15.22M
Категория: МедицинаМедицина
Похожие презентации:

Межполовые различия Homo sapiens

1.

Межполовые различия Homo sapiens, биологическое и
социальное, межгрупповое и индивидуальное
- межполовые различия: естественные (природные,
биологические) или «делаемые»? Второе, и делаемые
социальным влиянием, а «биология» подстраивается под
него.
- «мужское» и «женское»: как соотносятся межгрупповые
различия и индивидуальная разнокачественность? Второе
много значительней, но неравенство эффективно мешает
этому.
- траектория жизни мужчины и женщины в обществе:
важней индивидуальные качества или культивируемые
стереотипы? Когда вторые есть, они пересиливают, но
как только становятся явными и обсуждаются, легко
меняются или ликвидируются вовсе

2.

Здесь нельзя пуать 3 разных понятия:
продолжительность жизни, скорость старения (скажем, у кабана равная у самцов и самок, хотя смертность
самцов во взрослом состоянии гораздо выше) и различия в смертности разных полов, связанные с различиями
в условиях жизни, в т.ч. с разной стратегией поведения в половом отборе

3.

4.

График, изображающий зависимость баллов по
математическому тесту PISA от индекса гендерного
неравенства в странах

5.

Психотехническая лаборатория Института охраны труда в Москве (1928 г.)
Сверху вниз, слева направо: Г. Нецкий, Ковтунова, Д.И. Рейтынбарг, Левигурович, (?),
А.А. Нейфах, В.М. Коган, Г. Скородинский, Е. Ривлина, (?), Р.И. Почтарева, И.Н.
Шпильрейн (зав. лабораторией), (?), Ю.И. Шпигель, С.Г. Геллерштейн, Л.И. Селецкая,
Кац-Нельсон, (?)

6.

1. «Непримечание слона» - социальных
влияний от других особей,
пересиливающих «биологические»
влечения изнутри.
2. Человек без «социального» - не
«голая обезьяна», а «обезьяна Харлоу»
3. Биологизаторы не следуют до конца
собственным утверждениям:
антропоиды, телесно такие же как мы,
но «без культуры», «загруженной» в
онтогенезе, показывают куда меньшие
различия полов во всех аспектах
поведения, объявляемых
«биологически детерминированными»
Socialcompas.com
Минусы биологического редукционизма
(«биологизаторство»)

7.

8.

https://som.yale.edu/faculty/michael-kraus

9.

«Мораль, которую навязывают беднякам, чтобы заставить их
поддерживать систему, покровительствующую богатым, никогда
не навязывается в той же мере богатым, чтобы заставить их
охранять интересы бедняков. Эта ситуация ставит духовенство в
трудное положение, когда оно вынуждено использовать
религиозные догмы, чтобы привить конформизм по отношению к
общественным нормам. Если, как вполне может случиться, эти
нормы будут действовать в пользу людей, обладающих
привилегиями и властью, религия может обрести черты еще
одного инструмента защиты официальных интересов»
(J. Fitzpatrick. The Role of Religion in Programs for the Pretention
and Correction of Crime and Delinquency. President's Commission on
Law Enforcement and Administration of Justice, Task Force Report:
Juvenile Delinquency and Youth Crime, p. 321.).
Эдвин М.Шур. Наше преступное общество. Социальные и
правовые источники преступности в Америке. М.: Прогресс,

10.

11.

...выживаемость
детей в первые три
года жизни
достоверно зависит
от числа лиц,
принимавших
участие в уходе за
ними и только от
этого фактора.
Выжили те 15
малышей, которых
опекали в среднем
10,8 членов
общины, а не
дожили до трех лет
5, в заботе о
которых принимали
участие немногим
более шести
человек (MannWhitney тест, p =
0,05).

12.

. Социальное влияние управляет «биологическими»
влечениями, как всадник лошадью.
2. Мозг «делает из психологии биологию»
3. Символические формы культуры - «проявитель», гены,
гормоны и пр. биология - «закрепитель» изменений в
человеческом поведении.
При движении тела, причем (по разным, к сожалению, не
очень точным данным) уже после 100—500 мс экспозиции,
испытуемые отчетливо видят движущегося человека,
уверенно различая мужчин и женщин. Несмотря на
предельную редуцированность информации, испытуемые
даже способны узнавать при этом себя и своих знакомых
причем практически все данные получены на основании
видеосъемки (в последнее время, разумеется, также компьютерной
симуляции) и последующего наблюдения взаимного движения
всего лишь нескольких, прикрепленных к основным суставам тела

13.

Age-controlled number of living offspring
and five different measures of maternal
centrality for (a) Agta (n = 39) and (b) the
BaYaka (n = 38). Darker shaded areas
represent significant results at p < 0.05.
Shaded areas represent 95% confidence
intervals.

14.

«Тенденция к сглаживанию
признаков полового диморфизма,
связанных с общей грацилизацией
тела, прослеживается в настоящее
время в современном обществе
повсеместно. Причина тому —
последствия изменения образа
жизни, воздействия экологических
(прежде всего антропогенных)
факторов и экономических факторов.
Снижение уровня полового
диморфизма отражается не только на
конституции, но также на
гормональном статусе, особенно на
соотношении половых гормонов,
экстрогенов и андрогенов. …
Снижение гендерной специфичности
отмечается и в психологической
сфере. Увеличение количества
«эстроненичных» мужчин и
«андрогиничных» женщин
интерпретируется как адаптация к
современным условиям
цивилизации».
Е.Н.Хрисанфова, 2003.
Констуционология.// Антропология.
Учебник. М.6 изд-во ВЛАДОС,
с.173-216.

15.

«Я делаю это пять раз за ночь, чтобы иметь
ребенка. Если бы я старался меньше, жена не
была бы рада, ибо она хочет поскорее родить»
(слова молодого мужчины).
«Половая жизнь не столь утомительна, как
дневная забота о пропитании, но в обоих
случаях это уйма работы. Ночная проще,
поскольку потом можно поспать».
«Половое желание — это работа» (буквально:
Bilaпа bongedi)
«Я предаюсь любви с ним, чтобы стать
матерью, а не для удовольствия».
Уровень половой активности у мужчин населения США (1), земледельцев нганду (банту,
2) и пигмеев ака (3). Из: Hewlett, Hewlett, 2010.

16.

«Я — ничто как личность, но я — нечто как частица среды, создающей другие
личности». М.Л. Гаспаров
Csikszentmihalyi, M. & Figurski, T. J. (1982). Selfawareness and aversive experience in everyday life //
Journal of Personality, 50, 15-28.

17.

«Арены» конкурентной активности и поприща для
реализации не создаются людьми, а предшествуют
им, почему (ложно) воспринимаются как данность.
Они, связанные с ними возможности и запреты, и
определяют наш результат «на финише», и
социальные достижения, и дарвиновскую
приспособленность. Мы можем их лишь
перестраивать — или, наоборот, сохранять,
сообразно своим интересам.

18.

Следующий шаг в приобретении охотничьего опыта — это
первые попытки пользоваться луком. Его для юнца изготовляет
кто-либо из взрослых мужчин. В деревне время от времени
проводятся соревнования по стрельбе. Задача состоит в том,
чтобы попасть в мишень размером 25 см в поперечнике,
укрепленную на верхушке дерева, с расстояния около 15 м 28 .
Это тренировка для охоты на обезьян под названием капуцинфавн (Cebus paella), которые стоят на третьем месте по
значимости в экономике аче.
Сам для себя человек впервые мастерит лук только в возрасте,
приближающимся к 30 годам. Эти стрелки из лука
первоначально весьма неопытны. При коллективной охоте на
обезьян старшие пристально следят, чтобы стрелы из луков
новичков не угодили случайно в кого-нибудь из других
лучников, окруживших дерево, в кроне которого пытается
укрыться жертва. А случается такое не так уж редко. Один из
авторов статьи получил легкое ранение стрелой в такой
ситуации. Кроме того, начинающие часто не в состоянии найти
стрелу в лесу после выстрела, и многие из них пропадают
безвозвратно, по несколько штук за одну охоту.
Убить из лука обезьяну, перепрыгивающую в гуще ветвей, дело
совсем не простое. Следует научиться предвидеть направление
ее следующего перемещения и одновременно принимать во
внимание траекторию полета стрелы, чтобы не утратить это
ценное имущество. Как выяснили авторы статьи, освоить эти
навыки в совершенстве мужчинам удается только на подходе к
четвертому десятку жизни, в возрасте около 37 лет (рис. 7.14б).
То же можно сказать о точности стрельбы из лука по мишени
(там же, Fig. 1).
Таким образом, по мнению авторов, способность успешно
охотиться совершенствуется у аче на протяжении всей жизни,
достигая пика именно в этом возрасте, а спустя всего лишь
несколько лет идет на убыль. Особую важность Уолкер с
соавторами придают умению выслеживать добычу — искусству,
требующему опыта, который базируется на десятках тысяч
наблюдений. Они цитируют исследователя образа жизни
бушменов ю/’хоанси, где некоторые охотники умели опознавать

19.

«Если взрослый уже знал, что младенец, плач
которого в высокой тональности, — мальчик, он
описывал его как менее мужественного. И
аналогично девочки с низким по тональности
плачем описывались как менее женственные»

20.

Отбор на славнутость — социальный, а не половой; стабилизирующий, а не движущий
«а кучером был парень — родственник одной из них: «Кучер должен представить в этот день для
родных или знакомых девушек лошадь, хорошо раскрашенные сани и лучшую дугу — тяжелую,
раззолоченную и раскрашенную. Девушки должны позаботиться об украшении лошадей и
саней. Сбрую у лошади обыкновенно украшают множеством разноцветных бантов, как делается
это на свадьбе. Главным украшением саней служит постилальник или просто простыня
огромного размера, до половины состоящая из полотна, а оттуда из разных вышиваний,
кружевных, кумачовых, фестонных и атласных цветов. Ею накрывают сани так, чтобы
украшенное вышиваниями место опускалось сзади саней почти до земли. На простынях садятся
обычно по две девушки». Зрители с удовольствием разглядывали девушек, торжественно
проезжающих мимо них. Приехав на реку, девушки становились ровными рядами на льду или на
специально сделанном для них возвышении из льда — «глыбе» («кочке»). В 1890-е годы
этнограф С.В.Максимов сделал подробное описание этого девичьего стояния на «ердани»: «Все
невесты, наряженные в лучшие платья и разрумяненные, выстраиваются в длинный ряд около
«ердани». При этом каждая старается выставить напоказ и подчеркнуть свои достоинства.
Между невестами (называемыми также славушницами) прохаживаются парни, сопровождаемые
своими родительницами, и выбирают себе суженую. При этом, как водится, заботливая
родительница не только внимательно рассматривает, но даже щупает платья девиц и берет их за
руки, чтобы узнать, не слишком ли холодны руки у славушницы. Если руки холодны, то такая
невеста, хотя бы она обладала всеми другими качествами, считается зябкой и потому не
подходящей для суровой крестьянской жизни. (Славушницы выходят на смотрины с голыми
руками, без рукавиц)». Во второй половине дня девушки приходили на деревенскую площадь.
Каждая девичья стайка выбирала для себя место у церковной ограды, на некотором расстоянии
от другого коллектива девушек. Они стояли молча, стараясь продемонстрировать единство.
Когда зрители подходили к ним, девушки должны были перекреститься, потом поклониться и
предоставить возможность внимательно рассмотреть их. Поведение зрителей на смотринах
довольно красочно описал Н.С.Преображенский: «Около них сначала ходили молодцы,
знакомых угощали пряниками. Потом пять-шесть парней выбирали себе пожилую бабу и под её
предводительством направлялись к рядам девушек. Те стояли не шевелясь, как статуи. Баба,
подошедши к девушке, раздвигала полы шубы, показывала парням передники, потом поднимала
подол сарафана до грудей, показывала рубашку. Затем поднимала подол другой рубашки,
третьей, четвертой, до той самой рубашки на подоле которой были две красные полосы».
Стояние на «кочке» было довольно серьёзным испытанием. Мало того что девушки должны
были выстоять два-три часа, не отлучаясь ни на минуту, не разговаривая, не смеясь, но ещё и
выслушивать, не обижаясь на зрителей, высказанное вслух мнение о себе».

21.

Молодому полагалось демонстрировать перед обществом свою власть над женой. Например, зрители
требовали от молодушки поцеловать мужа, а он старался отвернуться от неё, поднять повыше голову.
Радостные зрители кричали: «Поломайся, поломайся, покуражься, пусть пониже поклонится!»
В Костромской губернии во время съездок молодоженов молодые мужья, выйдя из трактира в подпитии,
«отбивали карахтер», то есть попросту били своих жен. По словам очевидца, «многие из пожилых теперь уже
женщин еще и теперь вспоминают, как они гуляли в городе на Масленице и были трепаны своими мужьями».
Такое поведение молодого мужа вызывало у зрителей не возмущение, а, наоборот, одобрение.
Молодоженам полагалось подчиняться «обчеству». За неповиновение они бывали наказаны, иногда
довольно жестоко. Если молодушка «выказывала гордость», то ее могли, например, при всех столкнуть в воду
или посадить голым задом на муравейник.
Обряд представления молодой женскому сообществу, помимо постановки угощения, предполагал
«перебаски», то есть её соперничество с приглашёнными замужними женщинами в нарядах (баской —
красивый). Другой составляющей было испытание послушности молодой — бабы требовали от неё принести
воды попить, обнести «с уважением» присутствующих и пр.
Обряд представления молодой женскому сообществу, помимо постановки угощения, предполагал
«перебаски», то есть её соперничество с приглашёнными замужними женщинами в нарядах (баской —
красивый). Другой составляющей было испытание послушности молодой — бабы требовали от неё принести
воды попить, обнести «с уважением» присутствующих и пр.
Таким образом, анализ личных характеристик, влияющих на предпочтение при брачном выборе в
традиционном обществе, немедленно обнаруживает, что кроме возможности подготовить нужный набор
вещей, это определённые характеристики нрава. Предпочтительны девушки достаточно бойкие, живые и
активные,смирных и смурных отвергали, с другой — достаточно почтительные к старшим и вообще
традиции (включая традиции поведения в своём кругу).
Обратите внимание, что эти черты характера имеют отношение не столько к брачному выбору и связям
партнёров в получающемся микросоциуме — семье, сколько к «вписанности» индивида в «большое
общество». «Лучшие» — те, кто в девичьей стайке/группе парней лидеры-заводилы, а со старшими
почтительны и традицию уважают, поддерживают своей активностью, а не нарушают. Иными словами, отбор
есть, но социальный, а не брачный, и не движущий, а стабилизирующий. Видимо, по той же причине и у
современных западных женщин привлекательность обратно связана со стрессированностью, с содержанием
кортизола в крови (что естественным образом определяется плохим соответствием социальной роли или
активным нежеланием ей соответствовать — всё равно).

22.

Изменения в стандартах женской красоты в США,по фигурам моделей в модных журналах.
Из Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. Психологические законы поведения человека в социуме. Спб.: Прайм-Еврознак,
2002. С.267.
https://www.rehabs.com/explore/womens-body-image-and-bmi/

23.

24.

Kushnick, G. (2013). Why do the Karo Batak prefer women
with big feet? Human Nature, 1-12. doi: 10.1007/s12110013-9171-2.
Fessler, D. T., Nettle, D., Afshar, Y., Pinheiro, I., Bolyanatz,
A., Mulder, M., Zbarauskaite, A. (2005). A cross-cultural
investigation of the role of foot size in physical
attractiveness. Archives of Sexual Behavior, 34(3), 267-276.
doi: 10.1007/s10508-005-3115-9.

25.

Если верить медстатистике, после появления телевидения в
фиджийской провинции Надрога-Навоза процент больных
булимией среди женщин из возрастной группы риска вырос с
нуля в 1995 году (до телевидения) до 11,8% в 1998-м (через
три года после появления).
Внимательное изучение статистики стран третьего мира
привело специалистов к выводу о том, что если СМИ
государства англоязычны, то булимия возникает даже в самых
бедных местах, вроде тех же островов Фиджи. И чем выше
языковая и культурная обособленность населения того или
иного государства или провинции, тем реже встречается
подобное явление. Например, в Португалии ни одно
исследование не выявило ничего больше 0,3%, что почти в
сорок раз ниже фиджийских показателей. И это притом, что
ВВП на душу населения на Фиджи в пять раз меньше
португальского. Лучшим образцом культурно-языковой
изоляции среди стран, имеющих открытую медицинскую
статистику, британские учёные признали Кубу. Там не
зафиксировано ни одного случая нервной булимии, хотя даже
по данным ЦРУ здесь больше обеспеченных людей, чем на
Фиджи.

26.

I. M. Scott, A. P. Clark, S. C. Josephson, A. H. Boyette, I. C. Cuthill, R. L. Fried, M. A. Gibson, B. S.
Hewlett, M. Jamieson, W. Jankowiak, P. L. Honey, Z. Huang, M. A. Liebert, B. G. Purzycki, J. H.
Shaver, J. J. Snodgrass, R. Sosis, L. S. Sugiyama, V. Swami, D. W. Yu, Y. Zhao, I. S. Penton-Voak.
Human preferences for sexually dimorphic faces may be evolutionarily novel. Proceedings of the
National Academy of Sciences, 2014; 111 (40): 14388 DOI:10.1073/pnas.1409643111

27.

Как нейрофизиологические исследования и их освещение в прессе
способствуют укреплению гендерного неравенства

28.

«Among research trainees in biomedical sciences at the
University of California San Diego, 4.9% said they had
modified research results in the past, but 81% were
“willing to select, omit or fabricate data to win a grant or
publish a paper»
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2685008
/
«Приведём пример (см. рис.4 исходной работы):
__The real study__: acupuncture tested on breast cancer
patients and hot flashes frequency was estimated. No
statistically significant difference in primary outcome.
Sample size is small (50) and 34% of patients were
excluded from analyses at 12 months.
__Abstract__: «both groups exhibited significant
decreases in hot flashes …», «acupuncture appears to be
equivalent to drug therapy in these patients. It is safe,
effective and durable treatment for vasomotor
symptoms…» (authors focus on within-group
comparison! between-group there’s no statistically
significant differences; focus on outcome is not reported
anywhere, just mentioned in the discussion).
__Press-release__: «Study results show that
acupuncture, when compared to drug therapy, has a
longer-lasting effect on the reduction of hot flashes…»
(again, focus on within-group results, and saying nothing
about between-group comparison; also nothing about an
outcome (e.g. sex drive) besides discussion.
__News item__: «ACUPUNCTURE not only reduces
hot flashes of breast cancer patients but it also perks up
their sex drive and sense of well-being. … has a longerlasting positive effect on women receiving hormone
therapy for breast cancer. They also reported
improvement in energy levels and clarity of thought»
(the same idea of silence about between-groups
comparison; all words on outcome are not based on
statistically significant results)».
http://journals.plos.org/plosmedicine/article?id=10.1371/
journal.pmed.1001308

29.

30.

«Иллюстраци
я объема
(зеленым —
большой,
желтым —
маленький)
областей
мозга у 42
взрослых
людей,
показывающа
я
пересечения
между теми
формами,
которые
может
принимать
мозг у
мужчин и у
женщин.»

31.

Объем серого
вещества в
разных отделах
мозга на
выборке из
женщин (слева)
и мужчин
(справа).
Каждая
колонка —
один регион
мозга.
Черными
метками сверху
помечены
отделы, где
обнаружены
вариации в
анатомических
отличиях.
English     Русский Правила