Символика Натюрмортов Малых Голландцев
Кто такие Малые голландцы ?
Введение(натюрморт)
Развитие натюрморта
Развитие натюрморта по городам
Разновидности натюрморта
Цветочный натюрморт
Основные символы присущие цветочному натюрморту
«Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)
Vanitas, или «Ученый» натюрморт
Тональный натюрморт
«Рыбный» натюрморт
«Обманка» («trompe l’œil», «иллюзионистский» натюрморт)
«Роскошный» натюрморт
«Охотничий» натюрморт
Натюрморт с животными
Заключение
Список литературы
13.97M
Категория: ИскусствоИскусство

Символика Натюрмортов Малых Голландцев

1. Символика Натюрмортов Малых Голландцев

СИМВОЛИКА
НАТЮРМОРТОВ МАЛЫХ
ГОЛЛАНДЦЕВ
Выполнила: Сенникова Е.А. Группа: ПС 16-1
Преподаватель: Костко Оксана Юрьевна

2. Кто такие Малые голландцы ?

Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа
голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и
бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название.По другой версии термин
получил распространение во французской литературе об искусстве.
Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к
отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под
определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров,
разработка системы тональной живописи. Особенности живописи малых голландцев были
обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка.
1 - Герард Терборхнидерландский
живописец.
2- Я. Порселлис
.Корабли на рейде

3.

Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а
для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане,
ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще
не бывало в истории искусства.
В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре»
пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю.
Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой
живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный
характер, изображали сцены частной, повседневной жизни. Именно поэтому
голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали
«малыми голландцами»
Питер де Хох.
Женщина с
ребёнком у
кладовки
Адриан ван Остаде. Крестьяне
за выпивкой.

4. Введение(натюрморт)

Изображения предметов неодушевлённой природы встречаются в искусстве со времён
античности. Однако именно в Голландии XVII века натюрморт впервые выделился в
отдельный жанр изобразительного искусства.
Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно
выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые
столы». Типично голландским видом натюрморта стали монохромные «завтраки», для
которых характерны лаконизм содержания, сдержанность колорита и объединяющая роль
световоздушной среды.
1- Мартен Буллема де
Стомме. «Натюрморт с
кубком-наутилусом»
2- Виллем Хеда.
«Натюрморт с ветчиной».

5.

Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опирались на традиции
нидерландского Возрождения, в частности, на творчество Робера Кампена, Рогира
ван дер Вейдена, Яна Госсарта и других, кто в картинах на религиозную тематику
широко стал использовать элементы натюрморта. В XVI веке Бартоломеус Брейн
Старший, Дирк Боутс , Питер Артсен, Иоахим Бейкелар, Бартоломеус ван дер
Хелст и другие стали создавать картины, в которых натюрмортные мотивы вышли
на первый план, а сцены из жизни Христа отодвинулись в глубину.
Питер Артсен
Иоахим Бейкелар
Бартоломеус Брейн Старший

6.

В XVII веке картины предназначались, как правило, для украшения интерьеров
и имели камерный формат. Их сюжеты отражали повседневную жизнь
голландских бюргеров, причём художники скрупулёзно фиксировали окружавший
их предметный мир. Впервые разнообразные предметы заняли место на картине
не в силу придававшегося им символического смысла, а исключительно из-за
собственной красоты и живописности.
Натюрморт
для
украшения
интерьеров

7. Развитие натюрморта

Натюрморт как отдельная отрасль выделился около 1600 года. Новый жанр получил в Голландии
название «stilleven» (дословно «тихая жизнь»), хотя этот термин стал употребляться лишь в середине XVII
века. Под stilleven голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения.
Поэтому наряду с цветами, плодами, снедью, посудой, черепами, мёртвой рыбой и битой дичью в
голландских натюрмортах XVII века можно увидеть и изображения насекомых, ящериц, и даже птиц и
зверей.
В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей
спецификой. На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев
цветоводством. Живописцы следующего поколения (Клас, Хеда и др.) перешли к скромным «завтракам»
со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Эти натюрморты
отличаются лаконизмом и простотой; все компоненты выдержаны в единой сероватой гамме. Так
называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы
демократических слоёв в первой половине столетия.
Балтазар ван дер Аст
«Натюрморт с цветами в
вазе и фруктами на
блюде»

8. Развитие натюрморта по городам

На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные
особенности того или иного города. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с
его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в
средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии — Амстердаме — возникли
роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. В Гааге, центре морского промысла, работали
создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в
университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский»
натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности
земного существования.
Б. ван дер Аст. «Натюрморт с фруктами»
Виллем Клас Хеда. «Завтрак с черничным пирогом.»

9. Разновидности натюрморта

Особенностью голландской живописи XVII века была чрезвычайно узкая специализация
художников. Внутри основных жанров, господствовавших в живописи этого периода —
пейзажа, натюрморта и бытового жанра — существовали многочисленные поджанры. Это
объяснялось высокой конкуренцией на рынке живописи: чем у́же была область, в
которой специализировался тот или иной живописец, тем большего мастерства мог он в
ней достичь.
Абрахам ван Бейерен
Абрахам ван Бейерен

10.

Строгое разделение натюрмортов на поджанры затруднительно, так как зачастую в
одной картине объединялось несколько мотивов.
Тем не менее, принято выделять несколько наиболее распространённых
разновидностей этого жанра: цветочный натюрморт; Накрытые столы» («Банкеты» и
«Завтраки); Тональный натюрморт ; «Кухонный» натюрморт ; «Рыбный» натюрморт;
«Суета сует» (vanitas, «учёный», или «философский» натюрморт) ; «Обманка» («trompe
l’œil», «иллюзионистский» натюрморт) ; «Роскошный» натюрморт ;«Охотничий»
натюрморт; Натюрморт с животными; Поздний цветочно-фруктовый натюрморт;
ПРИМЕРЫ:

11.

Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная
интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать
определенные знаки. Жан Кальвин учил, что повседневные вещи
обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять
моральный урок. Предметы, изображенные в натюрморте, многозначны:
их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом.

12. Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости
так же преходящи, как красота цветка. Символика растений особенно сложна и неоднозначна, и
уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические
иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было
непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество значений, иногда прямо
противоположных. Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался
символом Богоматери. В натюрмортах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был
волен выбрать один из двух смыслов или совместить их.
Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями
животных. Эти образы выражали основную мысль произведения, подчеркивая мотив
быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.
Jeronimus Sweerts
Боссхарт Старший

13.

В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет в вазах
уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки - знаки
бренности. Символы скромности и чистоты - ландыши, фиалки, незабудки. Цветы
часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу.
Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики,
был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому
гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники,
померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами;
веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался
нарциссом.
Цветы часто изображали в
окружении бабочек,
символизирующих
бессмертную душу.
тюльпаны - символом
быстро уходящей красоты,
разведение этих цветов
считалось одним из самых
суетных и тщетных занятий;
тюльпан также
символизировал любовь,
сочувствие,
взаимопонимание;
Балтазар ван дер Аст
Этюд с цветами и насекомыми

14. Основные символы присущие цветочному натюрморту

ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;
крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;
осыпавшиеся лепестки возле вазы – знаки бренности;
увядший цветок - намек на исчезновение чувства;
ирисы - знак Богородицы;
белые розы – платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;
красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;
белая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;
голубые и синие цветы – напоминание о небесной лазури;
чертополох - символ зла;
гвоздика - символ пролитой крови Христа;
мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;
анемон – помощь в болезни;
тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан
также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан – ложная любовь,
красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным
приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).

15. «Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)

Наряду с цветочным натюрмортом в Голландии XVII века развивается и набирает всё большую
популярность ещё одна разновидность натюрморта — изображение накрытых столов (в свою
очередь подразделяющаяся на так называемые «банкеты» (нидерл, banketjes) и «завтраки»
В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских мастеров мы видим
хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой
или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов
Набор предметов, образующих натюрморт, первоначально включал традиционные для
голландцев продукты: сыр, ветчину, булочки, фрукты, пиво. Однако потом в натюрмортах стало
появляться всё больше характерных для торжественных случаев или столов зажиточных горожан
яств: дичь, вино, пироги (самым популярным был пирог с ежевикой). Помимо традиционной
селёдки появились омары, креветки, устрицы. Среди прочих деликатесов, которые любили
изображать голландские художники, были виноград, оливки и артишоки.

16.

Виллем Клас Хеда
Ян Давидс
Ван Шутен.
Питер Клас

17.

Стала использоваться и дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы.
Особым вниманием художников пользовались бокалы: рёмер, беркемайер, пас-бокал, флёйтбокал, венецианский бокал, акелей-бокал. Наиболее изысканными были кубки-«наутилусы»,
изготавливавшиеся из раковины одноимённого моллюска.
Частыми атрибутами натюрмортов были солонка и столовый нож. В качестве колоритного
пятна нередко использовался наполовину очищенный лимон
Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами,
цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст
имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
Бутылка — символ греха пьянства.
Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности.

18.

зрелые плоды - символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
гранат - символ воскресения, символ целомудрия;
вишня – « райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
земляника - символ праведности и трудолюбия;
оливка - символ мира;
лимон – предательство, чувственные наслаждения;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть - напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении
осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;
вино в бокале или кувшине олицетворяло жертвенную кровь Христа;
кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает
умеренность;

19. Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это
означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый
интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и
человеческой жизни.
Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека указывают на мимолетность
земной славы. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную
жизнь. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно
лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но
и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить
записанную в нотной тетради музыку

20.

Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом
ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги,
музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду,
игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри, и т. д. Порой художник включал
в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum,
Memento mori, Sic transit gloria mundi, и т. д.). Как правило, натюрморты были выдержаны в
тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы. Изображаемые предметы обычно
располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать
пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету
людских деяний.
Во второй половине XVII века трактовка сюжета претерпела некоторые изменения: из мрачного
напоминания о неизбежном конце натюрморты «суета сует» превратились в своего рода
картины-загадки, требующие от зрителя знания используемой в них символики. Всё чаще в них
возникает мотив тщеты земной славы, занятий наукой и искусством

21.

«Ученый» натюрморт

22.

книги и географические карты, писчее перо — символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии;
античная скульптура – символ искусств;
портреты, анатомические рисунки, письма - символы общения;
медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого
тела
череп —
напоминание о
неизбежности
смерти.
Яан Девидс де Хем. Натюрморт

23. Тональный натюрморт

Особая разновидность натюрморта — так называемый тональный, или
монохромный натюрморт — сложилась в Харлеме в 1620—30 годах. Во главе
нового направления стояли художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда. В их
творчестве натюрморт эволюционировал от роскошных «банкетов» к скромным
«завтракам», от праздничной торжественности и строгого порядка — к
интимности и живописному «беспорядку».

24.

К тому времени тональное направление уже разрабатывали голландские
художники-пейзажисты: их работы отличались тонкими градациями и переходами
тона, а предметы словно растворялись в серо-коричневой дымке. Их достижения
были использованы авторами натюрмортов: живописцы создавали картины в
приглушённых тонах, используя преимущественно оттенки серого и коричневого.
Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и
металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему
самобытным видом голландского натюрморта.

25. «Рыбный» натюрморт

Родиной натюрморта с рыбами стала Гаага. Близость Схевенингена располагала
художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной
живописи — картин с изображением рыб и морских животных. Ещё одним центром
«рыбного» натюрморта стал Утрехт, несмотря на удалённость этого города от морского
побережья.
Основоположниками этого вида натюрморта были Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг
и Питер ван Норт
Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведения, как и
мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий и, как правило,
создавались для украшения дворцовых столовых.

26.

рыба – раннехристианский символ;
живая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски
обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на
неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина
моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает
смерть и бренность.

27. «Обманка» («trompe l’œil», «иллюзионистский» натюрморт)

Со времён античности художники стремились к максимально достоверному,
иллюзионистскому воспроизведению натуры. В европейском искусстве приблизительно с
XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию
трёхмерности. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища
зажиточного бюргера — книги, письменные и туалетные принадлежности,
разнообразные безделушки, охотничьи трофеи — причём художник стремился
нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими
на стене. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили
эффект реальности.

28.

К 1650—1660-е годам сложился особый жанр «иллюзионистского» натюрморта,
так называемых «обманок» (нидерл. bedriegertje), получивших впоследствии в
искусствоведческой литературе наименование «trompe l’œil» (от французских слов
«tromper» — обманывать и «l’œil» — глаз). В них обыгрываются несуществующие
окна, рамы и занавеси, а также разнообразные предметы, находящиеся в
вертикальной плоскости и как бы прикреплённые тесёмками или булавками.

29. «Роскошный» натюрморт

Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного
жанра — «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Родоначальниками жанра
были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Тематика и эстетика
этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её
стремление к богатству, изяществу и роскоши.. На картинах всё чаще появляются
серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское
стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и
изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и
тёплым .

30.

кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о
женской красоте ипривлекательности, одновременно они связаны с
тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
зеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения,
ирреальности;
серебряные сосуды - олицетворение богатства.
стекло – символ хрупкости;
фарфор – чистота;

31. «Охотничий» натюрморт

Во второй половине XVII века широкое распространение получили натюрморты с битой
дичью, отражавшие увлечение зажиточных бюргеров охотой. В Амстердаме, Харлеме и
Делфте особой популярностью пользовались натюрморты небольшого формата с тщательно
прописанными деталями, тогда как в Утрехте художники в основном писали большие
декоративные полотна, изображавшие не только сами трофеи, но и охотничье снаряжение,
а иногда даже включавшие фрагмент пейзажа.
По всей видимости, начало этому типу натюрмортов было положено Рембрандтом,
написавшим картины «Битая выпь» (1639) и «Два мёртвых павлина и девушка»
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое
распространение и «камерный» охотничий натюрморт

32.

33. Натюрморт с животными

Специфической разновидностью натюрморта являются возникшие во второй половине
XVII века картины, изображавшие разнообразных представителей земной фауны — змей,
ящериц, пауков, гусениц, бабочек — в их естественной среде. Основоположниками
жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619/1620 — 1678) и Маттиас Витхос (1627—1703).
Птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной
жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая
бабочка – символ бессмертия души, воскресения;
Хем, Ян Давидс
Корнелис Де Хем

34.

Адриан ван Утрехт «Банкетный натюрморт»

35. Заключение

Голландский натюрморт — одно из художественных претворений самой
важной темы голландского искусства — темы частной жизни обыкновенного
человека.
С изменением жизни голландского общества во второй половине XVII в., с
постепенным нарастанием стремления буржуазии к аристократизации и потерей
ею былого демократизма изменяется и характер натюрмортов. «Завтраки» Хеды
сменяются роскошными «десертами» Калфа. На смену простой утвари приходят
мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из
перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Калф достигает поразительной
виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных
поверхностей. Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется богатой
градацией самых изысканных красочных оттенков.

36. Список литературы

http://www.liveinternet.ru/users/andre_art/post228675397
https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/81654/МАЛЫЕ
http://onaturmorte.ru/?p=569
Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета.
М., 1962
http://fanread.ru/book/10405398/?page=1
English     Русский Правила