищу на огне, как
строить жилище и греться у огня. Похищение огня сделало возможным создание цивилизации. В наказание Зевс
послал людям Пандору, но это отдельная история.
За этот обман - похищение огня, Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале на Кавказе. Прометей был
обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл расклёвывал у Прометея печень, которая за
ночь снова отрастала. Эти «прометеевы» муки длились мириады лет. Тело великого титана было истерзано, но не
сломлен его гордый дух.

30.

Прометей очень вдохновляет Бетховена, вдохновляет не столько своей пламенной
революционной миссией, что он приносит людям огонь, а своей созидательностью, тем,
что Прометей затем учит людей, как использовать этот огонь, он учит людей ремеслам, и,
одушевленные гением Прометея, люди затем начинают заселять всю землю и радоваться
жизни.
4 часть симфонии № 3 «Героическая» -
Финал
Звучит незамысловатая мелодия Контрданса, к которой Бетховен присоединяет еще одну важную
тему. Эта тема проходит в начале как бас. И она звучит абсолютно как детская песенка. Есть такое
стихотворение, вы точно его помните: Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая… И вот такая
детская песенка звучит. И под эту музыку, где пауз больше, чем нот, осторожно начинают двигаться
люди, еще неуклюжие, еще не владеющие ремеслами. Еще в них только сознание пробудилось. Они
идут по пути, указанному Прометеем, затем они начинают радоваться, танцевать. Контрданс
удивительным образом соединяется с этой темой, так называемым двойным конрапунктом.
1я тема – это Прометей, 2я тема – это маленькие человечки, у которых только ручки-ножки
появились.

31.

Финал заканчивает
грандиозную эпопею Третьей симфонии, рассказывающей о битве революционной, о смерти героя,
затем призрачный мир.
Бетховен создаёт утопию, утопию счастливого человечества, которое идет за героем, населяет
открытую им землю или страну и идёт вперед, к какой-то светлой цели.
Финал в форме рондо. В эпизодах мы вспоминаем о первой части, второй части, создается
грандиозная картина ликования, всенародного праздника. Бетховен - великий утопист, причем его
победа, его царство добра, справедливости, равенства, братства не вызывает никаких сомнений, в
отличие от политических, в которых очень часто и всегда примешивается другой оттенок. Они никогда
не приводят в реальности к победам. Так было, как мы знаем, и с Французской буржуазной
революцией.

32.

В тот момент, когда Бетховен закончил свою симфонию, Третью, посвятив ее
Луиджи Бонапарту, в этот момент ему пришло известие, что Наполеон стал
императором.
Бетховен был в ярости.
«Как, и он обычный человек, и он такой же как и все!» - воскликнул Бетховен
и перечеркнул это название –посвящение Наполеону,
разорвал титульный лист, бросил его под рояль,
и с этого момента Третья симфония носит название
«Героическая».
Вот такая история, связанная с Третьей симфонией…
Всего у Бетховена 9 симфоний

33.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила