Похожие презентации:
Этапы развития европейской философии XIX - XX вв
1. Этапы развития ЕВРОПЕЙСКОЙ философии XIX - XX вв.
2. Западная философия XIX в.
Предпосылкивозникновения
неклассической
философии
УТРАТА
веры в силы человеческого разума,
гуманистических идеалов,
представлений об обязательности
общественного прогресса.
3. Западная неклассическая философия XIX в.
• Общество неразумно ибесчеловечно.
• Переоценка ценностей
• «Европейский кризис может
быть диагностирован как кризис
всей классики» (Х. Ортега-иГассет).
• Переосмысление классики:
традиционализм
и антитрадиционализм.
4. Западная философия XIX-ХХ вв.
• Неклассическая философия Новоговремени - философия модерна
(середина XIX – середина ХХ вв.) :
Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)
Рационализм (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Иррационализм (С. Кьеркегор,
А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)
5. О. Конт
• Истинное знаниедостижимо лишь
позитивными
науками (точными
науками и естествознанием)
• Цель философии – стать
методологией позитивных
наук
• Социология –
«социальная
физика»
6. Позитивизм
• Наука - основной способ познания идуховного освоения мира человеком
• Научное познание основано на
естественнонаучном методе выявления
общих законов
• Основа познания - определенным
образом понятый опыт, к которому
сводятся все формы знаний
Преувеличение роли науки и научного
прогресса в решении человеческих
проблем
7. Рационализм
• К. Маркс, Ф. ЭнгельсУчение, ориентированное на науку и
рациональные методы познания
• Диалектический материализм
• Материальное производство –
источник общественного развития
• Общественное сознание определяется
общественным бытием
• Теория общественно-экономических
формаций (ОЭФ)
8. Рационализм
• ОЭФ (различаются по способампроизводства и обусловленным ими
типам социально-политических
отношений): первобытно-общинная,
рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая и
коммунистическая, переходным
этапом к которой является социализм
• Идея коммунизма – процедуры
уничтожения частной собственности и
наемного труда, в результате которой
общество будущего возьмет в свои руки
централизованное управление
средствами производства
9. Рационализм
• Исторический материализм• основные принципы диалектикоматериалистического понимания
истории
• формулировки наиболее общих
законов общественного развития
• формационный подход к
общественному развитию
• Учение о прогрессе и регрессе
10. Основные проблемы философии марксизма
• Систематизация диалектикоматериалистические идей• тезис о материальном единстве мира
• учение о формах движения материи и
их взаимосвязи
• определение роли практики
(материально-чувственной
деятельности) как основы познания
• единство теории и практики
11. Марксизм
• Диалектический материализм – философскаятеория, метод познания, созданный К. Марксом и Ф.
Энгельсом на основе переработки предшествующих
научных знаний и идей немецкой классической
философии (сочетает материалистический взгляд на
мир и диалектику – учение о всеобщих связях и
развитии мира)
• Исторический материализм – теория и метод
общественного развития, составная часть
марксистской философии
12. Иррационализм
• Иррационализм (от лат. неразумный,бессознательный) – направление в философии:
ограничивает или отрицает возможности разума в
познании, считает основой познания
внерациональные средства – интуицию,
воображение, волю, веру, мистическое «озарение».
• В центре внимания – вопросы, находящиеся вне
компетенции науки – «жизнь» как
иррациональное начало, жизненно-повседневный
опыт человека, проблемы нравственного выбора
личности.
• С. Кьеркегор – проблема индивидуального бытия
человеческой личности.
13. А. Шопенгауэр
• Учение о воле какнерациональном начале
мира
• Мир – обитель
страданий
• Уничтожение страданий
– через аскезу,
укрощение воли
(параллель с буддизмом)
14. А. Шопенгауэр
• «Мир как воля и представление»:существование мира в двух аспектах
• Мир – объект, представление субъекта
• Воля – сущность не только отдельного
человека, но и мира в целом
• Воля свободна и иррациональна, вне
пространства и времени
• Воля первична и непознаваема
рационально, познание и разум
вторичны
15. Ф. Ницше
• Учение о волек
власти как
движущей силе
мирового становления и
«вечного возвращения»
(критика идеи развития)
16. Ф. Ницше
• Мир – это наша жизнь, независимыйот нас мир не существует
• Действительность – борьба воль, в
которой большая побеждает меньшую
• Познание мира недоступно логике,
возможна лишь его интерпретация
(согласно своей воли к власти, мы
создаем свой мир)
17. Антихристианство и имморализм Ф. Ницше
• Критика христианства как религиисострадания, ослабляющей волю
• Переоценка ценностей религии и морали
• «Бог умер» - эра прихода сверхчеловека
• Замена «морали рабов» на «мораль господ»
• Сверхчеловек освобождается от иллюзий,
норм и запретов, возвращается к «невинной
совести хищного зверя»
• Ценности сверхчеловека: сила, отвага,
здравый рассудок, любовь и другие радости
жизни
18. Постнеклассическая философия
• Философияпостмодерна
(середина/конец ХХ
в. – настоящее
время).
• Информационная
революция.
• Мир и культура –
система знаков.
• Глобальный
эволюционизм и
плюральность истин.
19. В. Дильтей
• «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»• Жизнь – первичная
реальность
• Реальность – единый
поток переживаний
(«образов»)
• В основе мира –
творческая эволюция
20. А. Бергсон
• ИНТУИТИВИЗМ• Две стороны
реальности: материя
и жизнь
• Материя – процесс падения
вниз. Материальные вещи –
«угасшие остатки, искры
энергии» (интеллект)
• Жизнь устремлена вверх, как
жизненный порыв, процесс
творческой эволюции,
единый поток психических
энергий
• (инстинкт, интуиция)
21. Ч. Пирс
• ПРАГМАТИЗМ• Сущность человека –
действие
• Опыт - единственная
реальность
• Опыт периодически
порождает сомнения как
чувство
неудовлетворенности
Процесс познания
связан с созданием
верований,
позволяющих
избавиться от сомнения
Истина - верование,
которое полезно,
приносит успех на
практике.
22. М. Хайдеггер
• ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ• Философия
существования
• Личностное бытие
(экзистенция)
предшествует родовой
сущности человека
• За пределами
экзистенции- великое
ничто.
23. Экзистенциализм
• Уникальное бытие отдельногочеловека, его экзистенция –
непосредственное переживание им
самим своей собственной жизни как
наиважнейшей и наиболее близкой
реальности
• Человек вынужден все время
противостоять угрозам уничтожения,
защищать свое существование
24. К. Поппер
• ПОСТПОЗИТИВИЗМ• Исторический
анализ науки, т.е.
исследование
«роста» научного
знания
• Принцип
фальсификации
(опровержимости)
• Принцип демаркации :
• (отделения научного
знания от ненаучного)
25. Х. –Г. Гадамер
• ГЕРМЕНЕВТИКА• «Существовать –
значит быть
понятым»
• Проблемы понимания,
интерпретации,
истолкования
Онтологический
характер
герменевтического
круга: для понимания
целого необходимо
понять его отдельные
части, но для понимания
отдельных частей нужно
иметь представление о
содержании целого
26. Э.Гуссерль
• ФЕНОМЕНОЛОГИЯ• Интенциональность
– направленоость
сознания на объект
• Воздержание от
суждений о
существовании
предметов: устранение
из сознания мыслей и
переживаний о субъекте
и предмете познания
27. К. Леви-Стросс
• СТРУКТУРАЛИЗМ• Основное внимание в
исследовании нужно
уделять структурам, а не
субъектам
• Анализ структуры языка
• Поиск базовых кодов
культуры, искусства,
политики и др.
28. З. Фрейд
• ПСИХОАНАЛИЗ• Анализ роли
бессознательного в
структуре личности
и в развитии
культуры
• Бессознательное Оно
конфликтует с
сознанием Я, которое
находится под гнетом
запретов, норм и
моральных ограничений
Сверх-Я
• Оно и Я – лошадь и
всадник
29. Э. Фромм: «быть, а не иметь»
• Cоциальноебессознательное –
вытесненные из сознания
человека социумом
гуманизм, творчество,
свобода
• Гуманистический
психоанализ - целитель
души (не приспособление, а
реализация
индивидуальности)
30. Ж.Деррида
• ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ• Недоверие к
универсальному
целостному знанию
• Обнаружение за всеми
культурными
продуктами и
мыслительными
схемами языка власти и
власти языка.
• Идеи различия и
множественности.
31. Западная философия XVII-XVIIIвв.
• Классическая философия –натурфилософская механистическая картина
мира.
• Цель философии – познание мира и человека
с помощью опыта и разума.
• Пространство и время – абсолютные
величины.
• Идеалистическая диалектика.
• Субъект познания противостоит объекту.
• Общество разумно и гуманно.
32. Западная философия XIX-ХХ вв.
• Неклассическая философия - признание целостности(рационализм) и раздробленности (иррационализм)
бытия. Причинность и детерминизм.
• Цель философии –исследование и изменение
общества и человека.
• Вселенная – материальный пространственновременной континуум.
• Материалистическая диалектика.
• Эволюционизм явлений природы и относительность
научного факта.
• Связь объекта и субъекта познания.
• Общество неразумно и негуманно.
• Контрастность философских концепций: рационализм
и иррационализм.
33. Западная философия XX-ХХI вв.Философия постмодерна
• Постнеклассическая философия(середина/конец ХХ в. – настоящее время).
• Отказ от целостности бытия, обращении к частностям.
• Цель философии: освобождение от рабства стандартов,
стереотипов мышления. Множественность истин.
• Информационная революция.
• Вселенная не стационарна. Синергетика и
коэволюция.
• Мир устроен не рационально и не познаваем в полной
мере. Нет жесткой связи и причинной зависимости
между прошлым и будущим.
• «Смерть субъекта» (М. Фуко): «человек – часть текста
(а не его создатель).
34. Задание
• 1. Специфика философского знания эпохимодерна и постмодерна: неклассической и
постнеклассической философии (3-5
примеров).
• 2. Проблема рационализма и
иррационализма в западной философии (2-3
концепции по выбору).
• 3. Внести записи в таблицу по теме:
«Западная философия XX-XXI вв.».
35.
Спасибо
за внимание!