Искусство варварских королевств
ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ (800-843)
АРХИТЕКТУРА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА
1.87M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Искусство варварских королевств. Искусство империи каролингов

1. Искусство варварских королевств

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ

2.

Мир варваров — суровый и полный опасностей —
отличался от античного. Варвары поклонялись силам
природы, огромную роль в их жизни играли магические
обряды. Отношение этих завоевателейк античной культуре
было противоречивым. Некоторые из них принимали
римские обычаи, другие относились к ним враждебно. Но
так или иначе, варвары испытывали восхищение перед
величием и роскошью Римской империи. Многие римляне в
то время стали учителями и советниками варварских
вождей.
Вестготы

3.

Племена варваров почти
непрерывно переезжали с места
на место. Поэтому их искусство
того времени представлено не
архитектурными сооружениями,
а в основном оружием,
ювелирными изделиями,
различной утварью (многое было
найдено в древних погребениях и
кладах). Варварские мастера
предпочитали яркие краски и
дорогие материалы — серебро,
золото, драгоценные камни.
Больше ценилась не красота
изделия, а материал, из которого
оно было выполнено.
Застѐжка-фибула. Франки. VII—VIII вв.

4.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли
государства германских племѐн: остготов (а позднее лангобардов) — в Италии,
вестготов — в Испании, франков — в Галлии (современных Германии и
Франции), англосаксов — в Британии. Тогда же произошло обра-щение
варварских племѐн в христианство.
Стали возводить каменные христианские храмы, в которых появились
изображения святых и христианская символика. Что касается светской
архитектуры, то сегодня приходится только догадываться, какими тогда были
жилища. Их строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались.
баптистерий
(крещальня) во
французском городе
Пуатье. 360 г.

5. ИСКУССТВО ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ (800-843)

На Рождество 800 г, в Латеранской
базилике в Риме папа Лев III
возложил на франкского короля
Карла Великого (768—814 гг.) «корону
римских цезарей». В Западной Европе
возродилась империя. Карл,
император и наместник Бога на
земле, отныне должен был
заботиться о спокойствии и
процветании своих подданных.
Со времѐн Карла Великого
европейские госуда-ри стали
называть себя королями (от лат.
Karolus — «Карл»).При Каролингах —
так называлась династия, основанная
Карлом Мартеллом, дедом Карла
Великого, — античность
провозглашалась идеалом
государственности и культуры.
Карл Великий. Конная статуя.
Около 870 г.

6. АРХИТЕКТУРА

Своей столицей Карл
Великий избрал небольшой
городок Ахен (современная
Германия). Новая столица
быстро строилась.
До наших дней
сохранилась Ахенская капелла
(от лат. capella — «часовня»),
считавшаяся одним из
прекраснейших зданий
средневековой Европы.
Капелла представляла собой
величественное двухэтажное
соору-жение высотой около
тридцати двух метров.
Капелла в Ахене. 788—805 гг.

7.

Еѐ нижний, в плане
шестнадцатиугольны
й этаж олицетворял
землю, а верхний,
меньший по
размерам и в плане
восьмиугольный —
небо. Первый этаж
предназначался для
придворных и
людей низкого
звания. На втором
этаже, напротив
алтаря, располагался
императорский
трон.
Капелла в Ахене. 788—805 гг.

8.

В куполе капеллы находилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне. для
отделки капеллы привезли античные мраморные колонны, а также облицовочные плиты
из дворца короля Теодориха в Равенне. Освящѐнная в 805 г. капелла служила не только
церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим драгоценные христианские
реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоронили самого Карла.
В куполе капеллы находилось
мозаичное изображение Христа,
восседающего на троне
Капелла в Ахене. 788—805 гг.

9.

В другом сохранившемся памятнике архитектуры эпохи Каролингов —
воротах монастыря в Лорше (современная Германия), построенных
около 800 г., — своеобразно переплелись античные и варварские
мотивы, что было характерно для искусства того времени.
Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя
пролѐтами.Стены здания были облицованы разноцветными плитами,
что придавало ему нарядный, праздничный вид. Ахенская капелла и
монастырские ворота в Лорше — замечательные, но нетрадиционные
постройки раннего Средневековья.
Монастырские
ворота. Около 800 г.

10.

Церковь монастыря Сен-Рикьѐ в Северной Франции — наиболее распространѐнный тип храма
эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт
под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее
реконструкция сделана по описаниям и рисункам.
Однако, типичной для того времени была архитектура многочисленных монастырей, в
которых была сосредоточена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества
определялись здесь варварскими традициями: монастырские храмы —невысокие здания с
толстыми стенами — напоминали крепости.
Церковь монастыря Сен-Рикьѐ.
Реконструкция. 790—800 гг.

11. КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Миниатюристам образцом служила римская
живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц.
renaissance — «возрождение») — так назвали
исследователи искусство этой эпохи.

12.

В эпоху Каролингов
необычайного расцвета достигло
искусство миниатюры .Слово
«миниатюра» происходит от
латинского названия киновари
— красной краски (minium). В
конце VIII в. под
покровительством Карла
Великого была основана
книгописная мастерская в Ахене.
В миниатюрах, созданных здесь,
художники использовали и
варварские, и античные
традиции. Сложное плетение
узоров, пурпур и золото придавали
миниатюрам великолепие.
Впервые в средневековой
Западной Европе в них
появились изображения человека
— евангелистов в
величественных и торжественных
позах, как правило с книгой и
пером в руках.нято выделять
начало текста.
Евангелие Годескалька, 781—789 гг.

13.

В 781—789 гг. по заказу Карла
Великого в Ахене было выполнено
Евангелие Годескалька, названное
так по имени художника. В нѐм
мастер увековечил визит Карла в
Рим на Пасху в 781 г., а также
крещение его сына Пипина
Папой Адрианом I. Золотые и
серебряные буквы до сих пор
сияют на пурпурном фоне
пергамента. Сам Годескальк
писал, что золотые буквы
символизируют красоту небес и
вечной жизни.
Евангелие Годескалька, 781—789 гг.

14.

Одним из самых замечательных произведений эпохи
Каролингов считается Утрехтская Псалтирь (IXв.). Названа
она так по месту хранения — в университете города Утрехта
в Нидерландах. В ней сто шестьдесят пять рисунков,
каждый из которых соответствует определѐнному псалму.
Псалтирь — одна из
книг Библии,
содержащая псалмы
(религиозные
песнопения).
Псалтирь в
Средневековье
служила основным
пособием для
овладения грамотой.
Утрехтская
Псалтирь (IXв.)

15.

«Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами
человеческими,— молит псалмопевец. — Ложь говорит каждый своему ближнему;
уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит Господь все уста льстивые,
язык велеречивый…Ради страданий нищих и воздыхания бедных ныне восстану,
говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят. Слова Господни
— слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз
переплавленное»..
Утрехтская
Псалтирь,
псалм 11

16.

Примерно в конце III в. на
смену папирусному свитку
(см. статью «Искусство
Древнего Египта») пришѐл
пергамент — специально
обработанная телячья или
свиная кожа. В VII—VIII вв.
вместо стиля (металлической
палочки для письма) и калама
(тростниковой или деревянной
палочки) стали пользоваться
птичьими перьями.
Переплѐты книг, как правило
деревянные, обтягивали кожей
и нередко украшали
пластинками из слоновой
кости, золотом или
драгоценными камнями.
Размеры книг могли быть
самыми разнообразными: от
крупных до совсем крошечных,
где фигурки миниатюр были
размером с булавочную головку
Четыре евангелиста. Книжная
миниатюра эпохи Каролингов.
Пергамент. Начало IX в.

17.

Эта миниатюра —
одно из самых
ранних в западном
средневековом
искусстве
изображений
реального события.
Возможно, облик
Карла Лысого на
миниатюре
передаѐт его
портретные черты.
Библии императора
Карла II Лысого,
846— 851 гг.

18.

Карл Лысый стал последним покровителем
искусств и ремѐсел из династии Каролингов. После
его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в.
практически не существовало таких крупных
художественных центров, как в период
«каролингского ренессанса».
Карл Лысый. Миниатюра из «Псалтыри
Карла Лысого» (842—869 годы)

19.

В 843 г. империя Каролингов распалась. Не
прекращающиеся в течение второй половины IX
столе-тия междоусобные войны королей и их
подданных разрушили хруп кий мир империи
Каролингов. Шаткое политическое и экономическое
положение привело к почти полному упадку культуры.
English     Русский Правила