Похожие презентации:
Массовая и элитарная культура
1.
2.
В рамках определеннойисторической эпохи в мире
всегда существовали
различные культуры:
интернациональная и
национальная, светская и
религиозная, взрослая и
молодежная, западная и
восточная.
В современном обществе
особое значение
приобрели «массовая» и
«элитарная культура».
Элитарная культура возникает
прежде массовой, но в
современном обществе они
сосуществуют и пребывают в
сложном взаимодействии.
3.
В современной научной литературеимеются различные определения
массовой культуры. В одних массовая
культура связывается с развитием в ХХ
веке новых коммуникативных и
репродуктивных систем (пресса и
книгоиздание, аудио- и видеозапись,
радио и телевидение, спутниковая связь,
компьютерная технология) и глобальным
информационным обменом
В других определениях
подчеркивается ее связь с
развитием нового типа социальной
структуры индустриального и
постиндустриального общества,
которая привела к созданию нового
способа организации производства
и трансляции культуры.
4.
Массовая культура — культура популярная и преобладающая среди широкогослоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления,
как быт, развлечения, средства массовой информации и т.п.
5.
«Массовую культуру» называют поразному: развлекательным искусством,искусством «анти-усталости», полукультурой.
В 80-х гг. термин «массовая культура»
стали употреблять реже, поскольку он
скомпрометирован тем, что
использовался исключительно в
отрицательном смысле.
В наши дни его заменило понятие «попкультура». Характеризуется её,
американский психолог М. Белл
подчеркивает:«Эта культура
демократична. Она адресована всем
людям без различия классов, наций,
уровня бедности и богатства».
6.
Массовой культуройназывают такой вид
продукции, которая
ежедневно производится в
больших объемах.
Другими словами, это
поточно-конвеерное
производство по различным
каналам, включая и средства
массовой информации и
коммуникации.
Предполагается, что
массовую культуру
потребляют все люди,
независимо от места и
страны проживания.
Это культура повседневной
жизни.
7.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовныхпоисков народа.
Массовая культура может быть интернациональной и национальной.
Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем
возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
8.
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга иснятия напряжения и стресса у человека, сколько стимулирование
потребительского сознания, что формирует особый тип пассивного
некритического восприятия этой культуры у человека.
9.
«Массовая культура»сформировалась
одновременно с обществом
массового производства и
потребления.
В западной социологии
«массовая культура»
рассматривается как
коммерческая, поскольку
произведения выступают в
ней в качестве предметов
потребления, способных
при продаже приносить
прибыль, если они
учитывают вкусы и запросы
массового зрителя,
читателя, слушателя.
Как и в любом другом виде
коммерции, неотъемлемой
частью «массовой
культуры» является
реклама.
10.
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мирекроются в коммерческом характере всех общественных отношений.
Духовная деятельность становится товаром в условиях конвейерного
производства. А это определяет развлекательный характер художественных
произведений. Надо, чтобы клип окупился, деньги, потраченные на производство
кинофильма, дали прибыль.
11.
В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематографпредлагает набор фильмов ужасов, комедий, мелодрам, боевиков, т.п.
12.
Массовая культура создаёт формулугероя, повторяющийся образ,
стереотип. Создаётся искусственный
«Олимп», боги — «звёзды» и возникает
толпа фанатичных поклонников и
поклонниц.
13.
При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущихтелепрограмм, модных модельеров, музыкантов чему в большей
мере способствует создаваемая вокруг них реклама
14.
Следует признать, что массовая культура — это объективный индикатор состоянияобщества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и
реальной системы ценностей.
В сфере художественной культуры она призывает человека не бунтовать против
общественной системы, а вписаться в нее, найти и занять свое место в обществе
рыночного типа.
15.
В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средствавыражения. Она в большей степени ориентируется не на реалистические образы,
а на искусственно создаваемые образы — имиджи и стереотипы.
16.
Вслед за З. Фрейдом большинство исследователей считают , что при потреблении«массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как
бы перестаёт быть самим собой , а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он
заражается «коллективным настроением» и когда слушает рок-музыку или смотрит
кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора.
17.
К негативным последствияммассовой культуры относится
ее свойство мифологизировать
человеческое сознание.
Происходит отказ от
рационального начала в
сознании и эти мифы
обслуживают нищету
мышления.
С одной стороны, можно подумать,
что целью массовой культуры
является снятие напряженности и
стресса у человека
индустриального общества — ведь
она носит развлекательный
характер.
18.
Но на самом деле этакультура не столько
заполняет досуг, сколько
стимулирует
потребительское
сознание у зрителя,
слушателя, читателя.
Возникает тип
пассивного,
некритического
восприятия этой
культуры у человека. А
раз так, создаётся
личность, сознанием
которой легко
манипулировать,
эмоции которой легко
направлять в нужную
сторону.
19.
В этом плане массовая художественная культура успешновоплощает в себе самый желанный человеческих миф
— миф о счастливом мире.
При этом она не зовет своего зрителя строить такой мир, а
предлагает человеку убежище от реальности.
20.
Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой иэксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.
21.
В настоящеевремя некоторые
исследователи
отказываются от
взгляда на
«массовую
культуру» лишь
как на область
«дурного вкуса».
Многими осознается, что она имеет не только отрицательные черты.
Массовая культура способна:
-компенсировать недостаток личностного общения и неудовлетворенность
жизнью;
-увеличивать причастность населения к политическим событиям;
-повышать психологическую устойчивость населения в сложных социальных
ситуациях;
-делать доступными для многих достижения науки и техники.
-и др.
22.
«Массовой культуре» часто противопоставляют «элитарную культуру»,сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия.
23.
Элитарная культура (отфранц. elite — отборное, лучшее)
- субкультура
привилегированных групп
общества, которая
характеризуется ценностносмысловой обособленностью,
закрытостью; элитарная
культура утверждает себя как
творчество узкого круга
«высочайших профессионалов»,
понимание которого доступно
столь же узкому кругу
высокообразованных ценителей.
Элитарная культура претендует
на то, что она стоит высоко над
«обыденностью» повседневной
жизни и занимает позицию
«высшего суда» в отношении
социально-политических проблем
общества.
24.
К ней обычно относят фильмы Ф.Феллини и А.Тарковского25.
Книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута26.
Картины Пикассо и Дали,музыку Дюваля и Шнитке
27.
Разновидностьюэлитарного искусства
является модернизм и
постмодернизм.
28.
Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовойкультуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, обеспечивающего
смыслообразующую функцию.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный,
творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности.
Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на
личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории.
29.
Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точкизрения высший, привилегированный слой общества — элита.
В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особой
прослойки общества, наиболее способной к духовной деятельности,
одаренной высокими эстетическими задатками.
Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство
должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей.
30.
Следует понимать, что элитарное далеко не всегда являетсятождественным классическому.
31.
Понятие «элитарного» в противовес«массовому» проявилось в концепциях
романтиков в конце XVIII в.
Первоначально у романтиков элитарное
несет в себе смысловое значение
избранности, образцовости,
тождественное классическому.
Особенно активно понятие классического
разрабатывалось в эпоху Возрождения.
Тогда нормативным ядром было искусство
античности.
Но романтики стремились
ориентироваться на
новаторство в сфере
художественного творчества.
Тем самым они отделили свое
искусство от привычных
художественных форм.
32.
Типичным проявлениемэлитарной культуры является
теория и практика «чистого
искусства» или «искусства
для искусства», которая нашла
свое воплощение в культуре на
рубеже ХІХ-ХХ веков.
Так, например, в России идеи
элитарной культуры активно
развивало художественное
объединение «Мир искусства»
(художник А. Бенуа, редактор
журнала С. Дягилев и др.).
33.
Элитарная культура, какправило, возникает в эпохи
культурного кризиса, слома
старых и рождения новых
культурных традиций, способов
производства и
воспроизводства духовных
ценностей, смены культурноисторических парадигм.
Поэтому представители элитарной
культуры осознают себя либо «творцами
нового», возвышающимися над своим
временем, и потому не понимаемыми
своими современниками, либо
«хранителями основополагающих
основ», которые следует защитить от
разрушения и значение которых не
понимается «массой».
34.
В такой ситуации элитарная культураприобретает черты эзотеричности —
закрытого, потаенного знания, которое не
предназначается для широкого, всеобщего
использования. В истории носителями
различных форм элитарной культуры
выступали жрецы, религиозные секты,
монашеские и духовно-рыцарские ордена,
масонские ложи, литературнохудожественные и интеллектуальные
кружки, подпольные организации.
Такое сужение потенциальных адресатов
культуры рождает у ее носителей
осознание своего творчества как
исключительного.
35.
Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий кругтонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных
споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель
может не обратить на них никакого внимания или не понять.
Коммерческая выгода не является целью для авторов, стремящихся к
новаторству и самовыражению.
При этом возможно проявление уникальных произведений искусства, которые
иногда приносят их создателям не только признание, но и немалый доход,
становясь очень популярными.
36.
Элитарная культура являетсядвойственной, противоречивой по
своей природе. С одной стороны, она
способствуют обновлению культуры
общества, вносят новую проблематику,
язык, методы культурного творчества,
рождаются новые жанры и виды
искусства, создаются неординарные
научные теории, философские
концепции.
37.
С другой стороны, позиция элитарной культуры, противопоставляющей себякультуре общества, может означать уход от социальной действительности в
идеализированный мир «искусства для искусства», религиозно-философских и
социально-политических утопий.
38.
Такая демонстративнаяформа неприятия
существующего мира
может быть как формой
пассивного протеста
против него,
так и формой признания собственного
бессилия, неспособности воздействовать
на культурную жизнь общества.
39.
«Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу.Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства »
через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой
культурой», повышая её уровень.
В то же время «популярная культура», приносящая прибыль, даёт возможность
кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам
«элитарного искусства».