Врачевание и медицина средневековой Европы
Особенности западной цивилизации
Европейская цивилизация родилась в ходе Великого переселения народов
Период средних веков истории Европы
Периодизация средневековой европейской цивилизации
Периодизация средневековой европейской цивилизации
Европа в XII в.
Периодизация средневековой европейской цивилизации
Европа в позднем средневековье ( XV в.)
Природно – климатический факторы
Природно – климатический факторы
Культурологические факторы
Роль христианства ( католичества)
Социо - политические факторы
Аграрная революция и развитие частной собственности
Социо - политические факторы
Социо - политические факторы
Особенность политического развития.
Ментальность европейского средневековья
Ментальность европейского средневековья
Ментальность европейского средневековья
Ментальность европейского средневековья
Христианство и врачевание
Христианское учение о болезнях
Христианское учение о болезнях
Христианское учение о болезнях
Причины болезней по Григорию Турскому
Святой Гварберт освобождает монаха от вселившегося дьявола
Инкубы и суккубы
Одержимость бесами. Миниатюры из рукописных книг раннего средневековья
Христианское учение о болезнях
Христианское учение о болезнях
Король Эдуард Исповедник лечит наложением рук и молитвой
Крестильный шприц
Христианское учение о болезнях
Христианская практика лечения
Христианское практика лечения
Медицинская схоластика
Средневековая схоластика
Средневековая схоластика
схоластика и медицина
Медицинская схоластика
Медицинская схоластика
Медицинская схоластика
Монастырские больницы
Монастырские больницы
Светское врачевание
Муниципальные больницы
Характеристика Отеля Дье в XVII-XVIII вв.
Пациент в одной кровати с трупом. Обычная практика для госпиталей XV-XVII вв.
Анатомо - физиологическая концепция и представление об отдельных органах человека средневековой схоластики
Изображение скелетов на средневековой гравюре 1495 г. «Пляска мертвецов»
Представление о анатомии человека
Анатомо –физиологическая концепция средних веков
Анатомия человека
Анатомия человека
Анатомия человека
Представление об органах человека. Строение мозга
Представление об органах человека. Строение мозга
Зрение.
Зрение, строение глаза
Сердце
сердце
Репродуктивные органы и деторождение
Репродуктивные органы и деторождение
Репродуктивные органы и деторождение
Репродуктивные органы и деторождение
Образование и медицина
Аутопсия в средние века
Салернская школа
Основы медицинской этики
Образование и медицина
Образование и медицина
Образование и медицина
Отношение к врачам в средине века и Возрождение
Наказания врачей
Болезни и физические недуги средневековья.
Болезни и физические недуги средневековья
Средневековье – время антисанитарии и отсутствия гигиенических правил в современном понимании.
Санитария
Туалеты и духи
Биде, она же и "ночная ваза"
Средневековый туалет
Личная гигиена
Личная гигиена
Блохи и насекомые
блохоловки
Бичом европейской средневековой цивилизации оставались эпидемии
Проказа и борьба с ней в средние века
эпидемии
Эпидемии чумы
сифилис
карантины
Одежда средневекового врача
методы лечения
Сожжение евреев, обвиненных в распространении чумы. Гравюра XV в.
Часто причины чумы видели в деятельности врачей, которые богатели в период эпидемий, а то, что смертность врачей в ходе
Развитие врачевания
Методы лечения (лечение от бесплодия)
Лечение бесплодия
Методы врачевания
Развитие врачевания. Хирургия
Причины отрицания хирургии
развивалось только одно направление хирургии - травматология
Ампутация
Операция в позднем средневековье
Хирургия
Вырезание «шишки глупости»
Хирургия
хирургия
хирургия
Хирурги и врачи
Акушерство и гинекология
Акушерский стул, сконструированный Евхарием Рослиным в1513 г.
Значение врачевания в эпоху средневековья
12.36M
Категория: МедицинаМедицина

Врачевание и медицина средневековой Европы

1. Врачевание и медицина средневековой Европы

Вопросы:
1. Этапы и особенности формирования
средневековой западной цивилизации.
2. Врачевание в эпоху раннего
средневековья.
3. Возрождение и ренессансные науки
врачевания.

2. Особенности западной цивилизации

• Среди локальных цивилизаций мировой истории,
одной из самых известных остается
западноевропейская, христианская цивилизация.
За короткий исторический период она вышла в
лидеры мирового развития и стала первой,
вступившей на путь индустриализации. Это
обеспечило ей мировое господство в XIX – XX вв.
Главным отличием европейской цивилизации
остается то, что она развивается линейно (т.е.
имеет линеарный путь развития).
• Это сказалось и на развитие медицины.
Европейская медицина развивается инновационно,
и первой в мире прошла путь от медицины
традиционной к медицине научной.

3. Европейская цивилизация родилась в ходе Великого переселения народов

4. Период средних веков истории Европы

• исторический период, следующий после
Античности и предшествующий Новому
времени. Средневековье как эпоха
европейской цивилизации охватывает
более тысячи лет — с V до конца XV в.
Само определение «Средние века»
принадлежит итальянскому гуманисту
Флавио Бьондо.

5. Периодизация средневековой европейской цивилизации

1. V – X вв. Ранее средневековье. Становление
европейкой цивилизации.
Основные события:
Великое переселение народов.
Падение Римской империи, расселение варварских племен по
территории Европы, образование первых «варварских
королевств», аграризация европейского общества.
Постепенное оформление культурного лица Европы.
Образование раннефеодального государства франков
«Великой римской империи германской нации».
Врачевание развивалось на основе схоластики. В сравнении с
античностью, наблюдается явный упадок медицинских
практик, на первое место вышла народная медицина.

6. Периодизация средневековой европейской цивилизации

2. XI – XIV вв. Классическое или Высокое
средневековье.
Утверждение христианского мира,
«аграрная феодальная революция», на
основе которой наступила феодальная
раздробленность, период крестовых
походов. Расцвет европейского
традиционного врачевания.

7. Европа в XII в.

8. Периодизация средневековой европейской цивилизации

3. XV-XVI вв. Возрождение и закат средневековой
цивилизации или раннее новое время. Расцвет
средневековой экономики и культуры. Первые
попытки отхода от схоластики во врачевании,
зачатки экспериментальной медицины появление
ренессансных наук врачевания. Это период
перехода от Средневековья к Новому времени, от
феодализма к раннему капитализму и абсолютизму.
Расцвет ренессансных представлений о врачевании,
появление описательной анатомии, физиологии,
совершенствование эмпирической хирургии и
эпидемиологии.

9. Европа в позднем средневековье ( XV в.)

10. Природно – климатический факторы

1.Географически западная цивилизация небольшая.
На северо – западе она ограничена
Атлантическим океаном и Скандинавским
полуостровом.
На юге – средиземноморьем и Пиренеями.
На востоке географической границей между
западной и восточной Европами стали
Балканы и горные хребты Карпат, Татр.

11. Природно – климатический факторы

2. На территории западной Европы
мягкий морской климат, на
юге – субтропики, что определяет длительность
сельскохозяйственного сезона – 8 -10 месяцев. В Италии и
Испании сельхозработы начинаются в феврале, в Англии – в
марте, заканчиваются в октябре- ноябре.
В Европе произрастают все виды злаков, масленичных и бобовых
культур, разнообразные овощи, фрукты. Моря дают
морепродукты. Средняя урожайность в Европе в V-X
вв.составляла 1:3, ( 5 ц/га), к XV в. она поднялась до 1: 5 (8
ц/га).
Вывод: климатический фактор способствовал быстрому развалу
крестьянских общин и переходу к парцеле – индивидуальному
семейному хозяйству.

12. Культурологические факторы

1.Европейская средневековая цивилизация рождалась на синтезе
2 культур и миров: античного и «варварского». Племена,
захватившие территорию Римской империи переживали период
разложения первобытного и стояли на таком уровне развития,
что смогли воспринять многие черты познеримской культуры.
• В результате подобного культурного синтеза европейская
цивилизация получила историческую преемственность, что и
стало одной из причин линейного развития.
• Ряд тюрских и финно – угорских племен, которые пришли в
Европу в V –VI вв., стояли на более низком уровне
общественного развития. Они не смогли освоить римскую
традицию и были ассимилированы.

13. Роль христианства ( католичества)

• Большинство пришлых народов восприняло христианство, как
традицию римской античности. В XI в. произошел
окончательный раскол на католичество (от греч: catolikos –
всеобщий) и православие ( от греч – orthodoxos- правоверный).
Католицизм отличался жесткой централизацией, религиозной
нетерпимостью, и в раннем средневековье сцементировал
рождающийся европейский этнос. Католическая церковь, в
отличие от православной, была надгосударственным
учреждением и имела огромную светскую власть. Папа
выше короля). Католицизм в Западной Европе был основой
идейного и культурного единства разных народов и стран.
• По сути, католицизм и стал идейным каркасом
рождающейся западной цивилизации.

14. Социо - политические факторы

1.Важной особенностью создания
европейских государств стало
одновременное формирование
социальной структуры
раннефеодального общества и
государственности. Эти процессы
проходили почти одновременно и, в
основном, завершились в VIII –X вв.,
когда существовало государство
франков.

15. Аграрная революция и развитие частной собственности

• В XII-XIII вв. в Европе прошла «феодальная
аграрная революция»- освоение всех
свободных земель и окончательный переход
к оседлому земледелию: крестьянская
община уступила место частной земельной
собственности ( парцелле), повысилась
урожайность. Начался демографический
подъем, рост городов, экономики, внешней
экспансии. Это привело к Возрождению.

16. Социо - политические факторы

• Окончательное оформление всех видов земельной
собственности ( сеньориальной, поместной, крестьянской,
церковной, государственной и др.) потребовало ее защиты и
юридического оформления. Для крестьян, и феодалов, церкви
было важно сохранить
свой социальный статус.
• Социальные группы сеньоров, рыцарства, свободных
общинников, церковь осознавали свои экономические интересы
и поддерживали королевскую власть, если та гарантировала
стабильность и защищала их права. Права и обязанности группсословий закреплялись юридически.
• Иными словами, государственность западной Европы
рождалась на социально – политическом компромиссе между
группами населения и королевской властью. Отсюда Европа
никогда не знала такой жесткой эксплуатации и деспотизма, как
восточные цивилизации и Русь.

17. Социо - политические факторы

2. Социально – политический компромисс
способствовал раннему пробуждению национальных
чувств европейцев. После развала франкской
империи в XI – XII вв. быстро формируются
мононациональные государства, в которых каждый
народ имел возможности для своего исторического
развития. Европа осталась в истории единственным
регионом, где к XIV –XV вв. уже преобладали
мононациональные государства.
.

18. Особенность политического развития.

• Рождение Европы пришлось на IV – X вв. и проходило на фоне
постоянных набегов и войн. Раннефеодальное государство
франков в VIII –XI вв. отбило набеги викингов и арабов, смогло
установить социальную стабильность, создать основы единой
европейской культуры.
• В XI – XIV вв. в условиях феодальной раздробленности Европе
не угрожали внешние завоевания. Европейская цивилизация
получила уникальный шанс для развития, когда прибавочный
продукт тратился не на защиту и войну, а на созидание.
• Эти особенности давали возможности развития не только со
стороны государства( сверху), но и со стороны общества
(снизу) – отсюда и линейное развитие европейской
цивилизации.

19. Ментальность европейского средневековья

• 1. Моральная ценность человека зависела от его социального
статуса. Формальное равенство людей признавалось лишь
перед Богом. Сословные границы рассматриваются как
незыблемые и охранялись обычаем и запретом. Феодальная
мораль - это мораль «отцов» и «детей», «старших» и
«младших». Сеньор выступает как отец для своих вассалов,
вассал - как отец для своих крепостных, мастер - отец для
своих подмастерьев, король - отец всех своих подданных.
Папа - отец для всех католиков.
Моральные нормы феодалов не совпадали с нормами,
бюргеров и тем более крестьян Так, в XI веке светский феодал
во Франции должен был владеть копьем, фехтовать, охотиться,
ездить верхом, плавать, играть в шахматы, слагать стихи
возлюбленной даме. Владение какими-либо из этих навыков
«мужланами»» рассматривалось как оскорбление. Вести себя
полагалось так, чтобы не унизить своего сословия.

20. Ментальность европейского средневековья

• Так, рыцарь был обязан служить
Прекрасной Даме. Такой Дамой могла
быть и замужняя женщина но, ни в коем
случае не жена рыцаря.
• Средневековый брак заключался,
прежде всего, по политическим
соображениям. Верность трактовалась
как верность своему сеньору.

21. Ментальность европейского средневековья

2. Верность – главное достоинство
средневекового человека. Верность
сплачивала феодальное общество.
Вероломство рассматривалось как тягчайшее
преступление. Вассал, самоотверженно
исполняющий свой долг по отношению к
сеньору - излюбленный сюжет средневековой
литературы. Если договор нарушал сеньор,
то вассал считал себя свободным от
верности и общественное мнение было на
его стороне.

22. Ментальность европейского средневековья

3.Человек средневековья был неуверенным. Это была
неуверенность в материальной и духовной жизни. Спасение
было в вере, в солидарности со своей общественной группой, в
опоре на прошлое, традицию. Особенное значение придавалось
тем, кого считали авторитетами. Высшим авторитетом
являлось Священное писание; к нему прибавлялся авторитет
отцов церкви. На практике этот всеобщий авторитет
воплощался в цитатах, которые как бы превращались в
«достоверные» точки зрения. Поскольку суждения авторитетов
часто были неясны, то появились «глоссы» - толкования.
Нередко глоссы заменяли собой оригинальный текст. Задача
ученых сводилась лишь к подтверждению глоссов новыми
данными. На этой основе сформировалась средневековая
схоластика (от греч. schole-—школа) —тип религиозной
философии, характеризующийся полным подчинением
мысли догмату веры. Это нашло отражение и в медицине.

23. Христианство и врачевание

• Христианство породило двойственное отношение к
медицине. С одной стороны – церковь стала первым
общественным институтом средневековой Европы,
который начал заботиться о больных. Идея
христианского призрения, примирения и помощи
способствовала
организации
больниц
при
монастырях и монашеских орденах. Целостная
концепция болезней в христианстве сформировалась
в первых веках н.э. в трудах Августина Блаженного (
Vв.) и Григория Турского (VI в.) Эти авторы,
обосновали роль церкви в медицинской помощи

24. Христианское учение о болезнях

В Евангелиях содержаться сведения о том, как и какие заболевания лечил сам
Иисус:
- Кожные и венерические болезни
- Психические расстройства и бешенства
- Слепоту
- Параличи
- Язвы, гнойные раны, кожные заболевания
- Воскрешал мертвых.
Если лечил Иисус, то и монахи брали на себя функции врачей и в средние века
функции священников и врачей – не различались. Так, епископ Тайдмен был
врачом Ричарда II (Львиное Сердце), Томас Течер – священник в Бостоне
опубликовал первый медицинский трактат в Америке.

25. Христианское учение о болезнях

• Церковь ответила на важнейший
вопрос: откуда приходят болезни?
• Согласно христианскому учению
болезнь – проявление воли Божьей,
человек должен смиренно принимать
выпавшее на его долю испытание.

26. Христианское учение о болезнях

• В Новом завете содержатся указания о
причинах болезней:
- Природные катаклизмы , голод и войны
- Наказание за грехи
- Испытание для праведников
- Козни дьявола и нечистой силы

27. Причины болезней по Григорию Турскому

• Монахиня, съевшая листок латука и не
осенившая себя крестным знамением,
проглатывает беса. Когда священник
приказывает ему выйти, он выходит и
говорит: «Разве я виноват? Я сидел на
листе латука, а женщина съела его, а
заодно проглотила и меня».

28. Святой Гварберт освобождает монаха от вселившегося дьявола

29. Инкубы и суккубы

• Особо церковь боролось с одержимостью бесами,
Причиной одержимости ( религиозной истерии в
разных формах) считали бесов( инкубов и суккубов)
которые входили в половые контакты с людьми.
Инкуб – дьявол в образе мужчины, суккуб – в образе
женщины) В Европе постоянно наблюдались
эпидемии демонических истерий( на одного
мальчика, подвергшегося насилию со стороны
суккуба приходилось 10 девочек – жертв инкубов).
Часто в насилии дьявола признавались монахини, от
него не спасали ни пост, ни молитва. В 1637 г.в
Париже прошла публичная дискуссия: могут ли
инкубы оставлять потомство у монахинь? Пришли к
выводу- может, причина такого решения- избежать
неприятной ситуации в монастырях.

30. Одержимость бесами. Миниатюры из рукописных книг раннего средневековья

31. Христианское учение о болезнях

• Церковь сразу определила святых, которые помогали при
лечении. Святой отвечал за болезнь, связанную с его
мученической смертью:
• Святая Агриппина, которой отрезали груди,
покровительствовала родовспоможению, выкармливанию
младенцев.
• Святая Апполинария, которой выбили зубы, считалась
покровительницей стоматологии
• Святой Антоний – спасал от гангрены и лепры ( антонов огонь)
• Святой Валентин (покровитель влюбленных) -от эпилепсии и
психических расстройств
• Святой Лазарь – помогал всем больным, его именем стали
называть первые больницы( лазареты)

32. Христианское учение о болезнях

• Вместе с тем, церковь призывала к спасению души,
человека средневековья постоянно донимали мысли
о Страшном суде, загробной жизни. Здоровье и
болезнь не имели для него никакой ценности.
Излечение это чудо или прощение за грехи или
изгнание беса. Отсюда и методы лечения:
- молитва и посты, исповедь, покаяние
- изгнание беса (экзорсис)
- рукоположение монарха или священника на больного
- положение мощей святых

33. Король Эдуард Исповедник лечит наложением рук и молитвой

34. Крестильный шприц

35. Христианское учение о болезнях

• Лечение признавалось только терапевтическими методами,
хирургическое лечение отрицалось.
• В 1300 г. папа БенедиктXIII запретил анатомические вскрытия
по страхом отлучения от церкви
• В1139 г. Латеранский Собор запретил занятия хирургией, т.к.
церкви противно пролитие крови. Церковь питает отвращение к
пролитию крови. В 1169 г. папский эдикт “Ecclesia ab horret a
sanguine” подтвердил этот запрет.
• Хирургическая практика считалась недостойным занятием для
христианина и была отдана на откуп людям низших сословий:
цирюльникам, банщикам, лакеям, проституткам и маркитанткам.
( цирюльники появились в 1092 г., когда папским эдиктам
монахам было запрещено носить бороды)

36. Христианская практика лечения

• Если церковные методы помогали, это
рассматривалось как чудо, и
приписывалось усилиям церкви. Если
нет, то считалось что больной
упорствует, и с ним обращались
жестоко: волокли в церковь, где
больные лежали на полу и часто
умирали.

37. Христианское практика лечения

• Монастыри соревновались в обладании
исцеляющими реликвиями. Так, в Германии,
в церкви Святой Урсулы. Священники
раскопали целое кладбище и украсили стены
костями, объявили, что это мощи Святой
Урсулы и 11 тыс. дев – мучениц
(большинство костей были мужскими, но
церковь Святой Урсулы получала огромные
доходы) В X-XII вв. стяжательство получило
такое распространение, что в 1139 г.
Латеранский Собор запретил оказывать
медицинские услуги за деньги.

38. Медицинская схоластика

• Медицина средневековой Европы развивалась в
христианской культуре. Европейцы считали
причинами болезней послание Бога: Бог карает
грешника болезнями или посылает испытания
праведникам, тем самым он напоминает о бренности
бытия.
• Значительное влияние на врачевания оказало то, что
Лука, один из четырех евангелистов, был врачом.
Около семидесяти врачей, живших в разное
время, были канонизированы церковью. Например,
Св. Лазарь (отсюда лазареты) и др. Христианство
стало основой для формирования особой религиозно
философской системы Европейского врачевания –
медицинской схоластики.

39. Средневековая схоластика

• Схоластика - (от греч. scholion – объяснение,
толкование) – метод обучения, метод
философского и теологического поиска истины
путем формальной логики и рассуждений.
• К XIII в. с ростом роли церкви философия (и вся
наука) полностью подчинилась теологии. В
результате произошло превращение схоластики
как метода обучения в тип религиозной
философии, характеризующийся полным
подчинением мысли догматам веры.

40. Средневековая схоластика

Средневековая схоластика была основана на трех
положениях:
1) все знания содержатся в трудах авторитетных
авторов, признанных церковью;
2) наука сводится к умению выводить низшие
понятия из высших посредством формальной логики
3) преподавание – процесс
теоретический,
абсолютно исключающий опыт.
Попытки пересмотреть освященные церковью
догматы жестоко преследовались. (В XIII в. за
обращение к опытному методу Р. Бэкон был осужден
инквизицией и провел в тюрьме 24 года).

41. схоластика и медицина


Медицина средневековой Европы развивалась в христианской
культуре.
Церковники считали причинами болезней послание Бога: Бог карает
грешника болезнями или посылает испытания праведникам, тем
самым он напоминает о бренности бытия. Таким образом, само
представление о болезнях регрессировало: они уже не
связывались с естественными причинами.
Мистицизм, суеверия и догматизм вытеснили научное знание и
исследование.
Если язычники наделяли особыми целительными силами различных
богов и богинь, то теперь эти функции были распределены между
многочисленными святыми. Считалось, что св. Рох и св. Себастьян
предохраняют от чумы, св. Иов от проказы, св. Антоний Фивский от
отравлений.
Христианство стало основой для формирования особой
религиозно философской системы европейского врачевания –
медицинской схоластики.

42. Медицинская схоластика

• В области медицины главными авторитетами были
античные и арабские авторы: Аристотель, Гиппократ,
Гален, Диоскорид, Ибн Сина, ал-Рази. Их сочинения
заучивались наизусть. Но все они – язычники и иноверцы,
поэтому были необходимы комментарии отцов церкви, чтобы
привести их сочинения в соответствие с христианским учением.
Глоссы сопровождали почти каждый абзац текста трудов
этих ученых.
• Средневековые схоласты с помощью комментариев «очистили»
учение Галена от достижений в экспериментальной анатомии и
физиологии, но сохранили гуморальную теорию, а
представления о пульсе, движении крови, о пневме и
сверхъестественных силах возвели в религиозную догму. Таким
образом, возник галенизм — искаженное, одностороннее
толкование учения Галена, незыблемое до XVII в.

43. Медицинская схоластика

• В области медицины главными
авторитетами были Аристотель, Гален,
Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения
заучивались наизусть. Средневековые
схоласты возвели теоретические
представления Галена в религиозную
догму. Таким образом, возник
галенизм — искаженное,
схоластическое толкование учения
Галена.

44. Медицинская схоластика

Известный анатом Андреас Везалий в 1543 г.
опубликовал свой труд «О строении человеческого
тела».В нем он исправил многие ошибки Галена,
обобщил все анатомические знания того времени.
Он экспериментально показал, что человеческий таз
не похож на бычий, строение матки у женщины иное,
чем у свиньи, количество ребер у мужчин и женщин –
одинаковое. Ему не поверили, медики того времени
утверждали, Гален не ошибался, но у людей
изменились тазовые кости, поскольку люди стали
носить штаны. Против Везалия выступил его учитель
– анатом Якоб Сильвей. Сильвей считал, учение
Галена осталось верным, но был готов признать, что
за 14 веков изменилось человеческое тело.

45. Монастырские больницы

Больницы появились в Раннее Средневековье при монастырях. Уже в V в. по
уставу св. Бенедикта монахам вменялось в обязанность лечить и ухаживать за
больными.

46. Монастырские больницы

47. Светское врачевание

• В Высокое средневековье, с конца XII в., появились больницы,
основанные светскими лицами — сеньорами и состоятельными
горожанами. В середине 6-го века в Лионе была основана
гражданская больница, по-видимому, первая в Западной
Европе.
• Со второй половины XIII в. в ряде городов начался процесс так
называемой коммунализации больниц: городские власти
стремились участвовать в управлении больницами или
полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был
открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт специальный взнос.
Врачи вели кочевую жизнь, поскольку, если лечили удачно, им
платили, если – плохо, то наказывали. Часто врач на одном
месте долго не задерживался.

48. Муниципальные больницы

Состоятельные горожане лечились только
дома. Первая городская больница в Европе
для бедных была открыта в Париже в IX в.- «
Отель Дье»( Дом Божественного приюта). Он
был основан по распоряжению Парижского
епископа, содержался за счет города и ,
пожертвований. Власти предполагали, что
приют для больных будет служить двум
целям: помочь бедным и дать возможность
богатым помочь страждущим. Лечили и
ухаживали за больными монахини, здесь же
обучались хирурги и врачи.

49. Характеристика Отеля Дье в XVII-XVIII вв.

На одной кровати лежали по 4-6 человек, положенные валетомноги одного упирались в голову другому. Дети лежали рядом со
старцами, мужчины впремежку с женщинами. Н аодногй
кушетке находились роженица, младенец, чахоточный или
тифозный больной. Пациенты терпели нужду в самом
необходимом, их кормили отвратительной пищей, все
помещения кишели червями, а по утрам в них стоял такой
запах, что персонал прижимал губки с уксусом к лицам. Тела
умерших лежали в течение суток, прежде, чем их выносили, над
трупами роями кружились жирные зеленые мухи.
В Отеле были койки и для детей – на 8 кроватях умещалось до 200
новорожденных, большинство из них – умирало.
Выздоровление после хирургически операций оставалось
крайней редкостью и рассматривалось как чудо.

50. Пациент в одной кровати с трупом. Обычная практика для госпиталей XV-XVII вв.

51. Анатомо - физиологическая концепция и представление об отдельных органах человека средневековой схоластики

• Наиболее ярко медицинская схоластика проявилась
в анатомии. В течение 13 веков средневековья,
вслед за Галеном, медики считали, что грудина
человека состоит из сегментов, как у обезьяны, а
печень такая же как у свиньи, матка имеет 2 длинных
отростка( рога) как у собаки, а кости таза
расширяются как у быка. Количество костей
оценивалось в 248, включая кость ЛУЗ –эта главная
кость в теле из нее пройдет воскрешение всего тела
и души на Страшном суде. Считалось, что у мужчин
на одно ребро меньше, чем у женщин, т.к. Господь
создал женщин из ребра Адама. Эти воззрения
существовали до XVI в., когда А. Везалий опроверг
их опытным путем.

52. Изображение скелетов на средневековой гравюре 1495 г. «Пляска мертвецов»

53. Представление о анатомии человека

• Известный анатом XIV в. Мондино Де Луцци
так описал человеческое тело в своей
«Анатомии». Чем человек отличается от
животных? Он ходит прямо, его тело состоит
из материи, эфира и воздуха, его тело легче
чем тела всех животных, он подобие Бога на
земле и выше других животных, которые
передвигаются на четырех конечностях.

54. Анатомо –физиологическая концепция средних веков

Тело состоит из натур, элементов и соков (гуморов). Жидкости
перемещаются и смешиваются в организме благодаря движущей
силе- врожденного тепла (в виде трех пневм: естественной,
животной, душевной). Это врожденное тепло получается из
воздуха и пищи и генерируется в сердце. Врожденное тепло
основной компонент жизни и здоровья, поскольку поддерживает
баланс жидкостей. Жидкости связаны с элементами (огнем,
воздухом, землей, водой) и с натурами (теплотой, сухостью, влагой
и холодом). Пневмы разносят врожденное тепло через артерии,
вены и нервы ко всем органам.

55. Анатомия человека

Они даже разделили все тело на 4 части: от
грязного низа, который ближе к земле, и
чистого верха, который ближе к Богу.
Самой низкой считалась часть – от ступней до
гениталий и ануса, поскольку эта часть тела
ближе всего к земле и через мочевую систему и
анус происходит дефекация.

56. Анатомия человека

Следующая часть- живот: от гениталий до диафрагмы.
В животе происходит пищеварение, но он относится к
грязным частям, поскольку наделен неприятной
тенденцией в виде отрыжки и бесконтрольных шумов и
др.
Вторая часть – грудь, где содержатся важнейшие
органы – сердце и легкие. Сердце - один из трех
ведущих органов человека, поскольку оно генерирует
врожденное тепло. Это чистая часть тела

57. Анатомия человека

Четвертая честь – самая светлая – голова, поскольку в
ней расположен мозг и душа. По мнению медиков, мозг
второй важнейший орган человека, поскольку это орган
интеллекта и суждений, это мыслительный центр. В
теле существовал «живой дух», который, подобно воде
под давлением, двигался через все тело передавал
мозгу всю информацию о теле и состоянии четырех
основных жидкостей. Главное - мозг считался главным
органом человека, отвечающим за разум и движение.

58. Представление об органах человека. Строение мозга

мозг состоит из нескольких секций ( клеток).Каждая клетка
отвечала за какое – нибудь действие: в лобовой части
располагались две клетки, которые назывались sensus communis
(букв.: общее чувство, здравый смысл, они собирали всю
информацию о теле) далее располагалась клетка ymaginatio ( от
старофранцузского
чувство).Эта
секция
отвечала
за
воображение и все чувствительные органы ( зрение, обоняние,
слух, и др.) ближе к центру мозга располагались секции cognitavita
и estimative. В них проходили процессы мышления, т.е. образы и
чувства перерабатывались в
суждения, а суждения в
умозаключения, идеи и концепции. В затылочной сфере мозга
помещалась memoria –память.

59. Представление об органах человека. Строение мозга

Такие представления служили теоретической базой для
рассуждений о помешательстве, психических
расстройствах и девиациях. Средневековье оставило
нам много описаний самых различных психических
расстройств. Лечили их успокоительными средствами.
Вот типичный рецепт, которым «чистили мозг»:
смешать и растолочь, залить уксусом мускатный орех,
калган, пряную гвоздику, перец, лакрицу, квасцы
,шалфей, имбирь, горчичное семя и пить при головных
расстройствах. Это лекарство способствовало балансу
жидкостей в голове.

60. Зрение.

В средние века существовало две противоположные теории
зрения.
Первая восходила к античности, ее авторами были Аристотель,
Евклид, Птолемей, Гален. По мнению античных авторов –глаз, это
фонарь, который испускает лучи света, они освещаю предметы и
мозг получает представления об окружающем мире.
Вторая базировалась на противоположном утверждении – глаз
принимает лучи света, исходящие от предметов и передает
визуальную информацию в мозг через особые нервы и «живой
дух». При этом, средневековые врачи достаточно точно
представляли анатомию глаза. В многочисленных трактатах они
описывали глаз как шаровидный орган линзой в центре и
сердцевиной, которая окружена оболочками и особым зрительным
нервом, который соединяет глаз с мозгом.

61. Зрение, строение глаза

В современной офтальмологии сохранились названия
частей глаза, которые были подробно описаны в
средние века: внутриглазовая жидкость, сетчатая
оболочка, роговая, слизистая склера и др. Почему
возникают глазные болезни? Потому, что нарушен
баланс жидкостей в глазе. Самая распространенное
заболевание –катаракта, ее лечили хирургическим
способом- тонкой иглой, которую вводили в хрусталик (
игла Оммана) и помутненный сегмент катаракты
выталкивали в глазное дно.

62. Сердце

Второй главный орган в теле человека –
сердце. Сердце постоянно бьется в груди и это
один из немногих внутренних органов, который
можно послушать снаружи. Средневековые
представления
о
сердце
восходили
к
античности.
Аристотель считал сердце
главным органом, потому, что в сердце
находиться душа «жизненный дух».

63. сердце

Сердце –это средоточие исцеляющих сил организма, движения и
роста. Сердце – это огненный шар, подобно солнцу в организме,
от которого все органы получают тепло. В английском
медицинском трактате XIII века сердце описано как два желудочка
на которых сверху одеты два белых предсердия, к сердцу
подходит трубка полой вены, но многие авторы затруднялись
сказать какой оно формы. Одни считали его круглым, другие –
продолговатым, третьи- треугольным.
Диагностика сердечно сосудистых заболеваний была развита
слабо, сердечные болезни диагностировали по пульсу. При
болезнях сердца рекомендовали покой и лечение сладкими
лекарствами

64. Репродуктивные органы и деторождение

Связь между половым актом и деторождением
установили еще в ранней античности.
Античные
авторы
представляли
репродуктивные органы мужчин и женщин как
зеркальное отражение, словно гениталии
одного
пола
были
перевернутым
отображением другого: заметно выступающие
пенис и яички и пустой полостью влагалища и
матки.
(Аристотельженщина
это
недоделанный мужчина).

65. Репродуктивные органы и деторождение

• В средние века женщина рассматривалась как
пустой, холодный сосуд, ждущий наполнения.
Однако, в средние века даже обычная беременность
считалась следствием сложного анатомического
процесса. Все средневековые медики считали, что
матка-самая значимая часть большой половой
системы в женском организме. В нее входили шейка
матки, влагалище, яичники, клитор. ( хотя этот орган
почти не упоминается в медицинских трактатах
средневековья).

66. Репродуктивные органы и деторождение

Главным в процессе зачатия считался мужчина,
поскольку он давал сперму. Мужское семя было
продуктом мозга, которое по позвоночному каналу
попадало в яички, там смешивалось с кровью и
приобретало жизненную силу для зачатия. Во время
секса мужское семя попадало в матку, где
смешивалось с женским семенем .Два рода семени
смешивались и образовывали массу, которая под
воздействием тепла и сжатия матки медленно
уплотнялась в эмбрион. В эмбрион попадала душа,
если формировался мальчик, то душа попадала через
40 дней, если девочка – то через 80 дней.

67. Репродуктивные органы и деторождение

Вслед за Гиппократом, медики считали, что матка
орган подвижный, она может подниматься до шеи и
опускаться обратно .Движение матки по телу
происходит от вредных паров, которые образуются в
ней постоянно, если нет секса ли менструаций. Это
движение приводит к заболеваниям сердца, легких,
опуханию горла, всем видам истерий
и смерти.
Лечение проводилось разными
методами. Чтобы
опустить матку прибегали к отвратительным запахам перед носом больной сжигали перья, шерсть, лен. Или
приманивали матку на место благовониями внизу
живота. В бесплодии винили только женщин.

68. Образование и медицина


Первые медицинские школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них
— Салернская, основание которой относят к X в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя)
имела светский характер и продолжала традиции античной медицины, первыми учителями
были выходцы из арабских стран. До XII в. в этой школе делались попытки изучать
хирургию, но потом осталась только терапия, развивалось только одно направление
хирургии - травматология и лечение ран. Анатомию изучали только по Галену.
Практических занятий не было, студенты слушали лекции профессоров. Представления о
строении человека были поверхностными. Первые вскрытия умерших в Западной Европе
стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с
особого разрешения монархов лишь в XIII— XIV вв. Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил
медицинскому факультету в Салерно вскрывать один труп в пять лет. В 1376 г.
Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать
университету в Монпелье один труп в год.
В течение раннего средневековья Школа Салерно приобрела известность, т.к. оказывала
посильную помощь крестоносцам, но с XIII в. ее славу стали оспаривать другие
медицинские школы - в Палермо, Неаполе, Монпелье (Франция), в XIV –XV вв.- английские
медицинские школы. По велению императора Священной Римской империи Фридриха II
(1212—1250) ей — единственной в стране — было дано право присвоения звания врача;
без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа
была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после
чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Салернская
школа просуществовала около 1000 лет и была закрыта Наполеоном Бонапартом в 1811 г.

69. Аутопсия в средние века

• Вскрытие трупов( делание анатомии) в университетах
проводилось по строгому регламенту с разрешения церкви и
монарха. На преступником исполняли особый обряд, давая
индульгенцию тем непристойностям, которые будут твориться
над его телом. Потом палач душил жертву и труп передавался в
университет. Университет рассылал приглашения знати. Перед
началом аутопсии зачитывали индульгенцию и ставили печать
университета на тело. Голову отделяли от тела т.к. там
хранится душа, мозг не вскрывали. После была вступительная
речь ректора университета и хор студентов исполнял гимн.
Затем начиналось вскрытие: ассистент отделял органы и
высоко их поднимал, показывал присутствующим, а профессор
который руководил процедурой, читал отрывки из Галена.
Вскрытие проходило 2 дня, после этого устраивался банкет ,
цирковые представления, после торжественное захоронение
трупа.

70.

71. Салернская школа

• В XII в. в Салерно была написана
знаменитая книга «Салернский кодекс
здоровья», в стихотворной форме в ней
содержались указания по диетике,
гигиене и профилактике здоровья.

72. Основы медицинской этики

• С школе Салерно студентам давали основы врачебной этики.
Медицинская этика средневековья говорит о низком
социальном положении врача:
- к пациенту врач приближается со смирением и почтением
- Свои рассуждения он должен перемежать вопросами о
самочувствии больного
- Врач должен подчеркивать серьезность заболевания, т.к. в
случае неудачи он сошлется на неблагоприятный прогноз, а при
успешном лечении - высокий гонорар и авторитет
- - врач не должен глядеть на жену, дочь и служанку больного
- Врач должен назначать возможно больше лекарств, особенно
экзотических, что бы больной не подумал, что зря платит деньги
- Если больной был груб и неблагодарен к врачу, врач может
назначить вредное лекарство, которое ухудшит самочувствие
больного.

73. Образование и медицина

• Дальнейшее развитие медицинского образования в
Европе связано с университетами. В средние века
объединения (сообщества) людей одной профессии
(купцов, ремесленников и др.) назывались
universitas (лат. совокупность). Так появился
термин университет. Становление университетов в
средневековой Западной Европе тесно связано с
ростом городов, развитием ремесла и
торговли, потребностями хозяйственной жизни и
культуры. Первые университеты в Европе появились
в XII в.В XV в. в Европе насчитывалось 86
университетов.

74. Образование и медицина

• средневековые университеты имели четыре
факультета: один подготовительный и три
основных. Термин факультет (лат. facultas
— способность, умение) был введен в 1232 г.
папой Григорием IX. Тремя основными
факультетами были богословский,
юридический, медицинский. На
медицинских факультетах обучались в
течение 5 -7 лет и заканчивался присвоением
ученой степени бакалавра медицины ( от лат
baccalaureus –первая академическая
степень)

75. Образование и медицина

• Слово студент произошло от латинского studere —
учиться. Количество студентов было небольшим и в
пределах одной специальности редко превышало
число 10. Для руководства ими из состава учеников
избирался староста десятки —декан (от лат. decem
— десять). Во главе университета стоял rector
magnificissimus (лат. rector— управитель). Термин
профессор (лат. professor — знаток, учитель,
публично объявленный) пришел из древнего Рима. В
средневековых университетах Европы (примерно с
XV—XVI вв.) профессорами стали называть
преподавателей— магистров (лат. magistri) и
докторов (лат. doctores).

76. Отношение к врачам в средине века и Возрождение

Отношение к врачам определялось их профессиональными
возможностями, те, кто лечил хорошо, могли рассчитывать на
богатство и карьеру, те, кто лечил плохо - вели жизнь
странников. Лучшие из них могли получить место врача при
дворе сеньора. Некоторые становились армейским лекарями
или государственными служащими. В этом случае социальный
статут врача приравнивался к низшей категории
государственных чиновников. Так, в Англии, во времена
Шекспира, врачи и актеры театра «Глобус» носили красные
ливреи – т.е. были на службе государства, но занимали саму
низшую ступень государственной службы. Большинство врачей
в это время вели кочевой образ жизни – были странниками,
которые не могли долго задержаться на одном месте.
Положение врача оставалось весьма опасным, поскольку за
неэффективное лечение полагалось наказание

77. Наказания врачей

Жизнь врачей находилась в опасности. В 580 г.
король Бургундии Гутмар приказал казнить 2
врачей на могиле жены, т.к. она скончалась после
их лечения. В 1337 г. одного врача бросили в р.
Одер, т.к. он не смог вылечить от слепоты короля
Иоганна Богемского. В Венгрии в XV – XVI вв. за
лечение боевых ранений платили очень щедро, но
в случае летального исхода пациента хирурга
казнили. Церковь не доверяла врачам, за
неудачное лечение их могли передать инквизиции
и сжигали.

78. Болезни и физические недуги средневековья.

Средняя продолжительность жизни не превышала 30 лет. Не
смотря на короткий век, люди страдали многими
заболеваниями, вызванными голодом, однообразной пищей,
тяжелым трудом и антисанитарией.
Группы наиболее распространенных заболеваний:
1.Заболевания опорно – двигательной системы.На скелетах
меровингских воинов были обнаружены следы кариесов,
остеопорозов, артритов.
2. детские болезни, связанные с авитаминозом, антисанитарией
и плохим уходом за новорожденными уходом (детские
простуды, рахиты – бич средневековья). Младенческая и
детская смертность не щадила даже королевские семьи.
Детские болезни часто выливались в детские эпидемии. Особо
опасным и для детей и взрослых был туберкулез.

79. Болезни и физические недуги средневековья

3. дерматологические заболевания - золотуха, проказа,
гангрены, чесотки, язвы, опухоли, шанкры, экзема (огонь св.
Лаврентия), рожистое воспаление (огонь св. Сильвиана) и др.
4.стоматологическике болезни, воспаления челюстей и
надкостницы. Стоматологические недуги способствовали
заболеванию желудочно –кишечного тракта ( пища оставалась
однообразной, основанной на углеводах)
4. впечатляющую категорию составляли нервные болезни:
эпилепсия (или болезнь св. Иоанна) и др. Причины многих из
них крылись в антисанитарии европейского общества.

80. Средневековье – время антисанитарии и отсутствия гигиенических правил в современном понимании.

• Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из
главных удовольствий. В средние века уход за телом считался
грехом. Христианские проповедники призывали ходить
буквально в рванье и не мыться, потому, что можно было смыть
с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Грязь
и вши считались признаками святости. Вшей называли
«Божьими жемчужинами». К мытью тела тогдашний люд
относился подозрительно: нагота – грех. В ХIV — ХVI вв.
богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода. К процедуре
тщательно готовились, и накануне ставили клизму.
Улицы утопали в грязи настолько, что в распутицу не было
никакой возможности по ним пройти. Именно тогда во многих
немецких городах появились ходули, «весенняя обувь»
горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто
невозможно.

81. Санитария

• По данным европейских археологов, французский рыцарь на
рубеже XIV-XV вв. имел средний рост один метр шестьдесят (с
небольшим) сантиметров. Небритое и немытое лицо этого
«красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе
болели практически все). Под рыцарским шлемом, в
свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его
одежды во множестве копошились вши и блохи.
Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам
было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но
даже стоять рядом ( зубы тогда никто не чистил). Во время
похода рыцарь сутками был закован в латы. Процедура
надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а
иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный
рыцарь справлял… прямо в латы.

82. Туалеты и духи

• Духи — важное европейское изобретение —
появились на свет именно как реакция на отсутствие
бань. Первоначальная задача знаменитой
французской парфюмерии была одна — маскировать
смрад немытого тела резкими духами.
Роль канализации выполняли канавки на улицах.
Люди справляли нужду где придется. В Лувре,
дворце французских королей, не было ни одного
туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на
балконах. При «нужде» гости, и короли приседали на
широкий подоконник у открытого окна. В 17 веке для
защиты голов от фекалий были придуманы
широкополые шляпы. Изначально реверанс имел
своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу
подальше от чувствительного носа дамы.

83. Биде, она же и "ночная ваза"

Биде, она же и "ночная ваза"

84. Средневековый туалет

85. Личная гигиена

• Кровати, представляющие собой рамы,
окруженные низкой решеткой и
балдахином. Балдахины служили
утилитарной цели — чтобы клопы и
прочие насекомые не сыпались с
потолка.
Считается, что мебель из красного
дерева стала столь популярна потому,
что на ней не было видно клопов.

86. Личная гигиена

• В Испании в средние века женщины, чтобы
не завелись вши, часто натирали волосы
чесноком... Широкие юбки использовались
для того, чтобы скрыть под ними собачку,
которая была призвана защищать
Прекрасных Дам от блох. Собачки, кроме
работы живыми блохоловками, еще одним
способом пособничали дамской красоте: в
средневековье собачьей мочой
обесцвечивали волосы.

87. Блохи и насекомые

• Средневековье – время нательных паразитов.
Кормить собой вшей, клопов, блох считалось
«христианским подвигом». Искать вшей друг на друге
— значило высказывать свое расположение.
Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и
пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в
блохе. Пренебрежение гигиеной обошлось Европе
очень дорого.
Главной причиной эпидемий были крестовые
походы, ужасающая антисанитария и полное
забвение античных мер городской гигиены

88. блохоловки

89. Бичом европейской средневековой цивилизации оставались эпидемии

• Во времена крестовых походов широко
распространилась проказа (или лепра). В
средние века ее считали неизлечимой.
Человек, который признавался прокаженным,
изгонялся из общества. Его публично
отпевали в церкви, а затем помещали в
лепрозорий (приют для прокаженных), после
чего он считался мертвым как перед
церковью, так и перед обществом.

90. Проказа и борьба с ней в средние века

• Проказа – инфекционное заболевание, которое отличается
низкой контагиозностью – для того, что бы ей заразиться нужен
длительный контакт с больным. Изоляция больных, как
правило, приводит к исчезновению болезни. Проказа стала
первым эпидемическим заболеванием, с которым смогли
справиться в Европе. В раннем средневековье больных
проказой –сжигали.( в 1313 г. франц. Король Филипп Красивый
издал закон о сожжении всех больных.)Это оказалось
невозможно и прокаженных стали селить в отдельных местахмонастырях Св. Лазаря (отсюда и названия: лазареты и
лепрозории).За больными ухаживали монахи, больные лепрой,
а больных считали заживо погребенными. В XV в. в Европе
насчитывалось 19 тыс. таких лазаретов. Жесткие меры дали
результат- в XVI в. эпидемии проказы исчезли, а в XVIII в.
король Франции Людовик XIV закрыл лепрозории , деньги были
направлены на развитие госпиталей общего профиля.
• .

91. эпидемии

• Другими инфекционными заболеваниями
можно назвать холеру и оспу, грипп
(инфлюэнцу). Смертность от оспы в средние
века оставалась чрезвычайно высокой.
Только в Европе ежегодно оспой заболевало
около 10 млн. человек, из которых умирало
от 25 до 40%. Но все европейские эпидемии
бледнели перед бичом средневековья –
чумой

92. Эпидемии чумы

• Другой страшной повальной болезнью
периода классического средневековья была
чума «Черная смерть». В1346—1348 гг. была
завезена в Европу через Геную, Венецию и
Неаполь и опустошила, территорию
современных государств: Италии, Греции,
Франции, Англии, Испании, Германии,
Польши, России. Гибель заболевших
наступала через несколько часов после
заражения. Всего на земном шаре в XIV в.
погибло от этого заболевания более 50 млн.
человек .

93. сифилис

• В конце XV — начале XVI вв. всю Европу охватила эпидемия
сифилиса. Одни ученые полагают, что сифилис был завезен в
Европу после открытия Америки. По мнению большинства
других ученых, сифилис существовал у народов Европы с
древнейших времен. Доказательством этой версии служат
описания античных авторов и результаты археологических
раскопок могильников в различных районах Европы и Азии.
• По всей вероятности, сифилис издавна существовал в Европе,
Азии и Америке, а внезапная эпидемия конца XV в. в Европе
была обусловлена длительными войнами, массовыми
передвижениями людей, а возможно, и появлением нового
штамма возбудителя, завезенного с Американского континента.
Сифилис обычно лечили ртутью, что вело к неблагоприятным
последствиям.

94. карантины

• Единственным способом борьбы с эпидемиями стала изоляция
больных. В средневековой Европе стали применять задержание
людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней,
откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quaranta
gironi —сорок дней).( По библийской традиции - 40 дней- срок
достаточный для проявления болезни, т.к. Моисей 40 дней
водил свой народ по пустыне и никто не заболел). Первые
карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г.
Карантины сдерживали болезнь, но часто не давали эффекта,
т.к. крысы успевали покинуть корабль гораздо раньше.
• Многие врачи хотели «напугать» болезнь, поэтому одним из
методов лечения были «страшные»одежды врача.

95. Одежда средневекового врача

96. методы лечения

• Суеверие и догматизм процветали в Средние века. Подобно
тому, как это было в Вавилоне, астрология управляла
постановкой диагноза. Диагнозы ставились и на основе
осмотра мочи.
• Терапия вернулась к магии и молитвам, фантастическим
снадобьям, и религиозному целительству. Корень мандрагоры
считался наилучшим средством от всех болезней. Считалось,
что никакие медицинские исследования после Евангелия не
нужны. Григорий Турский оценивал «светскую» медицинскую
помощь как богохульство. Теория демонического
происхождения болезней снова стала господствующей, а в
таких случаях, как опустошительные чумные эпидемии, вина
возлагалась на евреев.

97. Сожжение евреев, обвиненных в распространении чумы. Гравюра XV в.

98. Часто причины чумы видели в деятельности врачей, которые богатели в период эпидемий, а то, что смертность врачей в ходе

эпидемий была
высокой – в расчет не принималось. ( на гравюре изображен «холерный
пирог», из которого сыпется золото, стол богатства и др.)

99. Развитие врачевания


Основным методами лечения считались клизмы,
слабительные. Для лечения гнойных ран или заражений
использовали ртуть. Универсальным методом, которым лечили
всех подряд, являлось кровопускание. Кровопускание было
популярным методом лечения, поскольку:
1. имело теоретическую основу в гуморальной теории,
2. Гален уделял ему большое внимание, как важному
лечебному средству.
В эпоху позднего средневековья распространилось
кровопускание с помощью пиявок - гирудотерапия (от лат.
«hirudo» — пиявка). Кровь пускали всем — для лечения, и как
средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода —
по календарю.

100. Методы лечения (лечение от бесплодия)

• Средняя
продолжительность
жизни
в
средние века не превышала50 лет, и как
правило, мужчины импотенцией
или
бесплодием -не страдали. Современные
исследователи нашли факты, доказывающие
противоположное. С XIII века мужчин также
начали считать виновными в отсутствии
детей, а медицинские книги того времени
обсуждали
мужские
репродуктивные
проблемы и бесплодие.

101. Лечение бесплодия

• В
медицинских текстах того времени держится
несколько странных советов для определения того,
какой партнер бесплоден, и того, какое лечение
следует
использовать:
обоим
нужно
было
помочиться в отдельные кастрюли, полные отрубей,
запечатать их на девять дней, а затем проверять
наличие в них червей. Если в лечении нуждался муж,
то ему рекомендовали принимать в течение трех
дней высушенные яички свиней с вином. При этом
жена могла развестись с мужем, если врачи
объявляли его импотентом

102. Методы врачевания

Эдвард Браун (профессор арабистики и бакалавр медицины в
Кембридже) на основе арабских источников так описал лечение
франков.
В эпоху крестовых походов эмир Антиохии послал своего врача
вылечить 2 пациентов европейцев: мужчину с раной на ноге и
женщину, болеющую чахоткой. Восточный врач наложил мужчине
примочки, а женщине прописал хорошее питание и покой, состояние
пациентов стало улучшатся, обеим пациентам он сказал: «я это
вылечу», но лечение займет продолжительное время. Появился врач
франков и спросил мужчину - хочет ли он жить с с одной ногой или
умереть с двумя? Пациент выбрал первое. Ногу отрубили и пациент
умер. Осмотрев женщину франк сказал, что она одержима дьяволом ,
который поселился в голове, и сделал разрез кожи на голове так, что и
женщина умерла. Восточный врач вернулся к эмиру в ужасе от
европейской медицины и сказал, что восточное врачевание – более
результативно и гуманно.

103. Развитие врачевания. Хирургия

• Хирургия не получила распространения. До
XI –XII вв.хирургов не было даже в армиях,
раненых на поле боя – добивали. При этом
получили развитие простейшие манипуляции
травматологии: если раны были небольшие,
то лечили цирюльники, маркитантки, пастухи.
В армиях было много шарлатанов. Почему?

104. Причины отрицания хирургии

В основе отрицания оперативного
вмешательства лежал ряд серьезных
причин:
1. Отсутствие методов действенного
обезболивания, летальный исход от
болевого шока
2. Различные формы нагноений и высокий
летальный исход после операций ( сепсис)
3. Отсутствие методов остановки
кровотечения
4. Незнание анатомии и религиозные запреты

105. развивалось только одно направление хирургии - травматология

развивалось только одно направление хирургии травматология
• методы оперативной помощи были
жестокими. Например, для того, чтобы
ампутировать конечность, в качестве
"обезболивающего средства" использовался
деревянный молоток, "киянку", удар которого
по голове приводил к потере сознания
больного и другим непредсказуемым
последствиям.

106. Ампутация

Раны прижигали каленым железом, или
поливали крутым кипятком или кипящей
смолой.

107. Операция в позднем средневековье

108. Хирургия

• Тем не менее, люди средневековья
шли к хирургам, чтобы, вырезать без
«шишки глупости». (жировики на
голове). Считалось: вырежут поумнеешь. Тем не менее, некоторые
операции в то время были успешны.
Так, Гаспаро Тальякоцци делал
пластические операции,
восстанавливая форму носа у больных
сифилисом

109. Вырезание «шишки глупости»

110. Хирургия

• В средние века существовали курьезные методы
обезболивания: кровопускание, пережим сонной
артерии, охлаждение. Позже возникла идея
ректального наркоза – табачные клизмы.
Обезболивающий эффект подобных средств был
ничтожным, и больным оставалось лишь уповать на
мастерство хирургов, старавшихся выполнять
сложные операции с очень большой скоростью.
Пациенты умирали от болевого шока (остальные чуть позже от сепсиса). Смерть в ходе
операбельного вмешательство в те годы была
нормой.

111. хирургия

• Пожалуй, наиболее серьезным препятствием для
развития даже травматологии оставалась проблема
сепсиса. В те времена ни один хирург не был уверен
в результатах, даже если операция прошла успешно.
Больной чувствовал хорошо 2-3 дня, потом
начиналось нагноение, рожистое воспаление и
больной умирал. Нагноение считалось хорошим
признаком это убеждение оставалось от Галена и
арабских врачей, поскольку большинство пациентов
умирали от заражения крови и просто не доживали
до выделения гноя.

112. хирургия

• В целом, появляется гной или сепсис зависит
от типа инфекции: стафилококки приводят к
образованию гноя, а стептококки – к сепсису
и к рожистым инфекциям, которые
передавались другим больным. До введения
асептики и антисептики во II половине XIX в.
– любое оперативное лечение могло стать
причиной смерти. Так, в середине XIX в.
половина ампутаций в Англии заканчивались
летальным исходом: открытый перелом
считался таким же опасным как бубонная
чума.

113.

114. Хирурги и врачи

• В это время обнаружились большие противоречия между
врачами и хирургами. Хирургия как род занятия стояла ниже
медицины. В подавляющем большинстве средневековых
университетов хирургия не преподавалась и в число
медицинских дисциплин не входила. Помощь раненым на поле
боя оказывали цирюльники. В немецких армиях их называли
«Feldsheere» (полевые ножницы – отсюда фельдшер).Медики
делились на 3 категории:
1.Врач, получивший диплом, лечил мазями, травами, он занимал
более высокое положение в обществе, чем хирург.
2. Хирург длиннополый – навыки получал а госпиталях или армии,
мог делать одну – две операции, входил в гильдию хирургов
3. Хирурги короткополые – банщики, цирюльники, палачи. К ним
относили и дантистов. В эпоху средневековья зубы иногда
удаляли преступникам по приговору суда. Это сближало
профессию дантиста с профессией палача.

115. Акушерство и гинекология


В средние века роды принимали повитухи или старшие женщины в семье. Мужчины к
родам не допускались. Врачи считали участие в родах неприличным занятием. В 1522 г.
доктор Верт из Шамбурга ( Германия) что бы присутствовать при родах, переоделся в
женское платье - его за нарушение приличий и святотатство сожгли на костре.
Говард Хаггард: Средние века- страшный период в истории медицины для женщин, поскольку
женщина расплачивалась за мифическое грехопадение болью при родах, кровью, и
смертью ребенка. В христианскую эпоху роды осложнялись теми же трудностями, как и в
предыдущие периоды: женщины с нормальным телосложением рожали относительно
спокойно. При это считалось, что женщина должна рожать в боли, т.к. эти она
расплачивалась за первородный грех и то удовольствие, которое получила при зачатии.
Предохранение от беременности считалось грехом. За аборт грозило вечное проклятие.
Проблемы возникали, когда плод занимал неправильное положение, роженица имела узкий
таз, бичом оставалась послеродовая горячка и разрыв промежности. При трудных родах
женщину, как правило, оставляли умирать. Главной задачей считалось крестить младенца
до смерти, для чего был создан т.н. «крестильный шприц». Достижения античного
акушерства ( поворот плода на ножку или головку) были забыты, кесарево сечение
применялось крайне редко, когда роженица умирала и надо было извлечь плод из чрева
для крещения. Часто кесарево сечение делали монахи. В XIII в. епископ Павел из Мейрады
в Испании делал касерево сечение, это же делали и пастухи - специалисты по кастрации
скота. Только в 1580 г. был издан закон, запрещающий делать кесарево сечение пастухам
и скотницам.При этом рекомендовалось держать рот роженицы открытым, что бы ребенок
не задохнулся. Поворот на ножку был возрожден в XVI в. французским медиком Амбруазом
Паре. Детская смертность оставалась высокой: если выживало 2-3 ребенка из 10 – это
считалось даром Божим для продолжения рода.

116.

117. Акушерский стул, сконструированный Евхарием Рослиным в1513 г.

118. Значение врачевания в эпоху средневековья

• Многие медики и историки медицины
считают эпоху средневековья
«темными веками», периодом
отступления и забвения достижений
врачевания античности, но в эту эпоху
постепенно накапливался опыт и
практика лечения, которые стали
основой расцвета европейского
врачевания в период Возрождения.
English     Русский Правила