Похожие презентации:
Ценности и идеалы, вера и знание в духовной жизни общества
1. Ценности и идеалы, вера и знание в духовной жизни общества. Понятия менталитета и духовности. Массовое сознание и общественное
мнение.Традиции, их место в духовной жизни общества
и роль в общественном развитии.
Работу выполнили студентки группы ГБ-311:
Китаичева Екатерина, Ионичева Юлия, Вилкова
Оксана, Евесеева Полина, Саутова Анастасия
2. Ценности и идеалы, вера и знание в духовной жизни общества
Духовные потребности - потребности
в знаниях о мире, о себе, о смысле и
назначении своей жизни и на
удовлетворение этой группы
духовных потребностей направлена,
по сути, вся познавательная
деятельность человека.
Познание - фундамент духовной
жизни личности.
3.
Два основных путиприобретения знаний
4. Первый путь
Первый из них - это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе
непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с
действительностью.
Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и
основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.
5. Второй путь
Второй путь приобретения знаний усвоение
человеческого
опыта,
зафиксированного в языке.
Язык - это, прежде всего, средство
общения человеческого опыта, отбора
и
систематизации
знаний,
их
сохранения и передачи от человека к
человеку, от поколения к поколению,
от эпохи к эпохе.
6. «Маяки» - ценности
В жизни человека особую роль такжеиграют ориентиры его деятельности,
своего рода духовные "маяки", которые не
являются продуктом деятельности лишь
того человека, который "носит" их в себе,
а, как правило, они выработаны
многовековым опытом человечества и
передаются от поколения к поколению, от
родителей к детям, от учителей к
учащимся. Их совершенно обоснованно
называют ценностями жизни и культуры.
7. Ценности
Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека
более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях
окружающего мира, ориентироваться в нем.
Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой
предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом
смысла его жизни.
8. Вера - это чувственно-эмоциональное состояние психики
Характеризуется следующими основными чертами:способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому,
являются они действительно истинными или ложными.
в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом
видения, понимания явлений действительности.
жизненно значимые знания, принятые как истинные, превращаются в
мировоззренческие установки, в жизненные ориентиры личности,
определяющие характер ее поступков и действий.
9. Черты веры
она представляет собой способность человека переживать
желаемое и воображаемое как действительное, возможное и
должное как сущее.
истинность знаний, принятых на веру, не получила своего
подтверждения практикой, достаточной аргументацией.
Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности
или нет.
Все эти признаки взаимосвязаны
10. Понятия менталитета и духовности
Менталитет – глубинный уровень коллективного ииндивидуального сознания, включающий и бессознательное;
совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе
интеллектуально-психологических установок и представлений,
выражающих особое, своеобразное видение принадлежащими к
ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное
поведение индивида.
11. Духовность
Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой
личности, на котором основными мотивационно-смысловыми
регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие
человеческие ценности.
Отличительная черта духовного человека - его
уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и
неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром
истины, в котором живет такая личность.
12. Духовность
обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми
согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями
они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми,
которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в
милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к
ближнему.
дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии
единичного и всеобщего, личности и общества, дает ощущение
устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми.
13. Духовность
иногда противопоставляется рациональности, либо
соотносится с ней с целью дать более точное
определение этому понятию.
самая глубинная суть человека как родового существа.
является основой его морально-нравственных качеств,
ориентиром в буре жизни, маяком в человеческих
слабостях.
14. Массовое сознание и общественное мнение
Массовое сознание – это форма проявления обыденногосознания. Его носителем являются массовые общности.
Признаки:
ситуативность существования (зависимость от условий)
разнородный состав
большая численность
отсутствие четких границ (членства)
15. Общественное мнение
Общественное мнение отражаетреальное состояние
общественного сознания,
интересы, настроения и чувства
классов и социальных групп
общества.
Общественное мнение – это
отношение социальных
общностей к проблемам
общественной жизни,
проявляющееся сначала в
суждениях, а затем в действиях.
Оно отличается относительной
распространенностью,
интенсивностью, стабильностью.
16. Общественное мнение
Важнейший фактор,детерминирующий
общественное мнение – это
социальные интересы людей В
структуре общественного
мнения выделяют уровни
(обыденный и теоретический)
и формы (правовое,
религиозное и т.д.)
17. Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости отхарактера взаимодействия мнения тех или иных социальных
институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера
влияния, воздействия первого на вторых, от содержания
высказываемого мнению, от его формы.
Для общественного мнения характерны функции:
1. экспрессивная
2. консультативная
3. директивная
18. 1. экспрессивная
Самая широкая по своему значению. Общественноемнение всегда занимает определенную позицию по
отношению к любым фактам и событиям в жизни
общества, к действиям различных институтов, лидеров
государства. Эта особенность придает феномену характер
силы, стоящей над институтами власти. Эта сила
оценивает и контролирует деятельность институтов и
лидеров. Обладая одной только моральной властью
общественное мнение бывает весьма эффективным по
своим результатам.
19. 2. консультативная
Общественное мнение дает советы относительно способовразрешения тех или иных социальных, экономических,
политических, идеологических, межгосударственных
проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно,
институты власти заинтересованы в таких советах.
Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры,
группы, кланы вынуждены корректировать свои решения,
методы управления.
20. 3. директивная
Директивная функция общественного мнения проявляетсяв том, что общественность выносит решение по тем или
иным проблемам социальной жизни, имеющее
императивный характер. Такой характер носит
волеизъявление народа во время выборов, референдумов.
Императивные высказывания занимают в политике весьма
значительное и важное место
21. Традиции, их место в духовной жизни общества и роль в общественном развитии
Традиция - это жизнеспособноепрошлое, унаследованное от дедов
и прадедов.
Традиции включают элементы
социокультурного наследия (идеи,
ценности, обычаи, обряды, способы
мировосприятия и др.), процесс и
способы их наследования. Они
сохраняются и передаются от
поколения к поколению. Это и
обеспечивает устойчивость
(«живучесть») традиций и культуры
в целом.
22. Функции традиций
Традиции по-прежнему служат средством регулированияобщественных отношений и поведения. Они выполняют
регулятивную функцию.
Традиции обеспечивают духовную связь между
поколениями, они выполняют коммуникативную
функцию.
23.
Традиции могут только продолжаться, развиваться,эволюционировать и естественным образом отмирать, но к ним
трудно вернуться, как нельзя дважды вступить в одну и ту же
реку.
Поэтому не следует отбрасывать традиции, разрушать старые
духовные ценности, перечеркивать историческую память.