Национальная и религиозная политика Александра III
Задание на урок
11.99M
Категория: ИсторияИстория

Национальная и религиозная политика Александра III

1. Национальная и религиозная политика Александра III

На своей коронации Александр III
заявил, что временно отходит от
активного участия в
международных отношениях,
чтобы все силы направить на
ведение внутренней политики,
которая заключалась в
объединении народов, входящих в
состав Империи.

2. Задание на урок

Используя текст учебника§28 и материалы
презентации, определите положительные и
отрицательные тенденции национальной и
религиозной политики во время царствования
Александра III
Необходимо записать не менее 5 положений
каждого вида.

3.

Главным путем достижения полной консолидации наров
стала политика русификации. В учебных заведениях
национальных окраин обучение велось на русском языке.
Царь ограничил деятельность национальных культурных
обществ, объявив их нелегальными.
Великодержавный национализм особенно ярко проявился
на территории Финляндии и Царства Польского: был
значительно реформирован польский Сенат, введена единая
денежная единица русская монета, упразднялись почтовые
ведомства.
Во главе администраций тих земель были поставлены
русские чиновники, которые всячески пресекали попытки
организации национальных восстаний бунтующим
населением.

4.

При Александре III религиозную
политику правительства
определял обер-прокурор Синода
Константин Петрович
Победоносцев. Он был
сторонником идеи единения
церкви и государства и отводил
православию решающую роль в
деле укрепления самодержавной
власти.

5.

Победоносцев считал, что основами
государства являются церковь и вера:
«Государство тем сильнее…, чем
явственнее в нём обозначается
представительство духовное. Религия,
и именно христианство, есть духовная
основа всякого права в
государственном и гражданском быту
и всякой истинной культуры».
Поэтому политика Победоносцева
была направлена на максимальное
распространение православия в стране
и ослабление атеистических
настроений.

6.

Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране,
обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—
1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые.
За время царствования Александра III в Российской
империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 %
увеличилась численность священнослужителей.

7.

Наиболее активную деятельность развернули
православные миссионеры; выросло количество
церковных журналов и духовной литературы.
Также в рамках политики Победоносцева был усилен
контроль над духовными учебными заведениями.

8.

20 апреля 1884 г.император Александр III утвердил новый Устав
православных духовных академий. В §1 этого документа провозглашалось:
«Православная духовная академия имеет целью доставлять высшее
богословское образование в духе православия, для просвещенного служения
Церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности».
Разработанный под патронажем обер-прокурора Святейшего Синода
К.П.Победоносцева, Устав 1884 г.был направлен не столько на научное
образование будущего духовенства, сколько на подготовку политически и
конфессионально благонадежного церковно-административного персонала.
Выборы ректоров и инспекторов отменялись, они вновь стали назначаться
Святейшим Синодом (причем с 1884 г.ректорами академий стали
назначать только монахов, имевших ученые степени). Реальная власть
ректора усилилась, он объявлялся «непосредственным, ближайшим
начальником академии по всем частям ее управления», а указом Синода
(1895 г.) подтверждалось право ректора осуществлять «надзор за
направлением преподавания».

9.

Устав духовных академий 1884 г.,
ликвидировав студенческую
специализацию, ограничив
самостоятельный научный поиск и пр.,
одновременно загрузил студентов
изучением (в сверхнормативных
объемах) общеобразовательных и
богословских дисциплин. Делалось это
явно в целях формирования
нерассуждающего, законопослушного и
политически благонадежного
священнослужителя, который смог бы
реализовать в массах верующих
идеологические установки государства.

10.

Во время правления
Александра III окончательно
прекратились гонения на
старообрядцев. В 1883 году
был издан закон, в
соответствии с которым
раскольники получили
паспорта. Теперь они имели
возможность владеть
предприятиями, торговать,
нанимать рабочих и
служащих, иметь
иконописные мастерские.

11.

Иван Абрамович Морозов
Красные
виноградники в
Арле, Ван Гог
Девочка на
шаре,
Пикассо
Один из богатейших московских
купцов, директор-распорядитель
Тверской мануфактуры и
нескольких других предприятий,
председатель Московского
купеческого собрания,
благотворитель, меценат и
коллекционер, чьё собрание стало
основой коллекций
импрессионистов и
постимпрессионистов Эрмитажа и
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Иван
Морозов происходил из
старообрядческого рода — был
правнуком крепостного Саввы
Васильевича Морозова,
основавшего знаменитую династию
промышленников

12.

Старообрядцам разрешалось
проводить богослужения в
соответствии со своими
обрядами. Но в то же время
запрещалось возводить
колокольни, устраивать
крестные ходы вне своего
церковного двора и
проповедовать свою веру среди
православного населения.

13.

В то же время те вероисповедания, которые Победоносцев
признавал опасными для православия, подвергались
гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к
представителям сектантского движения.
НАПРИМЕР
Бессмертники. Эти
сектанты искренне
верили, что человек
который по настоящему
уверует во Христа
никогда не умрет, а
если умер – значит
плохо верил.

14.

Национальная политика Александра III
была направлена на свёртывание
автономий национальных регионов и
русификацию их населения.
Так, назначенный в 1883
году генералгубернатором
Привисленского края
Иосиф Владимирович
Гурко предпринял ряд
мер для полной
интеграции польских
земель в Российскую
империю.

15.

Мероприятия для полной интеграции польских земель в
Российскую империю
Ключевые посты в польской администрации занимали русские
чиновники.
Русскому языку предавался статус первого языка, на нём велось
делопроизводство, преподавание в школах, шло его внедрение в
повседневную жизнь поляков. В 1885 году Польский банк стал
Варшавской конторой Петербургского банка, а польская монета
была изъята из обращения.
В 1885 году Польский банк стал Варшавской конторой
Петербургского банка, а польская монета была изъята из
обращения.

16.

Постепенное ограничение автономии
было начато и в княжестве
Финляндском.
При генерал-губернаторе
Николае Ивановиче
Бобрикове в княжестве
была введена русская
монета, произошло
слияние финляндской
почты с общероссийской,
самостоятельность
финского языка
упразднялась, а в
некоторых учреждениях
вводился русский язык для
делопроизводства.

17.

В губерниях Прибалтийского края
главной задачей внутренней
политики в конце XIX века было
вытеснение немецкого влияния.
Для этого латыши и эстонцы,
которые исповедовали
лютеранство, при содействии
Синода и Министерства
внутренних дел насильственно
обращались в православие. Так же,
как и в других западных
губерниях, в Прибалтике была
проведена русификация
делопроизводства.

18.

К 1880-м годам на всю территорию империи распространяются
общероссийские правила управления,
в том числе на Северный Кавказ и Закавказье.
Здесь создавались
губернии и
предпринимались меры
для полной интеграции
этих земель в империю.
Полностью упразднялись
автономии Мегрелии,
Сванетии и Абхазии.

19.

На Северном Кавказе и Закавказье правительство проводило
продуманную социальную и национально-культурную политику.
Так, местная родовая знать была приравнена в правах к русскому
дворянству. За вельможами закреплялись принадлежавшие им
земли. Также подтверждались права на земельную собственность
Армянской григорианской церкви.

20.

Терские казаки
Продолжалась переселенческая политика. Её целью было
учредить военные поселения
и колонии русских крестьян на Кавказе.

21.

Делопроизводство в этом регионе также было переведено на
русский язык. Но на бытовом и образовательном уровне
народы Северного Кавказа и Закавказья сохраняли свой язык.
Также изменения не касались культуры, местных обычаев и
верований.
Российские власти
открывали здесь уездные
училища для христианского
и мусульманского
населения, уроженцы
Кавказа за государственный
счёт могли обучаться в
центральных российских
университетах.

22.

В отличие от остальных регионов, на
территории Средней Азии
управление велось в зависимости от
российских государственных
интересов. В Бухарском эмирате и
Хивинском ханстве была сохранена
внутренняя автономия. Без
изменений осталась и старая
система управления. Кокандское
ханство было включено в состав
Российской империи. На его
территории была образована
Ферганская область, на которую
распространялось внутрироссийское
законодательство.

23.

После включения среднеазиатских
государств в состав России в них
произошли благоприятные
изменения. Например, там
прекратились междоусобицы, были
ликвидированы рабство и
работорговля, в порядок была
приведена система налогообложения.
Также российские власти привнесли
на среднеазиатские земли новые
приёмы земледелия,
сельскохозяйственные машины и
культуры. Вследствие принятых мер
экономика Средней Азии стала
развиваться более быстрыми
темпами.

24.

Положительные перемены произошли также в области образования
и культуры. Так, в дополнение к уже существующим духовным
учебным заведениям в среднеазиатских городах открывались и
светские школы.

25.

Пётр Петрович
Семёнов-Тян-Шанский
Николай Михайлович
Пржевальский
Василий
Владимирович
Бартольд
Началось научное освоение региона. Русские исследователи Пётр
Петрович Семёнов-Тян-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский,
Василий Владимирович Бартольд изучали природу, историю и культуру
Средней Азии.

26.

Главным делом жизни Пржевальского
Лошадь Пржевальского, открыта
стали четыре путешествия в не
1879 г.
изученные европейцами районы
Центральной Азии. Были исследованы
горные системы Куньлуня, хребтов
Северного Тибета, бассейны озер
Лобнор и Кукунор, истоки реки Хуанхэ.
Общая длина его рабочих маршрутов
составила более 30 тысяч километров, а
площадь исследований была огромна
— от Памира на западе до Большого
Хингана на востоке и от Алтая на
севере до Тан-ла на юге. В экспедициях
он провел 11 лет жизни.

27.

Однако несмотря на проводимую властями политику местные
народы сохранили свои национальные и религиозные черты.

28.

В последнем десятилетии XIX века практически завершился
процесс христианизации народов Среднего Поволжья и Приуралья
(мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей).
Миссионерская и
просветительская деятельность
здесь активизировалась
благодаря идеям Николая
Ивановича Ильминского,
миссионера и сподвижника
Победоносцева. Он предложил
крестить инородцев в
православие, учитывая их
местную культуру и
мировоззрение, не прибегая к
«обрусению» населения.

29.

Чтобы реализовать эту идею,
необходимо было обучить
священников, миссионеров и
учителей из среды нерусских
народов. Для этой цели в Казани
действовали центральная крещенотатарская учительская школа,
инородческая учительская
семинария, миссионерское
общество «Братство святого Гурия».
Ильминский считал, что
православие необходимо
распространять через школы и
переводы православных текстов на
местные языки.

30.

Ильминский был инициатором открытия сети
начальных школ в мусульманских поселениях.
Начальное образование в них проводилось на родном
языке, затем на церковнославянском и русском языках.
Также при участии Ильминского были открыты
училища по подготовке учителей для инородцев. В
итоге активной миссионерской деятельности
Ильминского и его последователей православная
культура вошла в повседневную жизнь и в учебный
процесс народов Среднего Поволжья и Приуралья.

31.

На Дальнем Востоке и в
Сибири процесс приобщения
к православию носил в
основном просветительский
характер. Здесь также
открывались школы для
подготовки миссионеров,
священников, переводчиков,
а духовная литература
переводилась на местные
языки. Работали в регионе и
духовные семинарии.

32.

Одновременно с христианизацией народов Сибири и Дальнего Востока
происходило смешение культур русских переселенцев и местного
населения. В связи с этим в Сибири широкое распространение получил
религиозный синкретизм в виде двоеверия – сохранение шаманских
верований при принятии православия.

33.

Лояльностью со стороны власти Российской империи пользовались и
другие религии – протестантизм, католичество, ислам и буддизм.
При условии, что они не будут создавать препятствий для
православия.

34.

Российское мусульманское
духовенство в конце XIX века
переживало свой расцвет. Его
представители занимали
должности в системе
государственного управления.
Они могли свободно выезжать на
хадж*, строить мечети, основывать
медресе и издательства.
За порядочностью и
благонадёжностью мусульманского
духовенства обязано было следить
Духовное управление мусульман.
*Хадж – паломничество, связанное с посещением Мекки и её
окрестностей в определённое время.

35.

Под влиянием Победоносцева Александр III проводил жёсткую
политику по отношению к иудеям. Их правовое положение
регулировалось Временными правилами 1882 года.
В соответствии с ними, евреям
запрещалось селиться в сельской
местности и заниматься хозяйством.
Выезд за черту оседлости
разрешался только на некоторое
время, например, на учёбу.
В самих учебных заведениях были
установлены определённые нормы
максимального количества учащихся
евреев. Так, в столицах допустимая
квота составляла 3 %, а в городах за
чертой оседлости – 5 %.

36.

Еврейскому населению было запрещено заниматься
юриспруденцией, занимать должности в земском и городском
управлении. Участие иудеев в избирательных компаниях также
было ограничено. Однако для евреев, которые приняли
православие, существовала система поощрений. Например, они
освобождались от налогов и всех социальных запретов.

37.

Вывод
во время правления Александра III: религиозная политика
была направлена на максимальное распространение
православия в стране. Правительство помогало Русской
православной церкви укреплять свои позиции и
распространять вероучения. В польских и прибалтийских
губерниях, Закавказье и Финляндии власть стремилась
достичь политического и культурного единообразия.
Завершился процесс христианизации нерусских народов
Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Одним из
условий лояльной политики правительства к нехристианским
религиям было их невмешательство в исповедание
православия.
English     Русский Правила