Итальянская архитектура эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика искусства Возрождения
Италия – родина искусства Возрождения
ПРОТОРЕНЕССАНС И РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
32.89M
Категория: ИскусствоИскусство

Итальянская архитектура эпохи Возрождения

1. Итальянская архитектура эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ

2. Общая характеристика искусства Возрождения

3.

В 15 веке в Западной Европе заканчивается Средневековье и наступает новая
историческая и культурная эпоха, получившая название эпоха Возрождения.
В эпоху Возрождения формируется новое художественное мышление, отличное от
Средневековья. Формируется оно на основе гуманизма – философского течения,
считающего человека «венцом божественного творения». При этом гуманизм не
отрицал религиозное мировозрение предшествующей эпохи Средневековья, но
провозглашал право человека на выбор собственной судьбы, на проявление
свободы воли.
В эпоху Возрождения в городах интенсивно развиваются ремёсла, искусства, науки.
Развиваются, в том числе, науки, способствующие формированию нового
художественного видения: оптика, теория линейной перспективы, пластическая
анатомия человека и животных и т.д. Научными познаниями вооружена теперь
художественная практика. Художники стремятся показать мир таким, каким его
видят глаза человека. Идеалом культуры представляется эпоха Античности с её
достижениями в искусствах, литературе и философии. Сам термин «Возрождение»
был сформулирован философами-гуманистами в соответствии с их представлением
о том, что художественная культура этого периода порывает с «тёмными веками»
Средневековья и стремится возродить традиции искусства Античности.

4.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
Роспись трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане. 1495-1497.

5.

Рафаэль Санти.
Мадонна
Конестабиле
1502-1503.

6.

Рафаэль Санти.
Донна Велата.
(Дама с покрывалом).
1515 - 1516.

7.

Микеланджело.
Сцена сотворения Адама. Роспись потолка Сикстинской капеллы в
Ватикане. Ниже фрагмент росписи: «Адам»,

8.

Микеланджело. Адам из сцены «Сотворение Адама».

9. Италия – родина искусства Возрождения

10.

конец 13 в. – 14 в.
ПРОТОРЕНЕССАНС
15 в.
РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
конец 15 в. – первые десятилетия 16 в.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
вторая половина 16 в.
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

11.

В итальянской культуре 13 – 14 веков на фоне ещё сильных
средневековых традиций стали проявляться черты нового – будущего
искусства Возрождения (Ренессанса). Поэтому этот период назвали
Проторенессансом (т.е. подготовившим наступление Ренессанса).
Подобного «переходного» периода не было ни в одной европейской
стране. Напротив, в странах Северной Европы (Германия,
Нидерланды) ещё и в 15 веке в искусстве сохранялись ощутимые
пережитки Средневековья. Искусство Италии в 15 веке уже заняло
господствующее положение в Европе.
Наивысшие достижения в пластических (пространственных)
искусствах достигаются в период Высокого Возрождения. Ведущие
художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело
Буонарроти. Их творчество связано с Флоренцией и Римом. Ведущие
архитекторы: Филиппо Брунелески, Донато Браманте, Микеланджело
Буонарроти. Их творчество также связано с Флоренцией и Римом.

12.

ОБРАЩЕНИЕ
К АРХИТЕКТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
АНТИЧНОСТИ

13.

НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ – ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА
СЛЕВА. Схема перекрытия в ордерной системе. Аксонометрия.
СПРАВА. Виды ордеров: дорический, тосканский, ионический, коринфский.

14.

НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОГО РИМА
– АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ,
ВЫСОКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

15.

Слева:
Акведук Агриппы в г. Ниме. Древний Рим.
Справа:
Арочная конструкция, в структуру которой
входят конструктивные элементы –
«пяты» арки, замковый камень.

16.

НАСЛЕДИЕ АНТИЧНОГО РИМА – КУПОЛЬНОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ
Пантеон – храм всех богов. Схема продольного разреза купола.

17.

Пантеон – храм всех богов. Древний Рим.
Обработка купола кессонами.
Отверстие в центре купольного перекрытия.
Диаметр отверстия около 10 метров.
Схема конструкции купола.

18.

Однако наследие Античности
архитекторами эпохи Возрождения
применялось не механически, но
творчески пересоздавалось.
В основе творчества лежал не
метод подражания или компиляции,
но эвристический метод.
Формировались новые типы
культовых и общественных зданий.

19.

ПЕРИОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АРХИТЕКТУРЫ
ВОЗРОЖДЕНИЯ

20. ПРОТОРЕНЕССАНС И РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

21.

Основным центром художественной
культуры Раннего Возрождения являлась
Флоренция.
К периоду Проторенессанса
относится много сохранившихся
объектов флорентийской архитектуры.
Среди них – палаццо Веккьо на площади
Синьории (т.н. Ратуша) архитектора
Арнольфо ди Камбио.
Ведущие флорентийские зодчие
Раннего Возрождения – Леон Батисто
Альберти и Филиппо Брунелески.

22.

Арнольфо ди Камбио.
Палаццо Веккьо на площади
Синьории во Флоренции.
Проторенессанс.

23.

24.

Филиппо Брунеллески.
Здание Воспитательного дома
во Флоренции.
Фасад и план.
Филиппо Брунеллески – родоначальник
ренессансной архитектуры, создатель
теории линейной перспективы.
Здание Воспитательного дома
считается первым по времени
памятником нового зодчества.

25.

«Паруса» лоджий декорированы
круглыми майоликовыми панно
Андреа делла Робиа.
Филиппо Брунеллески.
Воспитательный дом
во Флоренции.

26.

Здание кафедрального собора
Санта Мария делла Фьора
во Флоренции.
Филиппо Брунеллески.
Строительство купола собора:
инженерная конструкция,
архитектурное решение.

27.

28.

29. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

30.

Центром художественной культуры
Высокого и Позднего Возрождения
становится Рим. Именно там ведётся
интенсивное строительство. Крупным
заказчиком становится Ватикан.
Ведущий архитектор Высокого
Возрождения – Донато Браманте. Именно
он начал строительство главной
католической святыни – Собора Святого
Петра. Проблемы зодчества Позднего
Возрождения разрешались в творчестве
Микеланджело Буонарротти.

31.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И НАЧАЛО
СТРОИТЕЛЬСТВА
Собора Святого Петра в Риме
Состояние строительства, осуществлённого
по проекту Донато Браманте
ПЛАНЫ СОБОРА
Слева:
План собора
Святого Петра в Риме
Справа:
План Д. Браманте
План Б. Перуцци
План Микеланджело
ЛЛЛЛЛ

32. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

33.

ПРОБЛЕМА
АНСАМБЛЕВЫХ РЕШЕНИЙ

34.

Микеланджело. Ансамбль
Капитолийского холма в Риме.
1.
Элементы 2.
ансамбля: 3.
Сенатский дворец
Музей и Библиотека, конная статуя Марка Аврелия
Статуи Диоскуров и Лестница-пандус

35.

Микеланджело.
Ансамбль
Капитолийского холма
в Риме.
Итальянская
лестница-пандус.

36.

37.

Ансамбль
Капитолийского холма
в Риме.
Вид из портика
Капитолийского музея.
Статуя Марка Аврелия.

38.

39.

ПРОБЛЕМА
ЦЕНТРИЧНОГО В ПЛАНЕ ХРАМА

40.

ПРОКЕТИРОВАНИЕ И ПРОДОЛЖЕНИЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА
Собора Святого Петра в Риме
Состояние строительства, осуществлённого
по проекту Донато Браманте
ПЛАНЫ СОБОРА
Слева:
План собора
Святого Петра в Риме
Справа:
План Д. Браманте
План Б. Перуцци
План Микеланджело
ЛЛЛЛЛ

41.

Микеланджело.
Собор Святого Петра в Риме.
Центральная часть и купол.
Решение фасадов: обилие деталей,
пластичность архитектурного объёма.
Детали фасада:
пилястры коринфского ордера;
большой ордер;
тяжёлый многоярусный антаблемент
с тягами по фасаду.

42.

43.

Сравнение
купольных
конструкций
Слева снизу:
Схема купола на многоугольном основании.
Слева сверху:
Ф. Бруннелески.
Купол Собора Санта Мария делла Фьора. Флоренция.
Справа:
М. Буонарротти. Купол Собора Святого Петра. Рим.

44.

45.

Интерьер собора Святого Петра в Риме. Окончательное решение относится к 17 веку.

46.

Собор Святого Петра в Риме.
План. Аксонометрия.
Колоннада прилегающей
площади построена в 17 веке.
ПОСТРОЙКИ ВАТИКАНА:
1.
2.
3, 4.
5 -8.
10.
11.
Л. Бернини. Площадь собора Святого Петра.
Микеланджело. Собор Святого Петра.
Двор Лоджий; Папский дворец.
Двор Бельведер; 9. Музей Бельведер.
Сикстинская капелла.
Лестница «Скала Региа».

47.

© Л.И. Евтушенко. 2013.
преподаватель МБУДО «ДШИ № 4»
г. Челябинск
English     Русский Правила