Мордовский костюм
1. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) 2. Рубаха мокши (панар, щам) 3. Штаны (понскт) 4. Лапти (карьхть м., карть э.)
4.95M
Категория: КультурологияКультурология

Мордовский костюм

1. Мордовский костюм

2.

Содержание:
Мужской костюм
Женский костюм
Обувь
Вышивка
Головные уборы
Сегодня…
Украшения
Интервью

3.

Цель: Осознать специфику национальной
культуры Мордовии и её значимость.
Задачи:
Образовательные -Приобщить студентов к культурным
ценностям мордовского народа.
-Ознакомить студентов с элементами
национального мордовского костюма.
Развивающие
-Развивать самостоятельность,
творческие способности у студентов и
умение сравнивать
Воспитательные
-- Формирование этнокультуроведческой
компетенции.
-- Воспитывать патриотизм к родному
краю и эстетический вкус.

4.

5.

Мужской костюм
Рубаха (панар)
Штаны (понскт)
Пояс (карькс)
Лапти (карьхть м., карть э.)
Основными частями мужского костюма у
мокши и эрзи была рубаха (панар м., э.) и
штаны (понскт м., э.), их шили из
домотканого холста. Рубахи носили на
выпуск и подпоясывали самотканым узким
пояском или ремнем.

6.

Женский костюм
• Эрзянская
рубаха
(панар)
сшивалась из двух полотнищ холста
перегнутых поперек. Она имела
четыре шва посередине груди и
спины, два по бокам. Рукава были
прямые, их длина равнялась
ширине холста. Воротника не было,
вырез на груди имел треугольную
форму. Внизу передние полотнища
для удобства при ходьбе и работе
не зашивались до конца на 12-15
см. Главным украшением рубахи
была вышивка, очень плотная.

7.

Женский костюм
• Мокшанская рубаха (панар, щам)
шилась из трех полотнищ холста:
перед и спинку составляло
полотнище, перегнутое поперек,
а бока делались из двух более
коротких
полотнищ.
Рукава
пришивались к центральному
холсту,
были
прямыми
и
достигали кистей рук. Грудной
вырез имел овальную форму.
Спереди на подоле делали
разрез длиной 12 см., рубаху
богато вышивали.

8.

Женский костюм
Рубаха (панар)
Передник (сапоня)
Наколенники
(цюлкат)
Поясное украшение
(сёкане)
Набедренное
украшение (пулай)
Эрзя
Мокша

9.

Головные уборы
Панго – эрзянский женский головной убор в виде
конусообразного колпака с загнутым верхом, на каркасе из
двух лубяных пластин. Основа – грубый домотканый холст,
обшитая красным кашемиром. Очелье обшито кашемиром более старым и потертым,
чем остальное покрытие.

10.

Головные уборы
Панга
Мокшанские головные уборы — панга, златной —
представляли род мягкого чепца трапециевидной
формы.
Были распространены уборы типа полотенец
или платков. В ряде районов у замужних
женщин они повязывались таким образом, что
напоминали рога — кодафкс.
Девичьи головные уборы отличались от
замужних женщин тем, что у девушек они не
закрывали волосы. Самым распространенным
видом головного убора была
налобная повязка в виде обруча из
луба или картона, обтянутая
Кодафкс
тканью и украшенная вышивкой,
бисером, позументом (ашкоркс,
пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.)

11.

Украшения
Для традиционного женского костюма мордвы характерны
многочисленные украшения. Специфическим украшением
мордовок были нагрудные застежки (сюлгам м., сюлгамо э.). Они
были двух видов: овал с незамкнутыми концами и подвижным
стержнем, характерный для эрзи, и трапециевидной формы у
мокши. Разнообразными были нагрудные украшения. Они
представлены разнообразными бусами (крганят м., эрьгть э.).
Наручные украшения представлены браслетами (кятькст м.,
кетькст э.) и перстнями (суркст м., э.). Поясными украшениями
мокшанок были разнообразные подвески. Основу подвесок
составлял металлический каркас из нескольких рядов медной
проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись
бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была
бахрома из шелковых ниток. Женщины эрзянки носили
набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска
ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями,
узорными металлическими бляхами.

12.

Украшения
Нагрудная застежка
(сюлгам)
Нагрудное украшение
(крганят)
Поясное украшение
(сёкане)
Браслет (кятькст м.,
кетькст э.) и перстни
(суркст)
Набедренное
украшение (пулай)

13.

Обувь
Лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового
лыка. Для мордовских лаптей характерно косое
плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта.
Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со
сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их
шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи,
сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто
обшивался красным сафьяном.
Ноги обертывали портянками,
их было две пары: нижние,
которыми обертывали ступни;
и верхние, ими обертывали
икры.
Мокшанки
носили
полосатые
наколенники
(цюлкат), позднее их узор стал
геометрическим.

14.

Вышивка
Эрзянская вышивка
Мокшанская вышивка
Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета:
черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый
для расцвечивания узора.
Особенностью мордовской вышивки
предварительного нанесения рисунка.
является
то,
что
вышивали
без
Орнаменты рисунков, черпались в окружающей природе: "змеиная головка",
"куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки",
"звёздочки".

15.

Сегодня…
• Для того чтобы сохранить национальную
культуру, традиции, обычаи, в Мордовском
государственном университете им. Н. П.
Огарёва уже несколько лет ведётся приём
студентов на факультет национальной
культуры, студенты которого изучают
историю мордовской культуры, народные
промыслы.

16.

Интервью
1.Как Вы думайте, какие элементы костюма доказывают его
древность?
─Н.Э: «По моему мнению, крой рубахи является прямым
доказательством древности костюма. Даже некоторые учёные
сравнивали крой рубах с верхней одеждой Византийских царей.
Так же он перекликается с верхней одеждой представителей
Средней Азии (туркмены)»
2.Как Вы считайте, в чем сходство элементов мордовского
костюма с костюмами других угро-финских народов?
─Н.Э: «На мой взгляд, поражает идентичность узоров
мордовской вышивки и вышивки народов, населяющих польский
полуостров (карелы).
Очень близки по своим костюмам представители Удмуртии,
марийцы. В костюмах присутствует красочность, вышивка,
форма орнамента.

17.

Интервью
3.Какой элемент мордовского костюма является наиболее
древним на Ваш взгляд?
─Н.Э: «Каждый мордовский узор глубоко символичен. Самый
известный мордовский рисунок-розетка, который является
солярным знаком, обозначающий символ солнца. В узорах четко
просматриваются родовые знаки – «резы», которые похожи на
рунические знаки древних скандинавов. Это еще одно
доказательство былого единства человечества.
4.Что, по-вашему, является нововведением в мордовском
костюме?
─Н.Э: «Я думаю, появление в костюме новых элементов в
вышивке и символы христианства является нововведением.

18.

Интервью
5.Использует ли современная молодёжь в своей одежде
элементы мордовского костюма?
─Н.Э: «Да, разумеется, молодёжь сейчас носят и набивные
платки, и туники с перехваченным поясом, да и вышивка сейчас
очень даже актуальна.
6. В чем Вы видите необходимость сохранения мордовского
костюма?
─Н.Э: « «Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего
происхождения, как разыгранный кусок природы, он всегда
говорящ и видящ».
(Осип Мандельштам)
Понятие большая родина формирует гордость, а малая родина
питает духовно человека, поэтому сохранение национальной
одежды, культуры, обрядов является одним из условий,
сохраняющее души народа к которому ты относишься.

19. 1. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) 2. Рубаха мокши (панар, щам) 3. Штаны (понскт) 4. Лапти (карьхть м., карть э.)

Глоссарий
1. Эрзянская рубаха (панар, паля,
покай)
2. Рубаха мокши (панар, щам)
3. Штаны (понскт)
4. Лапти (карьхть м., карть э.)
5.Передник (сапоня)
6. Наколенники (цюлкат)
7. Поясное украшение (сёкане)
8. Набедренное украшение (пулай)
9. Эрзянский женский головной убор
(панго )

20.

10. Мокшанский головной убор ( панга,
златной, кодафкс )
11. Кожаные сапоги (кемот м., кемть э.)
12. Нагрудная застежка (сюлгам)
13. Нагрудное украшение (крганят)
14. Браслет (кятькст м., кетькст э.) и
перстни (суркст)
15. Пояс (карькс)

21.

Литература:
1. Мордовский народный костюм: Альбом /Сост. и автор текста:
Т.П. Прокина, М.И. Сурина – Саранск: Мордовское Книжное
издательство, 1990-384 с.
2. Мордовия. Народное искусство. Составитель Ю.Ф. Юшкин:
Мордовское книжное издательство, 1985
3. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме,2004.
4. Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова.
«Иллюстрационная энциклопедия моды» перевод на русский язык
И.М. Ильинской и А.А. Лосевой
5. http:// my-uk.ru
6. «Энциклопедия моды» Андреева В. 1997.
7. http://www.moda-history.ru
8. http://images.yandex.ru
9. http://www.ucheba.ru
10. «Электронный словарь Кирилла и Мефодия» на 2-х CD
English     Русский Правила