Похожие презентации:
Живописное решение предметов в зависимости от освещения и влияния окружающих предметов
1.
Студент Туркина В.В.Живописное решение предметов в зависимости от освещения
и влияния окружающих предметов
Группа: ГР-20-9-1
2. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ВЛИЯНИЕМ ОСВЕЩЕНИЯ НА ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ
Изображение предмета, передающее только егостроение, пропорции и положение в пространстве, еще
нельзя назвать в полном смысле реалистическим, так
как в нем еще нет той материальности, той
выразительности объемной формы, которая присуща
натуре. Пока у вас намечен только как бы скелет
предмета, лишенный живой плоти, в вашем рисунке
еще не передано освещение, то есть светотень и цвет.
Между тем объемность формы мы воспринимаем
только благодаря наличию светотени. Прежде чем вы
приступите к выполнению рисунков, проведите
наблюдения над тем, как влияет освещение на форму
предметов.
3.
Вид предмета и его окружения.Здесь важен цвет предмета, его фактура и вид
материала, из которого он выполнен.
Просвечивающиеся тела дают иной вид тени, чем
непросвечивающиеся, а шершавые - чем гладкие
и т. д. Свет, падающий на тонкие листья, будет,
благодаря просвечиванию, ослаблять тени и будет
больше отражаться от непросвечивающихся
блестящих поверхностей. А тень, которая падает
на основание из темного бархата, вообще не
будет видна.
Расстояние источника света и объекта от глаз
наблюдателя. Вместе с изменением расстояния
изменяется и острота зрения, а также эффекты,
связанные с натуральной воздушной
перспективой, в том числе, светотеневые.
4. Роль света
Роль, которую выполняет свет при созданииэмоционально-возвышенного настроя, мы
можем наблюдать в церкви, где рассеянный
солнечный свет, проникая в часть помещения
за алтарем, либо преломляясь в оконных
витражах, «рисует» на поверхностях
интерьера разноцветные пятна и силуэты.
Такая игра света, с целью создания
атмосферы сакральности и таинственности, с
давних времен используется архитекторами
и художниками при постройке культовых
сооружений.
5.
На этом снимке изображен фрагмент другого интерьерацеркви с куполом. Здесь солнечный свет направленно
проникает в помещение через правильные, в геометрическом
порядке расположенные оконные отверстия, что создает
ощущение легкости и величия архитектурных форм и
росписей, библейские персонажи которых как бы парят в
воздухе.
Если Вы будете наблюдать за одним и тем же фрагментом
действительности в изменяющихся погодных условиях, в
различное время дня и ночи и во все времена года, то
откроете многообразие различных светотеневых ситуаций. Вы
увидите, как меняются цвета предметов, их объемность, вид
поверхности, окружения и пр.
6.
Свет может быть рассеянным (как при яснойсолнечной погоде) или сосредоточенным (как в
преддверии грозы, когда пробившийся сквозь тучи
луч солнца ярким пятном выхватывает зелень
травы).
Свет может быть естественным (солнце, месяц,
звезды) и искусственным (лампочки, свечи).
Источников света в сцене, которую мы наблюдаем в
натуральной перспективе, может быть сразу
несколько: расстояние между этими источниками
света и между ними и наблюдателем тоже имеет
значение для художественной выразительности
работы, будто картина, фотография или рисунок.
Так, уличная сцена при сияющей неоновой рекламе,
ярко освещенных витринах и звездах на небе
выглядит иначе, более динамично, чем при дневном
свете.
Виды света
7.
Основных принципы построения света и тени01. Разделяйте свет и тень
Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light
family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех
областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ
проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет
«касается» его.
Семейство теней состоит из
всего, что скрыто от источника
света. Сюда относятся все тени
и области отраженного света.
8.
Основных принципы построения света и тени02. Используйте шкалу значений
Шкала поможет вам понимать
соотношение тонов. Удобнее всего
использовать вариант с 9 тонами – здесь
есть середина, от которой легче
отталкиваться. Такую шкалу несложно
сделать самому. Начните с образца 1
(максимально заштрихуйте
прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем
выведите образец 5 (среднее значение),
потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны,
чтобы завершить шкалу.
9.
Основных принципы построения света и тени03. Рассматривайте относительные значения
Наше восприятие яркости предмета
меняется в зависимости от того, что его
окружает. В приведенном выше
примере показаны два одинаковых
квадрата, только на черном и белом
фоне. Квадрат на белом кажется
темнее, правда?
Такой эффект происходит постоянно,
когда мы опираемся на результаты
наблюдений.
10.
Основных принципы построения света и тени04. Изучайте эффекты освещения
•Полутона (halftones) – основной свет разделен на полутона, которые темнеют с удалением от
источника света.
•Внутренняя тень (core shadow) – тень, которая образуется там, куда не доходит отраженный свет.
•Основная тень (form shadow) – часть предмета в тени.
•Пенумбра или полутень (penumbra) – мягкий контур вокруг падающей тени.
•Падающая тень (cast shadow) – тень от границы, спроецированная на поверхность.
•Окклюзия (occlusion shadows) – тени, которые возникают там, где две поверхности приближаются
друг к другу.
•Отраженный свет (reflected light) – свет, который попадает на основную тень.
•Граница света и тени (terminator) – собственно, граница.
•Светлое пятно или «зайчик» (highlight) – отражение от источника света. Заметно только на
световозращающих материалах.
11.
Основных принципы построения света и тени04. Изучайте эффекты освещения
12.
Основных принципы построения света и тени05. Не забывайте об отраженном свете
Правильная передача отраженного света
дает отличное ощущение объема. Чтобы
создать реалистичное ощущение света,
важно понимать, что влияет на
интенсивность непрямого (отраженного)
света.
Во-первых, «фактическая» яркость
объекта, не зависящая от световых
эффектов. Светлые материалы отражают
свет сильнее, чем темные. Во-вторых,
расстояние: чем дальше отраженный
свет, тем слабее он влияет на объект.
13.
Основных принципы построения света и тени06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения
Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1).
Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может
нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона
слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать
темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.
14.
Основных принципы построения света и тени07. Проведите исследование значений
Если вы запутались в тонах и тенях,
нарисуйте отдельный простой
набросок (исследование значений).
Цель заключается в том, чтобы разбить
изображение на четыре-пять групп
тонов. Определите самые светлые и
самые темные тона, затем найдите
два-три тона, которые встречаются
чаще других.
15.
Основных принципы построения света и тени08. Проверьте свое понимание
Всегда хорошо проводить эксперименты.
Работайте с искусственным и с
естественным освещением и обращайте
внимание на различия. Попробуйте
разные объекты и поверхности.
Попробуйте восстановить образы из
воображения. Помните все 11 эффектов
из совета 4? Успешно избегаете трех
распространенных ошибок затенения?
На изображении выше показаны рисунки
учеников, которые рисовали голову
Джона Азаро по памяти.
16.
Основных принципы построения света и тени09. Попробуйте ограниченный диапазон
Диапазон значений описывает,
насколько велик спектр между
самым светлым и самым темным
участком. У каждой среды свой
диапазон. В природе он
неограничен: здесь есть и солнце,
и кромешная темнота. Зачастую
это очень сложно правильно
передать в работе. Поэтому
лучшее решение – уменьшить
контраст на обоих концах спектра.
17.
Основных принципы построения света и тени10. Используйте образец
Чтобы разобраться, как ложится свет и
тень в вашей картине, нарисуйте в углу
небольшую сферу. Детально отрисуйте
на ней направление света, глубину
теней и силу отраженного света. Эта
сфера – ваш световод, образец света,
который применим ко всем остальным
предметам. Чтобы упростить натурную
работу, используйте яйцо.
18.
Направленный и рассеянный светВсе эти особенности светотени будут
заметны не только при электрическом свете
или его отсутствии. Когда в ясный день
светит солнце, свет будет четко
направленным и резким. Когда облачная
погода — он будет рассеянным.
Соответственно это скажется на светотени
деревьев, ландшафта или даже интерьера
комнаты, освещенной светом из окна.
19.
Обусловленный светВ процессе работы необходимо учитывать влияние
освещения на восприятие цвета. К факторам,
влияющим на изменение цвета, относятся
световоздушная среда, цветовое окружение и
источники освещения. Воздействуя на
воспринимаемый цвет, они придают ему оттенки,
отличающиеся от предметного цвета. Цвет,
воспринимаемый в среде,
называется обусловленным цветом. Он более
сложен и подвижен, нежели предметный.
Изменение среды неизбежно влечет за собой
изменение наблюдаемого нами цвета. Именно
такой цвет является одним из основных
изобразительных средств живописи.
20.
Существует ряд правил восприятия•? Чем сильнее естественный свет,
тем ярче и звонче любой цвет.
•? Предмет того же цвета, что и
освещение, становится ярче. Данное
явление широко используют при
оформлении экспозиций – в этом
случае наиболее эффективно
применение светофильтров.
Например, красные предметы при
красном освещении выглядят очень
яркими, а при зеленом – очень
темными, почти черными.
21.
Существует ряд правил восприятия•? Белый всегда «вбирает» в себя цвет
освещения. Белые объекты в красном свете
выглядят красноватыми, в зеленом –
зеленоватыми и т. д.
•? При удалении наблюдается изменение цвета:
на расстоянии все предметы кажутся
голубоватыми. С увеличением расстояния
светлые предметы несколько темнеют, а темные
смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что
удачное освещение или умелая,
целенаправленная подсветка могут дать
дополнительный эффект.
•? Свет отражается сильнее (предметы выглядят
ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом.
22.
Существует ряд правил восприятия•? При удалении наблюдается изменение
цвета: на расстоянии все предметы кажутся
голубоватыми. С увеличением расстояния
светлые предметы несколько темнеют, а
темные смягчаются и светлеют. Следует
иметь в виду, что удачное освещение или
умелая, целенаправленная подсветка могут
дать дополнительный эффект.
•? При искусственном освещении происходит
изменение цветового тона предметов.
Например, белые, серые и зеленые объекты
желтеют; синие – темнеют и краснеют; тени
предметов резко очерчены; предметы,
находящиеся в тени, плохо различимы по
цвету
23.
Существует ряд правил восприятияОчень важен не только цвет освещения, но и его
интенсивность. Нужно различать, по крайней мере, три
градации силы света: яркий, средний рассеянный и
отраженный. Замечено, что темная отделка помещений
поглощает лучи и снижает освещенность в среднем на 20–
40 %, в зависимости от варианта освещения: прямое – до
20 %, равномерное рассеянное – до 30 %, отраженное – до
40 %. Поэтому, слабо освещенное помещение лучше всего
отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый
цвет значительно им уступает, так как при слабом
освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми.
Отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на
юг, может быть более темной; допустимо использование
серо-голубых тонов. Освещенность нижних этажей,
особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет
нижних этажей должен быть светлее верхних.
24.
Существует ряд правил восприятияЦветная подсветка активно используется в рекламе.
Если на выставке Вам нужно подчеркнуть цвет
экспоната (например, выделить красный помидор),
направьте на него красный софит. Цвет будет
особенно ярким и выразительным. Однако в этом
случае нужно тщательно подбирать цвета других
объектов, включенных в экспозицию: они
поменяют свои цвета, и результат может быть
неожиданным. Еще один интересный эффект: при
дневном свете белый предмет, освещенный
дополнительно красным прожектором, дает
зеленую тень. При освещении предмета зеленым,
тень будет красная. Вообще, при подсветке
предмета искусственным источником
определенного цвета, предмет будет отбрасывать
тень дополнительного цвета.
25.
Существует ряд правил восприятия1Правило: при холодном освещении цвета
предметов стремятся к холодному оттенку в
освещенной части, и теплому в теневой.
2. Правило: при теплом освещении наоборот,
освещенная часть теплее, затененная холоднее.
3. Правило: чем больше объект затенен, тем
больше проявляется его локальный цвет.
4. Правило: блик обычно тяготеет по цвету к его
источнику и он всегда более блеклый чем
основная освещенная сторона.
5. Правило: при смешивании противоположных
цветов, либо близких к противоположным, цвет
всегда теряет в насыщенности, и наоборот, при
наложении соседних цветов, локальный цвет
умножает насыщенность добавляя к своему
цвету, цвет источника света.
26.
Существует ряд правил восприятияСВЕТ МОЖЕТ ОБЪЁМНОЕ ТЕЛО ПРЕВРАТИТЬ В ПЛОСКИЙ СИЛУЭТ, КОГДА ИСТОЧНИК СВЕТА
НА ЗАКАТЕ ИЛИ СО СПИНЫ НАТУРЫ
27.
Влияние света на цвет28.
Существует ряд правил восприятияКАК ПОКАЗАЛА ТАБЛИЦА ПОД ВЛИЯНИЕМ
ОСВЕЩЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ СЛЕДУЩИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ОТТЕНКОВ:
• ЖЁЛТЫЙ В ТЕНИ ХОЛОДНЕЕТ И ЗЕЛЕНЕЕТ.
• КРАСНЫЙ НА СВЕТУ ТЕПЛЕЕТ, СТАНОВИТСЯ
ОРАНЖЕВЫМ, А В ТЕНИ ХОЛОДНЕЕТ
(ХОЛОДНЫЕ ОТТЕНКИ КРАСНОГО).
• ЧЁРНЫЙ НА СВЕТУ СТАНОВИТСЯ КОРИЧНЕВЫМ,
А В ТЕНИ СИНИМ.
• СЛОЖНЫЙ БЕЛЫЙ ЦВЕТ НА СВЕТУ ПЕРЕДАЕТ
ВСЕ ОТТЕНКИ ТЕПЛЫХ ЦВЕТОВ, А В ТЕНИ
ХОЛОДНЫЕ.
29.
Существует ряд правил восприятия• СИНИЙ НА СВЕТУ ЗЕЛЕНЕЕТ, В ТЕНИ ТЕМНЕЕТ.
• ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ НА СВЕТУ ТЕПЛЕЕТ (САЛАТОВОГО,
ФИСТАШКОВОГО ОТТЕНКА).
• ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ НА СВЕТУ ТЕПЛЕЕТ, А В ТЕНИ
ХОЛОДНЕЕТ, ДАВАЯ КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ
• ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ НА СВЕТУ ДАЕТ
ЖЕЛТОВАТЫЙ ОТТЕНОК, В ТЕМНОТЕ СИНЕЕТ
В ТАБЛИЦЕ НЕ УЧТЕНО ВЛИЯНИЕ ОТРАЖЕННОГО
СВЕТА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ, РЕФЛЕКСЫ ПОКАЗАНЫ
УСЛОВНО, СОГЛАСНО ТЕОРИИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ. ЕСЛИ
УЧИТЫВАТЬ ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ, ТОГДА РЕФЛЕКСЫ
ШАРИКОВ БУДУТ ИМЕТЬ ОТТЕНОК СВОЕГО СОСЕДА
СТОЯЩЕГО РЯДОМ ИЛИ ОТРАЖЕНИЕ ОТ ЛЕЖАЩЕЙ
ДРАПИРОВКИ.
30.
ЗаключениеМожно еще долго продолжать обсуждение
данной темы. Но лучше всего наблюдать
своими глазами за реальным миром. Как
освещены объекты? Как меняется светотень
и при каких условиях? Задавайте себе эти
вопросы и находите ответы, когда
наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше
натуры. Поэтому, помня описанные выше
закономерности светотени, наблюдайте,
запоминайте, делайте зарисовки с натуры.
Тогда Вы сможете уверенно воплотить
законы светотени на практике.