Похожие презентации:
Святки на Руси
1. Святки на Руси
2. Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января).
Святками называютдвенадцать
праздничных дней
между
Рождеством
(7 января)
и Крещением
(19 января).
Нет на Руси ни одного
праздника, который бы
сопровождался таким
богатым выбором
обычаев, обрядов, примет
и прочего, как во время
святок.
На святках мы встречаем
странную связь обычаев
из языческого обряда,
смешанных с некоторыми
христианскими
воспоминаниями
о Спасителе Мира.
3.
Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленныхдомах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да
и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый
праздник - Рождество Христово со святками.
4. Святки на Руси
Святками на Руси называли время отСочельника – ночь перед Рождеством
Христовым с 24-го на 25-е декабря (с 6-го на
7-е января по новому стилю) и до Крещения
Господня 6 января (по новому стилю 19-го
января). Празднование святок у христиан
было принято достаточно давно – в VI веке
нашей эры, в то время, когда на Руси ещё
процветало язычество. Языческие обряды и
традиции, соединившись с традициями
православия, и дали славянам этот праздник.
5.
6. Святые, или Страшные, вечера
Святые, или Страшные, вечера…Наступает вечер перед днем Рождества Христова, рождественский
Сочельник (или Сочевник). Тьма сгущается и вот, вспыхивает на
востоке первая звезда. Ее-то и ждут, поскольку теперь только
можно сесть в этот день за трапезу, веруя, что загорелась та самая
звезда, что возвестила когда-то волхвам о рождении
Сына Божия в Вифлееме Иудейском.
7.
Посколькупродолжается
еще
рождественский пост,
еда не обильна, но
особенна
и
традиционна: на столе
— сочиво (или кутья),
сваренная на меду
каша
из
ячменя,
пшеницы или риса с
изюмом,
а
также
взвары — вареные на
меду сушеные яблоки,
груши
и
сливы,
оладьи медовые да
пироги постные.
8. В каждом доме пекли к этому дню фигурное печенье из пшеничной муки — фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов.
9. С самого Сочельника ни одна хозяйка не выметала сор из избы, чтобы потом собрать весь его в кучу и сжечь посреди двора.
10. Коляда
Ещена
святки
колядуют. “Коляда”—
слово загадочное, и по
сей день нет ему ни
одного
надежного
объяснения. В разных
областях России народ
придавал этому слову
самые
различные
понятия.
Колядование — обряд
хождения от дома к
дому с поздравлениями
и песнями, получая
подарки
(сладости,
деньги и др.)
11.
К началу ХХ века сложныедейства
колядок
упростились,
а
потом
свелись к минимуму. В
первую
святочную
ночь
колядовала
обычно
молодежь,
и
парни
и
девушки
шли
веселой
гурьбою по улицам, неся
перед собою на шесте или
зажженный фонарь в виде
звезды, или вырезанный из
картона домик с горящей
свечою
внутри.
Останавливались
у
тех
домов, где горел огонь,
заходили и пели колядки —
песни, в которых славили
хозяина
со
всем
его
семейством, за что получали
в награду или угощение, или
деньги.
12.
Уже после первого,рождественского, обхода
домов молодежь чаще
всего
собиралась
в
заранее подготовленной
избе на посиделки, где
устраивалась пирушка
—
на
стол
выкладывалось
все,
чем одарили щедрые
хозяева,
а
на
подаренные
деньги
покупалась
выпивка,
ведь ее на вынос не
дают. После застолья
начинались
игрища,
гадания, хороводы.
13. Игрища
Святкипраздновались
всеми, в них
участвовали и стар
и млад. Но в основе
своей это был
праздник молодежи
— игры, песни,
обходы домов,
посиделки, гадания
создавали
неповторимую
атмосферу
святочного веселья.
14. Посиделки
Осенью и зимой такие общиесборища,
чтобы
вместе
повеселиться,
устраивались
каждую неделю. Но святочные
посиделки, и прежде всего
рождественские,
были
особенными. Каждый участник
приносил с собой в узелке
несколько смен новой верхней
одежды — рубах, сарафанов,
платков, и при каждой новой
игре переоблачался. Молодые
же из бедных семейств, не
имевшие возможности купить
себе обновки, занимали их у
более состоятельных соседей.
15.
Сегодняшнеезначение
слова “игра” не совсем
соответствует тому, что
было употребительно в
прошлом.
Игрой,
например,
считалось
загадывание
загадок.
Вероятно,
когда-то
в
прошлом это был какой-то
магический обряд. Со
временем
истинный
смысл его затерялся, но
традиция сохранила и сам
тип
вопросно-ответных
песен,
и
древнейшую
форму
исполнения
—
двумя группами девушек в
виде
своеобразного
диалога.
16. Хоровод
Нет посиделок без хоровода. Это тоже своего рода игра, но одновременно и танец.Например, все девушки ходят по кругу (они — “царевны”), а одна оставшаяся ходит поза кругу (“царевен”) и, с пением определенных куплетов, выводит во второй, больший
круг свою первую избранницу, затем — вторую, третью… И так до тех пор, пока из
первого круга не выйдут все девицы. Затем вереница девушек делает несколько
поворотов, хороводных зигзагов, и на том игра кончается.
17.
Одной из любимейших была игра в “молчанку”. По команде: раз, два,три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное
молчание. Только ведь кто его долго выдержит, переглядываясь в этот
веселый вечер! Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось
наказание: съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху,
позволить облить себя водой с головы до ног…
18. Ряжение
Игры, песни, хороводы обычно прерывались приходом ряженых (впрочем, ряжеными наСвятки ходили и днем, но чаще всего — под вечер).
Хождение ряжеными — отличительная черта всего праздника Святок. Обычай этот никак
нельзя считать случайной деталью народного быта, поскольку и сам обряд был повсеместен,
и распространялся он на всех, исключая разве что скоморохов.
19.
Можно предположить, что существовала какая-тостранная на современный взгляд потребность время
от времени вывернуть себя наизнанку. Может быть, с
помощью антиобраза (страшная маска-личина),
противоестественный наряд, вывернутая шуба) наши
предки освобождались от потенции безобразного?
Примерно та же потребность чувствуется и в
сочинении нескладух — частушек без рифмы, и в
стихотворных миниатюрах, смысл которых в прямой
бессмысленности, нарочитой нелепости.
20.
Едва приходил первый святочный день, на улицахпоявлялись первые ряженые — ребятишки, а вечерами
на игрищах или просто в любых домах плясали и
“представлялись”, как говорили в прошлом, взрослые.
21. Ряжение -представление
В этот глагол “представляться” стоит вдуматься.Представление
—
это
нечто
поставленное,
подготовленное заранее; представляться — значит
выдавать себя за кого-то другого. Потребность
представляться вызывается, вероятно, периодически
ощущаемой потребностью преобразиться, отрешиться
от своего “я”, как бы со стороны разглядеть самого себя,
а может быть, даже отдохнуть от этого “я”,
превратившись на время хотя бы и в свою
противоположность. Неслучайно девицы любили
наряжаться в мужское, а парни — в женское.
Комический эффект в таких случаях достигался
несоответствием наряда (вида) и поведения (жестов,
ухваток).
22.
Наряжаясь, например, чертом, человек как бы отмежевывался отвсего дурного в себе, концентрируя в своем новом, “вывернутом”
образе всю свою чертовщину, чтобы освободиться от нее, когда сбросит
наряд. При этом происходило своеобразное “очищение”. Чтобы
избавиться от всей нечисти в душе, надо было ее выявить и
олицетворить (то есть, ввести в образ), что и происходило во время
Святок.
23.
Наряжались по мере возможностей собственнойфантазии, используя самые разнообразные средства.
Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет
и штаны составляли подчас половину дела. Лицо,
вымазанное сажей, самодельные кудельные космы,
вставные, вырезанные из репы зубы, рога
превращали
ряженого
в
жуткого
дьявола.
Наряжались
также
покойниками,
цыганами,
солдатами, ведьмами… Позволялось изображать и
действительное лицо, известное всем какой-нибудь
характерной особенностью.
24.
Маска-личина —обязательная и
древнейшая святочная
принадлежность.
Личины делались
самые разные, в
основном, из бересты.
На куске березовой
коры вырезались
отверстия для глаз,
носа и рта, пришивали
берестяной же нос,
приделывали бороду
изо льна, брови, усы,
румянили щеки
свеклой. Наиболее
выразительные
личины часто
хранились до
следующих Святок.
25.
В первый вечер орава ряженых для пробы обходила некоторые дома всвоей деревне. Ввалившись ватагой в избу, пугая детей, ряженые тут же
начинали плясать и колобродить. Когда первый испуг проходил, девушки,
конечно же, знавшие о возможности прихода таких гостей, начинали
обороняться и выгонять нечистую силу. Поскольку игра носила не только
веселый и развлекательный характер, но имела и магический смысл
(выгнав из дома нечисть, пусть и ряженую, участники таких игр были
уверены, что обезопасили наступающий год, расчистили дорогу новому
году), ряженые недолго и сопротивлялись. Под радостные крики хозяев
они отступали в сени и часто там и разоблачались. Задачей зрителей было
узнать, кто пляшет под той или иной личиной. Разоблаченный ряженый
терял в глазах присутствующих всякое значение и считался уже вне игры.
26.
Прелестьхождения
ряжеными
состояла еще и в том, что рядиться
мог любой. Самый застенчивый
смело топал ногами и представлялся,
самый бесталанный мог поплясать.
Святки же были едва ли не
единственным праздником, в котором
активно участвовали замужние и
нестарые еще женщины — они
запросто ходили ряжеными в другие
деревни, позволяя себе то, что в
обычное
время
считалось
предосудительным и даже весьма
неприличным.
В
Святках
не
было
той
последовательности, стройности и
порядка, которые присущи другим
неоднодневным
народным
праздникам. И сами веселились, и
развлекали других все, кто как мог, в
этой беспорядочности и заключалась
главная
стилевая
особенность
Святок.
27. Гадание
С нетерпением люди ждали святочных дней и вечеров — чтобыхоть ненадолго сбросить с себя груз каждодневных забот и
тревог, хоть на время оторваться от повседневности. Ведь
именно для Святок создало народное воображение такую
пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев.
Гадание и всевозможная ворожба особенно увлекали детей и
подростков, чаще женского пола, взрослых девиц да и замужних
женщин. Трудно даже перечислить все виды гадания. В Святки
странным образом все вокруг приобретало особый смысл, ничто
не казалось случайным. Загадывали на самые незначительные
мелочи, любая деталь превращалась в примету, в предвестника
чего-то определенного. Запоминалось и истолковывалось все, на
что после Святок никто и внимания не обратит.
28. Гадание с петухом
Вот,например, гадание с
петухом. На полу раскладывают
щепотку крупы, кусок хлеба,
ножницы, золу, уголь, монетки,
зеркальце, ставят миску с водой.
Приносят петуха и смотрят, что
он начнет клевать в первую
очередь: крупу — к богатству,
хлеб — к урожаю, ножницы —
суженый будет портной, золу —
курильщик, уголь — к вечному
девичеству, монетки — к
деньгам, если петух тронет
зеркало — муж будет щеголем,
если начнет пить воду — быть
мужу пьяницей.
29. Баловство
Между Новым годом иРождеством зачинался еще
один святочный обряд —
баловство.
Как
бы
в
подражание
разыгравшейся
нечисти,
парни
чудили
вовсю:
опрокидывали
поленицы
дров,
закладывали
чем
попало ворота, так что
хозяевам не выйти на улицу;
забирались на крыши и
закладывали досками трубы
— при топке печи избы
наполнялись дымом…
Эти проказы словно бы
давали выход накопившимся
за
год
отрицательным
эмоциям.
30. Баловство
Эти проказы словно бы давали выход накопившимся за годотрицательным эмоциям. Можно предположить, что баловство
играло роль своеобразной “прививки”, предупреждающей
настоящую “болезнь”. Изведав свойства и действие малого зла
(святочное баловство), человек терял интерес к большому злу, у
него
вырабатывался
нравственный
иммунитет,
невосприимчивость к серьезной заразе. Неслучайно на
баловство ходили в основном малая ребятня, подростки и те
взрослые мужики, которые по каким-то причинам не достигли
нравственной зрелости в положенное время, то есть в детстве.
Чаще всего «баловники» раскатывали дровяные поленницы и
банные каменки. В обычное время никто бы не осмелился этого
сделать, это считалось преступлением, но в Святки прощалось
все, хозяева хотя и ругались, но не всерьез.
31.
Озорноевеселье,
гадания,
ряжение,
праздничное беспутство
— все это были тяжкие
грехи с православной
точки зрения. Чтобы
очиститься, смыть их с
себя, все участники
святочных
забав
обязательно купались в
проруби на Крещение.
Или же обтирались
крещенским снегом. И
тогда с чистой душой
встречали мясоед — те
недели
перед
Масленицей, которые
считались свадебными.
32. Святки –любимый народный праздник
Святкибыли
широко
распространены не только в России,
но в других славянских странах.
Больше всего за её пределами их,
пожалуй, отмечали на Украине. Об
обычаях и сказаниях, связанных с
празднованием святок, в этой
стране много и подробно писал
Николай Васильевич Гоголь. В дни
Святок языческие и христианские
традиции переплелись настолько
тесно, что в настоящее время
русские
почти
не
осознают
возможности их разделения.
Святочные дни до сих пор остаются
любимым народным праздником.
Соединив
в
себе
множество
православных и языческих черт,
они стали своеобразной данью
памяти седой старине.