Похожие презентации:
Мифтахетдин Акмулла
1. Мифтахетдин Акмулла
Жизнь и Творчество2. Начало
Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. МифтахетдинАҡмулла; настоящее имя — Мифтахетди́н
Камалетд́инов (башк.Мифтахетдин Камалетдинов)
Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне
Туксанба́ево Белебеевского уезда (в настоящее время
Миякинского района Республики Башкортостан).
Отец — Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной
имам, мать — Бибиуммугульсум Салимьянова (1809
г.р.), оба башкиры племени Мин.
3. Родина(Миякинский район)
4.
• Начальное образованиебудущий поэт получил в
родной деревне, учился в
медресе соседних
деревень Менеузтамак и
Анясово, был шакирдом
медресе в деревне
Стерлибашево, где
получал уроки у
знаменитого поэта-суфия
Шамсетдина Заки.
Впоследствии Акмулла
жил и работал в разных
местах: учил детей,
занимался различными
ремеслами (плотничал),
прославился как
талантливый поэтимпровизатор.
5. Наставник
• Шамс ад-Дин Заки6.
Он много повидал, живя вдали, многого постиг путемсамообразования. Все эти годы явились для него своеобразной
школой жизни, школой становления беспокойного его характера.
И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской
природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя
себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и
отправился куда глаза глядят.
7.
После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в
просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных
отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты,
скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а
также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, с яйляу на
яйляу, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической
импровизации, читал свои стихи перед народом. Скитаясь среди башкир и казахов,
учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах
сэсэнов и акынов.
С Миассом связано и имя поэта
(сэсэна) Мифтахетдина Акмуллы.
Оказывается, он взял себе в жены
девушку Сагиру из соседней деревни
Сулейманово и, неугомонный
скиталец, возил ее с собой. Сагира
устала от дорог, и когда однажды
судьба снова привела ее в родную
деревню, она сказала
Мифтахетдину: прости, мол,
дорогой, но я остаюсь дома. Акмула
ее понял и простил. При мулле он
трижды промолвил "талак", что
означает "отрекаюсь, отпускаю", и
так они развелись.
8.
• Смерть Акмуллы быланеожиданной и
трагичной. В ночь на 8
октября 1895 года по
дороге из Троицка в
Златоуст недалеко от
Миасского завода
вблизи
железнодорожной
станции Сыростан он
был убит. Похоронен
на мусульманском
кладбище Миасса.
9. Творчество
Акмулла проповедовал просветительские
идеи, рассматривал поэзию как средство
непосредственного общения с народом.
Поэтому язык его произведений более
доступен, содержит сравнительно меньше
арабизмов и фарсизмов, характерных для
литературного языка того времени. Акмулла
писал свои стихи большей частью в
классической форме рубаи, но мастерски
владел и другими поэтическими формами.
Творчество Мифтахетдина, пронизанное
гуманистическими идеями своего времени,
впитавшее в себя передовые и
прогрессивные веяния общественной жизни
России, снискало глубокую любовь и
признание среди населения, оказало
благотворное влияние на развитие
литературы многих тюркоязычных народов.
Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой
(светлым, праведным учителем) за честность
и правдивость. Поэт в своем творчестве
проповедовал просветительские идеи,
утверждал извечное стремление человека к
свету, прогрессу.
• Акмулла( ак мулла) –
светлый , праведный учитель
10. Приемник Салавата
Поэт, впервые после Салавата, обратился ксвоему народу со словами «Мои
башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно
призывает его к знаниям и ремеслам:
« Башкиры мои, ученье нужно, ученье
нужно, Среди нас неучей много,
образованных мало. Как боимся глупого
медведя на Урале, так нужно бояться
невежества, братья мои». Взгляды, идеалы,
философские представления Акмуллы
родились в процессе борьбы против
феодальной отсталости, религиозного
фанатизма и проявлений средневековой
схоластики, в борьбе против притеснения
народа в Башкортостане и Казахстане. Он
всю жизнь стремился вникнуть в причины
тяжелой жизни народа, но он ещё не может
прийти к пониманию социальноэкономических корней общественного
неравенства. Единственный путь к
прогрессу поэт видит в просвещении, в
овладении знаниями, в искоренении
невежества. Вообще в философских
взглядах Акмуллы «центральное место
занимает вопрос о месте знаний в жизни
общества.
11. «Ученики» Акмуллы
• ТворчествоАкмуллы
образовало целую
поэтическую школу.
Воздействие его
творчества отмечали
Тукай, Гафури,
Бабич, Даут Юлтый
и Сайфи Кудаш и
др.
Габдулла Тукай
12. Мажит Гафури
13. Шайхзада Бабич
14. Даут Юлтый
15. Сайфи Кудаш
16.
• Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в РеспубликеБашкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где
прошёл жизненный путь Акмулла — все его считают своим земляком.
Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам,
за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.
Музей Акмуллы в
Туксанбаево
(Миякинский район)
17. Память
На родине поэта — в д. Туксанбаево
Миякинского района в 1981 создан
Музей М. Акмуллы.
В 1980 году учреждена премия
имени Акмуллы за произведения
литературы и искусства. (Лауреаты
премии: Р. Шакур (1989), А.
Вильданов (1990), Р. Султангареева
(1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г.
Шафиков (1995) и др.)
Имя поэта носит Башкирский
государственный педагогический
университет
8 октября 2008 года в Уфе был
открыт памятник Акмулле в сквере
имени Акмуллы на площадке перед
педагогическим университетом на
улице Октябрьской революции.[5]
В честь поэта названа
муниципальная газета Миякинского
района — «Аҡмулла төйәге» (башк.
«родная земля Акмуллы»).
БГПУ
18.
•Памятник М.Акмулле (перед
БГПУ)
19. Конец
• В презентации использованы материалыиз интернета( Wikipedia.org,
google.картинки, yandex.картинки.)