Похожие презентации:
Культура Древней Руси
1.
2. Самостоятельная работа на дом:
Составить кроссворд по теме:«Культура Древней Руси».
Минимум 15 слов.
3.
– совокупностьматериальных и
духовных ценностей, создаваемых людьми
в процессе их материально-трудовой
деятельности.
:
синтез достижений восточного славянства
и христианской культуры Византии.
4.
Владимир I Святославович (960 -1015)— князь новгородский в 970 — 988
годах, киевский великий князь в 9781015 гг.
Провел две церковные
реформы:
- 980 г. (принятие культа
Перуна)
- 988 г. – отказ от
язычества, принятие
христианства
5. ВЫБОР ВЕРЫ кн. ВЛАДИМИРОМ СВЯТОСЛАВИЧЕМ
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВАЕдинобожие укрепляло государство и
его территориальное единство.
Русь вступала в семью европейских
народов.
Проповедь смирения и послушания
становилась эффективным идеологическим
оружием
в
период
социально-имущественной
дифференциации.
ПРИЧИНЫ ВЫБОРА
Давние культурные и экономические
связи с Византией.
Православная церковь подчинялась
светской власти. Это соответство-вало
восточнославянской традиции
Православие было более терпимо к
местным традициям, а Византия в то
время была самой развитой и
культурной страной Европы, наследницей культур древней Греции и
Рима.
6. КРЕЩЕНИЕ РУСИ - 988 год
7. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Христианствопомогло
преодолеть
изоляционизм восточных
языческий
славян;
объединило их в единое древнерус-ское
общество;
Создало духовную основу русской государственности. Став христианином,
человек переставал себя ощущать только частью семьи, общины, племени, он
все более осознавал себя русским
православным.
Православная
церковь
воспитывала
древнерусское общество. Она смягча-ла
нравы,
упорно
боролась
против
многоженства и других языческих пережитков.
Принятие христианства повлекло за
собой зарождение каменного зодче-ства,
возникновение иконописи, фрес-ковой
живописи и мозаики.
У восточных славян появилась письменность.
8.
9.
10.
Нестор – монахКиево-Печерской
лавры,
автор «Повести
временных лет»
11.
ЖанрУстное народное
творчество
(фольклор)
Наиболее известные произведения
Былинные циклы о воинах Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше
Поповиче. В былинах Киева воспевается пахарь-земледелец Микула
Селянинович; Новгородской земли – Садко – торговый человек, купец.
Летопись
Около 1113 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор «Повесть временных
- запись событий по лет»; Псковская, Новгородская, «Ипатьевская»; «Лаврентьевская» летописи.
годам («летам»)
Жития святых
Нестор «Житие Феодосия Печерского»; «Чтение о житии и погублении Бориса
и Глеба»
Поучение. Хождение. «Поучение Владимира Мономаха» - наставление потомкам; Даниил Заточник –
«Слово», «Моление»; XII в. – «Хождение игумена Даниила в святые места»
Богослужебные
книги
«Остромирово Евангелие» - 1056-1057 гг. – до обнаружения Новгородского
кодекса в 2000 г. считалось древнейшим датированным памятником
старославянской письменности. Евангелие (с греч. «благая весть»).
Мстиславово Евангелие.
Правовые акты
Переводная
литература
«Русская правда», Устав Владимира Мономаха.
«Повесть о Варлааме и Иоасафе»; «Александрия»;
Иосиф Флавий «Повесть о разорении Иерусалима»; византийские хроники.
Слово
Конец XII в. – «Слово о полку Игореве»;
Илларион «Слово о законе и благодати».
12.
–13.
–верхний слой коры березы
– особым образом
выделанная кожа телят
14.
ВидНаиболее известное произведение и автор
Иконопись
Икона Владимирской Божией матери (по преданию написана
- вид религиозной евангелистом Лукой);
живописи –
Новгородская школа живописи 2 половина XII в. – иконы:
писание икон
«Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение
(икона по-гречески
Богородицы»; Ярославская школа иконописи: начало XIII
-изображение,
в. – «Ярославская Оранта»
образ)
Мозаика
- изображение или
узор, выполненные
из цветных камней
и керамических
плиток
Алимпий – мозаика Успенского собора Киево-Печерской
лавры;
Подкупольное
изображение
Христа
Пантократора,
Богоматери Оранта, апостолов в Софийском соборе Киева.
Фреска
«Страшный суд» в Дмитриевском соборе; изображение семьи
- живопись
Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения
красками по сырой скоморохов в Софийском соборе Киева.
штукатурке
15.
Икона Богородицы, считаетсячудотворной.
По преданию икону написал
евангелист Лука на доске стола, за
которым трапезничал Христос и
Мария.
На Русь икона попала из Византии
в начале XII века как подарок Юрию
Долгорукому от константинопольского
патриарха.
Вначале икона находилась в
женском Богородичном монастыре в
Вышгороде (близ Киева).
Андрей Боголюбский перевез
икону во Владимир.
16.
Новгородскаяшкола
иконописи, вторая половина XII
века.
Хранится в Государственном
Русском музее.
17.
Новгородскаяшкола
иконописи,
вторая
половина XII века.
18.
Ярославская школа иконописи,начало XIII века.
Оранта (от лат. оrans –
молящийся) – один из
древнейших христианских
образов, изображающий
человеческую фигуру с
поднятыми в жесте моления
руками.
Панагия – с греч.
«всесвятая»
19.
Новгородская иконописнаяшкола, XII век. Софийский
собор в Новгороде.
Икона с молитвенно
поднятыми руками.
20.
Главный куполСофийского собора в
Киеве.
Пантократор –
Вседержитель, образ в
иконографии Христа,
представляющего Его
как Небесного Царя и
Судию.
21.
Мозаика в апсиде Софийскогособора Киева.
Воспринималась киевлянами
как образ защитницы города,
олицетворение самой «матери
городов русских». Ее прозвали
«Нерушимой стеной»,— по
народной легенде, до тех пор пока
цела киевская Оранта будет стоять
и Киев.
22.
23.
Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, ширина которогоравна его длине (Киев, Смоленск, Рязань, Чернигов)
Владимирская
школа
–
декоративность,
монументальность,
использование резьбы по камню, основной материал – белый известняк
(церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире, Дмитриевский
собор во Владимире).
Новгородская школа – суровость стиля, минимум украшений, основной
материал – кирпич (церковь Спаса на Нередице).
Особенности: Русское деревянное зодчество. XII в. – однокупольные
храмы. Резьба по камню. Византийский тип крестово-купольного храма.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
придворный храм,возведённый Всеволодом
Большое Гнездо на княжеском
дворе и освящённый в
честь великомученика
Димитрия Солунского (11941197 гг.).
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
– узориз
мельчайших
золотых и
серебряных
зерен, которые
напаивались на
металлическую
пластину
39.
– узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаиваласьна металлическую основу.
40.
– техника нанесенияэмали, пространство между сканными перегородками заполнялось
цветной эмалью.
41.
– прочное стеклообразное покрытие,наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом.
42.
– заполнение гравированных штрихов специальнымчерневым сплавом или серебряным узором.