Пётр I и русская культура
1703г. основание Санкт-Петербурга
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ
ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Ф. Дубянский «Стонет сизый голубочек»
Дмитрий Бортнянский Концерт №32
РУССКАЯ ОПЕРА В XVIII ВЕКЕ
ВОПРОСЫ:
3.46M
Категория: ИсторияИстория

Музыкальная культура России 18 век

1.

Музыкальная литература
3-й год обучения

2. Пётр I и русская культура

Начало XVIII века в
России связано с
преобразованиями
Петра I, которые
коснулись
различных сторон
жизни общества.

3. 1703г. основание Санкт-Петербурга

Во время Северной войны со шведами по приказу Петра в устье реки
Невы заложена крепость Санкт-Петербург, вокруг которой начинается
строительство новой столицы Город строится по европейскому образцу
- с широкими проспектами, площадями, каменными домами и дворцами.

4.

Реформы Петра коснулись разных сторон военной и
гражданской жизни: начато строительство русского
флота;

5.

;
созданы отборные гвардейские полки Семёновский и Преображенский. Указом
Петра I были учреждены полковые оркестры. С военными победами в Северной
войне связано появление нового музыкального жанра кант - виват. Это были
хоровые песни, торжественные и мужественные, прославлявшие победы
петровских войск.

6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ АССАМБЛЕИ

Стремясь приобщить русскую знать к европейской культуре, Пётр I учреждает
Танцевальные ассамблеи – так назывались первые публичные балы, куда его
придворные обязаны были являться с супругами и разучивать популярные в Европе
танцы – такие как полонез, менуэт, гавот, англез, алеманда.

7.

Одеваться надлежало по
французской моде.
На балах мужчины и
женщины должны были
быть одеты по этикету.
Женщины - в платьях с
длинным шлейфом,
мужчины - в кафтанах с
фалдами и узких
панталонах, туфли на
каблуках. На голову
одевались парики.
Военные были при шпаге
и в перчатках.

8. ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Неотъемлемой частью быта дворянских семей в XVIII веке становится
домашнее музицирование: игра на клавикордах, скрипке, флейте,
исполнение арий и кантов (разнообразных по содержанию –
любовных, шуточных, поздравительных) .

9. Ф. Дубянский «Стонет сизый голубочек»

На первых порах жители
обеих русских столиц
довольствовались
произведениями
зарубежных
композиторов, но к
концу века в России
складывается своя
композиторская школа
Молодые композиторы
создают
выразительные
романсы на стихи
современных поэтов
Ломоносова,
Тредиаковского и др.
особенно популярной
была песня «Стонет
сизый голубочек»
композитора
Ф. М.Дубянского.

10.

Во второй половине XVIII века наивысшего расцвета достигает жанр хорового
концерта.
Развитие этого жанра связано с творчеством композиторов
Дмитрия Бортнянского (1751 -1825) и Максима Березовского (1745 – 1777),

11. Дмитрий Бортнянский Концерт №32

Торжественность остается в целом характерной чертой и для концертов
Бортнянского и Березовского, при этом они становятся более разнообразными
и глубокими по содержанию. В них получают выход лирические чувства и
мысли о земных печалях и радостях. Особенно ярко это проявилось в концерте
М.Березовского «Не отвержи мене во время старости». Поэтической
одухотворённостью отличается Концерт №32 Бортнянского «Скажи ми,
господи, кончину мою».

12. РУССКАЯ ОПЕРА В XVIII ВЕКЕ

С 30-х годов XVIII века в
Петербурге и Москве
гастролируют
итальянские и
французские оперные
труппы, они ставят
оперы зарубежных
композиторов. Это были
весёлые комические
оперы на сюжеты
бытового характера, в
которых пение нередко
чередовалось с
разговорными
диалогами.

13.

По образцу
разговорных опер с
течением времени
создавались и
первые русские
оперы. Вначале это
были незатейливые
бытовые комедии с
музыкальными
вставками,
основанными на
мелодиях русских
песен. В некоторых
из них высмеивались
быт и нравы
различных сословий купцов, чиновников.

14.

В 1770-е годы в России
появляются первые
оперы русских
композиторов:
«Мельник - колдун,
обманщик и сват»
М.М Соколовского,
«Несчастье от кареты»,
«Санкт-Петербургский
гостиный двор»
В.А.Пашкевича,
«Ямщики на подставе»
Е.И.Фомина.

15.

Вот краткое содержание некоторых из них:
М.М. Соколовский
«Мельник – колдун, обманщик и сват»
Мельник – дедушка Фаддей, любитель хорошо пожить за
счёт доверчивых поселян, выдаёт себя за всесильного
колдуна. Анкудин и его сварливая жена Фетинья не
разрешают своей дочери Анюте выйти замуж за
Филимона. Молодые люди не могут пожениться, потому
что родители Анюты никак не могут договориться, кто
будет женихом дочери: крестьянин, как хочет отец, или
дворянин, как считает мать. За помощью Филимон
обращается к Мельнику. За солидную плату тот берётся
устроить дело: пользуясь тем, что Филимон однодворец,
(т.е. дворянин, имеющий один двор без крепостных), он
представляет его матери как дворянина, а отцу - как
крестьянина. Дело заканчивается свадьбой.

16.

В.А. Пашкевич
«Несчастье от кареты»
Помещик Фирюлин, преклоняющийся перед всем
иностранным, мечтает купить французскую карету, но
ему не хватает денег, и он решает продать своего
крепостного Лукьяна. Лукьян горюет: осуществление
плана барина грозит ему разлукой с невестой Анютой.
Влюблённые молят Фирютина изменить своё решение, но
тот непреклонен. На помощь приходит шут Афанасий,
который, зная пристрастие барина ко всему
иностранному, начинает изъясняться по-французски.
Умилённый помещик освобождает Лукьяна, и тот
женится на Анюте.

17. ВОПРОСЫ:

1.
2.
3.
4.
5.
Когда и почему появился жанр кант-виват?
Как в России назывались первые публичные балы?
Какие танцы там исполнялись?
Какие инструменты были распространены в домашнем
музицировании?
Назовите русские оперы, ставившиеся в России в XVIII
веке, и их авторов.
Какие композиторы писали хоровые концерты?

18.

Все вопросы и выполненные
задания (можно сфотографировать)
отправляйте мне на электронную
почту :
[email protected], либо в личные
сообщения в WhatsApp. Все задания
будут размещаться в группе в
WhatsApp, а также по субботам в
группе МБУДОДШИ №6 г. Тулы
ВКОНТАКТЕ ,
https://vk.com/moydoddshi_6
English     Русский Правила