Похожие презентации:
Философская система платона
1. ТЕМА № 5 ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ПЛАТОНА
2. Содержание
• Платон как первый систематизатор философскогознания
• Объективный идеализм Платона как учение об идеях,
основные принципы онтологии Платона
• Проблемы онтологии Платона, смысл проблемы
универсалий
• Гносеология и психология Платона. Доказательства
бессмертия души.
• Социальная утопия Платона.
• Связь платоновской философии с предшествующими
философскими построениями
• От Платона к Аристотелю.
3. ПЛАТОН
Платон Афинский(427 – 347 гг. до н.э.)
• Настоящее имя – Аристокл,
Платон – прозвище (от платюс –
широкий)
• Был
всесторонне
развитой
личностью
• В 386 г. до н.э. основал в Афинах
свою философскую школу –
Академию, просуществовавшую
915 лет (до 529 г. н.э.).
• Над входом в Академию висела
надпись: «Не геометр да не
войдет!»
• Почти все свои философские
сочинения писал в жанре
диалога, в каждом из которых
одним
из
персонажей
обязательно является Сократ.
4. ШКОЛА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
• Стиль и принцип изложения своих идей Платон явнозаимствовал у своего учителя Сократа. Им было важно не
только и не столько предъявить готовый результат
познания, но и показать путь, ведущий к этому результату,
дать возможность читателю пройти его вместе с автором.
Платон – истинный поэт от философии.
5. ШКОЛА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
• Таким образом, получилось, что Платон вложил в устасвоего героя – Сократа («литературного Сократа»)
фактически все свое учение. Отсюда возникает понятная
проблема, получившая в критической филологии и
философии название «Платонова вопроса» – где в
диалогах Платона заканчивается исторический Сократ, и
начинается реальный Платон, что принадлежит
собственно Платону, а что позаимствовано у учителя?
6. УЧЕНИЕ И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
• Наиболее известные диалогиПлатона – так называемые
«зрелые»:
«Пир»
«Федон»
«Федр»
«Государство»
«Софист»
«Парменид»
«Теэтет»
«Филеб»
«Тимей»
«Законы»
7. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ПЛАТОНА
ПЛАТОН• Платон – создатель первой в истории
философской системы.
• Что значит
«философская система»?
• 1. Это комплекс философских идей и
построений, охватывающий собой все
основные разделы философии –
онтологию,
гносеологию,
этику,
эстетику, антропологию, социальную
философию и т. д. (целостность,
полнота охвата).
• 2. Решение всех вопросов из этого
комплекса подчинено единой логике,
единому объясняющему принципу,
«красной нитью» проходящему через
всю систему (логическая связность,
когерентность).
8. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
ПЛАТОН• Этот системообразующий принцип в
философии
Платона
–
принцип
объективного идеализма (в версии
крайнего реализма).
• Объективный
идеализм
есть
признание онтологического приоритета
объективно существующего духовного
первоначала.
Объективно-идеалистическая
логика
более чем последовательно проводится
Платоном и во всех остальных разделах
его системы.
• Объективный идеализм Платона –
ТЕОРИЯ ИДЕЙ.
9. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
• Возникает вопрос: как можно говорить о стройной системеприменительно к полухудожественному стилю Платона?
• Дело в том, что за «неадекватной» формой изложения кроется
глубочайшая теоретическая, методологическая и логическая
мысль, которая вполне может быть реконструирована при
определенных усилиях. Отказать Платону в систематичности
невозможно.
10. ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
• Взглянем на мир сущего ипосмотрим, что в нем случайно и
преходяще, а что необходимо и
вечно (и есть ли оно вообще).
• Мир, который нас окружает, –
мир
множественности,
мир
изменчивых,
преходящих,
чувственных объектов.
• Но
эти
объекты
все-таки
определенным
образом
упорядочены – они поделены на
классы, подклассы и т. д.
• Причем сама эта иерархия
устойчива и неизменна.
11. ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
• Одна и та же кошка всегда остаетсякошкой, а смена одних кошек
другими никак не сказывается на
бытии самого класса «кошки».
12. ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
• Почему сущее устроено именно так?Почему вещи вообще делятся на классы,
и даже очень непохожие объекты могут
относиться к одной группе, а очень
похожие – к разным?
Почему класс один, а
вещей в нем много?
Как новая вещь
«узнает», в какой класс
она должна попасть?
13. ИСТОКИ ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
• ЧУВСТВЕННАЯ ВЕЩЬМатерия
(из чего она)
Сущность
(что она такое)
Быть вещью =
= быть какой-то
определенной вещью
14. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Лошадь кактаковая, Идея
лошади
Лошадность
Постоянное,
единое
Изменчивое,
многое
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
Общее логически предшествует единичному:
чтобы что-то сказать о единичном объекте, мы должны
определить его через включение в какой-либо класс,
например, «Это животное – лошадь».
15. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
ЛошадностьПостоянное,
единое
Лошадь как
таковая, Идея
лошади
Изменчивое,
многое
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
И здесь Платон делает следующий вывод: раз общее
логически предшествует единичному, значит, и онтологически.
Иными словами, идеи (свойства) существуют самостоятельно
(объективно) как особые единичные объекты – и очевидно, что в
особом мире, ибо наш мир таков, что неизменному в нем нет места.
16. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Лошадь кактаковая, Идея
лошади
Идея
Белого
Лошадность
Постоянное, единое,
подлинное бытие,
вечное
1
Изменчивое,
многое, почти
небытие,
преходящее
2
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – наделение абстрактных объектов
(прежде всего, свойств и отношений) статусом самостоятельного
существования (самостоятельно существующих сущностей).
17. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
ЛошадностьПостоянное, единое,
подлинное бытие,
вечное
1
Лошадь как
таковая, Идея
лошади
Идея
Белого
Изменчивое,
многое, почти
небытие,
преходящее
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
2
Идея (платоновская) – это то общее, что есть у ряда различных
предметов чувственного мира, превращенное в самостоятельный
объект, это гипостазированное общее понятие. Идеи существуют до,
вне и независимо от вещей, они неуничтожимы, неделимы,
неизменны, нематериальны и т.д.
18. ИДЕИ И ВЕЩИ: онтологический дуализм
2Идея огня
не горит
Огонь горит
Идея лошади
не может прыгать
Лошадь прыгает
Число 2
срубить нельзя
Два дерева
можно срубить
Идея собаки
не лает
Собака
лает
19. ИДЕИ И ВЕЩИ: онтологический дуализм
2Идея огня
не горит
Огонь горит
Идея лошади
не может прыгать
Лошадь прыгает
Число 2
срубить нельзя
Два дерева
можно срубить
Идея собаки
не лает
Собака
лает
20. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Лошадь кактаковая, Идея
лошади
Идея
Белого
Лошадность
Постоянное, единое,
подлинное бытие,
вечное
1
Изменчивое,
многое, почти
небытие,
преходящее
2
Л1
«Подвальный
уровень» сущего,
практически
3
небытие
Л2
Л3
Л4
Л5
МАТЕРИЯ (ХОРА)
21. ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
• В одном месте своих сочиненийПлатон поясняет, что три мира
связаны посредством Мировой
Души, которая объемлет их,
будучи каждой из своих трех
частей причастной каждому из
трех миров.
• Платон понимает (принимая
общеантичный
«постулат
сохранения бытия»), что самих
по себе идей недостаточно для
объяснения
существования
вещей.
• Но раз Платон признает вечность
материи как одного из начал, не
является ли он дуалистом?
22. ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
• Нет! – ибо…• …во-первых, в его философии нет
никакой
онтологической
и
функциональной
симметрии
между идеями и хорой. Только
идеи
являются
творческим,
активным, конструирующим мир
вещей началом. Материя же
пассивна, она (хаос) – косное
начало.
• …во-вторых, только идеальное
бытие (бытие идей) заслуживает
самого названия бытия. Бытие
вечно
и
неуничтожимо
в
противоположность тому, что
включает в себя материальный
компонент.
23. МИФ О ПЕЩЕРЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Джорджоне.Философы у входа в
пещеру Платона
• Критика наивного реализма
(убежденности в подлинности
и единственности земного
мира) путем аллегории
(«Государство», 7-я книга).
• В полутемной пещере сидят
спиной к входу люди. Кто-то
проносит вещи мимо входа, и
те отбрасывают тени на
заднюю стену. А узники
пещеры считают, что эти тени
и есть сами реальные вещи,
отблески света – настоящий
свет и т.д.
24. МИФ О ПЕЩЕРЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕАЛИЗМА
Джорджоне.Философы у входа в
пещеру Платона
• Тем же, кто вырывается из
пещеры и видит Солнце и сами
вещи (отбрасывающие тени),
когда они рассказывают об
этом по возвращении в пещеру,
узники не верят (аллегория
философов).
• Так и у нас. Люди считают, что
чувственный
мир
самый
реальный, не желая обратить
взор своего ума к подлинному
бытию. «Лошадь я вижу, а
лошадности не вижу» – «Не
видишь, потому что не умеешь
смотреть и не знаешь, как
смотреть».
25. ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
• Однакоудовлетворительного
решения проблемы соотношения
мира идей и мира вещей Платон не
дал. В сущности это было
невозможно при принятии им
«постулата о гипостазировании», т.е.
при абсолютном онтологическом
разрыве двух миров. Конечно,
Платон понимал эти трудности, и
даже
указывал,
что
вещи
существуют…
• …по причастности идеям
• …по подобию идеям
• …по подражанию идеям
26. ТЕОРИЯ ИДЕЙ ПЛАТОНА
• Нореального
онтологического
содержания в эти туманные понятия
платоновская философия внести не
могла.
• Открыв проблему общих понятий
(онтологического
соотношения
общего и единичного), Платон
предложил самый крайний вариант
ее решения.
• Эта проблема получила название
проблемы универсалий и наиболее
популярна была в Средневековье.
27. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ
• Произошлоэто
благодаря
неоплатонику Порфирию (3 в. н.э.),
который,
издавая
сочинение
Аристотеля «Категории», написал
свое знаменитейшее Введение к
нему («философское завещание
Античности»),
где
четко
сформулировал проблему общих
понятий и отметил, что античная
философия, хотя и предложила
принципиальные
варианты
ее
решения, все же оставила ее
открытой.
28. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ
Суть проблемы универсалий(ее основные аспекты и
структурные элементы)
• 1. Существуют ли универсалии
реально (или только в уме)?
• 2. Если да, то существуют ли они в
вещах или независимо от вещей?
• 3. Если универсалии существуют
реально, то телесны они или
бестелесны?
29. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Существует ли общее объективно, реально?Есть ли в реальности нечто, кроме единичных вещей?
ДА
НЕТ
РЕАЛИЗМ
ДО
НОМИНАЛИЗМ
В
Крайний
Умеренный
(платонизм) (аристотелевский)
Общее автономно от
единичного,
существует до, вне и
независимо от него
ПОСЛЕ
Умеренный
(концептуализм)
Фактически
никак
Крайний
Общее существует в
Общее возникает как
единичном – как общая понятие в уме в результате
форма различных
его абстрагирующей
предметов в них самих
деятельности
30. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Существует ли общее объективно, реально?Есть ли в реальности нечто, кроме единичных вещей?
ДА
РЕАЛИЗМ
ДО
КРАЙНИЙ
В
УМЕРЕННЫЙ
НЕТ
НОМИНАЛИЗМ
ПОСЛЕ
УМЕРЕННЫЙ
НИКАК
КРАЙНИЙ
31. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Каков статус существования общего?ВНЕ
УМА
РЕАЛИЗМ
ДО
КРАЙНИЙ
В
В УМЕ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
ПОСЛЕ
УМЕРЕННЫЙ
КАК
СЛОВА
НОМИНАЛИЗМ
НИКАК
32. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Каков статус существования общего?РЕАЛЬНЫЙ
(объективный)
В УМЕ
ПОСЛЕ
(субъективный)
РЕАЛИЗМ
ДО
В
НОМИНАЛИЗМ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
Крайний
Умеренный
(платонизм) (аристотелевский)
Общее автономно от
единичного,
существует до, вне и
независимо от него
ЭТО ПРОСТО
СЛОВО
Общее существует в
единичном – как общая
форма различных
предметов в них самих
Фактически
никак
Общее возникает как
понятие в уме в результате
его абстрагирующей
деятельности
33. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
© Схема Н. Бирюкова34. ГНОСЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА
• Теория познания Платонабазируется на его психологии –
учении о душе.
• Платон принимает орфикопифагорейско-сократовское
учение о существовании души
как субстанции и ее бессмертии.
• После смерти тела душа
покидает его и устремляется в
занебесную область идей –
Гиперуранию, где созерцает идеи
непосредственно, вбирая их в
себя силой умо-зрения, умосозерцания (идеи
интеллигибельны).
35. ГНОСЕОЛОГИЯ
МужествоМ
Огонь
• Душа
уподобляется
колеснице с двумя
конями,
один
из
ПР Прекрасное
Справедливость которых причастен злу,
второй – добру, и
С
Равное возничим – разумом.
=
Кошка
Белое
Собака
Лошадь
Чем дольше душа находится в мире
идей (пока второй конь не стащит ее вниз,
обратно в чувственный мир), чем выше она
«поднимется над границей», тем большее
количество идей она воспримет и вберет в
себя, тем более совершенными будут сами эти
идеи (благо, прекрасное, справедливость…).
36. ГНОСЕОЛОГИЯ
ПрекрасноеМужество
М
Огонь
Кошка
• И вот душа, наконец,
возвращается в чувственный
ПР
мир. Соединяясь с телом,
Справедливость душа «забывает» все то, что
увидела в мире идей,
С
подлинное знание бытия
оказывается погребенным
под тяжестью тела и
чувственного восприятия.
=
Белое
Собака
ЗАБЫЛ!
ВСЕ ЗАБЫЛ!!!
37. ПРИНЦИП АПРИОРИЗМА В ГНОСЕОЛОГИИ ПЛАТОНА
АПРИОРИЗМ–
направление
в
гносеологии,
представители которого признают наличие внеопытных
(независимых от опыта) элементов знания (например, доопытных
врожденных идей).
• Но раз это знание есть (оно ведь не
уничтожилось), значит, до него можно
добраться, извлечь его.
• Метод такого обнаружения знания в
душе – анамнесис (припоминание).
• Следовательно, Платон принимает
априористскую трактовку познания.
• Кроме того, очевидно, что гносеология
Платона может быть квалифицирована
как рационализм – (доопытное) знание
существует до процесса познания.
38. АПРИОРИЗМ В ГНОСЕОЛОГИИ
АПРИОРИЗМ–
направление
в
гносеологии,
представители которого признают наличие внеопытных
(независимых от опыта) элементов\структур знания (напр.,
доопытных врожденных идей).
КЛАССИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ
НЕЗАВИСИМО ОТ ОПЫТА = ДО ОПЫТА
ВНЕ
=
ДО
КАНТОВСКИЙ АПРИОРИЗМ
НЕЗАВИСИМО ОТ ОПЫТА ДО ОПЫТА
ВНЕ
ДО
39. ПРИНЦИП АПРИОРИЗМА В ГНОСЕОЛОГИИ ПЛАТОНА
РАЦИОНАЛИЗМ – направление в гносеологии,представители которого признают разум (интеллектуальное
созерцание) единственным источником ясных, отчетливых,
достоверных знаний (антипод – ЭМПИРИЗМ).
• Знание есть припоминание – «Менон».
Связь с искусством майевтики Сократа.
• Следовательно,
Платон
принимает
априористскую трактовку познания.
• Кроме того, очевидно, что гносеология
Платона может быть квалифицирована
как (крайний?) рационализм – знание
существует до процесса познания.
40. КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМ
• Обычно считают, что общие понятияобразуются в сознании на пути
сравнения,
обобщения
и
абстрагирования.
• Наблюдение за множеством лошадей
порождает понятие «лошадь» –
эмпиристская трактовка познания.
• Платон подвергает эту теорию
уничтожающей критике.
• Чтобы сказать, что А=В (пример с
бревнами),
разве
не
нужно
предварительно знать, что такое
вообще «быть равным»?
• Но ведь это справедливо и для всех
частных «равенств» типа «быть
равным по лошадности».
41.
КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМПонятие
«лошадь»
?
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
РАЗВЕ НЕ ТАК ПРОИСХОДИТ ПОЗНАНИЕ?
42.
КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМПонятие
«лошадь»
!
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
КОНЕЧНО, НЕТ! – Эта ошибка называется «круг в
доказательстве»: ведь уже тогда, когда мы отбирали
единичные объекты, мы видели, что это лошади, а не собаки
или столы. Мы уже отобрали их как похожих, поэтому и могли
обратно извлечь из них их объективное общее.
43.
РАЗВЕ НЕ ТАК ПРОИСХОДИТ ПОЗНАНИЕ?44.
РАЗВЕ НЕ ТАК ПРОИСХОДИТ ПОЗНАНИЕ?Понятие «лошадь»
45.
АПРИОРНАЯИДЕЯ ЛОШАДИ
ПЕРВИЧНОСТЬ ИДЕИ
Понятие «лошадь»
46.
АПРИОРНАЯИДЕЯ ЛОШАДИ
ПЕРВИЧНОСТЬ ИДЕИ
Понятие «лошадь»
47.
отношениеИДЕЯ РАВЕНСТВА
свойство
ИДЕЯ ЛОШАДИ
=
=
Две палки равны
(имеется в виду, по длине)
Зорька
Диксон
Два животных
относятся к одному виду
48.
отношениеИДЕЯ РАВЕНСТВА
свойство
ИДЕЯ ЛОШАДИ
=
=
Две палки равны
(имеется в виду, по длине)
=
Зорька
=
Диксон
по лошадности
отношение
49.
КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМПонятие
«лошадь»
!
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
Таким образом, хорошо видно, как онтологический
принцип крайнего реализма реализуется в теории познания
(к вопросу о логическом единстве
различных разделов философии Платона).
50.
КРИТИКА ЭМПИРИЗМА ПЛАТОНОМПонятие
«лошадь»
!
Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
Созерцание единичного предмета (лошади Зорьки) вызывает в
душе воспоминание о ее идеальном небесном прообразе – Лошади как
таковой. Мы узнаем в Зорьке частный случай этой самой Лошади. То
есть все равно познается не единичный предмет, а проявленный в нем
идеальный принцип. Очевидно, что и здесь возникает проблема
погруженности мира идей в мир вещей и становится ясной
невозможность ее решения ортодоксальным платонизмом.
51. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
• Содержатся в диалогах «Федон» (4доказательства) и «Федр» (одно).
• 1. От взаимоперехода
противоположностей.
теплое > холодное,
сон > бодрствование,
живое > неживое.
Если бы не было перехода неживое >
живое, то все стало бы мертвым. Но это
не наблюдается, поэтому существует
вечная инстанция, определяющая этот
переход – душа.
52. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
• 2.От
тезиса
«знание
есть
припоминание».
Значит,
душа
предсуществовала
нашему
телу,
следовательно,
существовала после смерти своего
предыдущего тела. То есть душа
бессмертна.
• 3. От уподобления душ идеям.
Все души постоянны как души. Хотя
они различны, но «быть душой» для
всех душ одинаково и неизменно. То
есть этот принцип бессмертен. Поэтому
бессмертна и сама душа.
53. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ
• 4. От сближения души с идеей жизни.Когда тело живое, это значит, что в нем
«живет» душа, и оно причастно идее
жизни.
Следовательно,
душа
олицетворяет идею жизни. Но так как
идея жизни бессмертна (идеи друг в
друга не переходят, а уступают друг
другу место, что выражается в смене
состояний объекта), то бессмертна и
сама душа.
• 5. От принципа самодвижущегося
Тело движется душой. Поэтому душа
есть нечто самодвижущееся. Но все
самодвижущееся
бессмертно
(внешнее не может его остановить).
Поэтому душа бессмертна.
54. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
• Учение об идеальном государстве –социальная утопия – первое в истории
обществоведения.
• Основные принципы
идеального общежития
• 1. Жесткая социальная стратификация,
основанная
на
разделении
труда,
минимум
социальной
мобильности
(обоснованием
служит
учение
о
трехчастной структуре души) – страты:
философы-правители (разум), воиныстражи
(страсть),
ремесленники
(вожделение).
• 2. Упразднение частной собственности
для высших страт (включ. общность жен)
• 3. Полнейшее доминирование целого над
частями (холизм, тоталитаризм)
55. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
• «Заниматься своим делом и невмешиваться в чужие – это и есть
справедливость»
• Идеальное государство справедливо и
добродетельно,
ибо
в
нем
реализуются все три основные
добродетели
–
мудрость
(в
философах), мужество (в стражах),
рассудительность (в повиновении
ремесленников высшим стратам)
• Государство не предполагает счастья
своих частей, достаточно того, что
оно счастливо в целом.
56. ПЛАТОН И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
ПЛАТОНСократ
Элеаты
Демокрит
Эмпедокл
Пифагор
Анаксагор
57.
Рационализм в гносеологии,трактовка бытия как вечного,
неизменного, неподвижного
(Бытие Э. и идеи П.)
Элеаты
Диалогичность,
диалектика, проблема
Сократ
универсалий
ПЛАТОН
Бессмертие души
Идея атомарности
подлинного бытия
Демокрит
Эмпедокл
Мысль: есть
носитель
каждого
качества
Идея двух типов
начал мира
Пифагор
Анаксагор
58. ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ
ПЛАТОН(427-347)
АРИСТОТЕЛЬ
(384-322)
59. ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ
АРИСТОТЕЛЬ(384-322)
ПЛАТОН
(427-347)