Похожие презентации:
Лексико-семантические способы создания образов в драматических произведениях Б.Шоу
1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на соискание квалификации бакалавр
Лексико-семантические способы создания
образов в драматических произведениях
Б.Шоу
Выполнила:
студент 4 курса филологического факультета
направление подготовки 45.03.01 «Филология»
профиль «Английский язык и литература»
Ю. С. Павленко
Научный руководитель:
канд. филол. наук, доцент кафедры
английской и восточной филологии
А.А. Новикова
2.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобольшинство исследований произведений Б. Шоу предлагают
литуроведческий анализ. Чаще всего в центре внимания
находятся такие аспекты изучения произведений, как сюжет,
художественный стиль, но не собственно языковые средства,
методы и приемы создания художественных образов.
Объектом исследования являются драматические произведения
Б. Шоу.
3.
Предметом исследования является лексико-семантические способысоздания образов в драматических произведениях Б. Шоу.
Цель исследования – изучить лексико-семантические способы
создания образов в драматических произведениях Б. Шоу.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые даётся
комплексный лингвистический анализ образов, изучаются разноуровневые
языковые средства и приемы создания образов, представленных в романах
Б. Шоу.
4.
Задачами исследования :1) рассмотреть характерные особенности драмы как литературного рода;
2) изучить средства создания образа в драматическом произведении;
3) проанализировать лексико-семантические способы создания
образов героев в драматических произведениях;
4) рассмотреть способы создания образа романтического героя и лексические
средства, использованные для создания образа романтического героя в
произведениях Б. Шоу.
5.
Теоретико-методологическая основа работы. В отечественномлитературоведении к теме приемов создания художественного образа
обращались многие ученые, например, Л.Я. Гинзбург, М.И. Котович,
О.А. Мальцева, В.И. Филиппова, О.И. Федотов, В.Е. Хализев, М.Б. Храпченко и
другие. Творчество Б. Шоу активно изучали как зарубежные, так и
отечественные ученые (Р. Вэйнтрауб, А. Гендерсон, М.М. Морган, Х. Пирсон,
Д. Холбрук, М. Холройд, Э. Хьюз, Г. Честертон и другие).
6.
В первой главе мы рассмотрели основные аспекты создания художественногообраза, и мы можем сказать, что на создание художественного образа влияют
различные факторы, которые синтезируют в себе особенности изображения
самого художественного образа и оценку писателя. Таким образом, приемы
создания художественного образа можно распределить по группам:
• объективные приемы (характеристика героя, портрет, биография персонажа,
поступки героя, языковые средства);
• субъективные приемы (характеристика образа автором,взаимохарактеристика);
• вспомогательные приемы (подтекст, пейзаж, деталь, символ, интерьер и тд.).
7.
Все рассмотренные приемы можно разделить на вербальные иневербальные средства. Первые создают образ с помощью речи, описания
и так далее, а вторые – через действия, поступки. Стоит отметить, что
указанные приемы не функционируют обособленно. Они должны
гармонично сочетаться в одном образе, который создается на основе
одного или нескольких приемов. Они взаимодополняют друг друга, носят
интегративный характер, формируя определенный тип образа в тексте.
Таким образом, приемы, указанные выше, должны воздействовать на
читателя, формировать через его познавательную деятельность
определенное отношение к образу, персонажу, его характеру.
8.
Во второй главе был проведен анализ лексико-семантических средствпроизведений Б. Шоу, а именно «Обращение капитана Брасбаунда»,
«Пигмалион», «Цезарь и Клеопатра».
9.
Для создания художественного образа Б. Шоуиспользовал средства характеристики героев, такие как
описание внешнего вида капитана Брасбаунда, которое
подчеркивает не только исключительность его
внешности, но и его человеческих качеств; также была
использована характеристика образа с точки зрения
других персонажей. Романтические черты капитана
Брасбаунда Б. Шоу передал при помощи описывания
действий самого персонажа.Таким образом, при помощи
разноуровневой характеристики главного персонажа,
Б. Шоу удалось создать романтического героя в лице
капитана.
10.
Проанализировав образ Генри Хиггинса, мы выявилиследующие лексические средства: аллюзии на библейские
темы, междометия, демонстрирующие приятельские качества
Генри Хиггинса, эпитеты, лексический повтор личных
местоимений, существительных и имен героев, а также
антитезы и ремарки. Также Б. Шоу использовал метод прямой
характеризации персонажа. Стоит заметить, что драматург
имплицитно выражает свою симпатию к Генри Хиггинсу
посредством восприятия персонажа другими действующими
лицами, к примеру, Эллизой, мистером Пикерингом и миссис
Пирс. В пьесе также замечено влияние феминистического
движения.
11.
Что касается образа Цезаря из пьесы «Цезарь иКлеопатра», то мы можем наблюдать, что Б. Шоу
использует разноуровневую характеристику
облика персонажа, а именно фонографический,
морфологический, лексический и
синтаксический уровни. Эти уровни содержат в
себе аллитерацию, определенные лексемы и
эпитеты, метафорическое сравнение,
риторические вопросы, ремарки, иронию,
сарказм, гиперболу и устойчивые выражения.
Все эти приемы позволили Б. Шоу как можно
лучше передать образ Цезаря.
12. Результаты анализа стилистических средств, используемых Б. Шоу
13.
14.
15.
В результате исследования было установлено, чтодля создания образа Б. Шоу использует литературные
приемы, такие как: речевая характеристика, интерьер,
портретная характеристика. А к стилистическим
приемам создания художественного образа относятся:
метафора, сравнение, эпитет, антитеза, анафора,
метонимия и тд.
Таким образом, приемы, указанные выше, должны
воздействовать на читателя, формировать через его
познавательную деятельность определенное отношение
к образу, персонажу, его характеру.