Похожие презентации:
Становление древних цивилизаций
1. Становление древних цивилизаций
• В Месопотамии в IV тысячелетии до н.э. были построены первые
ирригационные каналы, это была
родина ирригационной революции.
• Ирригация привела к резкому росту
численности населения, и уже в конце
IV тысячелетия на берегах Тигра и
Евфрата появились первые города.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
• Города Месопотамии были храмовыми общинами;они происходили от родовых общин первых
поселенцев.
• Поначалу общины были маленькими, и работы
выполнялись сообща на общем поле.
• Потом община разрослась, и поля были поделены
между общинниками, причем часть земли была
выделена храму; сначала храмовые земли
обрабатывались сообща общинниками, а затем,
когда появились безземельные бедняки, жрецы стали
приглашать их в качестве батраков или арендаторов.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
• Сложное храмовое хозяйство требовало производитьзаписи и подсчеты; сначала для записей
использовались рисунки-идеограммы, затем
стилизованные рисунки превратились в иероглифы.
• Для обозначения глаголов при этом использовали
созвучия, например, чтобы передать слово
«возвращать», по-шумерски «ги», рисовали значок
тростника; тростник по-шумерски – тоже «ги».
• Позже иероглифы стали использовать для передачи
отдельных слогов, из которых составляли слова – так
появилась слоговая письменность.
18.
• Шумеры и их соседи семиты выдавливалииероглифы на глиняных табличках с
помощью тростниковой палочки; иероглифы
состояли из нескольких клинообразных
черточек - это была так называемая
клинопись.
• Понятно, что значки клинописи были мало
похожи на передаваемые понятия, вскоре они
превратились в условные символы
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
• Ключ к расшифровке клинописных текстовбыл найден совершенно независимо друг от
друга двумя исследователями-любителями Г.
Гротенфендом и Д. Смитом.
• В 1802 году Гротенфенд, анализируя копии
клинописных текстов, найденных на
развалинах Персеполя, заметил, что все
клинописные знаки имеют два основных
направления: сверху вниз и слева направо.
Он пришел к выводу, что тексты следует
читать не в вертикальном, а в
горизонтальном направлении слева направо.
26.
• Так как изучаемые им тексты былинадгробными надписями, исследователь
предположил, что они могут начинаться
примерно так же, как и более поздние
надписи на персидском языке: «Такой-то,
великий царь, царь царей, царь таких-то мест,
сын великого царя…»
• В результате анализа имеющихся текстов
ученый пришел к выводу, что в надписях
различаются те группы знаков, которые
должны, согласно его теории, передавать
имена царей.
27.
• Далее исследователь заметил, что в некоторыхместах начальная формула текста не укладывается в
его гипотетическую схему, а именно в одном месте
отсутствует слово, обозначающее понятие «царь».
• Изучение расположения знаков в текстах позволило
сделать предположение, что надписи принадлежат
двум царям, отцу и сыну, причем дед царем не был.
• Так как Гротенфенду было известно, что надписи
касаются персидских царей (по данным
археологических исследований, в ходе которых были
обнаружены эти тексты), он пришел к выводу, что,
скорее всего, речь идет о Дарии и Ксерксе. Соотнося
персидское написание имен с клинописным,
Гротенфенд сумел расшифровать надписи.
28. Георг Фридрих Гротефенд
Георг Фридрих Гротефенд29.
• Гротефенд положил начало разгадкеклинописи. Для ее полной расшифровки
нужны были надписи большего размера, в
которых было бы большее количество
личных имен, для сопоставления. И такие
надписи были найдены. Этим наука обязана
англичанину Генри Роулинсону.
Родился он в Индии, в 1835 году был
назначен военным атташе в Персию, а затем
в 1843 году — английским политическим
агентом в Багдад.
30. Генри Кресвик Роулинсон
Генри Кресвик Роулинсон31.
• Знакомясь с персидской местностью, он случайнообратил внимание на надпись, высеченную высоко
на горе Эльванд. Жители называли ее «книгой
сокровищ» и считали, что в ней содержатся указания,
где зарыты сокровища древнего царя.
• Эту надпись Роулинсон скопировал. Но ключ к
разгадке тайны клинописи дала надпись на
Бехистунской скале (территория современного
Ирана, около 100 км на запад от Хамадана), которая
представляет собой запись о победах царя Дария I
(правил в 522 — 486 до н.э.).
32.
• На высоте около 100 метров на огромныхкаменных плитах, прикрепленных к скале,
были высечены более 1000 клинописных
знаков.
• Текст состоит из Большой надписи и ряда
малых надписей. Большая надпись
распадается на три текста с одним и тем же
содержанием, написанных соответственно
тремя родами клинописи на трех языках:
древнеперсидском, эламском и вавилонском.
33.
• В 1838 году Роулинсон сделал попытку перенестиначало древнеперсидской надписи, в которой
содержался титул и родословная царя. Бехистунская
надпись содержала до 80 собственных имен, т. е.
вчетверо больше, чем было известно тогда
европейским ученым.
• В 1844 году Роулинсон снарядил собственную
экспедицию в Бехистун, чтобы списать верхние части
надписи. При этом он сам чуть не погиб, пытаясь
добраться до цели. Только его помощник, ловкий
мальчик из персов, с помощью разных веревок сумел
добраться до цели и снять влажной бумагой оттиск
надписи.
34.
• Так, в течение 1835 — 1847 годов была скопированазнаменитая Бехистунская надпись, которая
послужила ключом к дешифровке всей клинописи.
• Она знаменита, во-первых, тем, что была написана
на трех языках и, следовательно, давала
возможность для сопоставления текстов, во-вторых,
тем, что каждая ее часть состояла более чем из 500
строк, что также давало простор для сравнения. Это
было действительно сокровище, и Роулинсон умело
воспользовался им.
• Он прочел эту надпись, расшифровал десятки
клинописных знаков.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
• Не менее интересна история исследования«Эпоса о Гильгамеше».
• В 1872 году сотрудник Британского музея Д.
Смит занимался расшифровкой клинописных
табличек, найденных при раскопках Ниневии.
• Среди сказаний о подвигах героя
Гильгамеша, который на две трети был
божеством и лишь на одну треть – смертным
человеком, ученого особенно заинтересовал
фрагмент легенды о Великом потопе:
42.
Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,
И тайну богов расскажу тебе я.
Шуруппак – город, который ты знаешь,
Что лежит на берегу Евфрата;
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их
сердце… —
• так говорит герою Утнапишти, переживший
потоп и получивший от богов бессмертие.
Однако далее в рассказе стали встречаться
пропуски, куска текста явно недоставало.
43.
• В 1873 году Д. Смит поехал в Куюнджик,где ранее были обнаружены развалины
Ниневии. Там ему посчастливилось
найти недостающие клинописные
таблички.
• Изучив их, исследователь пришел к
выводу, что Утнапишти – не кто иной,
как библейский Ной.
44.
• Рассказ о ковчеге, или корабле, который заказалУтнапишти по совету бога Эа, описание страшного
стихийного бедствия, обрушившегося на землю и
истребившего все живое, кроме тех, кто поднялся на
корабль, удивительно совпадает с библейским
рассказом о Великом потопе.
• Даже голубь и ворон, которых после окончания ливня
выпускает Утнапишти, чтобы выяснить, отхлынули
воды или еще нет, есть и в библейском сказании.
Согласно «Эпосу о Гильгамеше», бог Энлиль сделал
Утнапишти и его жену подобными богам, то есть
бессмертными. Они живут за рекой, отделяющей мир
людей от потустороннего мира:
45. Гильгамеш со львом.
46.
• На рубеже II-I тысячелетий один изсемитских народов, финикийцы,
усовершенствовал клинопись и создал
алфавит из 22 букв.
• От финикийского алфавита произошли
греческий и арамейский, от греческого –
латинский и славянский, от арамейского –
персидский, арабский и индийский. До Китая
и Японии алфавит так и не дошел, и эти
народы этих стран до сих пор пользуются
иероглифами.
47.
48.
49.
• Писали финикийцы горизонтальнымистроками, слова, как правило, друг от
друга не отделяли.
• Такая система письменности оказалась
легкой и удобной.
50.
• При шумерских храмах существовалиписцовые школы «э-дуба». Писцы должны
были не только знать письменность, но и
уметь подсчитать размер урожая, объем
зернохранилища, площадь поля.
• Храмы занимались торговлей и
ростовщичеством, поэтому писцам часто
приходилось производить всевозможные
вычисления, в том числе вычислять
проценты.
51.
• Уже к концу III тысячелетия была созданапозиционная система счисления для записи
чисел – однако она была не десятичной, как в
наше время, а шестидесятиричной, причем
для обозначения единиц и десятков
использовались различные значки.
• На основе этой системы были составлены
таблицы умножения, деления, возведения в
степень (писцам с трудом давалось деление
больших чисел, и они предпочитали
заглянуть в таблицу).
52.
• Позиционные системы счисления — этосистемы счисления, в которых значение
цифры напрямую зависит от её
положения в числе.
Например, число 01 обозначает
единицу, 10 — десять.
• Позиционные системы счисления
позволяют легко производить
арифметические расчёты.
53. Вавилонская шестидесятеричная система
Вавилонская шестидесятеричная система
• За две тысячи лет до н.э. в другой
великой цивилизации - вавилонской люди записывали цифры по-другому.
Числа в этой системе счисления
составлялись из знаков двух видов:
прямой клин служил для обозначения
единиц, лежачий клин - для
обозначения десятков.
54.
55. Структура шестидесятеричного числа
• Первый шестидесятеричный знак после запятойназывается минута (′), второй — секунда (″). Ранее
использовались названия терция (‴) для третьего
знака, кварта(IV) для четвёртого знака, квинта (V)
для пятого знака и т. д.
• Название «минута» происходит от того же слова, что
и «минимум» — обозначает «малая часть», а
«секунда», «терция» и остальные являются
порядковыми — «второе» деление на части,
«третье» деление на части и т. п. Частей
традиционно берётся по 60.
56.
• На основе этой системы были составленытаблицы умножения, деления, возведения в
степень (писцам с трудом давалось деление
больших чисел, и они предпочитали
заглянуть в таблицу).
• Наследники шумеров, вавилоняне, умели
решать квадратные уравнения, знали
«теорему Пифагора», свойства подобных
треугольников, умели вычислять объем
пирамиды, составляли чертежи полей,
рисовали карты – но не всегда соблюдали
масштаб.
57.
• Важной задачей, стоявшей перед жрецами, былосоздание календаря; календарь был необходим
прежде всего для определения времени
сельскохозяйственных работ.
• Вавилонский календарь был лунным, лунный месяц
состоял из 29 или 30 дней (период смены лунных
фаз равен 29,5 суток); год состоял из 12 месяцев.
• Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11
дней, Новый год смещался и мог попасть на лето или
осень; поэтому время от времени вводился
дополнительный месяц.
58.
• Нисану (Нисан), 30 дней, посвященАну и Бэл, Март/Апрель
• Айру (Айар), 29 дней,Эа, Апрель/Май
• Сивану (Симан), 30,Нанна, Май/Июнь
• Дуузу (Дуз), 29, Июнь/Июль
• Абу (Аб),30, Июль/Август
• Улулу (Элул),29, Иштар,
Август/Сентябрь
59.
60.
• Вавилонский календарь был недостаточноточным; намного более точный календарь
был создан в III тысячелетии до н. э. в Египте.
• Египетский календарь состоял из 12 месяцев
по 30 дней, причем в конце года вставлялось
5 дополнительных дней, то есть год
насчитывал 365 дней.
• Этот календарь отличался от современного
только отсутствием високосных дней;
високосные дни ввел в 46 году до н. э. Юлий
Цезарь.
61.
• Задача составления календаря была связана састрономическими наблюдениями
• Астрономия всегда была тесно связана с магией;
звездные таблицы служили не только для
практических целей, но и для предсказаний.
• В I тысячелетии до н. э. в Вавилоне появились
первые астрологи.
• Характерно, что хранителями знаний, писцами,
астрологами, врачевателями в то время были в
основном жрецы.
• вавилонские жрецы держали свои знания в тайне, не
допуская в них непосвященных.
62.
• Изначально большая часть ученыхпридерживалась так называемой
«панвавилонизма» - теории, выдвинутой Гуго
Винклером.
• Согласно данной теории, вавилоняне крайне
развили свою астрономию еще в самые
ранние периоды своей истории (3000-2000
годы до нашей эры). Тем не менее, позднее
эта гипотеза была признана ошибочной.
63.
• Согласно одной из теорий, изначальновавилоняне наблюдали исключительно
за Луной с целью выяснения наступления
нового месяца и для ритуальных целей, а уже
после этого вавилоняне начали наблюдать за
звездами.
• Когда Вавилон был захвачен Ассирией, то
сложились хорошие условия для
дальнейшего развития вавилонской
астрономии. В этот период постепенно
собирались данные о закономерностях в
наступлении затмений и движении планет.
64.
• На протяжении всего периода времени от завоеванияВавилона Ашшурбанипалом, до
завоевания Персидской империи Александром
Македонским, Вавилон был торговым и культурным
центром на всем Ближнем Востоке.
• В этих условия крайне сильно развилась
вавилонская наука.
• В то время расстояния между планетами и звездами
большой яркости указывались в цифрах, есть
вероятность, что они вычислялись с помощью не
сохранившихся до современности инструментов.
65.
• Шумеро-аккадские и вавилонскиеастрономы, бывшие также жрецами,
наблюдали небо с помощью
специальных башен-обсерваторий,
которые, как правило, были размещены
в зиккуратах.
• Эти башни были во всех шумероаккадских и вавилонских городах, о чем
свидетельствуют находки их развалин.
66.
• Среди различных документов, найденныхв библиотеке Ашшурбанипала, имелся
вавилонский астрономический текст,
содержавший данные о планете Венере.
• Данный текст датируется первой вавилонской
династией.
• Текст дешифровал Куглер в 1911 году.
Первая половина текста
имеет астрологическое содержание и
содержит предсказания будущего на основе
движения Венеры.
67.
• Вавилонские астрономы уделялибольшое внимание планете Венере.
• В текстах позднего периода она, вместе
с Луной и Солнцем, составляет триаду.
Согласно некоторым предположениям,
вавилонские астрономы знали, что в
период своей большой яркости после
или до нижнего соединения Венера
кажется серпом.
68.
• Согласно этой версии, вавилонскиеастрономы уделяли столь большое внимание
Венере именно из-за это ее особенности,
поскольку эта особенность делала ее сестрой
Луны.
• Поэтому в интересах религии вавилонские
астрономы внимательно наблюдали за
Венерой, а в поздний период (1500-1000 годы
до н. э.) даже пытались использовать
величину периодов ее исчезновений и
появлений для астрологических
предсказаний
69. Зиккурат
70.
71.
• Ближний Восток был родиной многихпростейших машин и инструментов – тех, что
еще в прошлом веке использовались
многими сельскими жителями. Это, прежде
всего, прялка, ручной ткацкий станок,
гончарный круг, колодезный журавль.
• В I тысячелетии до н. э. в Вавилонии
появилось водоподъемное колесо, «сакие», и
скользящий по блокам круговой ремень с
кожаными ведрами, «черд».
72.
• Попыткой обобщения географических знанийявляется нововавилонская «карта мира», где
земля изображена в виде плоскости,
пересеченной реками Евфрат и Тигр,
сбегающими с северных гор, и со всех сторон
окруженной Мировым океаном, на
поверхности которого она, видимо,
мыслилась плавающей; по ту сторону океана
— острова, посещавшиеся лишь в древности
мифическими героями.
73.
• Предполагалось, что океан был окружен «Плотинойнебес», а на пей покоилось несколько (три или семь)
небесных сводов; под землей находилась
преисподняя.
• Но географический кругозор вавилонских купцовпрактиков был гораздо шире сохранившейся карты:
уже в III—II тысячелетиях им была известна Индия,
хотя позже путь в нее был временно утерян;
• к I тысячелетию до н.э. месопотамцы знали Эфиопию
(Куш) и Испанию (Тартесс), а также, судя по
некоторым косвенным данным, Грецию, Среднюю
Азию и снова Индию.
74.
• По-видимому, ко II тысячелетию до н.э.надо отнести усовершенствование
ткацкого стана, хотя прямых данных об
этом у нас нет; во всяком случае,
широкая торговля красителями
свидетельствует о каких-то изменениях
в текстильном деле. В строительстве в
средневавилонский период появляется
стеклянная полива кирпича..
75.
• Скотоводство было дополнено массовымконеводством — правда, обслуживавшим
исключительно войско.
• В последней четверти II тысячелетия до н.э. у
скотоводов Сирийской степи появляется
одомашненный верблюд-дромадер, хотя еще
не в большом числе, но это уже позволило
части племен перейти к подлинно кочевому
быту(Отдельные прирученные экземпляры
дромадера упоминаются в текстах с начала II
тысячелетия до н.э. или ранее.).
76.
• Приручение верблюда, сделавшее скотоводовгораздо более подвижными, вероятно, помогало им
осуществлять массовые вторжения как в Верхнюю,
так и в Нижнюю Месопотамию, причем в последнем
случае — напрямик из пустыни, а не обходным
путем, которым некогда двигались амореи.
• У землевладельцев Нижней Месопотамии в
середине касситского времени прокладка каналов по
новым, незаселенным землям привела, видимо, к
повышению урожайности, особенно пшеницы и
эммера
77.
78.
• Цивилизацию Вавилонии иногданазывают «глиняным царством»: в
Месопотамии нет леса и камня,
единственный строительный материал
– это глина.
• Из глины строили дома и храмовые
башни, зиккураты - лишь снаружи их
облицовывали кирпичом.
79.
• Из археологических находок, датируемыхпериодом Обейда, самой характерной
является крашеная керамика;
• сосуды сделаны от руки из тонкой желтоватозеленой глины, покрыты раскрашенным
геометрическим узором большей частью
коричневато-красного цвета и
схематическими изображениями людей, птиц,
зверей и растительных мотивов.
80.
• Подобная керамика была обнаруженапочти на всем Ближнем Востоке от
Финикии и Сирии до Ирана, а также в
Средней Азии (Анау) и в Сузах
(Иранское плато).
• Изящество форм керамики из Суз
сочетается с чистотой отделки;
основные формы сосудов — плоские
чаши или сосуды в виде кубка.
81. Расписной сосуд из могильника близ Суз (Элам) с изображениями козла, собак и фламинго. Энеолит. 3 тыс. до н. э. Париж. Лувр.
Расписной сосуд из могильника близ Суз (Элам) сизображениями козла, собак и фламинго. Энеолит. 3
.
тыс. до н. э. Париж. Лувр
82.
• В период Урука (середина 4 тысячелетия дон.э.) появился новый вид керамики: сосуды
сделаны уже на гончарном круге, обычно из
красной глины, орнаментация гораздо более
скромная, чем в предшествующий период, —
в большинстве случаев это процарапанный
узор.
• Сосуды этой поры снабжены ручками и
длинными носиками. Подобная керамика
встречается и в Сузах.
83.
84.
• Развивается круглая скульптура,лучшим памятником которой является
женская головка из Урука.
Величественная и спокойная,
выполненная в широкой обобщенной
манере, передающей строгие и суровые
черты лица с большими, некогда
инкрустированными глазами, она
кажется намного опередившей свое
время.
85.
86.
87.
88.
89.
• Крупнейшим техническим достижением ДревнегоВостока было освоение плавки металлов. Повидимому, секрет выплавки меди был найден
случайно во время обжига керамики.
• Затем научились плавить медь в примитивных
горнах; такой горн представлял собой вырытую в
земле яму диаметром около 70 см; яма окружалась
каменной стенкой с отверстием для дутья.
• Кузнечный мех делали из козьих шкур и снабжали
деревянным соплом. Температура в таком горне
достигала 700-800 градусов, что было достаточно
для выплавки металла
90.
• Первые медные изделия появились наБлижнем Востоке в VI тысячелетии до
н. э., однако медь – сравнительно
редкий и, кроме того, мягкий металл; он
уступает по твердости кремню.
• Настоящая техническая революция
произошла лишь с освоением
металлургии железа, в конце II века до
н. э.
91.
• По преданию, первыми кователями железа былизагадочные халибы, обитавшие в горах Армении.
• В те времена – да и много позже – печи не давали
температуры, достаточной для плавки железа (1530
градусов); металл получали в ходе сыродутного
процесса, в виде крицы – пористого комка с
примесью шлака.
• Халибы придумали способ избавиться от шлака с
помощью длительной ковки; в результате получалось
твердое малоуглеродистое железо.
92.
93.
94.
95.
• Железная руда встречается гораздо чаще,чем медная, – поэтому железо стало широко
распространенным металлом.
• Железный наконечник плуга улучшил
обработку почвы, железная лопата позволила
рыть оросительные каналы.
• Раньше при подсечно-огневой системе для
расчистки нового участка требовались усилия
всего рода; теперь с помощью железного
топора, пилы, лопаты с этим мог справиться и
одиночка, в результате начался распад рода
и выделение индивидуальных участков.
96.
• Огромные перемены произошли и в военном деле; вVIII веке до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар Ш
создал вооруженный железными мечами «царский
полк».
• Это было фундаментальное открытие, за которым
последовала волна ассирийских завоеваний и
создание великой Ассирийской державы – нового
культурного круга, компонентами которого были не
только железные мечи и регулярная армия, но и все
ассирийские традиции, в том числе и самодержавная
власть царей.
• Таким образом, история еще раз показала, что жизнь
людей определяется техническими открытиями.
97. Тиглатпаласар III
98.
99. Ассирийцы. Древняя литография
100.
• Начало «железного века» сталовременем расцвета великой
ближневосточной цивилизации,
цивилизации Ассирии и Вавилона.
• В VI веке до н. э. был построен 400километровый канал Паллукат; этот
канал позволил оросить обширные
пространства пустынных земель.
101.
• Основными продовольственными культурами,возделывавшимися на орошаемых землях,
были ячмень, финики и чеснок, составлявшие
основу питания населения. Наряду с ними
выращивались полба, пшеница,
разнообразные овощи (горох, фасоль, бобы,
огурцы, укроп, лук, салат и др.) и фрукты
(яблоки, гранаты, миндаль, смоквы, виноград,
персики, айва и др.). Из технических культур
важнейшими являлись сезам (кунжут), лен и
горчица.
102.
• Вавилон превратился в огромный город,население которого достигало 1 млн.
человек. Вавилон был знаменит своей
«Вавилонской башней», зиккуратом
Этеменанки, «висячими садами» и мостом
через Тигр;
• этот мост имел длину 123 метра и покоился
на 9 сложенных из кирпича опорах. Тройные
стены Вавилона поражали своей мощью –
внутренняя стена имела толщину 7 метров.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
• Город пересекали широкие проспекты,вавилоняне жили в многоэтажных кирпичных
домах.
• В это время появились банки и акционерные
компании – с точки зрения обыденной жизни
этот мир не очень отличался от современного
буржуазного общества.
• Так же как теперь, в большой моде была
«психотерапия» – болезни лечили, в
основном, с помощью заклинаний – и
заклинания зачастую помогали.
113.
• Правда, были и врачи, лечившие травами, онисоставляли особую корпорацию, враждовавшую с
заклинателями-психотерапевтами, - однако борьба
двух врачебных школ закончилась поражением
«травников».
• Как во все времена, коммерсанты-торговцы
совершали поездки в дальние страны, большие
вязаные из тростника корабли брали на борт сотни
пассажиров и плавали в Аравию и в Индию. Связь с
родными местами путешественники поддерживали с
помощью почтовых голубей.
114.
• Мир за пределами Индии оставалсянеизвестным вавилонянам; они считали, что
там, дальше, начинается мировой океан, а за
океаном земля смыкается с куполом неба.
• Всего насчитывалось семь куполов неба, на
седьмом небе жили боги; под землей
располагалось царство мертвых.
• Эти представления Вавилонян разделяли и
окружающие народы – в том числе и евреи;
от евреев они попали в Библию.