Похожие презентации:
Античная цивилизация. Конфликтологическая мысль Древней Греции
1.
ТЕМА 3. АНТИЧНАЯЦИВИЛИЗАЦИЯ.
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ
МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
2.
Античная цивилизация с X-IX вв. до н.э. по V в. н. э.
Просуществовала около 1300 - 1400 лет
3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1) гомеровский период (X-IX вв - VIII в до н. э.);2) архаический период (VIII - нач VI вв до н. э.)
– эпоха поэтов,зачатки философии;
3) классический период (конец VI - IV вв до н.
э.) - создание классических произведений
искусства, философии и истории;
4) эллинистический период (конец IV - I вв. до
н. э.) - попытка синтеза античной культуры
и культур Востока;
5) период римского господства (конец I в. до
н.э. - V в. н. э.).
4. АНТИЧНЫЙ ПОЛИС
ПОЛИС - не просто город-государство (он могвключать и несколько городов), а
территориальная гражданская община,
сообщество граждан.
1) Все граждане полиса имели право на землю,
2) Гражданами были взрослые мужчины.
(Дочери и супруги граждан были свободны,
но не имели гражданских прав)
3) Чужеземцы (лично свободные) и рабы не
имели гражданских прав.
5. АНТИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
1) Все граждане Афин имели правоучаствовать в народном собрании
(экклесии).
2) Народное собрание выбирало главных
должностных лиц (в составе 6 тысяч
человек), право голосования
3) Народное собрание избирало Совет
пятисот, право подготовки решений и
управления)
4) Принцип исономии – равноправия при
выборах жребием в Совет
6.
6) Совет пятисот делился на 10 групп, икаждая из этих групп правила Афинами в
течение одной десятой года.
7) В свою очередь, руководитель этой группы
(притан), формальный правитель Афин,
выбирался на сутки по жребию из числа
членов этой группы. По избранию он
получал государственные символы - печать
и ключ от казны.
8) На другие должности, избирались
поднятием рук. Военачальники (стратеги) и
казначеи. Так, 29 раз подряд избирался
главным стратегом Перикл (V в. до н. э.).
7. АГОН
- древнегреческое понятие - важнаяхарактеристика жизни античных полисов состязательность, соревновательность,
борьба, производным от которого является
«агонистика» - соревновательность,
состязательность, дух борьбы. Проявления
агонистики:
- спортивные состязания - Олимпийские игры,
- риторика (ораторское искусство),
- софистика (умение строить логические
доказательства, доказывая в том числе и
абсурдные вещи).
8. ПРИНЦИП РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
принцип умеренности, или соблюдениямеры
Нарушение
меры в социальных
взаимоотношениях древние греки
определяли как «гюбрис» - дерзость,
наглость, нахальство.
Считалось, что проявление «гюбрис» оскорбление не только людей, но и
богов, которые терпеть не могут
выскочек
9.
Идеи «семи мудрецов» были направленына гармонизацию отношений между
людьми, т. е. на разрешение конфликтов.
«Мера лучше всего» (Клеобул),
«Знай меру» (Питтак)
«Ничего слишком» (Солон).
«Говори к месту» (Биант),
«В удаче будь умерен, в беде рассудителен»
(Периандр),
«Язык твой пусть не обгоняет ума» (Хилон).
10. БИАНТ
из Приены «Загадка о споре»Какие споры лучше разбирать - между
врагами или между друзьями.
Лучше разбирать споры между врагами,
чем между друзьями, - ибо после этого
один из друзей станет твоим врагом, а
один из врагов - твоим другом
11. 1. МИЛЕТСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
- философия природыОснователь ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (625 - 547 гг.
до н.э.), известный также как астроном и
геометр
Мыслители – натурфилософы
Главный вопрос - устройство мира, природы,
первооснова бытия, его первоначало
12. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА МИРА
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ - начало всех вещейявляется ВОДА
АНАКСИМЕН (588 - 525 гг. до н.э.) - ВОЗДУХ.
АНАКСИМАНДР (610 - 546 гг. до н.э.) «АПЕЙРОН» (беспредельный,
безграничный, бесконечный).
Это первая попытка представить абстрактное
вещество.
Апейрон аналог Дао
13. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА МИРА
– первоначало - не материальнаясущность, а идеальная - ЧИСЛО.
Пропорции между числами создают
мировую гармонию. Согласно преданию,
Пифагор однажды шел мимо кузницы и
услышал, как по наковальне бьют разные
молоты. Он обратил внимание на то, что
молоты разной величины и разного веса
издают звуки разной высоты. Вес молота
можно измерить. Значит, числа правят
миром, решил Пифагор
14.
Математика мистический характер«1» - единство, тождество, равенство,
причина единодушия, единочувствия,
всецелости;
«2» - двоица - различие, неравенство
15. 3. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ
(540-470 гг) Его также называли ГераклитомТёмным, поскольку стиль его сочинения «О
природе» был нарочито многозначен, неясен.
Принадлежал к аристократическому и даже
царскому роду, но добровольно отказался от
власти в пользу народа, и жил бедно и одиноко.
Несмотря на отшельнический образ жизни
Гераклита и его стремление сделать свой труд
недоступным пониманию обычного человека,
уже в античности его учение пользовалось
большой известностью
16. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА МИРА
ОГОНЬ – метафора всеобщегоизменения
С подвижностью огня связана самая важная мысль
Гераклита о том, что всё в мире находится в
движении, всё изменяется.
17.
Метафора:- сравнивает мир не с огнём, а с рекой, в которую
нельзя войти дважды. Почему? Потому что во
второй раз вода, в которую вошел человек, будет
уже другой, и сам он уже изменится по сравнению с
собою прежним.
Позже эта главная идея Гераклита была выражена в
афоризме «всё течёт». Но это всеобщее изменение
происходит не хаотично, а согласно определенному
мировому ЗАКОНУ, или логосу (греческий термин
«логос» многозначен: «речь», «слово», и как
«знание», и как «закон»)
18. ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ
Всё меняется по той причине, что всёсостоит из противоречий, из
противоположностей.
Поэтому главный закон мироздания –
борьба - КОНФЛИКТ.
«Война - отец всего, царь всего».
«Вражда - обычный порядок вещей, и
всё возникает через вражду»
19.
Вместе с тем Гераклит не абсолютизировалконфликт.
Если бы конфликт был абсолютен, то вещи
не смогли бы существовать.
Борьба противоположностей не исключает,
а, напротив, подразумевает их единство,
которое Гераклит называл гармонией
(«тайная гармония лучше явной»)
20. 4. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
1) ПАРМЕНИД:Взгляды Парменида противоположны
гераклитовским.
«Гераклит утверждал, что всё
изменяется».
Парменид возразил, что ничего не
изменяется». Точнее: изменения
очевидны, но вот логически их
обосновать нельзя
21.
2) ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙУченик Парменида (490 - 430 гг. до н.э.)
известен своими АПОРИЯМИ кажущимися неразрешимыми
логическими парадоксами.
Цель апорий - доказать правоту
утверждений относительно
неизменности бытия и отсутствия
движения
22. Апория «Стрела»
направлена на доказательство того, что движениеневозможно и при допущении дискретности.
Летящая стрела не летит, а покоится.
Каждый предмет занимает равное себе место.
Движущийся предмет также занимает равное себе
место. В то время как он занимает это место, он
неподвижен, т.е. покоится.
Поскольку абсурдно, что движение должно
состоять из суммы состояния покоя, оно немыслимо
23. МЕТОД ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ ПРОТИВНОГО
Взять утверждение оппонента идовести его до абсурда.
Тем самым он внес важный вклад в
развитие искусства спора —
ЭРИСТИКИ
24. 3. ЭМПЕДОКЛ
существует не одно первоначало мира,а четыре: огонь, вода, земля и воздух
Эти первоначала он также называл
стихиями. Стихии были, есть и будут,
они неуничтожимы, и всё состоит из
этих стихий, соединенных в различных
пропорциях. Но что приводит стихии в
движение?
25. Процессы мироздания
объясняет борьбой двух конфликтующих начал:Любви (по-гречески Филия) и Вражды (Нейкос).
Любовь соединяет разнородное и разделяет
однородное,
Вражда соединяет однородное и разделяет
разнородное.
В своем вечном космическом конфликте
попеременно одерживают верх то Любовь, то
Вражда.
Когда преобладает Любовь, всё соединяется
воедино, в один большой шар или сферу. А когда
побеждает Вражда, все четыре стихии
обособляются.
26. 4. АНАКСАГОР
первоначал мира бесконечноеколичество. Первичны не стихии, а все
без исключения вещества. Есть
мельчайшие частицы огня, золота,
земли, крови, мяса. Они являются
«семенами всех вещей» или
гомеомериями. Гомеомерии
бесконечно делимы, и при этом каждая
вещь содержит в себе семена всех
других веществ («всё во всём», «во
всём есть частицы всего»)
27. 5. АТОМИСТЫ
мир состоит из неделимых частицвещества (атомов) и пустоты.
Атомы движутся в пустом пространстве.
Сцепляясь друг с другом, атомы создают
тела. Процесс образования тел: у одних
атомов якобы есть крючки, а у других петельки, и с помощью них атомы
соединяются друг с другом.
28. Учение о необходимости
в мире царствует необходимость, и ни одноявление в мире не случайно.
Случайность - это отсутствие причины, и
такого в мире не бывает.
29.
В качестве возражения Демокриту егооппоненты привели следующий
трагикомичный случай: шёл человек, и
вдруг ему на голову упала черепаха и
убила его. Разве это не случайность?
«Это не случайность», - отвечал
Демокрит. «Орлы бросают черепах с
высоты на камни, чтобы разбить
черепаший панцирь и полакомиться
содержимым. Тот человек был лысым,
и орёл по ошибке спутал лысину с
камнем».
30.
Стремясь отыскать рациональныепричины всех явлений, атомисты
впали в фатализм, учение об
абсолютной предопределенности и
неизбежности всего происходящего.
31.
Рассмотренные выше мыслители именуются НАТУРФИЛОСОФАМИ иДОСОКРАТИКАМИ. Натурфилософами их
называют потому, что все они в той или иной
мере интересовались природными
явлениями, а «досократиками» именуют
потому, что они жили до Сократа,
интеллектуальная деятельность которого
развернула древнегреческую мысль от
природы к человеку и обществу