Похожие презентации:
Вопрос о границах Цервки в русском богословии ХIХ-ХХ вв
1. Вопрос о границах Цервки в русском богословии ХIХ-ХХ вв.
Вопрос о границах Цервкив русском богословии ХIХХХ вв.
2. Митр. Макарий (Булгаков)
«Православное догматическое богословие»отсеченные от Церкви мертвые члены отступники, еретики и раскольники
признание действительности инославных
таинств связано с их правильным
совершением
3. Свт. Филарет (Дроздов)
• «Разговор между испытующим и уверенным оПравославии Восточной Кафолической
Церкви»
• Правосл. Церковь – истинная Церковь
Христова, однако не дает однозначный ответ: в
каком отношении к Духу Божию находятся
другие христ. Церкви
• Критерий экклезиологической оценки –
насколько вероучение соответствует
догматической истине древней Церкви
4. Свт. Филарет (Дроздов)
• отделение не полное и не окончательное, частичноосновы спасительной веры в зап. христианстве
сохраняются
• «Никакую церковь, верующую, яко Иисус есть
Христос, не дерзну я назвать ложною. Христова
Церковь может быть токмо либо чисто истинная,
исповедующая истинное и спасительное
Божественное учение без примешения ложных и
вредных мнений человеческих, либо не чисто
истинная, примешивающая к истинному и
спасительному веры Христовой учению ложные и
вредные мнения человеческие»
5. Свт. Филарет (Дроздов)
• Говорить о невозможности спасения в инославии неберется: «Поелику я не знаю, многие ли из христиан
западных и глубоко ли проникнуты особыми
мнениями, обнаружившимися в Церквах Западных, и
кто из них как твердо держится верою краеугольного
камени Вселенской Церкви, Христа, то изъявленное
мною справедливое уважение к учению Восточной
Церкви никак не составляет моего суда и осуждения
западных христиан и Западной Церкви. По самым
законам церковным, я предаю частную Западную
Церковь суду Церкви Вселенской, а души
христианские — суду, или паче, милосердию Божию»
6. Свт. Филарет (Дроздов)
• Утрата благодати Св. Духа в отделившихся отПравославной Церкви сообществах — не
мгновенный акт, а динамический процесс,
интенсивность которого зависит от степени
искажения в них веры
• Сакраментальные и сотериологические
границы Прав. Церкви парадоксальным
образом могут не совпадать с каноническими
границами Православия
7. Свт. Филарет (Дроздов)
• «Православному христианину по духу любвисвойственно и вне пределов Православной
Церкви с радостью находить в некоторых
отношениях сохранение благодати, равно как
с печалью примечать ее оскудение»
8. А.С. Хомяков
• Зап. раскол (из-за превозношенияроманского духа) – нравственное
братоубийство, отвержение Христовой
любви
• Критерий – общение в молитве и Таинствах:
«только те общины могут признавать себя
вполне христианскими, которые сохраняют
единство с восточными патриаршествами
или вступают в сие единство»
9. А.С. Хомяков
• Инославные сообщества – за пределамиЦеркви, их не церковный характер
обусловлен не столько догматическими
отступлениями, сколько фактом самого
разрыва, который привел к оскудению
благодати
• Признание иносл. Таинств - соединение с
Церковью служит благодатным
восполнением совершенных прежде обрядов
10. А.С.Хомяков
• «Все таинства могут окончательно совершатьсялишь в недрах Православной Церкви. В какой
форме они совершаются — это дело
второстепенное. Примирением (с Церковью)
таинство возобновляется или довершается в
силу примирения; несовершенный еретический
обряд получает полноту и совершенство
православного таинства. В самом факте или
обряде примирения заключается в сущности
повторение предшествовавших таинств»
11. А.С. Хомяков
• Полное оскудение освящающей благодати вне Прав.Церкви
• Не ограничивает рамками Православия возможность
спасения: «Церковь земная и видимая не есть еще
полнота и совершение всей Церкви, которым
Господь назначил явиться при конечном суде всего
творения... она творит и ведает только в своих
пределах, не судя остальному человечеству... и только
признавая отлученными, т. е. не принадлежащими ей,
тех, которые от нее сами отлучаются. Остальное же
человечество, или чуждое Церкви, или связанное с
нею узами, которые Бог не изволил ей открыть,
представляет она суду великого дня»
12. А.С. Хомяков
• Идеи востребованы на рубеже XIX-XX вв.• Теоретический, и практический интерес к
экклезиологии (дискуссии об англиканстве и
старокатоличестве)
13. Протопр. Евгений Аквилонов
• «Церковь: Научные определения Церкви иапостольское учение о ней как о Теле
Христовом»
• Все, кто были крещены во имя Пресв. Троицы,
даже пребывая в состоянии греха, остаются
действительными и полноправными членами
единой и нераздельной Христовой Церкви «не в
предположительном только, но и в
несомненном смысле»
14. Границы Церкви
• Митр. Антоний (Храповицкий) и Архиеп.Иларион (Троицкий)
• В полемике с зарождавшимся в то время
протестант. экуменизмом
• опирались на положение сщмч. Киприана
Карфагенского : вне Церкви нет
освящающей благодати, нет Крещения, нет
др. таинств, отождествляли сакраментальные
и канонические границы Церкви
15. Митр. Антоний, архиеп. Иларион
• Все еретические сообщества и церковныерасколы, независимо от характера их вероучения
и церковного строя, безблагодатны по
определению
• Не перекрещивает приходящих из инославия
или раскола: они по-прежнему остаются
нехристианами, только по соображениям
пастырской икономии (устранение
психологических препятствий на пути в
истинную Церковь)
16. Митр. Антоний, архиеп. Иларион
• В силу факта присоединения к Церкви все заее пределами полученные раскольниками и
еретиками «формы» церковных таинств
(Крещения, Миропомазания, даже
Священства) мгновенно наполняются
благодатным «содержанием»
17. Митр. Антоний (Храповицкий)
• Принцип икономии: к раскольникам иеретикам из общин, внешне сохранившим
церковные формы крещения, богослужения
и иерархического строя
• «По неясному пониманию церковной
благодати» они считали себя христианами, и
«им очень обидно при обращении в Церковь
становиться на одну доску с язычниками и
иудеями»
18. Митр. Антоний Храповицкий
• Церковь формально принимает инославныхи раскольников как христиан, хотя
фактически в сакраментальном отношении
они ничем от язычников не отличаются
19. Архиеп. Иларион (Троицкий)
• «Истина единства Церкви исключаетблагодать священнодействий во
внецерковных обществах. Примирить
единство Церкви с действительностью
внецерковных Таинств невозможно»
20. Арихеп. Иларион (Троицкий)
• Толкуя Вас. 1: «Церковь едина, и одна она только имеет всю полнотублагодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом не отступал от
Церкви — в ересь, в раскол, в самочинное сборище,— он теряет
причастие благодати Божией. Поэтому никаких благодатных действий
совершаемые вне Церкви таинства не имеют. Только ради пользы
церковной, ради облегчения присоединения к Церкви можно не
повторять над обращающимися обряда крещения, если он правильно
совершен вне Церкви. Не потому, что этот обряд был уже благодатным
таинством, а в надежде, что благодатный дар получен будет в самом
единении с телом Церкви. Если крещение вне Церкви даже и по
внешности совершено неправильно, как, например, у монтанистов,
то нет никакого основания, смысла делать им такое снисхождение.
Только потому, что с церковной практикой святой Василий не связывал
никакой догматической теории о действительности внецерковных
тайнодействий, только поэтому он и мог принципиально соглашаться
на допустимость различной практики в разных странах...»
21. Прот. Павел Светлов
• Релятивизм, «теория ветвей»• «Все христианские Церкви согласны в
основных догматических верованиях, с
различиями в несущественном»
• Несущественные различия: все разделяющие
Православие и инославие догматические
положения, включая оросы Вселенских
Соборов
22. Прот. П. Светлов
• Еретичество Зап. Церквей не доказано и неможет быть доказано в принципе
• Разделения внутри христ. мира - в результате
исторических недоразумений
• Поддерживаются исключительно
конфессиональным превозношением
• Все существующие на Западе и Востоке
христ. Церкви – части внутренне единой
Вселенской Церкви
23. Прот. П. Светлов
• Необходимо признать, что различныеконфессии и деноминации — это только
поместные Церкви, а присвоение к.-л. из них
прав Церкви Вселенской незаконно
• «Вселенская Христова Церковь есть
совокупность истинно верующих, рассеянных
всюду в поместных или частных церквах
христианских на Западе и Востоке, или, что то
же, совокупность поместных церквей Востока и
Запада»
24. Прот. П. Светлов
• Разделение между различными христ.сообществами – только внешний,
обусловленный человеческим
несовершенством характер
• При отсутствии единой видимой
организации эти сообщества сохраняют
внутреннее единство «веры и благодатной
жизни во Христе, возглавляющем Собою
Свою Церковь или Тело»
25. Прот. П. Светлов
• Границы Церкви охватывают весь христ.мир, принадлежность к к-рому той или иной
общины определяется на основе
вероучительного минимума
• Исповедание Пресв. Троицы и вера в Иисуса
Христа как Сына Божия и Спасителя
26. Еп. Сергий (Страгородский)
• «Что нас разделяет со старокатоликами»• «К вопросу о том, что нас разделяет со
старокатоликами»
• Избегает категоричности суждений о полной
безблагодатности инославных христ.
Обществ
• подвергает серьезной критике «широкие»
воззрения приверженцев теории ветвей
27. Еп. Сергий (Страгородский)
• О «разделении Церквей» нельзя говорить, т.к. единое живое Тело Церкви не может быть
рассечено, не переставая жить
• Об отпадении от церковного Тела отдельных
зараженных членов, к-рые тем самым
оказываются в состоянии духовной смерти
• Правосл. Церковь сознает себя этой единой
Вселенской Церковью, и претендует на имя
Святой, Соборной и Апостольской
28. Еп. Сергий (Страгородский)
• Практика приема раскольников в Церковь «всущем сане» свидетельствует о
действительности их таинств, о сохранении ими
основ веры и иерархического строя
• В полноте единство Церкви осуществляется в
евхаристическом приобщении Тела и Крови
Христовых, поэтому отделившиеся христ.
общества, отделившиеся от единой Евхаристии,
пребывают вне полноты церковного Тела
29. Еп. Сергий (Страгородский)
• «Отношение Церкви Христовой котделившимся от нее обществам»
• «Значение апостольского преемства в
инославии»
• широкий взгляд: «земные перегородки до
неба не достигают»
• ригоризм: вне Правосл. Церкви нет ни
благодати, ни таинств, ни спасения
30. Еп. Сергий (Страгородский)
• «Если спросить, который из двухвышеприведенных взглядов выражает
подлинное учение Церкви о самой себе, то
без колебаний нужно сказать, что во всяком
случае ближе к подлинному церковному
самосознанию второй взгляд»
• категоричность суждений сторонников
«строгого взгляда» вступают в противоречие
со всей церковной действительностью
31. Митр. Сергий (Страгородский)
• Попытки объяснить практику различныхчиноприемов в правосл. Церковь принципом
икономии совершенно несостоятельны
• «Здесь недоумения именно устраняются или
обходятся, а не разрешаются. Гордиев узел не
распутывается, а просто разрубается.
Подкупающая же ясность в области учения,
которая (область) по самой своей природе не
может быть вполне доступной человеческому
уму, является скорее предостерегающим
признаком, чем успокоительным»
32. Митр. Сергий (Страгородский)
• «Если инославные имеют лишь пустыеформы таинств без благодати го содержания,
то разница мея ними и иноверцами (евреями,
магометанами и пр.) фактически только
формальная. Почему бы Церкви не
распространить своей икономщ на
иноверцев»
33. Митр. Сергий (Страгородский)
• На 1 прав. св. Василия Вел.• 1)еретеки - «совершенно отторгшиеся и в самой вере
отчуждившиеся» - «от начала бывшим отцам угодно было
крещение еретиков совсем отметать»
• 2) раскольники - отделившиеся от Церкви из-за вопросов,
«допускающих уврачевание», крещение их, «яко еще не
чуждых Церкви», угодно было принимать
• 3) «самочинное сборище» - «раскольники в нашем
современном смысле, отделяющиеся по личным и
дисциплинарным вопросам» - 3-м чином, «как очевидно
еще более близкие к Церкви, чем раскольники»
34. Митр. Сергий (Страгородский)
• «За оградою Церкви не сразу начинается полный мрак:между Церковью и еретическими обществами находится
как бы полутенъ, которая в свою очередь расспадается на
раскольников и самочинников. Эти два разряда нельзя
звать в строгом смысле совершенно чуждыми Церкви или
окончательно отторгшимися от нее... Церковь, принимая
большую посылку о том, что вне Церкви нет благодати,
малую посылку, что инославные отпали от Церкви,
прежде чем сделать отсюда вывод, находит обязательным
для себя войти в особое рассмотрение виновности
каждого... и приходит к выводу, что действительная
жизнь, как и всегда, вносит и здесь поправки к
отвлеченному принципу. Отпали все, но есть степень
отпадения…
35. Митр. Сергий (Страгородский)
• «Некоторые отпали потому, что утратили все церковное:исказили веру в Триединого Бога и Господне повеление.
Крещение таких еретиков можно назвать только простым
омовением и даже осквернением… Поэтому не только
правда, но и милосердие требует, чтобы этим духовно
мертвым преподана была жизнь в таинстве крещения.
Другие отделились от Церкви по некоторым вопросам,
но… веру в Триединого Бога и Господне повеление о
крещении свято соблюдают. Если они и отпали, то не
совсем, но какая-то связь с Церковью у них осталась; а
вместе со осталась какая-то (может быть, невидимая и
даже непонятная для нас) возможность пользоваться и
благодатным жизненным соком, наполняющим Церковь»
36. Митр. Сергий (Страгородский)
• «Инославие не мыслится Церковью, какнечто самостоятельное и совершенно чуждое
для нее, вроде иноверия; инославные в
сущности суть разряд падших или кающихся.
Падшие отлучены от общения в таинствах, а
некоторые — и в молитвах; однако, они еще
находятся в Церкви и под ее воздействием»
37. Митр. Сергий (Страгородский)
• Могут ли инославные как «еще не чуждые Церкви» обойтись и безвидимого присоединения к правосл. Церкви?
• «Пусть у инославных будут нек-рые таинства; пусть они имеют право на
имя христиан с вытекающими отсюда последствиями; пусть они
остаются в ограде церковной или даже на паперти; но в церковной
Евхаристии инославные не участвуют... Правда, и инославные
совершают у себя Евхаристию. Но ни мы не можем участвовать в их
Евхаристии, ни они в нашей. А Евхаристия и есть именно единение
причащающегося со Христом и во Христе между собою. Значит, если
мы с ними в Евхаристии разделяемся, которая-нибудь из сторон
совершает Евхаристию не истинную. Двух, не сообщающихся между
собой Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных, быть
не может, как не может быть двух Христов и двух Церквей»
• Отделившиеся сообщества лишены сакраментальной полноты, к-рая
осуществляется только в единой Евхаристии
38. Русская эмиграция
• С кон. 20-х гг. XX в. - экуменическоедвижение, проблематика границ Церкви одно из главенствующих мест в богословии
русской эмиграции
39. Н.А.Бердяев
• проблемы Г. Ц. просто не существует• Нет достаточных оснований для того, чтобы
признать окончательную истинность к.-л. из
исторически существующих Церквей или даже
их совокупность
• Все они – лишь частичные проявления единой
Церкви, сущность к-рой нужно искать не в
истории, а где-то «гораздо глубже и гораздо
выше»
• На земле истинная Церковь сможет в полноте
осуществиться только в будущем
40. Прот. Сергий Булгаков
• «Очерки учения о Церкви»• Определенная грань между Церковью и
инославием - выражается в каноническом
запрете молитвенного общения с еретиками и
раскольниками
• «Невозможно общение в молитвах без общения
в вере, и в этом смысле самочинный
«Intercommunion» всякого рода есть либо
легкомыслие и дилетантизм, либо самообман, а
то и просто обман»
41. Прот. Сергий Булгаков
• сокровенные связи: «ересь» и «раскол» - понятия церковные,неприменимые по отношению к иноверию, с к-рым у Церкви нет
ничего общего
• Церковь «в каком-то смысле считает своим все, находящееся в
грани крещения, даже если данное исповедание находится в
разрыве или разлучении с нею... Следовательно, существует
некоторая внешняя зона Церкви, находящаяся уже за пределами
ее ограды, есть связь церковная, не совпадающая с единством
церковной организации: Тело церковное не вполне совпадает с
его внешними очертаниями, но имеет еще и свою периферию,
Церковь видимая включает еще и Церковь невидимую не только
за пределами этого мира, но и в этом мире, и с этой скрытой,
потенциальной церковностью все время так или иначе
соотносится. Получается вывод, что есть ecclesia extra ecclesiam,
точнее, extra muros»
42. Прот. Сергий Булгаков
• Православие и Церковь тождественны• Инославие не есть всецело неправославие: в
своей глубинной основе, сокрытой под
наслоениями человеческих заблуждений,
инославное христианство православно, т. е.
инославие — это в той или иной мере
ущербное Православие
43. Прот. Сергий Булгаков
• «Нельзя думать, что Таинства сохраняются уеретиков и даже раскольников во всей той силе
и действенности, какую они имеют в Церкви,
если принять во внимание общую здесь
поврежденность духовной жизни. Ведь и
таинство причащения может быть принято не
только во спасение, но и в осуждение, причем
различие, конечно, связано не с обессилением
таинства, но с образом его принятия. В этом
различии, думается нам, нужно искать ключ и к
уразумению таинственного действия благодати
Божией во внецерковном обществе»
44. Прот. Сергий Булгаков
• «У кладезя Иаковля»• именно через общение в таинствах может быть обретено общение в
вере:
• «...господствующая формула относительно соединения церквей гласит:
общение таинств, т. е. единение в таинственной жизни, должно иметь
для себя условием предварительное догматическое соглашение. Но так
ли бесспорна эта мнимая аксиома, которая никогда не проверялась?
Здесь на одной чашке весов мы имеем различие некоторых
христианских догматов и богословских мнений и веками сложившееся и
закрепившееся отчуждение и соперничество, но на другой — единство
таинственной жизни и, прежде всего, Трапезы Господней. Почему же
считается необходимым предварительно согласиться во мнениях, а не
наоборот, не в единстве ли таинства надо искать пути к преодолению
этого различия? Почему не искать преодоления ереси учений чрез
преодоление ереси жизни, каковою является разделение?»
45. Прот. Сергий Булгаков
• «Una Sancta»• «Православие,— пишет он,— сознает себя истинною
Церковью, находящейся в обладании полноты и
чистоты церковной истины в Духе Святом. Отсюда
вытекает основное его отношение ко всем другим
исповеданиям, как отколовшимся — непосредственно
или посредственно — от церковного единства: оно
может стремиться лишь к одному — оправославить
весь христианский мир так, чтобы все исповедания
влились в единое русло вселенского православия»
46. Прот. Сергий Булгаков
• Инославные общины при наличии внутреннегодвижения к Православию, т. е. через приближение к
нему в учении и духовной жизни, могли бы
присоединиться к правосл. Церкви в качестве
автономных или автокефальных Церквей.
• «Основанием же для такого движения является то, что
все церковные общины, как бы далеко они не
разошлись на своем церковном пути, сохраняют в
себе значительную часть вселенского предания и,
следовательно, причастности к Православию. Все
они имеют зерно Православия»
47. Прот. Сергий Булгаков
• В очах Божиих инославные могут оказаться вбольшей мере православными, нежели это
представляется очам человеческим
• Все принявшие св. крещение «суть
христиане, следовательно, православные, ибо
Православие содержит в себе и широкий
внешний круг, как бы двор церковный, и
узкий круг, — храм и святая святых»
48. Проф. А. В. Карташев
• Реальное, хотя и незримое единство всеххрист. конфессий уже существует — оно
нуждается лишь в видимом, внешнем
выявлении
• «Воссоединение церквей должно быть
выявлением и конкретным воплощением в
видимости уже существующего незримо
единства церкви»
49. Проф. А.В. Карташев
• Православие не следует считатьединственной Церковь а только, может быть,
самой «лучшей Церковью» среди др. Церквей
• Каждая Церковь, сохраняющая апостольское
преемство и питающая своих чад
евангельской истиной - видимая часть
невидимой в своем глубинном единстве
Единой, Святой, Кафолической
Апостольской Церкви
50. Проф. А.В. Карташев
• И протестант. общины, сохранившие таинствоКрещения во имя Троицы, продолжают вводить
своих членов в лоно единой невидимой Церкви
Христовой
• Христ. воссоединение не должно
рассматриваться как присоединение к правосл.
Церкви.
• Единство невозможно без покаяния христиан
всех без исключения конфессий (у
православных, м.б., грехов меньше, чем у
других)
51. Прот. Василий Зеньковский
• Принадлежность к Телу Христову связывал сКрещением, совершенным во имя Пресв.
Троицы
• Православие не является единственным
обладателем Христовой истины — абсолютная
истина присутствует во всех христ.
исповеданиях.
• Спасение для каждого христианина возможно
преимущественно в той Церкви, к к-рой он
изначально принадлежит
52. прот. Георгий Флоровский
• «О границах Церкви»• Граница, отделяющая правосл. Церковь от
инославия, вполне реальна, в христ. мире нет не
только внешнего, но и внутреннего единения
• «Есть случаи, когда самим образом действия
Церковь дает понять, что таинства значимы и в
расколах, даже у еретиков,— что таинства могут
совершаться и вне собственных канонических
пределов Церкви»
53. прот. Георгий Флоровский
• Церковь как мистический организм итаинственное Тело Христово вообще не может
быть описана адекватно на языке канонов
• Необходим «мистический диагноз» ереси и
раскола
• «Именно поэтому вопрос о священнодействиях
раскольников и еретиков должен быть
поставлен и обсужден в порядке самой строгой
акривии»
54. прот. Георгий Флоровский
• Если безблагодатная пустыня, Церковь должна былазасвидетельствовать это с полной ясностью
• Уступчивость можно расценивать только как
совершенно неоправданное потворство
«человеческой слабости, самолюбию и маловерию, и
потворство тем более опасное, что оно создает всю
видимость церковного признания схизматических
таинств или священнодействий значимыми, и не
только в восприятии схизматиков или внешних, но и
в сознании самого церковного большинства и даже
властей церковных»
55. Прот. Георгий Флоровский
• Сакраментология блж. Августина:различение «значимости» и
«эффективности» таинств
• «Таинства схизматиков значимы, т. е.
подлинно суть таинства. Но эти таинства
недейственны в силу самого раскола или
отделения. Ибо в расколе и разделении
иссякает любовь, но вне любви спасение
невозможно».
56. Прот. Георгий Флоровский
• Субъективный аспект сотериологии —усваиваются ли в расколе подаваемые
благодатные дары
• «В расколах еще дышит Дух Святой и
освящающий. Но в упорстве и немощи схизмы
исцеление не исполняется»
• Крещение, принятое в схизме, действительно,
но благодать Крещения должна непрестанно
обновляться в аскетическом подвиге и христ.
служении, иначе она останется бездейственной
57. Прот. Георгий Флоровский
• Существенная разница между протестантизмом и католицизмом• «Реформация есть оставленность, вольно избранная и
изволенная. Это дом, оставленный и оставшийся впусте. Это храм
опустевший и даже опустошенный. Но Римский храм никак не
пуст и не оставлен. Облако славы Божией все еще над скинией.
Дух Божий дышит в римском католицизме, и этому не могут
помешать и все нечистые испарения пагубных страстей и
извращений человеческих. Спасительная нить Апостольского
преемства не прервана. Таинства совершаются. Бескровная
жертва приносится и возносится. И кто дерзнет сказать и сделать
оговорку: но не приемлется в пренебесный и мысленный
Жертвенник, в воню благоухания духовного. Святыня еще в
храме. Итак, во всяком случае путь в Рим и через Рим не есть путь
мнимый...»
58. протопр. Николай Афанасьев
• «Границы Церкви»• «Соборы шли не от общего к частному, а скорее
от частного к общему. Соборы каждый раз
обсуждали частные случаи приема еретиков в
Церковь и по поводу этих случаев выносили
свои решения, а не применяли готовое
принципиальное решение к частным случаям»
• неясность богословской мысли в учении о
Церкви и таинствах
59. Протопр. Николай Афанасьев
• бесспорность аргумента сщмч. КиприанаКарфагенского о том, что вне Церкви нет
Крещения и вообще никаких таинств
• «С другой стороны, природа таинств такова,
что нельзя признать некоторую благодатную
ограниченность или условность таинств» —
«таинства либо совершаются полностью,
либо совсем не совершаются»
60. Протопр. Николай Афанасьев
• «перед церковным сознанием стоит дилемма:признать правильность аргумента Киприана и
усвоить его учение о еретиках и схизматиках, как
состоящих вне Церкви, а потому и не имеющих
никаких благодатных даров, или отказаться от
этого аргумента и признать, что пределы
Церкви шире, чем думал Киприан»
• «В силу внутреннего, не всегда осознанного
чувства, Православная Церковь не могла
допустить полного отсутствия благодатной
жизни в других христианских общинах»
61. Протопр. Николай Афанасьев
• принципы евхаристической экклезиологии• Церковь во всей полноте проявляется в
Евхаристии, поэтому каждая местная
евхаристическая община имеет всю полноту
Церкви Христовой
• Эмпирические границы Церкви
определяются границами евхаристического
собрания
62. Протопр. Николай Афанасьев
• Прекращение братского единства когда нерасценивалось как утрата церковности одной
из сторон
• Оставаясь евхаристической общиной,
местная Церковь оставалась тем самым
Церковью Божией, даже если общение с
местными Церквами было времени прервано
63. Протопр. Николай Афанасьев
• Вост. православие и зап. католичествопрекратили общение по этнокультурным
причинам, продолжают оставаться
целостными евхаристическими
сообществами
• Не «раскол» Востока и Запада, а
прекращение внешнего общения между
двумя Церквами
64. Протопр. Николай Афанасьев
• Правосл. и католич. Церкви - истинные Церкви,в полноте являющие Тело Христово в данном
месте и времени
• Вопрос о действительности или
недействительности таинств в данном случае
должен быть снят
• Таинства действительны внутри каждой из
Церквей и совершаются именно для нее
• Для др. Церкви они не могут быть
засвидетельствованы в силу отсутствия видимого
общения
65. Протопр. Николай Афанасьев
• Восстановление церковного единства междуправославием и католичеством должно
мыслиться как возобновление братской
любви между двумя внешне разделившимися,
но внутренне едиными евхаристическими
общинами.
• Путь обоюдно встречного движения
66. прот. Иоанн Мейендорф
• «Икономия не есть понятие произвольное. Нельзя, например, посоображениям икономии признать крещеным человека
некрещеного (например, не христианина)... Когда Церковь,
руководствуясь принципом икономии, признает таинства,
совершенные вне Православной Церкви, она, несомненно, не
превращает в существующее то, чего не было раньше, но
усматривает реальность благодати в таинстве, совершенном вне
нормальных канонических ее пределов. Практика такого
усмотрения есть акт икономии, т. е. заботы о спасении всех. Это
есть признание того, что Бог продолжает действовать для
спасения человечества иногда и не соответствующими канонам
средствами. Распознавать это Божественное действие есть не
только право, но и обязанность Церкви, так же как долгом ее
является отказ в признании присутствия Божественной благодати
в тех группах, которые стремятся разрушить Церковь Божию или
разорвать ее богодухновенное Предание»
67. Прот. Ливерий Воронов
• «Конфессионализм и экуменизм: ОтношениеПравославия к инославию»
• следует различать активных еретиков и
раскольников от пассивных
• Зачинщики церковных разделений находились
вне Церкви, ибо действовали вопреки ее
природе - следует отличать от находящихся в
ереси или расколе по неведению, что чаще
всего обусловлено фактом этнической
принадлежности
68. Прот. Ливерий Воронов
• Всякое церковное разделение — это преждевсего проявление не-любви
• Грех нарушения любви может быть вменен
только инициаторам этого разделения и тем, кто
его продолжают активно поддерживать, что к
большинству членов совр. инославных Церквей
не относится
• С течением времени внутри мн. схизматических
обществ произошли существенные изменения,
причем нередко в сторону приближения к
Православию
69. Позиция РПЦ
• «Основные принципы отношения РусскойПравославной Церкви к инославию»
• Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 2000
г.
• позиция свт. Филарета Московского,
Патриарха Сергия (Страгородского) и прот.
Г. Флоровского
70. Границы Церкви в РКЦ
• Послание папы Иннокентия III (1208 г.): «Мыверуем сердцем и исповедуем устами единую
Церковь, не еретическую, а святую Римскую
Церковь, кафолическую и апостольскую, вне
которой, как мы верим, никто не спасается»
71. Границы Церкви в РКЦ
• папа Бонифаций VIII: «...эта Церковь, одна иединственная, имеет лишь одно Тело, одну Главу...
это Христос и Петр, наместник Христа, а также
преемники Петра, согласно тому, что(Господь сказал
самому Петру: «Паси овец Моих» (Ин 21. 17). Он
говорит «Моих» вообще, не имея в виду тех или иных
в частности; это подразумевает, что все они были
поручены Ему. Если, следовательно, греки или ктолибо еще говорят, что они не были поручены Петру
и его преемникам, они должны признать, что не
являются овцами Христовыми, частью Его стада...»
72. Границы Церкви в РКЦ
• II Ватиканский собор• «По ряду причин Церковь признает свою связь
с теми, кто, будучи крещены, украшаются
званием христианина, но не исповедуют веру во
всей ее полноте или не хранят единства
общения под началом Преемника Петра»
• Вост. Церкви обладают всеми истинными
таинствами, поэтому общение в таинствах «при
подходящих обстоятельствах и с одобрения
церковной власти, не только возможно, но даже
желательно»
73. Границы Церкви в РКЦ
• Карл Ранер, «анонимные христиане» — этоте, к-рые пребывают в состоянии благодати
Христовой действительным образом через
веру, надежду и любовь, хотя и не имеют еще
ясного знания о том, что их жизнь
ориентирована на данное благодатью
спасение во Христе
74. Границы Церкви в протестантизме
• концепция «невидимой Церкви святых»• сер. XIX в. – «теория церковных ветвей»
(Оксфордское движение, Англикан. Церковь)
• Единая Кафолическая Церковь существует в
виде 3 по сути совершенно равнозначных
церковных ветвей — рим., греч. и
англикан.,— каждая пребывает в своем месте
и не должна существовать на территории
другой
75. Теория ветвей
• Задача католиков, православных и англикан – восознании этого сущностного единства и
восстановлении видимого общения между «ветвями»
Единой Церкви («Я есмь лоза, а вы - ветви...» — Ин
15. 5)
• Позднее - более радикальная редакция: полноправные
«ветви» - христ. конфессии и деноминации, очень
популярна в прот. мире
• Границы Церкви совпадают с границами
многоконфессионального христианства, критерий
принадлежности - крещение, совершенное во имя Св.
Троицы