«Танцевальное искусство в России во второй половине XVIII века»  
2.00M
Категория: ИскусствоИскусство

«Танцевальное искусство в России во второй половине XVIII века»

1. «Танцевальное искусство в России во второй половине XVIII века»  

2.

В связи с ростом промышленности,
развитием всероссийского рынка и
внешней торговли в России резко
возросла потребность в специально
подготовленных грамотных людях. Без
них не могли обходиться ни армия, флот.
В1731 году в Петербурге было открыто
дворянское учебное заведение Сухопутный Шляхетский кадетский
корпус.

3.

В учебном плане большое место
отводилось изучению бального
танца. В качестве танцмейстера в
1734 году был зачислен француз Ж.
Ландэ. Он явился одним из
основоположников постоянного
профессионального
хореографического образования в
России.

4.

5.

Балетный спектакль, исполненный воспитанниками корпуса,
восхитил императрицу Анну Иоанновну. К тому времени в
Петербурге уже появлялись иностранные гастролеры с
оперными и балетными постановками, однако собственной
труппы при дворе не было, равно как не было и отечественных
профессиональных артистов. Ланде, зная интерес государыни к
всевозможным увеселениям, подал прошение о создании школы
«театрального танцевания». 4 мая 1738 года Анна Иоанновна
подписала указ об учреждении Танцевальной Ея Величества
школы. Этот день стал днем рождения русского балета и первой
профессиональной балетной школы – ныне Академии Русского
балета имени А. Я. Вагановой.
В покоях старого Зимнего дворца, где находилась театральная
зала для придворных представлений, выделили помещение,
выбрали из «простых людей» двенадцать пригожих девочек и
столько же стройных мальчиков. Их определили на казенное
содержание и начали обучать «иноземной поступи».

6.

7.

Танец был разделен
на три основных вида:
серьезный,
полухарактерный
и комический.
Ведущим в танце был
мужчина.

8.

9.

В 1742 году дочь Петра I
Елизавета
издала указ об
учреждении в Петербурге
русской балетной труппы.
На протяжении XVIII века в
Школе преподавали
исключительно французские и
итальянские мастера.

10.

Итальянец Антонио
Ринальди - основу обучения
составляли менуэт и другие
бальные танцы.
Австриец Франц
Гильфердинг - благодаря ему
появился сюжетный балет

11.

Все действие здесь
раскрывалось средствами
танца и пантомимы, а вокал
допускался лишь в форме
хорового пения (балет-пьеса).
В 60-е годы в Россию приехал
балетмейстер Анжиолини

12.

1783 году приглашён на
работу в балетную
школу итальянец Иосиф
Канциани.

13.

Каменный театр — первое
постоянное театральное
здание в
Петербурге. 1783 год.

14.

В 1773 г. открыта балетная
школа
при
Московском
Воспитательном доме.
В 1779 году педагог Л. Парадиз
подготовил
первый
выпуск
воспитанников.
Тем самым было положено
основание ныне существующего
Московского
академического
хореографического училища.

15.

16.

Воспитание отечественных исполнительских
кадров в Петербурге в те годы заметно
ухудшилось, так как Анжиолини уделял мало
внимания работе в школе. Это объяснялось тем,
что он в своей деятельности опирался по
преимуществу на иностранцев, отодвигая русских
на второй план.
Однако, несмотря на такое положение, русские
артисты балета не только упорно боролись за
признание, но и продолжали постепенно
вырабатывать свою национальную школу
сценического танца.

17.

Русские танцоры выступали и в операх, либретто которых
сочиняла Екатерина II. В этих операх были танцевальные сцены
(опера-балет).
Последняя четверть XVIII столетия характеризовалась быстрым
ростом культурного уровня широких кругов русской
интеллигенции. Театр, который при Петре I посещался почти по
принуждению, теперь стал любимым развлечением сначала
столичного, а затем и провинциального общества. Это
способствовало появлению в крупных городах общедоступных
коммерческих театров.
Каменный театр (Большой театр) — первое постоянное
театральное здание в Петербурге. Открытие театра состоялось в
1783 году.

18.

Каменный (Большой театр ) в Петербурге
1784—1886 г.

19.

Здание Каменного театра было одним из крупнейших
в России 18 века (вмещало около 2000 зрителей). В
театре регулярно давались оперные и балетные, а
также драматические спектакли, проводились
концерты, утренники, балы и маскарады. С момента
основания в состав труппы городского театра входила
балетная группа. В 1783 году она состояла из 13
мужчин и 9 женщин. Все они были русскими. Эти
артисты чувствовали себя в городском театре гораздо
свободнее, чем их товарищи, работавшие на
придворной сцене. Здесь отсутствовало засилие
иностранцев и даже часть постановочной работы
велась русскими

20.

Тем мвременем Анжиолини всё меньше внимания
обращал на школу, и уровень преподавания в ней
снизился. Все это заставило правительство обратить
серьезное внимание на школу и в 1783 году выписать
из-за границы итальянского артиста балета Иосифа
Канциани. За восемь лет своей педагогической
деятельности Канциани сумел не только выправить
положение в Петербургской школе, но и воспитать
новые, значительно более подготовленные кадры
русских артистов балета.

21.

Москва — вторая столица тоже не должна была
отстать в театральных веяниях, о чём вышел
специальный Высочайший указ.
В 1773 году было решено устроить балетную школу
при Московском Воспитательном (сиротском доме).
В 1779 году педагог Л. Парадиз подготовил первый
выпуск воспитанников.
Тем самым было положено основание ныне
существующего Московского академического
хореографического училища.
English     Русский Правила