Похожие презентации:
Западная философия конца XIX – ХХ вв
1. Западная философия конца XIX – ХХ вв.
2. ПЛАН ЛЕКЦИИ.
1. Условия развития и характерные особенностизападноевропейской философии к.XIX - XX вв.
2. Позитивизм и неопозитивизм.
3. Возникновение иррационалистической
философии. «Философия жизни».
4. Философия экзистенциализма.
5. Религиозная философия ХХ в.
6. Философская герменевтика. Проблема
понимания в философии и медицине.
7. Психоанализ, его философское и медицинское
значение.
8. Феноменология.
3. ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии.
стремительность, масштабность ирадикальность изменений, происходящих в
мире и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.
4. Особенности западноевропейской философии ХХ в.
Разнообразие течений, проблем иметодов их решения.
Антропологическая проблематика.
5. Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники в жизни общества:
• Формирование основных направленийв оценке роли науки и техники
в жизни общества:
- Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление,
представители которого придают развитию науки
и техники ведущее значение в развитии
человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители
которого сосредотачивают внимание на
проблемах и опасностях, порождаемых научнотехническим прогрессом, высказывают
опасение, что развитие техники приводит к
утрате духовных, гуманитарных ценностей.
6. Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) –
• Иррационализм(лат. irrationalis – неразумное) –
один из определяющих принципов в
западной философии ХХ в., с позиций
которого возможности человеческого
разума подвергаются сомнению, а
основным способом познания
признаются его внерациональные
формы: инстинкт, интуиция, озарение.
7. Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:
• Формирование в философиивторой половины ХХ в.
принципа глобального эволюционизма:
- рассматривает мир и человечество как
единое целое,
- утверждает необходимость
общечеловеческого подхода
к решению проблем современного общества.
8. Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –
• Тенденция к формированиюсоциально-экологического типа
философствования –
способа теоретического осмысления
бытия, основанного на идее
взаимосвязи и взаимообусловленности
природного и социального,
необходимости сохранения
человечества и природной среды его
обитания.
9. Позитивизм
философское направление,в центре внимания которого
проблема науки как феномена культуры,
а также вопросы
методологии научного познания.
10. 1. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)
Основоположник –французский философ
Огюст Конт (1798 – 1857).
Учение о 3-х стадиях развития познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с
помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех
явлений).
«Наука сама себе философия».
11. 2. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.)
Бертран Рассел,Людвиг Витгенштейн,
Рудольф Карнап и др.
- логический позитивизм (все философские
проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все
философские и социальные проблемы
объясняются нарушением норм
использования языка).
12. 3. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.)
Карл Поппер,Томас Кун, Пол Фейерабенд,
Имре Лакатос.
Историческая школа в методологии
научного познания.
13.
Т.Кун: теория научных парадигм.Парадигма – принятый научным
сообществом образец подхода к научной
проблеме, совокупность суждений и методов
научной деятельности, принимаемых
определенной группой ученых.
П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь
бы абсурдной она ни была, которая не
способна улучшить наше познание».
14. Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в 70-х гг. ХIХ в. в Америке)
Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма
(возник в 70-х гг. ХIХ в. в Америке)
Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи.
Принцип оценки всех явлений с точки зрения
полезности, возможности служить средством
для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое
направление.
15. «Философия жизни» и экзистенциализм –
иррационалистические направления вфилософии конца ХIХ – нач. ХХ вв.,
противопоставляющее науке и разуму
интуицию и инстинкт.
16. «Философия жизни»
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).Ключевое понятие- «воля к жизни»первичная, не имеющая ни причины, ни
цели, недоступная познанию сущность мира.
Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».
17. Анри Бергсон (1859 – 1941)
Жизнь – поток переживаний,смена мыслей, образов,
ощущений, эмоций.
Этот поток – единственная
реальность, мировой процесс,
который, «проходя через все тела,
переходя от поколения к
поколению, … разделился между
индивидами, ничего не теряя в
своей силе, а скорее усиливаясь по
мере движения вперед».
18. Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.
Экзистенциализм –«философия существования» субъективно-идеалистическое направление,
формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.
Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и Л.Шестов.
Центральная категория– экзистенция
(существование).
19.
Основная идея – человек существует вчуждом ему мире.
Подлинная действительность – это
существование «своего Я», то есть
переживание своего бытия в мире.
Центральные категории: тревога,
страдание, вина, страх, боль, смерть.
Страх – главный принцип жизни человека.
М.Хайдеггер:«Предметом страха является
мир как таковой».
20. «…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве».
«Стоитли жизнь того,
чтобы ее прожить?»
21.
В решении этого вопросав экзистенциализме выделяются
2 направления:
1) религиозное (К.Ясперс, Н.Бердяев) возможность обретения свободы через Бога
2) атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр)
–возможность обретения свободы только
через погружение в сферу собственного
сознания.
22. Религиозная философия ХХ в.
1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).Отличие от томизма:
- внимание к проблемам современного мира и к
внутреннему миру человека;
- новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты
связывают с «интегральным гуманизмом»,
смысл которого - соединение ценностей
христианства и современного человечества.
23. 2) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг. ХХ в.
.2) Персонализм
(Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.)
формируется в 20-30-е гг. ХХ в.
В центре внимания – проблема свободы
личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия творчество и человеческая коммуникация.
24. 3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм).
Тейяр де Шарден(1881 – 1955) – французский
ученый-естествоиспытатель,
философ, священник.
Труд «Феномен человека» идея эволюции
Мира (Универсума).
25.
В эволюционном процессеТейяр де Шарден выделяет 4
этапа (4 главы книги):
преджизнь – этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап ноогенеза,
возникновения сферы разума
- ноосферы;
сверхжизнь – достижение
«точки Омега», высший этап
эволюции, где происходит
соединение в Боге всех
элементов – от атома до
разумного человечества.
26. НООСФЕРА –
оболочка вокруг Земли, развитиекоторой идет в направлении
«точки Омега».
На этапе ноосферы направление
эволюции контролируется коллективным
человеческим сознанием.
27. Философия герменевтики.
Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания
которого проблема понимания и тесно
связанные с ней проблемы языка.
В самостоятельную область герменевтика
выделилась в XIX в. в трудах немецких
философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер.
- в центре внимания проблема языка, которую
он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания.
Понимание - процесс поиска смысла.
28. Философия психоанализа (фрейдизм)
Психоанализ – философское ипсихологическое учение, а также метод
лечения психических заболеваний,
разработанные в трудах З Фрейда и его
последователей.
В основе психоанализа представление о
доминирующей роли бессознательного в
психике человека.
29. Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)
Основные работы:«Тотем и табу»,
«Психология
бессознательного»,
«Толкование сновидений» и др.
30.
• В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
«Я» – область сознания, контролирующая все
психические процессы;
«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных
норм и культурных запретов.
• Содержание бессознательного Фрейд сводит к
двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
• Сублимация – переключение энергии либидо
на социально одобряемые цели.
31. Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
швейцарскийпсихолог и социолог.
Центральное понятие «коллективное бессознательное.
Содержанием коллективного
бессознательного являются
врожденные образы, символы –
архетипы.
32. Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма.
Центральное понятие его учения –«социальное бессознательное» - совокупность
черт характера, возникающих у большинства
членов данной социальной группы в результате
общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а
общество, переориентировать его на принципы
гуманизма.
33. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ –
субъективно-идеалистическое направление.Основоположник – Э . Гуссерль (1859 – 1938).
Предмет философии – не окружающий мир, а
феномены сознания.
Феномены сознания – возникающие в сознании
смыслы предметов и событий.
В процессе познания феноменов сознания
человек конструирует «жизненный мир» –
основание культуры общества.
Центральное понятие феноменологии –
«интенциональность сознания», т.е. его
направленность на объект («нет объекта без
субъекта»).