Похожие презентации:
Жизнь и творчество Коста Хетагурова
1. Жизнь и творчество Коста Хетагурова
2. Коста́ (Константи́н) Лева́нович Хетагу́ров (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста; 3 (15) октября 1859 — 19 марта (1
́ овичКоста́ (Константи́н) Леван
́ ов (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт
Хетагур
Къоста; 3 (15) октября 1859 — 19 марта
(1 апреля) 1906) — осетинский поэт.
Основоположник осетинской литературы
Коста Хетагуров считается основоположником
литературного осетинского языка. В 1899 году он
выпустил поэтический сборник «Осетинская лира»
(осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были
впервые опубликованы стихи для детей на осетинском
языке. Строго говоря, первенство в издании крупного
поэтического произведения на осетинском языке
принадлежит Александру Кубалову («Афхардты
Хасана», 1897 год), однако вклад Хетагурова в
осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее
развитие несоизмеримо больше.
К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке,
сотрудничал со многими газетами Северного Кавказа.
Его перу принадлежит этнографический очерк по
истории осетин«О́соба» (1894).
3. Коста Хетагуров. Автопортрет
Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в
горном ауле Нар в семье прапорщика русской
армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать
Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре
после его рождения, поручив его воспитание
родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая
Туаева).
Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста
было около пяти лет. Его женой была дочь
местного священника Сухиева.[2] Позже Коста
говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи)
нечего и говорить. Она меня … не любила. В
раннем детстве я убегал от неё к разным
родственникам».
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем,
переехав во Владикавказ, стал учиться
в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во
главе осетин Нарского ущелья переселился
в Кубанскую область. Он основал
там село Георгиевско-Осетинское ныне село
имени Коста Хетагурова. Соскучившись по отцу,
Коста бросил учёбу и сбежал к нему из
Владикавказа. Отец с трудом устроил его в
Каланджинское начальное станичное училище.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился
в Ставропольской губернской гимназии. От этого
времени сохранились лишь два его стихотворения
на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый
год») и стихотворение «Вере» на русском языке.
Коста Хетагуров.
Автопортрет
4. Коста Хетагуров в студенческие годы
Коста Хетагуров в
студенческие годы
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят
в Петербургскую академию художеств в мастерскую
проф. П. П. Чистякова. В 1883 годулишён стипендии и
этим почти всех средств к существованию. Вскоре он
перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал
обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где
была написана значительная часть его стихотворений
на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в
ставропольской газете «Северный Кавказ».
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был
выслан за пределы Осетии. Через два года переехал
в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный
Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова,
написанных на русском языке.
Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две
операции. Несмотря на это, он продолжает писать
стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки
в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон
Хетагурову не понравился: здесь душно, пыльно. Он
писал, что на улицах не встретишь интеллигентных
людей, а только купцов и торговок.
Коста просит перевести его в Одессу, но туда его
отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков.
Здесь он снял комнату в доме рыбакаОсипа Данилова.
Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева,
но особенно его покорило море, «которое всей своей
ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».
5. Коста Хетагуров, Перевал Зикара, Северо-Осетинский республиканский художественный музей
Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899
году Коста узнает, что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские
чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые
же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания. Закончился срок морских купаний, выхлопотанный у
властей 5 августа 1899 год, и Хетагуров вернулся в Херсон.
В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва
поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».
В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого
же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.
Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и
тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе ГеоргиевскоОсетинском Кубанской области (ныне — село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По
настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезён во Владикавказ.
6. Прапорщик русской армии Леван Елизбарович Хетагуров, отец поэта
• Что брови сдвигаешь,Отец?Ты не прав!
Зачем принимаешь
Ты к сердцу мой нрав?
Чей сын ожиданья
Отца оправдал?
Кто в юности ранней
Ошибок не знал?
По мне ль твоя слава
И гордая честь?
Оставь меня, право,
Таким, как я есть.
7.
8.
• О матери своей Коста не помнил совсем ничего.Образ матери идетство, не согретое её теплом и лаской, лейтмотивом проходят через
всё его творчество.Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла
вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице
Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился
второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь
местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О
Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не
любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным
родственникам».
9. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом.
Сватовство к давно и горячолюбимой девушке Анне
Александровне Цаликовой
завершилось вежливым отказом.
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был
выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в
Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный
Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова,
написанных на русском языке.
По возвращении в Осетию наряду с творческой
работой вел активную просветительскую
деятельность: устраивал выставки, музыкальнолитературные вечера, содействовал развитию
сценического искусства и школьного образования в
Осетии. В частности, был активным противником
закрытия в 1891 года губернскими властями
Ольгинской женской школы во Владикавказе единственного учебного заведения для горянок.
Протест местной интеллигенции во главе с Коста
Хетагуровым помешал этому свершиться. Но
протестная акция стоила высылки Коста из Терской
области сроком на 5 лет. С февраля 1893 года он стал
постоянным сотрудником, фактически редактором
газеты «Северный Кавказ», вел идеологическую и
политическую борьбу против царской администрации
на Кавказе. За что в мае 1899 года был вторично
выслан из Осетии.
10. Анна Попова (читайте красные буквы сверху вниз)
Анна Попова(читайте красные буквы сверху вниз)
Ах,с каким безграничным восторгом,дитя,
На руках из мишурного света
Я унес бы далеко, далеко тебя
И любил бы любовью поэта…
Детский слух услаждал бы я лирой своей,
И под звуки ее безмятежно
Засыпала б ты сладко на груди моей,
А я пел бы, баюкал бы нежно…
Много, много сложил бы я песен тогда
На чарующем лоне природы
О восторгах любви, наслажденьях труда
И о светлом блаженстве свободы…
11.
«Поздний рассвет»
Пьеса «Поздний рассвет» была написана в то время, когда он учился в
Петербургской Академии Художеств. По словам Сослана Габараева эта
пьеса, как и пьеса «Чердак», написанная в то же время, «по своей
художественной форме несовершенна», так как эти пьесы были первым
опытом Хетагурова.
Главный герой, молодой художник Борис — революционно настроенный
юноша, решивший посвятить свою жизнь освобождению народа. Ради
достижения этой цели он отвергает любящую его девушку Ольгу. На её
вопрос, что он хочет делать, Борис отвечает: «Я хочу служить народу». Он
хочет покинуть Петербург навсегда и трудиться на благо народа, что он и
считает высшим своим долгом. Ольга старается отговорить его от этих
намерений, говоря что «его долг служить общему благу тем, в чём его
призвание — высокое свободное искусство», являющееся «лучшим
проповедником свободы» и «высоких идей». А его мечты она называет
«бредом безумных мечтаний».
Борис всё же уезжает из Петербурга с другом Клавдием, они «уходят в
народ».
12.
• «Мать сирот»• В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста
описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его
родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё — пятеро
её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут
готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают.
Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец
стихотворения:
• Детям говорила:«Вот бобы вскипят!»А сама варилаКамни для
ребят.Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его
произведений показывает нищету и обездоленность народа.
• Произведение вошло в список 50 величайших произведений русской
литературы со времен Петра III
13.
• Коста Хетагуров оставил большое творческое наследие – пятитомноесобрание сочинений. Он писал свои произведения на осетинском и
русском языках. Стихи и поэмы, написанные на русском языке,
впервые вышли отдельным изданием в 1895 году в Ставрополе под
названием «Стихотворения». Но всю силу и обаяние поэтического
таланта Коста можно ощутить только в его «Осетинской лире»,
которая увидела свет в 1899 году. Выступая в своих произведениях
против угнетения народов Кавказа, защищая их национальное
достоинство от великодержавного шовинизма, Коста в то же время
призывал земляков приобщаться «к благам культуры, к духовному
слиянию их с общей родиной» - Россией.
Поэтическое искусство Коста Хетагурова выросло на почве русской
художественной культуры и осетинского народного творчества. Он
создал уникальную индивидуально-профессиональную традицию в
словесном искусстве Осетии, закрепил за поэтическим словом
значимость общенационального дела.
14. Скорбящий ангел Мост
После выхода «Осетинской
лиры» национальная
духовная жизнь осетин
стала немыслима без
поэтического слова. Коста
был также первым
осетинским
профессиональным
живописцем.
Последователь русских
художников-реалистов, он с
большим мастерством
показал в своих картинах
жизнь простого народа,
писал портреты лучших
людей и пейзажи родного
Кавказа.