Западничество
Два крыла западничества.
Либеральные западники
Либеральные западники
Революционные демократы
Революционные демократы
Революционные демократы
Славянофильство (славянолюбство)
Славянофильство
Славянофильство
Славянофилы
Славянофилы
Славянофилы
Славянофилы
Почвенничество
Почвенники
Почвенники
Почвенники
1.93M
Категория: ФилософияФилософия

Общественные движения 19 века

1.

Сделал: Ивлев Матвей
ТО-1-20

2.

Российский консерватизм.
Разработчик идеи – президент Российской Академии наук граф С.С.Уваров.
Основное положение: связь православия (общественный интерес),
самодержавия и народности(объединение вокруг царя).
Серге́й Семёнович Ува́ров (05.09.1786 –
16.09.1855). Опубликовал ряд работ по
древнегреческой литературе и
археологии. Входил в литературное
общество «Арзамас». В 1833 – 1849
министр народного просвещения.
Триада «Православие, самодержавие,
Народность» впоследствии стала
крылатым выражением и выражением
русской монархической доктрины.
При Уварове было положено начало
реальному образованию в России и
восстановлена практика командирования
учёных за границу.

3.

Лидеры консервативного течения: Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.кукольник,
Ф.В.Булгарин и т.д.
Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин(1789 –
1859) (урождённый Ян Тадеуш Булгарин
(поляк) - писатель, журналист, критик,
издатель; «герой» многочисленных
эпиграмм Пушкина, Вяземского и др.
Основоположник авантюрного романа,
фантастического романа, фельетона и
нравоописательного очерка в русской
литературе, издатель первого в России
альманаха «Северная пчела» (1825).
Надпись: «Что если этот
нос крапиву нюхать
станет? / Крапива,
кажется, завянет!»

4. Западничество

Западники – представители одного из направлений
русской общественной жизни 1840-1850-х г.г.
Основные положения: 1. Россия – часть
общемирового исторического процесса, поэтому
должна развиваться по западноевропейскому пути. 2.
Против самодержавия и крепостничества.
Сотрудничали в журналах: «Отечественные
записки», «Современник», «Русский вестник»,
«Русское слово».

5. Два крыла западничества.

1. Либеральные западники (умеренные).
Выступали за реформы без революции. Надеялись, что общественные
преобразования произойдут «сверху» (по доброй воле власть
имеющих). Образец - Пётр I. Лидеры: П.В.Аненков, В.П.Боткин,
И.С.Тургенев, П.Я.Чаадаев.
2. Революционно – демократические (радикальные).
Пропагандировали идею крестьянской революции. Ядро будущего
социалистического мироустройства – крестьянская община. Однако
часть революционных демократов считала, что во главе нового мира
должен стать «умственный пролетариат», который просветит тёмный
народ. Лидеры: А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский,
Н.А.Добролюбов, Н.П.Огарёв, Д.И.Писарев.

6. Либеральные западники

В.П.Боткин (1812-1869). Опирался
на позиции «Эстетической
критики».
П.Я.Чаадаев (1794-1856). Главный труд
«Философские письма» (об отлучении
России от всемирной истории).

7. Либеральные западники

Тургенев И.С. (1818-1883). В
своём творчестве отразил
коренные изменения,
происходящие в умах людей,
конфликт прошлого и
настоящего.

8. Революционные демократы

А.И.Герцен (1812-1870) Разработал
теорию русского социализма, став
основоположником народничества.
В.Г.Белинский (1811-1848)
Литературный критик. Разработал
принципы натуральной школы –
реалистического направления в
русской литературе; гегельянец.

9.

Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (06.04.1812,
Москва – 21.01.1870, Париж) - русский
писатель, писатель, публицист, философ,
революционер.
В 1834 все члены кружка Герцена и он сам
были арестованы; сослан в Вятку. Проникся
идеями Гегеля. Уехал за границу; стал
свидетелем революции во Франции в 1849 году.
С 1857 издает еженедельную газету «Колокол»;
поддержал польское восстание. Получил
швейцарское гражданство, умер от воспаления
лёгких.
Произведения: «Сорока воровка» и роман «Кто
виноват». Из мыслей: «Запад сгнил и в его
обветшавшие формы не влить уже новой
жизни». Вера в общину и русский народ
спасала Герцена от безнадежного взгляда на
судьбу человечества.

10.

Силуэты пяти казнённых декабристов. Медальон с
титульного листа альманаха А.И.Герцена и Н.
П.Огарёва «Полярная звезда».

11. Революционные демократы

Н.А.Добролюбов (1836-1861)
Литературный критик. Разработал
метод «Реальной критики». Основное
назначение литературы – критика
существующего строя. Автор
скандальных критических статей:
«Когда же придёт настоящий день»,
«Луч света в тёмном царстве» и т.д.
Д.И.Писарев (1840-1868)
Литературный критик. Ведущий
сотрудник журнала «Русское слово».
Пропагандировал развитие
естествознание, которое считал
средством просвещения и
производительной силы.

12. Революционные демократы

Н.Г.Чернышевский (1828-1889).
Писатель, литературный критик.
Родоначальник народничества.
Разработал теорию идеального
государства в романе «Что делать?»
Находился в заключении, а потом в
ссылке до конца дней.

13.

Михаил Васильевич Буташевич – Петрашевский
(1821 – 1866) - русский революционер.
Родился в семье дворянина врача. Окончив
Царскосельский лицей (1839), поступил на
юридический факультет Петербургского
университета. По окончании университета (1841)
служил переводчиком в министерстве иностранных
дел.
В доме Петрашевского с 1844 проходили собрания, с
1845 - еженедельные («пятницы»).
Петрашевский выступал за демократизацию
политического строя России и освобождение
крестьян с землёй. В 1849 Петрашевский и
несколько десятков связанных с ним человек были
арестованы. Судом Петрашевский и ещё 20 человек
были приговорены к смертной казни. После
произнесения приговора и инсценировки расстрела
было объявлено о замене казни бессрочной
каторгой. Наказание отбывал в Восточной Сибири.
В феврале 1860 Петрашевский был выслан в село
Шушенское Минусинского округа. Многократно в
дальнейшем высылался. Умер от кровоизлияния в
мозг.

14. Славянофильство (славянолюбство)

Основные положения.
1. Выступали с обоснованием особого, отличного от
западноевропейского, пути развития России.
2.Усматривали российскую самобытность в отсутствии
борьбы между социальными группами, крестьянской
общине, православии как единственно истинном
христианстве.
3.За отмену крепостного права, смертной казни, свободу
печати.
Лидеры: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И.С. Аксаков,
К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Близкие по
взглядам: В.И.Даль, А.Н.Островский, Ф.И.Тютчев.

15. Славянофильство

Считали, что в российском менталитете
преобладает цельный тип мышления:
разум, чувство, воля, совесть, прекрасное и
истинное, справедливое и милосердное
образует одно живое единство, не
утраченное русским человеком в отличие
от западного (по И.В.Киреевскому).

16. Славянофильство

В процессе подготовки реформ 1861 года
сблизились с западниками на почве либерализма.
Некоторые идеи славянофильства получили
развитие у «почвенников».
Славянофилы критиковали «щеголянье
ненужными подробностями», утончённый
психологизм, которые присутствуют в
произведениях Л.Н.Толстого с его «диалектикой
души», произведениях И.С.Тургенева о «лишнем
человеке».

17. Славянофилы

Иван Васильевич Киреевский (18061856) Считал, что Запад потерял
духовную целостность, а в России она
сохранена. У нас есть божественное
зерно.
Алексей Степанович Хомяков
(1804-1860) Считал православие
истинной верой, что выражается
в идее соборности.

18. Славянофилы

И.С.Аксаков (1823-1886) Публицист,
общественный деятель. Выступал за
отмену крепостного права, во время
русско – турецкой войны 1877-1878 г.г.
организатор компанию за освобождение
славян от турецкого ига.
В.И.Даль (1801-1872) Писатель,
лексикограф, печатался под
псевдонимом Казак Луганский. Автор
сборника «Пословицы русского
народа», создал «Толковый словарь
живого великорусского языка».

19. Славянофилы

Не плота, а дух растлился в наши
дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Ф.И.Тютчев (1803-1873) В 1841
году состоялось знакомство
Тютчева с чешским деятелем
Вацлавом Ганкой, который и
увлёк Тютчева идеей
объединения славянских
народов. Деятельность Тютчева
направлена на повышение
авторитета России за границей.
Поэзия пронизана
натурфилософией. Природа
даётся как первобытная стихия.
Поэт пытается постичь сущность
человека, в частности,
славянской души, в процессе
мироздания.

20. Славянофилы

Александр Николаевич Островский (18231886) Писатель, драматург.
Ориентировался на творческие принципы
натуральной школы. В ряде произведений
«Гроза», «Бесприданница», «Лес» и т.д.
отразил русский национальный дух, его
стихийность.
Усадьба Щелыково

21. Почвенничество

Течение общественной мысли 1860-х родственное
славянофилам.
Во главу угла ставили «всечеловечность» русского
национального духа, видели процветание страны при
сохранении глубоких православных традиций.
Проповедовали сближение образованного общества с
народом на религиозно – этнической почве.
Лидеры: Ф.М.Достоевский, А.А.Григорьев,
Н.Н.Страхов.
Печатные издания: журнал «Время», журнал «Эпоха».

22. Почвенники

Ф.М.Достоевский (1821-1881) Опирался
на традиции натуральной школы.
Занимался поиском национального
варианта развития страны, ратовал за
примирение различных мировоззрений
на основе единения народности и
«цивилизации». По его мнению, именно
Россия может стать центром
примирения, поскольку в национальном
духе русских заложены
«всеотзывчивость», «всечеловечность»
терпимость к чужому. В произведениях
«Преступление и наказание», «Братья
Карамазовы», «Бесы» отразил
недопустимость насильственного
изменения миропорядка. По мнению
Достоевского, только приняв бога в
сердце можно достигнуть общего
благополучия.

23. Почвенники

Аполлон Александрович Григорьев
( 1822-1864). Литературный и
театральный критик. В своих
размышлениях отмечал, что
человеческая натура привыкла видеть
истину в цветном, праздничном, хотя
настоящая истина голая, неприметная.
Только обратившись к истиной вере мы
сможем понять истину. Всякий
талантливый писатель – есть неизбежно
«голос известной почвы, местности,
имеющей право в общенародной
жизни…

24. Почвенники

Николай Николаевич Страхов (18281896) Философ, публицист,
литературный критик. Критиковал
европейский рационализм, который
он определял как культ рассудка и
преклонения перед естествознанием.
Отмечал, что такая позиция
материализма лишена духовности. В
следствие такого подхода человек
забывает о боге и душе как понятиях
нерациональных.
English     Русский Правила