Похожие презентации:
Русское портретное искусство 17-18 веков
1. Русское портретное искусство 17-18 веков
Презентацию подготовила учитель искусства и МХКМБОУ СОШ №43 г Воронежа
Диденко Наталья Викторовна
2. Парсуна
• В XVII веке на Русивозникла парсуна —
портрет, который по стилю,
приёмам и материалам
живописи первоначально
ничем не отличаются от
икон.
• парсуна – от лат. persona –
«личность; особа»)
• Они создавались как
надгробные,
мемориальные образы,
поэтому очевидна их связь с
религиозной мыслью.
• Парсуна Ивана Грозного
3. Федор Зубов. «Спас нерукотворный с предстоящими царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем»
Скопин-Шуйский,Михаил Васильевич
Фёдор
Иоаннович
4.
• к концу XVII векапортретный жанр
постепенно выделяется
из иконного письма. В
этот период сделан
решительный шаг на
пути русской живописи
от иконописного
«лика» к
индивидуальному
лицу.
5.
• Прорыв в портретном жанрев России, как и в многих
других отраслях, случился в
петровское время. Пётр I
приглашал как зарубежных
мастеров, так и
способствовал обучению
отечественных.
• Портрет Петра I –
Алексей АНТРОПОВ
(1716-1795)
6. Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям:
1.2.
3.
Архаизирующее искусство, влияние национальной школы парсуны.
Россика представлена иностранными художниками, которые
работали в России в течение всего XVIII века. Главная задача
художников — экспонировать местную модель на
общеевропейский лад.
Собственно отечественная школа. Считается, что портрет — самое
бесспорное достижение нашей национальной школы, именно
благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской.
XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета
писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О.
Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
7.
• «С середины XVII по серединуXVIII века портрет был
достоянием в основном
придворных кругов или
изображения людей, так или
иначе близких к верховной
власти.
• Лишь с середины XVIII столетия
портрет „опускается“ в массы
рядового поместного
дворянства, под влиянием
просветительства возникают пока
еще редчайшие образы крестьян
и купцов, создаются портреты
деятелей культуры»
Б. В. Шереметьев
1775 г
И.П. Аргунов
8. Антропов Алексей Петрович. (1716-1795)
• В творчестве Антроповаеще заметна связь с
иконописью. Лицо он
пишет слитными
мазками, а одежду,
аксессуары, фон свободно
и широко. Своих героев
передает такими, какие
они есть на самом деле.
9.
• Портрет Екатерины II• Портрет императрицы
Елизаветы Петровны.
10.
• Портрет М.А.Румянцевой.• Портрет княгини Татьяны
Алексеевны Трубецкой.
11.
• Иван ПетровичАргунов
(1729—1802)
Быстро усвоил язык
европейской живописи и
отказался то старорусских
традиций.
Творец камерного портрета
на котором огромное
внимание уделяется высокой
одухотворенности образа.
12.
Портрет графини
Шереметевой. 1789
Портрет княгини Екатерины
Александровны ЛобановойРостовской, 1754
13.
• Портрет князяИ.П.Голицына.
• Портрет князя
И.И. Лобанова
14.
• Портрет императора ПавлаI
• Портрет императрицы
Елизаветы Петровны
15.
• Иван ПетровичАргунов
Портрет неизвестной
крестьянки в русском
костюме. 1784. Масло
16. Федор Степанович Рокотов (1735—1808)
Благодаря «портретным гармониям»
русского художника Рокотова
образовался особый эмоциональный
словарь для выражения впечатлений
зрителя: «полумерцание, полугорение
красок», «зыбкость, воздушность»,
«загадочность и таинственность»,
«вибрация света и цвета»,
«поэтическая хрупкость чувств»,
«затаенность душевных проявлений»
и т. п. Кроме технических живописных
новшеств, художник открывает новые
возможности камерного интимного
портрета в выражении душевного
мира человека как главного критерия
его достоинства. Нередко считают, что
Рокотов наделял модели своей
собственной одухотворенностью.
17. Федор Рокотов Портрет А.П. Струйской 1772.
• Особое место в творчествехудожника занимает портрет А.
Струйской (1772). Он является
ярким примером поэтизации
образа средствами живописи.
Воздушная, прозрачная
манера письма создает
ощущение легкости тканей и
бездонности фона. С помощью
света Рокотов мастерски
выделяет лицо и
одновременно объединяет
всю композицию портрета в
единое целое. Не случайно этот
портрет часто называют
«русской Джокондой».
18.
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
(Н. Заболоцкий)
19. Портрет “Неизвестной в розовом платье”
• Одна из самых известныхкартин Рокотова Ф.С. является
женский портрет “Неизвестная
в розовом платье”, которая
считается одним из его
шедевров. Исполненный с
каким-то лирическим
очарованием образ молодой
женщины с любезной улыбкой
и глубоким взглядом наполнен
розовыми тонами — то
светлыми, то теплыми, то
насыщенными, то
мерцающими в тенях,
создающими эффект
трепетания окружающей
воздушной среды.
20. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735- 1822)
• Д.Г. Левицкий один из наиболеевыдающихся мастеров русского
портрета ХIII века.
• Говорили, что портреты Д.Г.
Левицкого отразили весь век
Екатерины. Кого бы не
изображал Левицкий, он
выступал тонким психологом и
непременно передавал
задушевность, открытость,
грусть , а также национальные
особенности людей .
21.
Портрет архитектора
А. Ф. Кокоринова. 1769
Портрет Александра Васильевича
Суворова. 1786
22.
• ПортретЕкатерины Романовны
Дашковой
23.
• Портретимператрицы
Екатерины II.
24. Боровиковский Владимир Лукич 1757-1825
• В.Л. Боровиковский –мастер
сентиментального
портрета. Изображал
людей с их
переживаниями,
эмоциями,
неповторимостью
внутреннего мира.
25. Портрет М. И. Лопухиной
Почти сто лет назад поэт Яков
Петрович Полонский (1819—1898)
увидел у своих знакомых портрет
Марии Лопухиной, написанный
русским художником Владимиром
Лукичом Боровиковским (1787—
1825). Портрету к тому времени
тоже было почти сто лет. Поэт
долго оставался в задумчивости
перед небольшим холстом. Он
практически ничего не знал об этой
женщине. Знал только, что жизнь
ее отчего-то сложилась
несчастливо и что умерла она
совсем молодой. Поэт думал:
«Какое чудо — живопись! Все
давным-давно забыли бы эту
прекрасную Лопухину, если бы не
кисть живописца...». И в голове его
начали складываться стихи:
26.
• Она давно прошла — и нет ужетех глаз
И той улыбки нет, что молча
выражали
Страданье — тень любви и мысли
— тень печали.
Но красоту ее Боровиковский
спас.
Так, часть души ее от нас не
улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть
тела
К ней равнодушное потомство
привлекать,
Уча его любить, страдать,
прощать, мечтать...
27.
• ПортретНарышкиной.
28.
• Портрет императораАлександра I
29.
• Портрет императрицыЕкатерины II
30. Вопросы:
1. Что такое парсуна? Где и когда зародилась. Чтодля нее характерно.
2. Кто повлиял на развитие портретного жанра в
России?
3. По каким трем основным линиям развивался
портрет с конца XVII по середину XVIII века?
4. Назовите художников Русской школы портрета.
5. Кто являлся героями работ художников
портретистов до середины XVIII века?
31. Назовите автора произведения
12
3
4
32. Художественно-творческое задание:
Сравните художественные особенности портретов Рокотова и
Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да
Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?
• Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.
Каким образом они усиливают восприятие образа А. Струйской?
• Задание выполнить в рабочей тетради.