Похожие презентации:
Русская философия
1. Русская философия
Выполнила: Шадыбай СараГруппа: ОиНТ- 141
2. План
1.2.
3.
4.
Этапы развития русской философии, её
школы и течения.
Западники и славянофилы.
Философские воззрения русских писателей
Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
«Философия всеединства» В.С.Соловьёва.
3. Этапы развития русской философии
12
3
4
5
Древняя и средневековая
русская философия
Русское Просвещение
Российский духовный
ренессанс
Советский период русской
философии
Постсоветский период
русской философии
XI-XVII вв.
XVIII – первая
четверть XIX в.
Вторая четверть
XIX в. – 1917 г.
1917 – 1991 г.
С 1991 г.
4. Древняя и средневековая русская философия
Ранняя религиознаяфилософия
Иларион, Никифор Грек,
Климент Смолятич,
Вл.Мономах, Кирилл Туровский
Философия христианских
ересей
Арианство, богомильство,
московские антитринитарии,
Феодосий Косой
Исихазм
Феогност, Сергей
Радонежский
Нил Сорский, Максим
Грек, Иван Пересветов
Иосиф Волоцкий, Иван
Грозный
Зосима, Филофей
Нестяжатели
Иосифлянство
Теория «Москва-Третий Рим»
5. Русское Просвещение XVIII в.
Русские просветителиДеистическая
натурфилософия
Христианский платонизм
Социальная и
политическая
философия
Русское масонство
Татищев, Кантемир,
Прокопович, Ломоносов
Ломоносов
Сковорода
Радищев
Елагин, Шварц, Лопухин
6. Школы и течения русской философии (XVIII-XX вв.)
ЗападникиЧаадаев, Белинский, Герцен
Славянофилы
Хомяков, Киреевский, Аксаков
Почвенники
Григорьев, Леонтьев, Достоевский
Революционные
демократы
Народники
Чернышевский, Добролюбов, Писарев
Религиозная
философия
Сковорода, Толстой, Фёдоров, Соловьёв,
Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов,
Флоренский, Андреев
Русский марксизм
Плеханов, Ленин, Троцкий, Бухарин
Русский космизм
Одоевский, Сухово-Кобылин, Фёдоров,
Циолковский, Чижевский, Рерих и др.
Ткачёв, Лавров, Бакунин, Кропоткин
7. Особенности русской философии
Пристальноевнимание к
социальной
проблематике
Спор
западников и
славянофилов
Народопоклонство –
Этическая
ощущение долга
направленность
перед народом
Философско –
художественный
комплекс
Пристальное
внимание к
религиозной
проблематике
8. Основные направления русской философии
Основные направлениярусской философии
Западничество
Славянофильство
9.
ЗападничествоУ России нет особого
пути развития
Цель
западничества
Всё национальное
своеобразие России –
результат отставания от
мировой истории
Принятие Россией
европейских ценностей и её
включение в цивилизованный
мир
10.
Пётр Яковлевич Чаадаев(1794 – 1856)
У истоков западничества находятся идеи
П.Я.Чаадаева. Родился в семье богатого помещика.
Не окончив Московский университет, в
Отечественную войну 1812 г. ушёл добровольцем в
армию. Дошёл с русской армией до Парижа,
получив многие награды. Чаадаева ожидала
блестящая карьера на военном поприще, но он
ушёл в отставку. На рубеже 1820-1830-х гг. пишет
«Философические письма». Николай I объявил
автора сумасшедшим и отправил его под домашний
арест с присмотром врачей и полиции. Позже
Чаадаев пишет «Апологию сумасшедшего», которая
нелегально ходила в списках. Чаадаев умер в
одиночестве, в чужом доме от воспаления лёгких.
11.
Первое «Философическое письмо» из восьмибыло опубликовано в 1836 г. Ещё пять были
опубликованы в 1935 г., а два оставшихся –
только в конце 1980-х гг.
«Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не
входят в состав человечества, а существуют лишь для
того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок…С
первой минуты нашего общественного существования мы
ничего не сделали для общего блага людей; ни одна
полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей
родины; ни одна великая истина не вышла из нашей
среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из
того, что выдумали другие, мы перенимали только
обманчивую внешность и бесполезную роскошь».
П.Я.Чаадаев
12. Философские идеи П.Я.Чаадаева
Россия осталась внеистории мировой
цивилизации, так
как восприняла
религию и культуру
от Византии
На Западе
Чаадаев
усматривал
идеи
просвещения
13. 1840-е гг. – западничество становится влиятельным философским течением
Ведущие западникиА.И.Герцен
1812-1870
Н.П.Огарёв
В.Г.Белинский
1813-1877
1811-1848
14. Западничество
Западникиполагали
Учиться у
Европы
Россия
должна
Пройти этапы
развития западных
стран
Усвоить идеи
просвещения
Выйти на единственный путь
прогресса – путь науки и разума
15. Славянофильство
Россия должнаразвиваться по
особому пути, не
схожему с
западноевропейским
Цель
Выработка национальной русской
идеи на основе религиозных
традиций православия
16. Славянофилы
Иван ВасильевичКиреевский
Константин Сергеевич
Аксаков
1806-1856
1817-1860
17. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Родился в Москве в дворянской семье. Поокончании Главного инженерного училища в
Петербурге начинает заниматься
литературным творчеством, которое
благосклонно было принято критиками. В это
время он также увлекается революционными
идеями. В 1849 г. за «антиправительственную
деятельность» был арестован и приговорён к
смертной казни. В момент ожидания казни
прибыл курьер с указом о замене казни
каторгой. Девять лет Достоевский проводит в
остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в
Петербург, где занимается писательским
трудом.
18. Философские взгляды Ф.М.Достоевского
В 1860-х гг. Достоевский развиваетпрограмму почвенничества
Должна быть
восстановлена
разрушенная
петровскими
реформами связь
общественной жизни
России с исконными
народными началами
Духовность
Коллективизм
Соборность
19. Ф.М.Достоевский о человеке
Для разрешениянаболевших вопросов
необходимо
обратиться к душе
каждого конкретного
человека
Сущность
человека
Свобода без
нравственности
Свобода
человека
Саморазрушение
человека
20. Ф.М.Достоевский о человеке
Человек долженсамостоятельно идти к
свободе, освобождаясь
от страстей, искушений
и общепринятых
авторитетов
Это тяжёлый путь,
связанный со
страданием
Только страдание приводит к
искуплению и даёт полную
свободу
21. Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Серьёзные философские идеисодержатся в произведениях
Л.Н.Толстого. В романе «Война и
мир» он поднимает вопрос о
движущих силах истории и критикует
теорию «великих личностей» как
творцов истории. Для Толстого
творцы – не герои и вожди, а
народные массы, движимые
исторической необходимостью.
22. Этика Л.Н.Толстого
Не творить насилие и неготовиться к нему
Идея
ненасилия
Не принимать участие в насилии
других (не служить в армии, не
участвовать в судах и т.д.)
Не одобрять никакого
насилия
23.
За свои взгляды нарелигию в 1901 г.
Л.Н.Толстой был
отлучён от церкви
(предан анафеме).
24. Вл.С.Соловьёв
Вл.С.Соловьёв был значительной фигурой русскойфилософии.
Его труды стали основным источником
формирования религиозной философии XX века.
В их числе:
«Россия и вселенская церковь»,
«Оправдание добра»,
«Смысл любви» и др.
25. Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900)
Владимир Сергеевич Соловьёв (18531900)Родился в семье известного историка
С.М.Соловьёва. Учился на историкофилологическом и физико-математическом
факультетах Московского университета.
Заняться религиозной философией его
побудило видение Прекрасной Дамы, которое
повторялось трижды: в детстве, во время
занятий в Лондоне, в Египте. Для Соловьёва
этот образ стал основой философии Вечной
женственности, Божественной премудрости
(Софии). В конце жизни Соловьёв был
неустроен и имел серьёзные разногласия с
православной церковью. Неурядицы
подорвали его здоровье, и в возрасте 47 лет
он скончался.
26. Центральная идея философии Соловьёва
ВсеединствоСовершенный синтез
ценностей знаний,
способов познания
мира
27.
Основные пункты «философиивсеединства» Вл.С.Соловьёва
Онтология Гносеология Аксиология
Этика
Религия
Видимый
мир
Чувства
Красота
Стыд
Православ
ие
Мировая
душа
(София)
Божественный мир
Разум
Истина
Жалост
ь
Католициз
м
Вера
Добро
Благого
вение
Протестантизм
28. Онтология Вл.С.Соловьёва
Существуетабсолютный мир
как воплощение
божественного
Посредником
между мирами
является мировая
душа
Этому миру
противостоит видимый,
сотворённый мир,
который стремится к
божественному
Мировая душа – София,
«вечная
женственность»,
подобная образу
Богородицы
29. Гносеология
Всеединство постигается лишь цельнымзнанием, в котором соединяются
Знание
Эмпирическое
(научное)
Рациональное
(философское)
Мистическое
Вера
Интуиция
Творчество
30. Аксиология
ВсеединствоСинтез
Красоты
Истины
Добра
31. Этика
Человек отделяет себя от другихсуществ
Посредством
стыда
Жалость указывает
на солидарность
всего живого
Благоговение
есть подчинение
божественному
Эти три составляющих объединяются в
любви
32. Религия
В социальном планеВ.С.Соловьёв ратовал за
объединение церквей и
создание свободной
теократии на основе
единой «вселенской
церкви».