Народное творчество
Манера исполнения старинной народной песни, её основные черты и музыкальное своеобразие
Народные музыкальные инструменты
Хийуский каннель (hiiukannel)
Гармошка (lõõtspill)
Каннель (kannel)
Варга́н (parmupill)
Основные понятия
2.03M

Народное творчество. Эстонская музыка

1.

2. Народное творчество

Любовь к песне и песенные традиции, принесшие эстонцам
славу поющего народа, возникли много веков назад. Нет,
пожалуй, ни одного жизненного проявления, которое предки
эстонцев не отразили бы в песне. Песни звучали во время
работы и во время праздника, мелодии рождались в радости и
в горе.
Развитие эстонской народной песни делится на два этапа:
Старинная народная песня(рэги- или руно-песня),
сформировавшаяся в первые столетия нашей эры во время
первобытнообщинного строя и сохранившаяся почти
без изменений до конца 18. века, а в отдаленных уголках
страны и того дольше.
Новая народная песня, которая начала складываться в конце
18. века и стала преобладать к середине 19. века

3.

Старинная народная песня
Самая архаичная музыкальная традиция эстонцев это руно- или рэги- песня.
Стих и мелодия вместе образуют неповторимый мир рэги-песни. Она была
песенным стилем, (едино)властвовавшим в ранней истории эстонцев.
Некоторые песни по своему содержанию считаются наследием первой
половины прошлого тысячелетия. На этом своеобразном поэтическом и
музыкальном языке люди создавали и исполняли песни, которые охватывали
всё бытиё и умственный кругозор крестьян, сопровождая при этом человека от
колыбели до могилы. В равной мере рэги-песня оформляла или дополняла
действия обрядов как одного человека, так и всего деревенского люда, песня
была важна когда люди работали и тогда, когда они веселились. Пение было
способом самовыражения, отличающимся от речи, но в то же время было
знакомым и понятным всем. Люди верили, что у песни есть способность влиять
на всё – на их самих, их работу и деятельность, реальную природу и
потусторонний мир.
Примерно двести лет назад среди крестьян, наравне с рэги-песней, всё больше
начал распостраняться песенный стиль с иным звуковым языком и поэтикой.
Прежде всего появилась песня с переходной формой, а позже рифмованная
(новая) народная песня. Рифмованная народная песня находится в стадии
живого использования и активно создаётся и сегодня, но сейчас у неё в
основном развлекательная роль. Современные работы песней больше не
сопровождаются, да и при проведении обрядов (например на свадьбах и
похоронах) народные песни как правило поются очень редко.
Учитывая своеобразие рэги- песни и её значимость в эстонском культурном
наследии, далее более подробно будет представлена именно эта традиция.

4.

Виды старинной народной песни
В эпоху рэги- песни людей побуждали петь такие же чувства и настроения,
которые и сегодня заставляют нас петь или слушать песню – человеческая
потребность выражать себя иначе, чем в будничной жизни, и ощущать
сильные впечатления. Но в отличии от современной ситуации, люди
нуждались в песне как в проводнике каждодневных действий. Прежде
всего, музыку не слушали пассивно, как сейчас, когда радио или любая
другая техника воспроизводит музыку в качестве фона.
Трудовые песни оформляли рабочий ритм или же создавали рабочую
среду, они придавала размах и лучшие возможности для совместного
труда. Большая часть каждодневных работ приводила людей к
непосредственным контактам с природой. С природой можно было
разговаривать, общаться с ней как с личностью, люди пытались повлиять
на неё магически. Например во время жатвы пели песни полю, на котором
большое количество человек жало серпом вручную, для того, чтобы оно
кончилось и тяжёлая жатва завершилась.
Свадебные песни. В то же время от песенного языка ждали поддержку и в
некоторых переходных ситуациях, как например причитание невесты при
расставании с отчим домом во время свадьбы Самую обширную часть
сохраняемого в архивах песенного наследия составляют свадебные песни,
которые исполнялись во время многодневного свадебного ритуала.
Похоронные песни, или причитания близких по умершему, для
сопровождения навсегда покидающего мир человека.
Календарные песни. Песня регулировала течение времени и помогала
оформлять обряды общины. С песнями отмечались календарные
праздники, связанные с земледелием. В число календарных песен входят
песни Мартынова и Катеринина дня, масленичные и рождественские песни,
песни Иванова дня, а также качельные песни.
Игровые песни входят в число развлечений, часто пение участников
сопровождается движением по кругу или в ряду, а иногда оно
поддерживает движение на протяжении всей игры

5. Манера исполнения старинной народной песни, её основные черты и музыкальное своеобразие

Старинные рэги-песни в основном исполнялись женщинами. Им было легче
передать состояние души, нежели рассказать о каком-то событии, поэтому
в них преобладает женственный, подчеркивающий эмоциональность,
элемент.
Главную роль в песне играли слова. Мелодия же призвана была усилить их
выразительность. Основой старинной рэги-песни является стих. Его
основная форма состоит из 8 слогов, каждомй слогу соответствует одна
нота. В большинстве песен запевала и хор исполняли песню по очереди:
ведущая запевала стих, остальные его повторяли, затем она начинала новй
стих, а хор его снова повторял.Своеобразной чертой подобного исполнения
является то, что хор вступает ещё до того, ка ведущая заканчивает свои
слова. Хор подхватывает её последние слова (или слог) и продолжает петь
песню вместе с ней. Точно так же присоединяется к хору ведущая,
начинающая петь новый стих.
Запевала
Запевала
Õitselised, päitselised
lised, kuhu meie tule tieme
lised, õitselised, päitselised
tieme, kuhu meie tule
tieme
хор
хор
http://www.youtube.com/watch?v=IjBc3f9LBFc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=3BPOgJ_ppwE&feature=related

6.

Мелодии песен имеют речитативный
характер (слова важнее чем музыка),
диапазон их довольно мал. Старинные
песни поются на 3 – 4 звуках
Мелодии рэги-песен короткие и
соответствуют длине стиха
Ритм песен монотонный и спокойный
Эстонская песня в основном
одноголосная
Новая народная песня (18 – 19 век) во
многом отличалась от старинной. Если
старинные песни были более лиричны и
женственны, то в новой преобладают
мужская тематика и эпическое
содержание. Стихотворные строки
объединины в куплеты, появляется
конечная рифма, язык становится более
современным

7. Народные музыкальные инструменты

Волы́нка (torupill) —
традиционный музыкальный
духовой инструмент многих
народов Европы и Азии.
Представляет собой
воздушный резервуар,
который, обыкновенно,
делается из телячьей или
козьей шкуры, снятой
целиком, в виде бурдюка,
зашитой наглухо и
снабженной сверху трубкой
для наполнения меха
воздухом, с
прикрепленными снизу
одной, двумя или тремя
игральными язычковыми
трубками, служащими для
создания многоголосия.
https://www.youtube.com
/watch?v=ze-7UPLGIYU

8. Хийуский каннель (hiiukannel)

На островах и на побережье были распространены
шведские родственники скрипки – хийуский или
шведский каннель. На нем играли как и на
скрипке, смычком, только держали их не под
подбородком, а на коленях, как каннель
http://www.youtube.com/watch?v=qaIXo7POw
J0
Пастушья труба (karjapasun)
Делалась из коры дерева, сворачивая в
виде конуса и скреплялась рыбьим клеем

9. Гармошка (lõõtspill)

Гармонь (lõõtspill)— язычковый
клавишно-пневматический музыкальный
инструмент с мехами и двумя
кнопочными клавиатурами. Левая
клавиатура предназначена для
аккомпанемента: при нажатии одной
кнопки звучит бас или целый аккорд. На
правой клавиатуре играется мелодия.
http://www.youtube.com/watch?v=
W90NiXQBqNo

10. Каннель (kannel)

Эст. струнный щипковый муз. инструмент.
Родствен гуслям. Корпус старинного каннель был
долблёный, крылообразный, с 5-7 жильными
струнами. Во 2-й пол. 19 в. его стали делать
клеёным, струны были заменены на
металлические, количество их возросло до 30 и
более. Во время игры каннель держат на столе
или коленях. Каннель- самый популярный,
широко распространённый муз. инструмент
эстонцев; на нём играют соло, аккомпанируют
пению и используют в ансамблях, где он занимает
главное положение.
http://www.youtube.com/watch?v=NjFjUYkct
Q8
http://www.youtube.com/watch?v=qkVe93dFIbg

11. Варга́н (parmupill)

Варга́н (от древнеславянского
варга — (рот, уста, губа), русское
название язычкового народного
инструмента. Относится к
самозвучащим язычковым
музыкальным инструментам.
Под разными названиями
аналогичный инструмент и его
модификации встречаются у
большинства народов мира.
Варган является одним из
древнейших музыкальных
инструментов; его точное
происхождение не установлено.
При игре варган прижимают к
зубам или к губам, ротовая
полость служит резонатором.
Изменение артикуляции рта и
дыхания даёт возможность менять
тембр инструмента.
звукоизвлечения.
Обычно делается из металла или
дерева.
http://www.youtube.com/watc
h?v=tsJcmczx2gw

12. Основные понятия

Народное творчество
Этапы развития эстонской народной песни
Старинная народная песня
Виды старинной народной песни
Манера исполнения старинной народной песни
Новая народная песня
Torupill
Hiiukannel
Кarjapasun
Lõõtspill
Kannel
Parmupill
English     Русский Правила