Похожие презентации:
«Культура варварских королевств: рождение новой культуры»
1.
«Культура варварскихкоролевств: рождение
новой культуры»
2.
План урока1. Основные виды художественной деятельности
варваров.
2. Преобладание декоративно-прикладного искусства,
его магический смысл.
3. Сюжеты и образы варварского искусства.
4. Полихромный стиль.
5. Образ зверя — главный образ в искусстве.
Звериный стиль .
6. Принятие христианства и его влияние на культуру
варварских королевств.
7. Каролингский ренессанс.
8. Итоги и выводы.
3.
Основополагающийвопрос:
Была ли культура у
варваров?
4.
Проблемные вопросы:1. Какие виды искусства могли
развиваться у варваров?
2. Какие изменения произошли в их
культуре с принятием христианства?
5.
Цель:выявление основных принципов художественной
деятельности варваров и определение роли христианства в
формировании новой культуры.
Задачи:
1.Познакомиться с памятниками культуры и искусства
варваров.
2. Определить ведущие виды искусства в художественнотворческой деятельности.
3. Объяснить, почему их привлекали образы силы и
могущества, заключенные в образах зверей.
4. Развивать творческие способности учащихся путем
выполнения зарисовок памятников искусства.
5. Определить изменения, произошедшие в искусстве с
принятием христианства.
6. Подчеркнуть роль данного этапа в формировании и
становлении культуры эпохи феодализма.
6.
Могла ли развиваться архитектурау варваров?
Нет, это были кочевые
народы, которые не
сидели на одном месте
7.
Стихия варварского искусства – декоративно-прикладноеискусство, имеющее практическое значение. Преобладание
орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются
характерной чертой искусства эпохи переселения народов.
Выработанные
искусством
декоративно-орнаментальные
принципы
композиции
явились
новыми
средствами
художественного выражения.
8.
Изготовление оружия (кузница франков)9.
Оружие викинговШлемы викингов имели закругленную
верхушку со щитками для защиты носа и
глаз, или заостренную — с прямой
носовой планкой. Накладные планки и
щитки украшались чеканками из бронзы
или серебра.
Излюбленным оружием считались топор и
секира (обоюдоострый топор). Их вес
достигал 9 кг, длина рукоятки — 1 метр.
Рукоятка была окована железом, что
делало удары сокрушительными.
10.
Оружие варваровОрнаментальнодекоративные формы
искусства отличались
богатством. Викинги знали
технику золотой и серебряной
насечки, которыми украшали
булатные мечи,
перегородчатые эмали и
филигрань. По-видимому,
многое они заимствовали у
кельтов Центральной
Европы.
11.
Оружие и военные доспехи кельтовКельты на войне с Римом
Удивительно хорошо сохранившиеся
оружие, орудия труда, ювелирные
украшения, конская сбруя и боевые
колесницы
свидетельствовуют
о
высоком
мастерстве
древних
литейщиков и кузнецов.
12.
Магическая сила орнаментаВарвары к каждой вещи подходили с
позиций магии. Они словно боялись
гладких поверхностей, чтобы злые духи не
могли
зацепиться
за
предмет,
вся
поверхность которого украшена, заткана
или изрезана узором. Мир представлялся
им ареной борьбы фантастических и
враждебных сил. Воин, украшая доспехи их
изображением, заставлял их служить себе.
Меч викингов
Рукоять меча
13.
Клад королевы в ОсебергеВ Осеберге (Норвегия) обнаружено
хорошо сохранившееся королевское
погребение (IX в.). Там находились
украшенные резьбой предметы быта,
повозка, несколько саней, а также
корабль с фигурой фантастического
существа для отпугивания злых духов.
Погребальная ладья норвежской королевы Осы
Деревянная повозка
14.
Драккар — корабль викинговПри возвращении домой голову дракона следовало убирать, чтобы не
напугать духов родной земли.
15.
Декоративно-прикладное искусство.Полихромный стиль
Техника художественной обработки металлов находилась на высоком
уровне. Памятники этого искусства были найдены в погребениях и кладах.
Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие,
декоративная утварь, а со времени принятия христианства - предметы
культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.
«Полихромный
стиль»
впервые появился у готов во
время их пребывания в
Северном
Причерноморье,
где они познакомились с
техникой
перегородчатой
эмали
и
оправы
драгоценных камней золотом
и серебром.
16.
Ювелирное искусствоВ результате
взаимопроникновения
культур были созданы
прекрасные образцы
«варварского»
ювелирного искусства,
не уступающие по
красоте римсковизантийским
образцам.
Двупластинные германские фибулы. нач. V века
Готская фибула, полихромный стиль. V век
Детали готского меча (рукоять, ножны). сер. V века
Германская накладка на ремень в виде орла Вотана. V век.
17.
Ювелирное искусствоДрагоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию
отличия королей и вождей, служили знаком богатства и могущества. У германских
племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески
из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью,
рельефными и живописными изображениями.
Вотивная
корона
лангобардской
королевы Теоделинды. Конец VI-нач.
VII вв. Монца, сокровищница собора.
«Железная Корона» лангобардских королей.
Вопреки названию, корона изготовлена из
золота и украшена 22 драгоценными
камнями. Последним владыкой Священной
Римский империи, увенчанным ею, стал
Карл V. Наполеон Бонапарт, вступая в права
короля Италии, был коронован именно ею.
18.
Ювелирное искусствоМеровингские пряжки и накладки
Меровингские фибулы
Пряжки и заколки из захоронения
франкской королевы Арнегунды. VI век
Фибулы времен Теодориха
19.
У истоков звериного стиля.Скифское золото
Происхождение звериного стиля
связано с почитанием священного
зверя, с тотемизмом. Изображение
этого
почитаемого
племенем
животного постепенно превратилось
в условный орнаментальный мотив.
Из древнего искусства переходят
образы львов, орлов, грифонов и
других могучих животных - стражей,
охранявших
Древо
жизни
и
считавшихся
«прародителями»
племен. Украшая одежду воина, его
доспехи и оружие, сбрую боевого
коня они становятся не только
амулетами, но и своеобразными
знаками
высокого
социального
статуса владельца.
20.
Декоративно-прикладное искусство.Звериный стиль
Звериный стиль — это стиль, отличительной чертой которого были
стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен
борьбы зверей. Эта система распространилась по всей Европе и оказала
влияние на всю художественную культуру средних веков.
21.
Декоративно-прикладное искусство.Звериный стиль
Звериный стиль несет в себе
огромную смысловую нагрузку.
«Напряженность» является одним
из ключевых качеств - она служит
выражением динамики не столько
внешней, сколько внутренней —
тела зверей напоминают сжатые
и
готовящиеся
распрямиться
пружины. Для него характерен
мотив «звериного кольца».
22.
Образ зверя — главный образ в искусствеСделай зарисовку
23.
Образование варварских королевств418 — королевство вестготов
(от Гибралтара до р.Луары)
420 — королевство аллеманов
(Северная Галлия, столица Тулуза)
429 — королевство вандалов
(Северная Африка, на месте Карфагена)
443 — королевство бургундов
(долина Рейна и Соны, столица Лион)
486 — королевство франков
(Галлия, столица Париж)
493 — королевство остготов
(Италия, столица Равенна)
На территории Британии к концу
VI в. образовалось 7 королевств.
Созданные
германскими
племенами государства воевали
между собой, их границы были
непостоянны, а существование недолговечно.
24.
Рождение новой культурыС принятием христианства могло ли
искусство оставаться прежним?
Варварские традиции
Античные
традиции
25.
Гробница Теодориха в РавеннеГробница Теодориха в Равенне
(526-530). Купол из монолитного
300-тонного камня доставили с
противоположного
берега
Адриатики,
предварительно
выдолбив его для уменьшения
веса. Для установки подняли на
земляную насыпь в уровень
гробницы, затем насыпь срыли.
Это
перекрытие
не
имеет
аналогий в истории искусства.
Не владея римской техникой
возведения куполов, варвары
решили конструктивную задачу
своим способом.
26.
Гробница Теодориха в Равенне27.
Каролингcкий ренессансФранки в IX-X вв. образовали могущественную державу, которая стала
первой империей средневековья. Ее императором стал Карл I. Под его
владычеством оказалась значительная часть территории бывшей
Западной Римской империи.
Карл видел свою задачу в создании единого
христианского мира. При Каролингах идеалом
в искусстве была провозглашена античность.
Античным
традициям
подражали
архитекторы и строители, римская живопись
служила образцом для миниатюристов.
Культура эпохи каролингского возрождения
существовала в рамках первого в Европе
государства с централизованной властью, с
программно
создаваемым
искусством,
идеологией и целенаправленной политикой.
28.
Почему правителей называют королями?О нём писали:
Несметных ратей предводитель,
Племен владыка и отец,
Науки друг и покровитель,
Законодатель и Мудрец…
http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm
Этой монограммой, включающей
согласные буквы латинского имени
Karolus, император Карл Великий
подписывал важные документы.
29.
Корона Карла Великого — чудо искусства25 декабря 800 г., в день
Рождества Христова, Папа Лев III,
служивший мессу в соборе Св.
Петра в Риме, возложил на
голову короля франков Карла
усыпанную
драгоценностями
диадему императора. За два дня
до
этого
церковный
собор
принял постановление: «в стране
греков» нет более носителя
императорского
титула,
«ибо
престол
незаконно
захвачен
женщиной,
императорскую
корону должен получить король
франков Карл, который держит в
руках Рим, где некогда имели
обыкновение жить цезари». Так
появилась первая средневековая
империя Европы.
30.
Король-просветительКарл устроил при дворе школу,
именуемую «Академией», где он и
его
приближенные
занимались
«свободными
науками»:
риторикой,
грамматикой,
диалектикой. Глава Академии монах Алкуин. Император был
усердным учеником, но писать так
и не научился: «возил с собою на
постели под подушкой дощечки и
листики, чтобы в свободное время
приучить руку выводить буквы. Но
мало имел успеха труд, начатый не
в свое время, слишком поздно».
31.
Аахен — столица империи КаролинговКапелла
императорской
резиденции в Аахене
(788-805 гг.)
представляет собой
величественное
сооружение высотой
около 32 метров. Ее
нижний,
шестнадцатиугольный
в плане этаж,
символизирует землю,
верхний, в плане
восьмиугольный,
олицетворяет небо.
32.
Культура КаролинговНа втором этаже, напротив алтаря,
располагался королевский трон, на
котором
короновались
германские
императоры. До находки мраморного
трона Карла в Майнце, этот трон
считался самым древним.
33.
Культура КаролинговВ куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на
троне Христа в окружении двадцати четырех святых и четырех символов
евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла
(Иоанн).
34.
Книжная миниатюра —поиски нового языка
Античные традиции с мягкой,
живописно-пластичной
трактовкой спокойных фигур
«варварская»
плетенка
Слово «миниатюра» от лат.
названия красной краски
(minium), которой выделяли
начало текста.
экспрессивная
графическая манера
Аахенское Евангелие Карла Великого
Евангелие Эбо
Утрехтская псалтырь
быстрые наброски
пером,
художник
спешит передать
массу впечатлений
35.
Оттоновское возрождениеВ конце X века на первый план
выступает Германия. В 962 году
Оттон I коронуется в Риме,
положив
начало
Священной
Римской
империи
германской
нации. В отличие от Каролингов,
империя
Оттонов
не
имела
единого
культурного
центра,
развитие литературы и искусства
было связано с монастырями.
Роскошные
иллюстрированные
рукописи
создавались
в
монастырских скрипториях.
Оттон III и аллегории четырех покоренных
стран. Миниатюра Евангелария Оттона III.
36.
Значение эпохи Каролингов1. Христианизация Европы приобрела необратимый характер.
2. Расцвет светской культуры.
3. В каролингском искусстве, воспринявшем торжественную
импозантность позднеантичного и византийского искусства и
местные традиции, сформировались основы европейского
средневекового искусства.
4. В результате распада империи образовалось три государства,
перед которыми лежал большой исторический путь, — Франция,
Германия, Италия.
5. Зарождается феодализм как уклад жизни, который стал
основой средневековой культуры и искусства.
37.
Повторение1. С чего варвары начали созидание своей культуры?
2. Какой вид искусства был ведущим у варваров?
3. Почему архитектура и живопись их не интересовали?
4. Что такое звериный стиль?
5. Какой смысл вкладывали варвары в орнамент?
6. Влияние какой культуры испытали на себе варвары?
7. Если бы вы были варварами, образ какого зверя
поместили бы на своем щите?
8. Какие украшения предпочли бы девочки?
38.
Итоги и выводы1. Вхождение варваров в античное общество шло посредством
усвоения ими культурных ценностей этого общества.
2. Происходит активное взаимодействие и обогащение двух
противоположных культур - варварской и античной.
3. Соприкосновение двух миров происходило по разным
направлениям: образование, на бытовом уровне, появлении
новых родственных связей, в художественно-творческой
деятельности.
4. Христианство оказало влияние на формирование духовного
мира варваров.
5. Образы варварского искусства будут одухотворять искусство
средневековья.
39.
Рождение нового мира!Раннее Средневековье (V-XI
вв.) - период формирования
средневекового типа жизни:
мировоззрения, социального
и экономического уклада,
отношений и эстетических
ценностей. Была создана
основа для всего искусства
западного средневековья.
Возникает новый мир - мир
Средневековья,
который
появился
в
результате
слияния
римского
и
варварского миров.
40.
41.
Ссылки на изображенияhttp://lib.convdocs.org/docs/index-164265.html?page=2
http://i75.beon.ru/50/73/2497350/73/105570273/pv_series_the_avengers_loki_by_woshibb
doud5nzy6s.png
http://wordteen.ru/uploads/posts/2012-08/1346319726_vwarrior2gs.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/76/96076558_VOPROS_.jpg
http://www.studyblue.com/notes/note/n/western-medieval-art—
architecture/deck/10715142
http://kolizej.at.ua/forum/12-483-1
http://www.kartinki24.ru/kartinki/korabli/10225.html
http://forum.ladoshki.ch/showthread.php?32319%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5
http://bizantinum.livejournal.com/85560.html?thread=4320056
http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm_Historiska.html
http://www.testent.ru/_ph/5/2/276222751.png
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st025.shtml
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1108/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0
%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9
http://ornament-i-stil.livejournal.com/170413.html
http://www.vashaktiv.ru/md_sv_do.html
http://www.evpatori.ru/skifskij-zverinyj-stil.html
42.
Ссылки на изображенияhttp://yourelement.rolka.su/viewtopic.php?id=25
http://www.permianstyle.ru/u_pics/Si.1.88.jpg
http://elbilge.ucoz.ru/image/74.jpg
http://coollib.net/b/185373/read
http://www.archeurope.com/uploads/images/Viking/Art/urnes_1_s.jpg
http://1.bp.blogspot.com/_XxdgUmVbm0/TQbe0CkcdPI/AAAAAAAADcI/ATVdjC5Y8uc/s1600/viking%2Bart%2B01.jpg
http://www.tribal-celtic-tattoo.com/New_Folder/Book%20o3.jpg
http://frank-history.limarevvn.ru/odin.htm
http://www.medievalmuseum.ru/05treasures/medieval_treasures_barbarian_gold.htm
http://gabriela12.ya.ru/replies.xml?item_no=206
http://www.historel.net/moyenage/10e/charlem3.jpg
http://subscribe.ru/group/pole-chudes/5994272/
http://www.siproshvili.ru/st/4/srednevekovoe_iskusstvo.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5241/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%9B
http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm
http://expositions.bnf.fr/rouge/bande/images/3/116.jpg
http://s11.radikal.ru/i184/1009/ff/1cd859b7f3df.jpg
http://s005.radikal.ru/i211/1009/e2/3180857e7d07.jpg
http://amazin.ru/_fr/0/1109738.jpg
http://www.norway-live.ru/library/povsednevnaya-zhizn-vikingov28.html
http://g-r-p.livejournal.com/325251.html?nojs=1
http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_ottonian.htm
43.
Ссылки на изображенияhttp://truefriends.ucoz.ru/forum/4-198-109
http://www.worlds.ru/europe/germany/history-akhenskijj_sobor_aachen_cathedral.shtml
http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy
http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post216738008/
http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_carolingian.htm
http://nationaliste-info.freeiz.com/wp-content/uploads/2014/08/image.jpg
http://dick-k.narod.ru/Germanic_Warriors.html
http://www.2do2go.ru/uploads/full/d5b5477eb5a13f8a74ded8704b6b8142_w960_h2048.jpg